СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска» Усть-Ордынского аграрного техникума (из опыта работы)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специалисты системы сопровождения должны в комплексе подходить к решению проблем обучающихся, качественно организовывать профилактическую работу. Взаимодействие разных специалистов в решении проблем подростков является трудной задачей, но это единственное, что позволит рассматривать проблемы с разных сторон, учитывать разные точки зрения на одну и ту же проблему.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска» Усть-Ордынского аграрного техникума (из опыта работы)»

УДК 377.5


Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска» Усть-Ордынского аграрного техникума

(из опыта работы)


Наталья Витальевна Кизима

Россия, п. Усть-Ордынский

aspiri69@mail.ru


Kizima Natalia Vitalievna,

Russia, Ust-Ordynsky


Аннотация. В статье рассматривается опыт работы социально-психологической службы техникума по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся «группы риска».

Annotation. The article discusses the experience of the socio-psychological service of the technical school for psychological and pedagogical support of students of the "risk group".

Ключевые слова: группа риска, профилактика, сопровождение.

Keywords: risk group, prevention, maintenance.


Единство учебно-воспитательного процесса - это счастливый миг педагогического труда.

Слабая мотивация получения будущей профессии, низкий интеллектуальный уровень, невоспитанность, неумение учиться и трудиться порождают большие проблемы в обучении и воспитании студентов средних специальных учебных заведений.

Негативные социально-психологические факторы, травмирующие и разрушающие личность ребёнка, могут носить кратковременный единичный характер, а могут повторяться в течении длительного времени. Травмированный подросток нуждается в помощи специалиста и в реабилитационной работе; без этого травма приводит к личностным изменениям, которые проявляются в неадекватном поведении.

Дети «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой - на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Именно такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними.

С 2014 года в техникуме создана социально-психологическая служба, основной целью которой является обеспечение условий, способствующих развитию, самореализации, социализации, сохранению физического, психологического и социального здоровья воспитанников в процессе обучения.

Работа с «группой риска» в техникуме строится в соответствии с: планом заседаний Совета профилактики; планом совместных мероприятий по профилактике правонарушений с ГДН МО МВД России «Эхирит-Булагатский»; программой коррекции агрессивного поведения подростков; программой психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска».

Работа проводится по следующим направлениям:  создание банка данных на обучающегося; изучение особенностей семьи обучающегося, плановые и контрольные посещения семьи (составление актов обследования)и профилактические беседы;        систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающегося; беседы с преподавателями-предметниками с целью выяснения уровня подготовки обучающихся к знаниям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях; индивидуальные беседы с обучающимся;   вовлечение в кружки, секции, общественно-полезную деятельность, участие в  мероприятиях техникума, контроль за проведением досуга и свободного времени;  приглашение на заседание Совета профилактики по предупреждению правонарушений обучающимся;    контроль за организацией каникулярной занятости;      профилактика вредных привычек через различные акции, классные часы, беседы со специалистами.

Основные задачи работы социально-психологической службы с обучающимися «группы риска»: социальная адаптация, социальная реабилитация, мероприятия по защите прав, оказание помощи семье, организация обучения, отдыха, трудоустройство.

Этапы работы социально-психологической службы в техникуме с обучающимися «группы риска»:

1. на основании банка данных классных руководителей формируем общий банк данных по техникуму обучающихся «группы риска».

2. планируем работу с обучающимися и семьями «группы риска», включая взаимодействия с классными руководителями, мастерами производственного обучения.

3. изучаем медико-психологические, возрастные, личностные особенности подростков, их способности, интересы, отношение к техникуму, учебе, поведение, круг общения, выявляем позитивные и негативные влияния в структуре личности обучающихся.

4. изучаем материальные и жилищные условия подопечных, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Взаимодействуем с различными социальными службами: Отделом опеки и попечительства, отделом социальной защиты населения Эхирит-Булагатского района, КДН, здравоохранения.

Социально-педагогическую работу осуществляем в следующих формах:

индивидуальная форма: беседы с подростком и его родителями (законными представителями) на морально-нравственную тематику, проводим оценку поведения в социальном окружении, в техникуме, отношение к родителям/между родителями (законными представителями); социально-педагогическое консультирование по выявлению и разрешению проблем родительских отношений; методы внушения, убеждения, контроля.

групповая форма: групповые беседы по проблемам организации безопасности жизнедеятельности подростка в социальном контексте; социально-педагогические тренинги в зависимости от выявленных проблем, с привлечением инспекторов ГДН, ГУФСИН, компетентных специалистов в области санитарно-гигиенической службы.

Таким образом, в своей работе социально-психологическая служба использует такие методы деятельности, как наблюдение, анкетирование, беседа с родителями (законными представителями) и преподавателями, обучающимися.

Одним из действенных методов коррекции поведения обучающихся является проведение заседания Совета профилактики.

Алгоритм действий Совета по профилактике техникума правонарушений по факту совершения ребенком правонарушения выглядит следующим образом:

  1. Поступление информации от субъектов профилактики о совершении ребенком правонарушения.

  2. Информирование всех лиц, заинтересованных в профилактической работе, по данному факту (педагогический коллектив, родителей (законных представителей).

  3. Внесение полной информации о несовершеннолетнем, совершившем общественно-опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности, в карту учета.

  4. Постановка несовершеннолетнего на учет в техникуме.

  5. Составление индивидуальной карты социального сопровождения несовершеннолетнего с привлечением всех специалистов системы профилактики.

  6. При необходимости подготовка и направление материала в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, личное участие в заседании – представление интересов подростка.

  7. Закрепление над несовершеннолетним руководителей групп для контроля за поведением.

  8. Ведение банка данных несовершеннолетних данной категории.

В техникуме нет ярко выраженных асоциальных обучающихся, но ежегодно на первый курс поступают ребята, уже состоящие на учёте в ГДН. И наша первостепенная задача, работать с таким подростком, для того, чтобы реабилитировать, изменить, адаптировать к нормальной жизни.

Таким образом, с каждым состоящим на учёте проводится следующая работа:

- Определяются связи, ближайшее окружение и места концентрации данных обучающихся (оформляется в личном деле);

- Организуется постоянный контроль за посещаемостью и успеваемостью со стороны классных руководителей и мастеров производственного обучения.

- Проводится диагностика на определение ценностных ориентиров, характерологических особенностей личности, самооценки данных обучающихся, разрабатываются рекомендации для дальнейшей коррекции поведения.

- Проводятся регулярные беседы мастерами производственного обучения, классными руководителями, социальным педагогом и психологом с обучающимися. При индивидуальных беседах оказывается поддержка родителям (законным представителям) в решении личностных проблем: подготавливаются рекомендации, прорабатываются элементы психолого-педагогического воздействия.

- Разрабатываются индивидуальные планы сопровождения и ведётся работа по их реализации с данными обучающимися;

- Организовано привлечение к участию в коллективных творческих делах;

Для профилактики и предупреждения правонарушений среди обучающихся организуется проведение мероприятий по профилактике запрета курения, употребления алкоголя при проведении декад по профилактике и предупреждению правонарушений с приглашением работников прокуратуры, инспекторов ГДН, отдела ГИБДД, ГУФСИН, Комплексного центра Эхирит-Булагатского района по социальной работе, работников здравоохранения по вопросам здорового образа жизни.

Основные формы работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся: индивидуальные беседы, на родительских собраниях, посещение на дому. Данная работа с родителями (законными представителями), к сожалению, не всегда даёт положительные результаты. Некоторые из них самоустраняются от выполнения своих обязанностей, перекладывая ответственность на образовательное учреждение и учреждения системы профилактики. Стараемся применить все методы воздействия: метод воспитания, метод побуждения, метод порицания, метод поощрения.

Все проводимые профилактические мероприятия с данными обучающимися способствуют тому, что есть позитивные изменения в лучшую сторону.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующий вывод:

Основная отличительная особенность детей «группы риска» заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители (законные представители), они посещают обычные образовательные учреждения), но фактически в силу причин различного характера, от них независящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, - права на уровень жизни, необходимой для их полноценного развития, и права на образование.

Специалисты системы сопровождения должны в комплексе подходить к решению проблем обучающихся, качественно организовывать профилактическую работу. Каждый из нас должен понимать, что взаимодействие разных специалистов в решении проблем подростков является трудной задачей, но это единственное, что позволит рассматривать проблемы с разных сторон, учитывать разные точки зрения на одну и ту же проблему.


Библиографический список, ссылки

  1. https://urok.1sept.ru/articles/520859?ysclid=lnyadah7v3382868365

  2. https://mznsrk.obramur.ru/upload/iblock/132/a2q0hej9eu6jo74cb3xdnsl3pryl2x4a.pdf

  3. https://moluch.ru/archive/51/6578/?ysclid=lnyai9czsz259428508