СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка из опыта работы.Преемственность между образовательными организациями.

Просмотр содержимого документа
««Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе»»

Щеулина Ольга Владимировна,

педагог-психолог МОУ «Лицей №23

п. Белоозерский.


«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного

процесса в школе»

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Это новый этап его жизни, где предстоит осваивать новые формы деятельности, вырабатывать новые формы отношений со  взрослыми и сверстниками.

        Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? Здесь большую помощь может оказать взаимосвязь детского сада и школы. Воспитатель совместно с психологом выявляет готовность детей к обучению в школе, познавательные способности, состояние речи и особенности их социального развития. Нам же в школе без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная работа психологов, учителя и воспитателя дает возможность детям с разным уровнем развития и разным уровнем подготовленности чувствовать себя комфортно в школе.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

Наблюдения за первоклассниками показывают, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей адаптируется в течение двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию,  преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу  выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами ( дерутся , капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности  и в усвоении  учебных программ.

Стоить отметить, что в каждом классе есть дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с  этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации.

Чтобы обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе, обеспечить благополучное развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей необходимо продуктивное сотрудничество школы и дошкольного учреждения, в основе  которого заложены принципы: преемственности, доступности, непрерывности.

Часто в школу приходят дети читающие, считающие, но не умеющие наблюдать и сравнивать. Это недостаточное развитие внимания и образного мышления, а также умения выполнять элементарные речевые творческие задания. Для решения этих проблем разработана программа преемственности детского сада и школы, которая помогает обеспечить мягкий переход ребенка на следующую ступень образования.

Нами проводится работа по программе «Тропинка к своему Я» под редакцией О.В. Хухлаевой., где большое внимание уделяется методу сказкотерапии. Эта программа рассчитана для работы в детском саду с дальнейшим продолжением работы в школе.

Сказкотерапия – уникальный и самый древний метод врачевания души, она работает в любом возрасте. Начиная с самого детства с помощью сказки наши предки, передавали малышам знания о природе и социуме, рассказывали о добре и зле. Лечение сказками. Разве это возможно?

К.И.Чуковский писал так: «По- моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность-эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою»

На сегодняшний день очень много различных авторских разработок по сказкотерапии.

Сказкотерапия для детей школьного возраста помогает им раскрыться и избавиться от волнующих проблем. Для младших школьников я использую сказки, в сюжете которых присутствует волшебство, а в работе с подростками и родителями применяю уже сказки-притчи, ведь они несут смысл жизненной философии.

Таким образом, сказка затрагивает всех участников образовательного процесса и никого не оставляет равнодушным.