Психолого – педагогическое сопровождений одаренных детей в ДОУ
Упражнение «Разрядка»
1. Какой цвет больше всего нравится
2. Первая буква Вашего имени
3. Месяц Вашего рождения
- Красный
- Черный
- Зеленый
- Голубой
- Желтый
4. Белый или черный?
6. Больше нравится летать или ездить?
7. Океан или озеро?
8. Загадайте желание
ОТВЕТЫ
Если Вы выбрали:
Красный - у Вас много энергии и Ваш жизнь полна любви
Черный - Вы консервативны
Зеленый - Вы спокойны на все реагируете с миром
Голубой - Вы внезапны, любите внимание от людей
Желтый - Вы очень счастливый человек и даете хороший совет тем,
кому плохо.
Если первая буква Вашего имени:
А-К у Вас много любви и дружбы в жизни
Л-Р Вы стараетесь наслаждаться жизнью по максимуму
С-Я Вам нравится помогать другим
Если Вы родились :
Январь-март год пройдет хорошо, без препятствий
Апрель-Июнь случится что - то хорошее, что оставит воспоминание на всю жизнь
Июль-Сентябрь впереди ждут важные глобальные изменения
Октябрь-Декабрь поначалу жизнь будет не так сладка, но итог будет хорошим
Если Вы выбрали:
Черный - Ваша жизнь изменится. Сначала это будет казаться сложным, но со временем Вы будете благодарны судьбе
Белый - у Вас есть друг, который полностью верит в Вас и сделает для Вас все, что угодно, но Вы можете этого и не знать
Если Вы выбрали:
Летать - Вы любите приключения
Ездить - Вы не любите изменения
Озеро - Вы преданы друзьям и своей любви
Океан - Вы непредсказуемы и любите радовать людей
Ваше желание исполниться, если
Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.
Одаренность значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)
Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30% , то можно говорить об одаренности.
«Мифы» о детской одаренности:
- одаренный ребенок должен очень успешно учиться;
- определяющий момент одаренности – это высокий
интеллект и хорошая память;
- одаренному ребенку все дается легко;
- трудности поведения, социализации в целом,
- неотъемлемый признак одаренности.
Этапы развития одаренности
На первом этапе речь идет о детях 2 – 3 лет, дети накапливают
эстетические переживания, настроения, эмоции. Искусство должно
сопровождать развитие ребенка.
На втором этапе (3 – 4 года) – происходит погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала проявляются в том, что
ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, поэтому детям необходимо предоставлять широкий спектр
различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать
за ребенком.
На третьем этапе (4 – 5 лет) – появляются интерес, желание, творческий поиск. В
это время важно поддержать ребенка, помочь ему определиться. Уже возможна работа по объединению детей, имеющих однотипные способности в группы для
дополнительных занятий.
На четвертом этапе (5 – 6 лет) уже ярко проявляется природный потенциал. Если
на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой
деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают
различные виды интеллектуальных игр.
На пятом этапе (6 – 7 лет) происходит явное проявление одаренности. Ребенок делает первые шаги в мир профессионального искусства. У
отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень
развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки,
индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала.
Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для
дальнейшего эстетического и интеллектуального развития.
Проявления одаренности
Ребенок начал ходить, ездить на велосипеде и говорить раньше сверстников, быстрее овладевает навыками самообслуживания.
Ребенок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п.
Ребенок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные.
Ребенок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо.
Ребенок способен к нестандартным решениям.
Ребенок рано начинает читать (3-4года, хотя взрослые не прикладывают к этому особых усилий).
Ребенок может запоминать большие числа, складывать,
вычитать их в уме, производить другие математические
операции.
В двигательной сфере одаренность проявляется в виде
хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети
потенциально одаренные в танцах, спорте).
Абсолютно все одаренные дети испытывают большую
потребность в умственной нагрузке, высокой активности
ума.
Различают шесть сфер одаренности детей
Интеллектуальная. Одаренный ребенок отличается хорошей памятью, гибким мышлением, любознательностью, хорошо решает разные задачи, связанно высказывает свои мысли, может иметь способности к практическому применению знаний
Академическая. Это успехи по математики, чтению и другим учебным предметам.
Творчество (креативность). Ребенок очень любознателен, проявляет независимость и оригинальность мышления, высказывает оригинальные идеи.
Коммуникативная. Хорошо приспосабливается к новым ситуациям, легко общается со взрослыми и детьми, проявляет лидерские о организаторские способности, инициативен, берет на себя ответственность за свои действия.
Художественная деятельность. Ребенок проявляет большой интерес к художественным занятиям, увлекается оригинальными творческими замыслами. Проявляет интерес к музыку, легко отображает мелодию, охотно поет, сочиняет музыку.
Спорт. Хорошо развита общая и мелкая моторика, четкая зрительно – моторная координация, широкий диапазон движений хорошо владеет телом, высокий уровень развития основных двигательных навыков.
Сфера отношения к самому себе
Одаренные дети обладают специфическими особенностями самосознания, которые
могут привести к деформации образа «Я», повышенной тревожности, неадекватной
самооценке, неуверенности, внутренней самоизоляции от реальной
действительности: погружение в философские проблемы; стремление к
совершенству и повышенная требовательность к себе, которая часто не
соответствует реальным возрастным возможностям; стремление к постановке
нереалистичных (виртуальных) целей; сверхчувствительность к стимулам среды,
в том числе социальным, что определяет их высокую уязвимость; недостаточно
выраженную толерантность, выражающаяся как нетерпимость к окружающим;
усиленная потребность в самореализации, нередко побуждающая одаренных детей
нарушать общепринятые нормы и правила.
Нередко у одаренных детей проявляется неприязнь к систематическому обучению
Взаимоотношения со взрослыми.
Общение одаренных детей с родителями и педагогами может быть неконструктивным из-за повышенного уровня притязаний одаренного ребенка, его требовательности, критичности по отношению ко взрослым, стремления настоять на своем, разрушить сложившиеся социальные представления, переделать устоявшиеся правила.
Повышенная потребность в усиленном внимании взрослого, отсутствие чувства дистанции в общении в ряде случаев делают общение конфликтным.
Общение с одаренным ребенком может быть позитивным и продуктивным только в том случае, если взрослый откажется от назидательности, авторитарности, усомнится в своей непогрешимости и всезнании, обеспечит ребенку необходимый уровень самостоятельности. Важно понять, что одаренному ребенку нужен сомневающийся взрослый, который вместе с ним снова и снова открывает неизвестное в известном и испытывает от этого радость.
Взаимоотношения со сверстниками.
До определенного времени одаренный ребенок мало интересуется сверстниками, так как максимально ориентирован на взрослого. Все же достаточно часто он адресует взрослому жалобы, что с ним « не играют » , « притесняют » , « не слушают » ровесники. Его идеи сверстникам часто непонятны, претензии на лидерство ими не признаются, игры кажутся сложными и неинтересными, серьезные размышления – смешными. Нарушение, пересмотр некоторых норм детского сообщества, стремление задавать тон и управлять другими приводят к высокой конфликтности или отчужденности от ровесников.
В адрес одаренного ребенка отпускаются насмешки, обидные прозвища. Попадая в « зону недооценки ровесниками » , одаренный ребенок испытывает все нарастающие по мере взросления дискомфорт, напряженность, иногда переходящие в раздражительность, озлобленность.
Методы выявления одаренных детей:
1. Анализ результатов педагогического мониторинга;
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование,
анализ продуктов детского творчества);
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском
саду является следующие:
Создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается
средствами исследовательской, развивающей, методической,
организационной работы.
Создание условий для развития субъектной позиции одаренного
ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе
педагог - ребенок- родитель.
Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных
возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном
средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.
Качества необходимые для работы с одаренными детьми
- Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
- Быть доброжелательным и чутким;
- Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
- Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
- Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
- Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
- Обладать чувством юмора;
- Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
- Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность.