СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ»

      Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности   Педагог-психолог: Пономаренко А.Н .

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности

Педагог-психолог: Пономаренко А.Н .

  К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с    замедленным и ограниченным восприятием; недостатком развития моторики  недостатками речевого, сенсорного развития; недостатком развития мыслительной деятельности;  недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелами в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;  недостатком в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с

  • замедленным и ограниченным восприятием;
  • недостатком развития моторики
  • недостатками речевого, сенсорного развития;
  • недостатком развития мыслительной деятельности;
  • недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательная активность;
  • пробелами в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
  • недостатком в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Дети-инвалиды К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Дети-инвалиды

К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Услуги, предоставляемые детям с ОВЗ и имеющими инвалидность группы кратковременного пребывания и полного дня, Интеграционные , инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными и другими видами нарушений, создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ

Услуги, предоставляемые детям с ОВЗ и имеющими инвалидность

  • группы кратковременного пребывания и полного дня,
  • Интеграционные , инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными и другими видами нарушений,
  • создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ
Цель психолого-педагогического сопровождения  создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Цель психолого-педагогического сопровождения

создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

 Задачи психолого-педагогического сопровождения:    выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;  осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);  возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями) Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ Реализация индивидуальной программы или маршрута Проведение промежуточной диагностики и анализ Консультирование родителей

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение

  • Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
  • Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
  • Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ
  • Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
  • Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
  • Реализация индивидуальной программы или маршрута
  • Проведение промежуточной диагностики и анализ
  • Консультирование родителей
Индивидуально-образовательный маршрут  Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития

Индивидуально-образовательный маршрут

Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития

Задачи маршрута сопровождения.   развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей) осуществление полноценной адаптации в группе сверстников проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми подготовка к школьному обучению оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка

Задачи маршрута сопровождения.

  • развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)
  • осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
  • проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
  • подготовка к школьному обучению
  • оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка
Комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута Возраст ребенка Состояние здоровья Уровень готовности к усвоения ООП Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам Профессионализм специалистов образовательного учреждения возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома  Возможность материально-технической базы ОУ Особенности интересов и потребностей ребенка и  его семьи в достижении необходимого образовательного результата

Комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута

  • Возраст ребенка
  • Состояние здоровья
  • Уровень готовности к усвоения ООП
  • Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам
  • Профессионализм специалистов образовательного учреждения
  • возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома

  • Возможность материально-технической базы ОУ
  • Особенности интересов и потребностей ребенка и

его семьи в достижении необходимого образовательного результата

Информация для родителей О предельно-допустимой норме учебной нагрузки Об основных образовательных программах О дополнительных коррекционно-развивающих программах О содержании психолого-педагогической коррекции О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут

Информация для родителей

  • О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
  • Об основных образовательных программах
  • О дополнительных коррекционно-развивающих программах
  • О содержании психолого-педагогической коррекции
  • О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут
Индивидуально-образовательный маршрут  Ф.И.ребенка_________________________  на 20__ - 20__ учебный год  Наименование программы:_______________________________________  режим пребывания:____________________________________________ Направление работы специалиста Количество часов в неделю Психолого-педагогическая помощь (педагог-психолог ) Время проведения Дефектологическая, логопедическая помощь (логопед) Использование программ и технологий Общеразвивающая подготовка (воспитатели, физинструктор, музыкальный руководитель) Форма проведения занятия Ф.И.О специалиста

Индивидуально-образовательный маршрут Ф.И.ребенка_________________________ на 20__ - 20__ учебный год Наименование программы:_______________________________________ режим пребывания:____________________________________________

Направление работы специалиста

Количество часов в неделю

Психолого-педагогическая помощь (педагог-психолог )

Время проведения

Дефектологическая, логопедическая помощь (логопед)

Использование программ и технологий

Общеразвивающая подготовка (воспитатели, физинструктор, музыкальный руководитель)

Форма проведения занятия

Ф.И.О специалиста

Принципы работы с детьми с ОВЗ Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.  Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).  Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.  Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.  

Принципы работы с детьми с ОВЗ

  • Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
  • Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
  • Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
  • Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

 

Методы и формы работы с детьми Сказкотерапия Игротерапия Релаксация Песочная терапия Психогимнастика

Методы и формы работы с детьми

  • Сказкотерапия
  • Игротерапия
  • Релаксация
  • Песочная терапия
  • Психогимнастика
Примерный перечень документации педагога, ведущего занятия с ребенком-инвалидом. 1.  Приказ о зачислении ребенка. 2.  Приказ о начале занятий с ребенком. 3.  Договор между ДОУ и родителем (законным представителем). 4.  Психолого-педагогическая характеристика на ребенка. 5.  Индивидуальная коррекционная программа для ребенка- инвалида или образовательный маршрут. 6.  Примерный объем образовательной нагрузки на ребенка. 7.  Расписание занятий на месяц (по неделям). 8.  Календарное планирование. 9.  Итоги обследования знаний и умений ребенка 3 раза за учебный год. 10.  По итогам работы проводится анализ работы с указанием реализации задач, при наличии отрицательных результатов указать причины, поставить задачи на следующий год.

Примерный перечень документации педагога, ведущего занятия с ребенком-инвалидом.

  • 1. Приказ о зачислении ребенка.
  • 2. Приказ о начале занятий с ребенком.
  • 3. Договор между ДОУ и родителем (законным представителем).
  • 4. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
  • 5. Индивидуальная коррекционная программа для ребенка- инвалида или образовательный маршрут.
  • 6. Примерный объем образовательной нагрузки на ребенка.
  • 7. Расписание занятий на месяц (по неделям).
  • 8. Календарное планирование.
  • 9. Итоги обследования знаний и умений ребенка 3 раза за учебный год.
  • 10. По итогам работы проводится анализ работы с указанием реализации задач, при наличии отрицательных результатов указать причины, поставить задачи на следующий год.
Карта развития ребенка с ОВЗ Ф.И.ребенка Дата рождения Образовательное учреждение Возрастная группа Дата поступления в ДОУ Антропометрические данные Группа здоровья Физкультурная группа Диагноз Рекомендации ПМПК

Карта развития ребенка с ОВЗ

  • Ф.И.ребенка
  • Дата рождения
  • Образовательное учреждение
  • Возрастная группа
  • Дата поступления в ДОУ
  • Антропометрические данные
  • Группа здоровья
  • Физкультурная группа
  • Диагноз
  • Рекомендации ПМПК

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка

Представление воспитателя на ребенка

(для ПМПК)

  • Ф.И.О.ребенка________________________________________________
  • Дата рождения______________Адрес_____________________________
  • ДОУ_________________________________________________________
  • Цель обращения в ПМПК_______________________________________
  • Сведения о семье______________________________________________
  • Знания и представления об окружающем ___________________________
  • Физическое развитие (группа здоровья, недостаточно развит, быстро устает, часто болеет, плохо ест, трудно засыпает и т.д.)_______________________
  • Поведение в группе (восприятии требований воспитателя, неуверен, боязлив, плаксив без видимой причины, двигательная и речевая расторможенность и т.д.)_____________________________________________________________
  • Игра и общение с детьми и взрослыми (играет один, конфликтует с детьми, не умеет поддерживать игру, малоконтактен со взрослыми, соблюдает правила и т.д.______________________________________________________
  • Социально-бытовые навыки самообслуживания, помощь воспитателю и детям, любимое занятие и т.д.________________________________________
  • Отношение к занятиям и их успешность (способность контролировать свою деятельность, нуждается в помощи, постоянном контроле воспитателя, с трудом овладевает необходимым объемом знаний, неусидчив, не доводит дело до конца, мешает детям, способен понять и принять инструкцию, отношение к неудаче и т.д.__________________
  • _____________________________________________________________________________
  • Темповые характеристики деятельности (сонлив, вял в течение дня, медлителен, невнимателен и т.д.___________________________________________________________
  • Эмоциональное состояние в различных ситуациях (раздражение, агрессия, испуг и т.д.)
  • Доминируют увлечения и интересы _____________________________________________
  • Общие выводы и впечатления о ребенке
  • Дата___________ Воспитатель___________________
  • Заведующий _____________________
  •