СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение реализации программ дополнительного образования детей и молодежи, на примере службы воспитания и дополнительного образования СОГБУ «Социально-оздоровительный центр «Голоёвка»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях дополнительное образование определяется как мотивированное образование за рамками основного, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, личностно, социально, профессионально

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение реализации программ дополнительного образования детей и молодежи, на примере службы воспитания и дополнительного образования СОГБУ «Социально-оздоровительный центр «Голоёвка»»

Психолого-педагогическое сопровождение реализации программ дополнительного образования детей и молодежи, на примере службы воспитания и дополнительного образования СОГБУ «Социально-оздоровительный центр «Голоёвка»

А.Е. Данилов, К.И. Мельникова, Социально-оздоровительный центр «Голоёвка», Смоленск

В современных условиях дополнительное образование определяется как мотивированное образование за рамками основного, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, личностно, социально, профессионально [1].

В целях обеспечения воспитания, социальной адаптации воспитанников и освоения ими программ дополнительного образования в СОЦ «Голоёвка» создана служба воспитания и дополнительного образования. В условиях центра дополнительное образование предназначено для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 7 лет до 17 лет в их свободное (внеурочное) время. Приём воспитанников в объединения осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ. Работа службы обеспечения воспитания и дополнительного образования строится на принципах гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребёнком вида деятельности, дифференциации образования с учётом реальных возможностей каждого воспитанника [2].

Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в СОГБУ «СОЦ «Голоёвка» способствует реализации основных направлений концепции дополнительного образования: личностно–ориентированного подхода к ребенку, доброжелательного отношения детей и взрослых, создания социально-психологических условий для обучения и полноценного развития детей.

Важными задачами психолого-педагогического сопровождения деятельности центра являются:

  • содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, пребывающих на отдыхе и оздоровлении;

  • создание в педагогической среде психологических условий для полноценного развития и успешного обучения;

  • осуществление психологической помощи и поддержки педагогам, родителям в воспитании и образовании детей.

Деятельность центра в рамках психолого-педагогического сопровождения организуется по следующим направлениям: психологическое консультирование и просвещение, психопрофилактика, психологическая диагностика, коррекционная работа. В течение заезда в учреждении психологическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса осуществляется через следующие виды деятельности:

  • работа с педагогами;

  • работа с обучающимися;

  • работа с родителями.

Целью работы с педагогами дополнительного образования является повышение их психологической компетентности по вопросам, связанным с обучением и развитием детей, пребывающих на отдыхе и оздоровлении. Повышение психологической грамотности педагогов дополнительного образования по вопросам воспитания, формирования здорового образа жизни, межличностного взаимодействия проходит через работу методического совета, итоговых педсоветов. Консультирование педагогов организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики или коррекционной работы. Консультирование носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения.

В течение учебного года педагогом — психологом посещаются занятия педагогов центра с целью оказания методической помощи по психологическим основам построения занятия.

Для организации психологического сопровождения учебного процесса четыре раза в год проводится анкетирование педагогов центра по следующим методикам:

  • уровень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в центре;

  • выявление возможных проблем педагогов профессиональной деятельности;

  • выявление потребностей и запросов в психолого-педагогическом сопровождении деятельности педагогов.

Гармоническое развитие личности обучающегося складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой. В работе учитывается влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в объединении, поэтому коррекционная работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём направлениям:

  • диагностическое;

  • коррекционное;

  • профилактическое.

Диагностическое направление – это диагностика интеллектуальной сферы, личностных особенностей, отношений со сверстниками, педагогами, родителями. Коррекционное направление включает работу по развитию навыков общения, коррекции эмоциональных состояний и нежелательного поведения. Ведется активная работа с детьми, требующими особого педагогического внимания по созданию социально-психологических условий для оказания им помощи преодоления проблем в психологическом развитии, обучении и поведении. Профилактическая деятельность осуществляется в целях предупреждения возникновения трудных ситуаций, жизненных проблем, определения ближайших перспектив разрешения проблем. Для этого проводится изучение личности ребенка через:

  • медицинскую диагностику;

  • социальную диагностику;

  • изучение проблем, связанных с развитием личности, самоопределением детей и подростков, профилактикой правонарушений;

  • психолого-педагогическую диагностику.

Кроме психологических консультаций и индивидуальных коррекционных занятий с детьми и взрослыми большое внимание отводится работе по профилактике нарушений психологического здоровья детей и подростков, целью которой является создание условий для переживания жизненных трудностей и восстановление душевного равновесия, преодоления внутренних конфликтов и противоречий во взаимоотношениях.

Для того чтобы учебно-воспитательный процесс был эффективным, каждый педагог должен обладать информацией об индивидуальных особенностях и способностях воспитанников. В психосоциальной области выделены параметры личностного развития и межличностных отношений:

  • мотивационная сфера;

  • тип характера, личностная и ситуативная тревожность;

  • развитие Я - концепции (самооценка, уровень притязаний);

  • межличностные отношения.

Мониторинг уровня удовлетворенности детей, пребывающих на отдыхе и оздоровлении жизнедеятельностью в социально-оздоровительном центре, проводимый в конце каждого заезда всегда показывает высокий уровень удовлетворенности. Такие результаты — заслуга педагогов, которые в своей работе постоянно поддерживают интерес детей, пребывающих на отдыхе и оздоровлении к занятиям в детских объединениях, используя разнообразные формы и методы обучения. Вовлекая детей, пребывающих на отдыхе и оздоровлении в различные массовые мероприятия, педагоги дают возможность каждому ребенку реализовать свои потребности, показать свои знания и умения, проанализировать результаты своей работы.

Работа с многодетными родителями, пребывающими на отдыхе и оздоровлении, направлена на повышение их психологической компетентности в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей, на создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей за воспитание и развитие ребёнка. В каждом заезде с участием многодетных семей организуются групповые и индивидуальные консультации, круглые столы и тренинги для родителей, проводится работа по диагностике детско-родительских отношений.

Таким образом, используя все эти методы и формы работы, психолог и остальные сотрудники службы воспитания и дополнительного образования совместно оказывают содействие психологическому и личностному развитию детей, пребывающих на отдыхе и оздоровлении.


1.Щетинская А.И., Тавстуха О.Г., Болотова М.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб. пособие. –Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. –404 с.

2.Положение «О службе обеспечения воспитания и дополнительного образования Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Социально-оздоровительный центр «Голоёвка», утверждено Приказом директора СОГБУ СОЦ «Голоёвка» № 97 от 5.10 2016.