Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса дошкольной образовательной организации
Громак Н. И., старший преподаватель
кафедры менеджмента образования
и психологии ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования – один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должно жить учреждение дошкольного образования. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.
На уровне каждой дошкольной образовательной организации задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач разностороннего развития, обучения, воспитания и социализации.
Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Предметом деятельности – ситуация всестороннего развития воспитанника, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.
Целью психолого-педагогического сопровождения разностороннего развития воспитанника в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в определенном возрасте.
Целью деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения является содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении детей.
В основу сопровождения всестороннего развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, комплексный подход к сопровождению.
Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников необходимо выделять следующие направления работ:
обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение воспитанников в повседневной жизни;
коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
обучение воспитанников способам выражения эмоций, выразительным движениям;
расширение знаний педагогов дошкольного образовательного учреждения о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
информационно-аналитическое обеспечение;
оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность, технологичность и руководствуются следующими направлениями:
профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);
диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);
консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах всестороннего развития, воспитания и образования);
развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении);
коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики);
просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности воспитанников, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).