СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в ДОУ"»

Психолого – педагогическое сопровождений одаренных детей в ДОУ

Психолого – педагогическое сопровождений одаренных детей в ДОУ

Упражнение «Разрядка» 1. Какой цвет больше всего нравится 2. Первая буква Вашего имени 3. Месяц Вашего рождения  Красный Черный Зеленый Голубой Желтый 4. Белый или черный? 6. Больше нравится летать или ездить? 7. Океан или озеро? 8. Загадайте желание

Упражнение «Разрядка»

1. Какой цвет больше всего нравится

2. Первая буква Вашего имени

3. Месяц Вашего рождения

  • Красный
  • Черный
  • Зеленый
  • Голубой
  • Желтый

4. Белый или черный?

6. Больше нравится летать или ездить?

7. Океан или озеро?

8. Загадайте желание

ОТВЕТЫ Если Вы выбрали: Красный - у Вас много энергии и Ваш жизнь полна любви Черный - Вы консервативны Зеленый - Вы спокойны на все реагируете с миром Голубой - Вы внезапны, любите внимание от людей Желтый - Вы очень счастливый человек и даете хороший совет тем, кому плохо. Если первая буква Вашего имени:  А-К   у Вас много любви и дружбы в жизни  Л-Р   Вы стараетесь наслаждаться жизнью по максимуму  С-Я   Вам нравится помогать другим

ОТВЕТЫ

Если Вы выбрали:

Красный - у Вас много энергии и Ваш жизнь полна любви

Черный - Вы консервативны

Зеленый - Вы спокойны на все реагируете с миром

Голубой - Вы внезапны, любите внимание от людей

Желтый - Вы очень счастливый человек и даете хороший совет тем,

кому плохо.

Если первая буква Вашего имени:

А-К   у Вас много любви и дружбы в жизни

Л-Р   Вы стараетесь наслаждаться жизнью по максимуму

С-Я   Вам нравится помогать другим

Если Вы родились : Январь-март  год пройдет хорошо, без препятствий Апрель-Июнь  случится что - то хорошее, что оставит воспоминание на всю жизнь Июль-Сентябрь  впереди ждут важные глобальные изменения Октябрь-Декабрь  поначалу жизнь будет не так сладка, но итог будет хорошим Если Вы выбрали: Черный  - Ваша жизнь изменится. Сначала это будет казаться сложным, но со временем Вы будете благодарны судьбе Белый  - у Вас есть друг, который полностью верит в Вас и сделает для Вас все, что угодно, но Вы можете этого и не знать

Если Вы родились :

Январь-март  год пройдет хорошо, без препятствий

Апрель-Июнь  случится что - то хорошее, что оставит воспоминание на всю жизнь

Июль-Сентябрь  впереди ждут важные глобальные изменения

Октябрь-Декабрь  поначалу жизнь будет не так сладка, но итог будет хорошим

Если Вы выбрали:

Черный  - Ваша жизнь изменится. Сначала это будет казаться сложным, но со временем Вы будете благодарны судьбе

Белый  - у Вас есть друг, который полностью верит в Вас и сделает для Вас все, что угодно, но Вы можете этого и не знать

Если Вы выбрали: Летать -  Вы любите приключения Ездить -  Вы не любите изменения Озеро - Вы преданы друзьям и своей любви Океан - Вы непредсказуемы и любите радовать людей

Если Вы выбрали:

Летать -  Вы любите приключения

Ездить -  Вы не любите изменения

Озеро - Вы преданы друзьям и своей любви

Океан - Вы непредсказуемы и любите радовать людей

Ваше желание исполниться, если

Ваше желание исполниться, если

Одаренность – это  системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.

Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.

Одаренность значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.) Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30% ,  то можно говорить об одаренности.

Одаренность значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)

Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30% , то можно говорить об одаренности.

 «Мифы» о детской одаренности: одаренный ребенок должен очень успешно учиться; определяющий момент одаренности – это высокий интеллект и хорошая память; одаренному ребенку все дается легко; трудности поведения, социализации в целом, - неотъемлемый признак одаренности.

«Мифы» о детской одаренности:

  • одаренный ребенок должен очень успешно учиться;
  • определяющий момент одаренности – это высокий

интеллект и хорошая память;

  • одаренному ребенку все дается легко;
  • трудности поведения, социализации в целом,

- неотъемлемый признак одаренности.

Этапы развития одаренности На первом этапе   речь идет о детях 2 – 3 лет, дети накапливают эстетические переживания, настроения, эмоции. Искусство должно сопровождать развитие ребенка. На втором этапе   (3 – 4 года) – происходит погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала проявляются в том, что ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, поэтому детям необходимо предоставлять широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.

Этапы развития одаренности

На первом этапе   речь идет о детях 2 – 3 лет, дети накапливают

эстетические переживания, настроения, эмоции. Искусство должно

сопровождать развитие ребенка.

На втором этапе   (3 – 4 года) – происходит погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала проявляются в том, что

ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, поэтому детям необходимо предоставлять широкий спектр

различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать

за ребенком.

На третьем этапе   (4 – 5 лет) – появляются интерес, желание, творческий поиск. В это время важно поддержать ребенка, помочь ему определиться. Уже возможна работа по объединению детей, имеющих однотипные способности в группы для  дополнительных занятий. На четвертом этапе   (5 – 6 лет) уже ярко проявляется природный потенциал. Если  на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой  деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

На третьем этапе   (4 – 5 лет) – появляются интерес, желание, творческий поиск. В

это время важно поддержать ребенка, помочь ему определиться. Уже возможна работа по объединению детей, имеющих однотипные способности в группы для

дополнительных занятий.

На четвертом этапе   (5 – 6 лет) уже ярко проявляется природный потенциал. Если

на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой

деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают

различные виды интеллектуальных игр.

На пятом этапе   (6 – 7 лет) происходит явное проявление одаренности. Ребенок делает первые шаги в мир профессионального искусства. У  отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития.

На пятом этапе   (6 – 7 лет) происходит явное проявление одаренности. Ребенок делает первые шаги в мир профессионального искусства. У

отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень

развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки,

индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала.

Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для

дальнейшего эстетического и интеллектуального развития.

Проявления одаренности Ребенок начал ходить, ездить на велосипеде и говорить раньше сверстников, быстрее овладевает навыками самообслуживания. Ребенок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п. Ребенок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные. Ребенок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо. Ребенок способен к нестандартным решениям. Ребенок рано начинает читать (3-4года, хотя взрослые не прикладывают к этому особых усилий).

Проявления одаренности

Ребенок начал ходить, ездить на велосипеде и говорить раньше сверстников, быстрее овладевает навыками самообслуживания.

Ребенок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п.

Ребенок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные.

Ребенок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо.

Ребенок способен к нестандартным решениям.

Ребенок рано начинает читать (3-4года, хотя взрослые не прикладывают к этому особых усилий).

Ребенок может запоминать большие числа, складывать, вычитать их в уме, производить другие математические операции. В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети потенциально одаренные в танцах, спорте). Абсолютно все одаренные дети испытывают большую потребность в умственной нагрузке, высокой активности ума.

Ребенок может запоминать большие числа, складывать,

вычитать их в уме, производить другие математические

операции.

В двигательной сфере одаренность проявляется в виде

хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети

потенциально одаренные в танцах, спорте).

Абсолютно все одаренные дети испытывают большую

потребность в умственной нагрузке, высокой активности

ума.

Различают шесть сфер одаренности детей

Интеллектуальная. Одаренный ребенок отличается хорошей памятью, гибким мышлением, любознательностью, хорошо решает разные задачи, связанно высказывает свои мысли, может иметь способности к практическому применению знаний

Академическая. Это успехи по математики, чтению и другим учебным предметам.

Творчество (креативность). Ребенок очень любознателен, проявляет независимость и оригинальность мышления, высказывает оригинальные идеи.

Коммуникативная. Хорошо приспосабливается к новым ситуациям, легко общается со взрослыми и детьми, проявляет лидерские о организаторские способности, инициативен, берет на себя ответственность за свои действия.

Художественная деятельность. Ребенок проявляет большой интерес к художественным занятиям, увлекается оригинальными творческими замыслами. Проявляет интерес к музыку, легко отображает мелодию, охотно поет, сочиняет музыку.

Спорт. Хорошо развита общая и мелкая моторика, четкая зрительно – моторная координация, широкий диапазон движений хорошо владеет телом, высокий уровень развития основных двигательных навыков.

 Сфера отношения к самому себе   Одаренные дети обладают специфическими особенностями самосознания, которые могут привести к деформации образа «Я», повышенной тревожности, неадекватной  самооценке, неуверенности, внутренней самоизоляции от реальной действительности: погружение в философские проблемы; стремление к совершенству и повышенная требовательность к себе, которая часто не  соответствует реальным возрастным возможностям; стремление к постановке нереалистичных (виртуальных) целей; сверхчувствительность к стимулам среды,  в том числе социальным, что определяет их высокую уязвимость; недостаточно выраженную толерантность, выражающаяся как нетерпимость к окружающим; усиленная потребность в самореализации, нередко побуждающая одаренных детей нарушать общепринятые нормы и правила. Нередко у одаренных детей проявляется неприязнь к систематическому обучению

Сфера отношения к самому себе

Одаренные дети обладают специфическими особенностями самосознания, которые

могут привести к деформации образа «Я», повышенной тревожности, неадекватной

самооценке, неуверенности, внутренней самоизоляции от реальной

действительности: погружение в философские проблемы; стремление к

совершенству и повышенная требовательность к себе, которая часто не

соответствует реальным возрастным возможностям; стремление к постановке

нереалистичных (виртуальных) целей; сверхчувствительность к стимулам среды,

в том числе социальным, что определяет их высокую уязвимость; недостаточно

выраженную толерантность, выражающаяся как нетерпимость к окружающим;

усиленная потребность в самореализации, нередко побуждающая одаренных детей

нарушать общепринятые нормы и правила.

Нередко у одаренных детей проявляется неприязнь к систематическому обучению

Взаимоотношения со взрослыми.  Общение одаренных детей с родителями и педагогами может быть неконструктивным из-за повышенного уровня притязаний одаренного ребенка, его требовательности, критичности по отношению ко взрослым, стремления настоять на своем, разрушить сложившиеся социальные представления, переделать устоявшиеся правила. Повышенная потребность в усиленном внимании взрослого, отсутствие чувства дистанции в общении в ряде случаев делают общение конфликтным. Общение с одаренным ребенком может быть позитивным и продуктивным только в том случае, если взрослый откажется от назидательности, авторитарности, усомнится в своей непогрешимости и всезнании, обеспечит ребенку необходимый уровень самостоятельности. Важно понять, что одаренному ребенку нужен сомневающийся взрослый, который вместе с ним снова и снова открывает неизвестное в известном и испытывает от этого радость.

Взаимоотношения со взрослыми.

Общение одаренных детей с родителями и педагогами может быть неконструктивным из-за повышенного уровня притязаний одаренного ребенка, его требовательности, критичности по отношению ко взрослым, стремления настоять на своем, разрушить сложившиеся социальные представления, переделать устоявшиеся правила.

Повышенная потребность в усиленном внимании взрослого, отсутствие чувства дистанции в общении в ряде случаев делают общение конфликтным.

Общение с одаренным ребенком может быть позитивным и продуктивным только в том случае, если взрослый откажется от назидательности, авторитарности, усомнится в своей непогрешимости и всезнании, обеспечит ребенку необходимый уровень самостоятельности. Важно понять, что одаренному ребенку нужен сомневающийся взрослый, который вместе с ним снова и снова открывает неизвестное в известном и испытывает от этого радость.

Взаимоотношения со сверстниками.  До определенного времени одаренный ребенок мало интересуется сверстниками, так как максимально ориентирован на взрослого. Все же достаточно часто он адресует взрослому жалобы, что с ним « не играют » , « притесняют » , « не слушают » ровесники. Его идеи сверстникам часто непонятны, претензии на лидерство ими не признаются, игры кажутся сложными и неинтересными, серьезные размышления – смешными. Нарушение, пересмотр некоторых норм детского сообщества, стремление задавать тон и управлять другими приводят к высокой конфликтности или отчужденности от ровесников. В адрес одаренного ребенка отпускаются насмешки, обидные прозвища. Попадая в « зону недооценки ровесниками » , одаренный ребенок испытывает все нарастающие по мере взросления дискомфорт, напряженность, иногда переходящие в раздражительность, озлобленность.

Взаимоотношения со сверстниками.

До определенного времени одаренный ребенок мало интересуется сверстниками, так как максимально ориентирован на взрослого. Все же достаточно часто он адресует взрослому жалобы, что с ним « не играют » , « притесняют » , « не слушают » ровесники. Его идеи сверстникам часто непонятны, претензии на лидерство ими не признаются, игры кажутся сложными и неинтересными, серьезные размышления – смешными. Нарушение, пересмотр некоторых норм детского сообщества, стремление задавать тон и управлять другими приводят к высокой конфликтности или отчужденности от ровесников.

В адрес одаренного ребенка отпускаются насмешки, обидные прозвища. Попадая в « зону недооценки ровесниками » , одаренный ребенок испытывает все нарастающие по мере взросления дискомфорт, напряженность, иногда переходящие в раздражительность, озлобленность.

Методы выявления одаренных детей: 1. Анализ результатов педагогического мониторинга; 2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества); 3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Методы выявления одаренных детей:

1. Анализ результатов педагогического мониторинга;

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование,

анализ продуктов детского творчества);

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском  саду является следующие: Создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы. Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель. Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном  средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.

Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском

саду является следующие:

Создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается

средствами исследовательской, развивающей, методической,

организационной работы.

Создание условий для развития субъектной позиции одаренного

ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе

педагог - ребенок- родитель.

Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных

возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном

средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.

Качества необходимые для работы с одаренными детьми - Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;  - Быть доброжелательным и чутким; - Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;  - Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения; - Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами; - Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию; - Обладать чувством юмора; - Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;  - Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность.

Качества необходимые для работы с одаренными детьми

- Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы; 

- Быть доброжелательным и чутким;

- Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка; 

- Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;

- Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;

- Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;

- Обладать чувством юмора;

- Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний; 

- Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!