Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ»
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности
Педагог-психолог: Пономаренко А.Н .
К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с
- замедленным и ограниченным восприятием;
- недостатком развития моторики
- недостатками речевого, сенсорного развития;
- недостатком развития мыслительной деятельности;
- недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательная активность;
- пробелами в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
- недостатком в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Дети-инвалиды
К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
Услуги, предоставляемые детям с ОВЗ и имеющими инвалидность
- группы кратковременного пребывания и полного дня,
- Интеграционные , инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными и другими видами нарушений,
- создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ
Цель психолого-педагогического сопровождения
создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение
- Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
- Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
- Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ
- Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
- Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
- Реализация индивидуальной программы или маршрута
- Проведение промежуточной диагностики и анализ
- Консультирование родителей
Индивидуально-образовательный маршрут
Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития
Задачи маршрута сопровождения.
- развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)
- осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
- проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
- подготовка к школьному обучению
- оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка
Комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута
- Возраст ребенка
- Состояние здоровья
- Уровень готовности к усвоения ООП
- Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам
- Профессионализм специалистов образовательного учреждения
- возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома
- Возможность материально-технической базы ОУ
- Особенности интересов и потребностей ребенка и
его семьи в достижении необходимого образовательного результата
Информация для родителей
- О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
- Об основных образовательных программах
- О дополнительных коррекционно-развивающих программах
- О содержании психолого-педагогической коррекции
- О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут
Индивидуально-образовательный маршрут Ф.И.ребенка_________________________ на 20__ - 20__ учебный год Наименование программы:_______________________________________ режим пребывания:____________________________________________
Направление работы специалиста
Количество часов в неделю
Психолого-педагогическая помощь (педагог-психолог )
Время проведения
Дефектологическая, логопедическая помощь (логопед)
Использование программ и технологий
Общеразвивающая подготовка (воспитатели, физинструктор, музыкальный руководитель)
Форма проведения занятия
Ф.И.О специалиста
Принципы работы с детьми с ОВЗ
- Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
- Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
- Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
- Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
Методы и формы работы с детьми
- Сказкотерапия
- Игротерапия
- Релаксация
- Песочная терапия
- Психогимнастика
Примерный перечень документации педагога, ведущего занятия с ребенком-инвалидом.
- 1. Приказ о зачислении ребенка.
- 2. Приказ о начале занятий с ребенком.
- 3. Договор между ДОУ и родителем (законным представителем).
- 4. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
- 5. Индивидуальная коррекционная программа для ребенка- инвалида или образовательный маршрут.
- 6. Примерный объем образовательной нагрузки на ребенка.
- 7. Расписание занятий на месяц (по неделям).
- 8. Календарное планирование.
- 9. Итоги обследования знаний и умений ребенка 3 раза за учебный год.
- 10. По итогам работы проводится анализ работы с указанием реализации задач, при наличии отрицательных результатов указать причины, поставить задачи на следующий год.
Карта развития ребенка с ОВЗ
- Ф.И.ребенка
- Дата рождения
- Образовательное учреждение
- Возрастная группа
- Дата поступления в ДОУ
- Антропометрические данные
- Группа здоровья
- Физкультурная группа
- Диагноз
- Рекомендации ПМПК
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка
Представление воспитателя на ребенка
(для ПМПК)
- Ф.И.О.ребенка________________________________________________
- Дата рождения______________Адрес_____________________________
- ДОУ_________________________________________________________
- Цель обращения в ПМПК_______________________________________
- Сведения о семье______________________________________________
- Знания и представления об окружающем ___________________________
- Физическое развитие (группа здоровья, недостаточно развит, быстро устает, часто болеет, плохо ест, трудно засыпает и т.д.)_______________________
- Поведение в группе (восприятии требований воспитателя, неуверен, боязлив, плаксив без видимой причины, двигательная и речевая расторможенность и т.д.)_____________________________________________________________
- Игра и общение с детьми и взрослыми (играет один, конфликтует с детьми, не умеет поддерживать игру, малоконтактен со взрослыми, соблюдает правила и т.д.______________________________________________________
- Социально-бытовые навыки самообслуживания, помощь воспитателю и детям, любимое занятие и т.д.________________________________________
- Отношение к занятиям и их успешность (способность контролировать свою деятельность, нуждается в помощи, постоянном контроле воспитателя, с трудом овладевает необходимым объемом знаний, неусидчив, не доводит дело до конца, мешает детям, способен понять и принять инструкцию, отношение к неудаче и т.д.__________________
- _____________________________________________________________________________
- Темповые характеристики деятельности (сонлив, вял в течение дня, медлителен, невнимателен и т.д.___________________________________________________________
- Эмоциональное состояние в различных ситуациях (раздражение, агрессия, испуг и т.д.)
- Доминируют увлечения и интересы _____________________________________________
- Общие выводы и впечатления о ребенке
- Дата___________ Воспитатель___________________
- Заведующий _____________________
-