СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе»»

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе»

В современной системе образования особое место занимает личностно-ориентированный подход к ребенку. Сегодня недостаточно просто передать стандартный объем знаний подрастающему поколению. Важно способствовать становлению гармоничной личности ребенка. Для реализации такой задачи требуется внимательно исследовать желания и возможности, способности каждого ученика. В связи с развитием таких тенденций в мировом обществе, появилось и повышенное внимание психологов, педагогов к вопросу одаренности детей.

Исследователи предположили, что одаренный ребенок - это не дар природы или божественных сил. Авторы идеи «чистого листа» («табулы расы») утверждают, что дети рождаются без наследственных способностей, какой-либо предрасположенности к неординарной мыслительной деятельности. А на формирование гениальности влияют социальная среда и воспитание. Такие взгляды имеют место и в современном обществе. И в них есть определенная доля правды - действительно, окружающая среда оказывает большое влияние на развитие способностей детей, но исключать природные задатки человека, генетическую предрасположенность никак нельзя.

Интересны идеи К. Сототина: этот автор утверждает, что одаренным может стать каждый человек в результате проведения регулярных упражнений. И, наоборот, врожденные способности могут бесследно исчезнуть, если их не развивать.

В своей педагогической работе с детьми я использую исследовательский метод обучения. Детям нравится быть участниками исследовательской работы. Ребята с разным уровнем подготовки становятся участниками исследовательской работы. Начиная с первого класса, ученики становятся «юными исследователями» той или иной проблемы. Ребятам нравится искать пути решения кого- либо вопроса, раскрывая тему исследования. Отвечать на вопросы, составлять анкеты для одноклассников, родителей, учителей. Побывать в роли учителя, раскрывая тему своей исследовательской деятельности.

Талантливый ребенок часто создает собственный стиль выполнения какой-либо деятельности, владеет навыками структурирования, обобщения, анализа, а также отличается особым типом обучаемости. Поэтому работа с одаренными детьми на уроке требует индивидуально-личностного подхода. Мотивационный аспект проявляется в следующем:

у ребенка отмечается повышенный интерес к каким-либо видам деятельности;

малыш отличается познавательной активностью, склонностью к исследованию, анализу явлений;

стремление к самосовершенствованию, неприятие готовых стандартных ответов на поставленную задачу;

повышенная избирательность (например, предвзятое отношение к предметам художественного искусства, музыки и другое).

Нередко одаренные дети дошкольного возраста выявляются педагогом именно по мотивационным признакам — такие малыши отличаются высоким стремлением к познанию окружающего мира, готовы к экспериментированию, поиску нестандартных путей решения проблемных ситуаций. Но не всегда у ребенка возникает интерес к работе, и тут должен учитель помочь ребенку раскрыть свой потенциал. Например, на уроках изобразительного искусства учитель видит у ребенка способности к живописи, но у малыша нет желания раскрывать свои способности, или нет возможности у родителей записать ребенка в школу искусств. В данной ситуации я, как учитель поступаю следующим образом. В ГПД провожу тематическое занятие по изобразительному искусству. Предлагаю ребятам сделать выставку работ по заданной тематике. Дети выполняют работу, делают выставку, обсуждают свои работы. Что получилось, а что нет. Ребенка захватывает творческий процесс. Ему нравятся положительные отзывы о своей работе. А дальше учитель предлагает участвовать в различных муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах. Учитель заранее объясняет ребенку, о том, что цель участия в конкурсах показать свои работы, услышать мнение окружающих, взвесить все «за» и «против». И идти дальше. Стремиться к лучшим результатам. Ведь ты способный, у тебя всё получится! Ребенок начинает верить в себя, в сои способности.

В каждом классе всегда встречается ребенок, который не всегда проявляет активность, молчит, не стремится быть замеченным. Среди таких детей есть одаренные дети. В своей работе я стараюсь у таких детей раскрывать способности. Зачастую они не верят в себя, иногда можно услышать от родителей не лестные отзывы о своих детях. Поэтому, я для себя ставлю главную задачу, раскрыть потенциал у ребенка. Например, ученик смущается, когда рассказывает стихотворение наизусть. Чтобы исчезло смущение, боязнь аудитории, я начинаю работать с ребенком. Проявляю к нему внимание и заботу, стараюсь при малейшей удачи хвалить, поощрять. Давать задания на аудиторию. Ребенок привыкает к аудитории класса. У него появляется интерес к публичному выступлению. В дальнейшем ребенок сам предлагает участие в конкурсах, праздниках, выступлениях. Самое главное у детей, получается, проявить себя.

В каждом классе есть творческие дети, которые хорошо поют, читают стихи, увлекаются шитьем. Почему бы не заинтересовать детей, не показать обществу, на что способны эти дети. Не всегда удается в рамках урочной деятельности раскрыть способности. Поэтому на помощь приходят занятия в кружках, группе продленного дня. Так на уроке технологии я узнала из беседы с детьми, что в классе есть дети, которые шьют куклы – обереги. Я заинтересовала ребят этой темой. В результате появился исследовательский проект о куклах – оберегах. Дети проводили анкетирование, показали одноклассникам мастер- класс по изготовлению кукол в группе продленного дня, выступили с данным проектом на муниципальном и региональном уровне.

Существуют особенности работы с одаренными детьми. В обществе бытует мнение, что такие дети не нуждаются в руководстве и контроле взрослого. На самом деле все совсем наоборот. Дети, обладающие талантом, нуждаются в постоянной помощи старших наставников. Так, одаренные дети вовсе не понимают своего «статуса», который присвоили им взрослые. Только под непосредственным руководством педагога можно развивать, раскрывать новые горизонты таланта. Работа с одаренными детьми в классе состоит в том, чтобы найти правильный подход к ученику, стать старшим товарищем, помощником в реализации задуманных проектов.

Особенности работы с одаренными детьми заключаются также в том, чтобы продолжить развивать их способности в рамках дополнительного образования. Так, указанная система на сегодняшний день стала не вспомогательным методом воспитания школьников, а полноценным самостоятельным направлением, занимающимся выявлением и развитием способностей детей.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие стратегии обучения одаренных детей:

Углубление знаний.

Изучение учебного материала ускоренными темпами.

Создание проблемных ситуаций для самостоятельного решения их детьми.

Обогащение материала.

Государственная поддержка одаренных детей

Государство заинтересовано в воспитании одаренных талантливых детей. Поэтому с учетом психолого-педагогических особенностей работы с одаренными детьми была разработана целевая программа РФ «Дети России». В ее содержание входит подпрограмма «Одаренные дети», целью которой является создание условий для выявления и развития талантливых детей на государственном уровне. В рамках данной подпрограммы проводятся мной следующие мероприятия: всероссийские олимпиады по отдельным учебным предметам; олимпиады, конкурсы, соревнования в рамках дополнительного образования.

Таким образом, выявление и развитие одаренных детей — важная задача мировой общественности. Ведь в руках талантливых, креативных, способных к гибкому нестандартному мышлению людей находится будущее развитие цивилизованного современного общества.