СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение творчески одарённых детей в дошкольной образовательной организации ....

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается проблема психолого-педагодического сопровождения творчески одарённых детей в ДОО.В статье  даём понятие "психолого-педагогического сопровождения".

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение творчески одарённых детей в дошкольной образовательной организации ....»

























































НАУЧНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «АБСОЛЮТ»







ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Сборник научных статей,

посвященный 80-летию памяти А. С. Макаренко



































Волгоград 2019

УДК 37:159.9 ББК 74/88 П24

Печатается по решению редакционно-издательского совета научного издательского центра «Абсолют»

Редакционная коллегия: Мальцева Л.В., д-р пед. наук, профессор, Кубанский государственный университет; Кулаченко М.П., канд. пед. наук, доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Электронная версия сборника размещается в Научной электронной библиотеке (eLibrary.ru) (лицензионный договор с ООО «НЭБ» № 221-02/2018K)

Педагогическое воспитание и образование на современном этапе [Текст] : сборник научных статей, посвященный 80-летию памяти А. С. Макаренко. – Волгоград: НИЦ «Абсолют», 2019. – 132 с. ISBN 978-5-6042843-0-8 В сборнике «Педагогическое воспитание и образование на современном этапе», посвященном 80-летию памяти А. С. Макаренко, рассматриваются теоретические и практические вопросы современной педагогики, касающиеся дошкольного, среднего и высшего образования. Для преподавателей, аспирантов и студентов педагогических специальностей, а также практических педагогов и руководителей образовательных учреждений. УДК 37:159.9 ББК 74/88

П24

© Авторы статей, 2019 © Научный издательский центр «Абсолют», 2019











3

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ............................................................................... 7

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Шлат Н.Ю. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА А. С. МАКАРЕНКО .................................................................... 8

ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Ефимова Е.А., Бердюгина О.Т. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ........................................ 12

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ефимова Е.А., Петрулёва Е. В. ............................................................................................. 19

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА. ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ Дмитриева М.Н. ВОСПИТЫВАЕТ ВСЁ, ВОСПИТЫВАЮТ ВСЕ .............................................. 25

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Вендина А.А., Борискина Е.Ю., Гальцева А.Д. МЕТОД ПРОЦЕДУРНЫХ ВАРИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ» В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ........ 29

Синько О.В. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ....

............................................................................ 39

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Джабаров Ф.Р., Толмачев В.Г. РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ХОДЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ .......................................................... 49

Лысенко К.Н. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВМЕДИКОВ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ .................................................. 56

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Иванова Е. Н. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................................................................................. 64

Капелев В.В. ОТ ДЕКЛАМАЦИИ И ДЕМОНСТРАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.......................................... 70 Лысенко К.Н. К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ .......... 80 Мартынова О.В. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ............................................................................................................... 86



4

Текеева З.Н. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ............................................................................... 90 Хабарова О.Л., Степанова А. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ КИТАЯ ........ 95

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Головлева Т.Н. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ. ПРОБЛЕМЫ И ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) ................................................................................... 101

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Артамонова Н.А., Шевелева Е.И. СОЦИАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ «ДЕСТРУКТИВНОГО ОБРАЗА МИРА» У ДОШКОЛЬНИКОВ........................................................................................ 107

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Петухова И.А. ЗАДАЧИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ ................ 116

ПСИХОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кукулите Т.Г. ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССЛУЖАЩИХ ............................................................. 123

















5





СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Сазонова И.Г. МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ СТУДЕНТАМИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) ................................................. 128



































6

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Уважаемые коллеги, 2019 год ознаменован 80-летием памяти выдающегося педагога и писателя, крупнейшего теоретика образования Антона Семёновича Макаренко (1888–1939). Будучи одним из основателей советской педагогики, А. С. Макаренко разработал теорию и методологию воспитания детей в коммунах, ввел понятие продуктивного труда в образовательную систему. Всемирная слава Макаренко связана с эффективностью его педагогической деятельности, прежде всего – в деле ликвидации детской беспризорности. Благодаря этому замечательному педагогу тысячи детей, которые были обречены на жалкое существование, состоялись в жизни. Антон Макаренко считается одним из величайших педагогов. Его книги публикуются во многих странах. Согласно позиции ЮНЕСКО А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам, определившим способ педагогического мышления в XX веке. Его знаменитые произведения – «Книга для родителей», «Педагогическая поэма», «Лекции о воспитании детей», «Воспитание в семье и школе» и многие другие – до сих пор находят отклик в сердцах и работах современных педагогов и исследователей. Уважаемые коллеги, на Вас возложена ответственная и важная миссия – воспитать человека. Надеемся, что сборник, изданный в честь 80-летия памяти Великого педагога, будет интересен в прочтении и окажется полезным в Вашей работе.

С уважением, редакция

Педагогическое воспитание и образование на современном этапе: сборник научных статей, посвященный 80-летию памяти А. С. Макаренко













7

ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 373.1:37.032

Ефимова Е.А.  канд. пед. наук, доцент

Бердюгина О.Т.  студент

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета Тюменская область

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматривается проблема психологопедагогического сопровождения творчески одарённых детей в дошкольной образовательной организации. В статье дается понятие «психолого-педагогическое сопровождение». Особое внимание уделяется условиям психолого-педагогического сопровождения творчески одарённых детей в дошкольной образовательной организации.

 Ефимова Е.А., Бердюгина О.Т., 2019.

Педагогическое воспитание и образование на современном этапе: сборник научных статей, посвященный 80-летию памяти А. С. Макаренко

13

Ключевые слова: одарённость, творческая одарённость, сопровождение, педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение.

Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. В настоящее время интерес к этому явлению очень высок, что обуславливается потребностью общества в неординарной творческой личности. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1]. Одаренный ребенок выделяется яркими, очередными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования определяет задачу сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также развития эстетических качеств воспитанников [8]. Вопрос детской одаренности всегда интересовал педагогическое и психологическое сообщество. Особое внимание уделяется изучению творческой одарённости дошкольников в различных видах деятельности. Творческая одарённость – это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах творческой де

Педагогическое воспитание и образование на современном этапе: сборник научных статей, посвященный 80-летию памяти А. С. Макаренко

14

ятельности по сравнению с другими (музыке, танцах, живописи) [9]. Творчески одарённые дети нуждаются в психологопедагогической поддержке, сопровождении. Обобщая различные точки зрения исследователей на понятие «психолого-педагогическое сопровождение», мы будем понимать психолого-педагогическое сопровождение как процесс взаимодействия специалиста и ребенка, направленный на создание условий для личностного развития, формирование необходимых компетенций и поддержку. Рассмотрим условия психолого-педагогического сопровождения творчески одарённых детей. В «Рабочей концепции одаренности» (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич и др.), выделяются следующие педагогические условия сопровождения одаренных детей: - использование в работе с одаренными детьми разнообразных технологий, которые направлены на формирование потенциала ребенка; - реализация технологий в условиях, ставших традиционными формами образования: работа в парах, работа микро-группами, решение разноуровневых заданий, творческих заданий, дискуссии; - формирование развивающей (образовательной) среды в атмосфере взаимопонимания, сотрудничества, искренности, то есть комфортной психологической обстановки, позволяющей каждому ребенку и педагогу реализовать свой потенциал; - работа с родителями [1]. В качестве создания максимально благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала одаренных детей А.И. Савенков, В.Н. Дружинин, и другие выделя

Педагогическое воспитание и образование на современном этапе: сборник научных статей, посвященный 80-летию памяти А. С. Макаренко

15

ют использование разнообразных педагогических технологий [7, с. 3]. Психолого-педагогическое сопровождение творчески одаренных детей предполагает возможность применения разнообразных педагогических технологий, способствующих развитию способностей ребёнка исходя и его интересов и склонностей. Рассмотрим некоторые из них, выделенные Л.М. Иванниковой, Е.А. Лобановой. 1. Технология исследовательского обучения. Одарённые дети часто испытывают потребность в исследовательской и поисковой активности, что помогает дошкольникам погрузиться в творческий процесс обучения и развивает стремление получать новые знания, делать открытия. Формированию способности самостоятельно и творчески усваивать или преобразовывать новые способы деятельности помогают следующие приёмы: - понимание проблемной ситуации, ее анализ; - формулировка проблемы; - решение проблемы (выдвижение гипотезы, её обоснование и исследовательская проверка гипотезы). 2. Технология открытых задач (задачи, которые не имеют однозначного решения и допускают несколько вариантов правильного ответа): - дополни рисунок; - сочини рассказ; - составь предложение, используя 2–3 заданных слова; - заверши предложение разными способами; - конструируй предмет из предложенного материала; - назови всевозможные способы применения предмета; - усовершенствуй заданный предмет; - найди разные варианты классификации набора предметов, фигур, букв;

Педагогическое воспитание и образование на современном этапе: сборник научных статей, посвященный 80-летию памяти А. С. Макаренко

16

- составь из предложенных элементов большее количество предметов; - придумай возможные варианты следствий необыкновенных событий; - найди общее между предметами или явлениями; - используй предметы в другом качестве [4]. 3. Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ). В данную технологию входят методы и приемы, упражнения, задания на развитие сообразительности, расшатывающие психологическую инерцию, разрушающие стереотипы: - мозговой штурм; - стектиш (по У. Дж. Гордону) [6]. 4. Кейс-иллюстрация – знакомство дошкольников с реальной или предполагаемой проблемой и выработка ребёнком своего варианта её решения. 5. Игровые и арттерапевтические психотехники. Все эти техники доступны, помогают ребёнку с легкостью овладеть новыми знаниями и способами деятельности, естественны для ребенка, предоставляют возможность творчески проявить себя, естественно стимулируют познавательное развитие дошкольника [4]. Наиболее эффективными методами арттерапевтической психотехники выступают: -сюжетно-ролевая психотерапия; драмтерапия; спортивные и двигательные тематические игры; рисуночная арттерапия; библиотерапия; куклотерапия; драмтерапия; музыкотерапия [2]. Рассматривая условия сопровождения творчески одаренных детей в продуктивной деятельности, Т.С. Комарова считает необходимым взаимосвязанное использование разных видов искусства, в процессе которого развивается художественный вкус, интерес к предметам искусства и художественно-творческие способности [5].

Педагогическое воспитание и образование на современном этапе: сборник научных статей, посвященный 80-летию памяти А. С. Макаренко

17

Одним из условий психолого-педагогического сопровождения одаренных детей исследователи выделяют вовлечение родителей в работу с творчески одаренными детьми. Для этого можно организовать родительские собрания или тематические семинары для родителей на различные темы, например, «Развитие творчества детей», «Одаренный ребенок, какой он». Организуются тренинговые практики, где родители получают необходимые им знания и навыки по воспитанию и взаимодействию с одарёнными детьми. При взаимодействии с родителями также используются современные технологии, такие как технология проектирования, которая позволяет приобщить родителей к процессу выявления и развития способностей детей. Сотрудничество педагогов с семьями воспитанников строится на основе межличностного общения, в результате которого у родителей формируется осознанное отношение к своим взглядам и установкам в воспитании детей. В этом направлении решаются следующие задачи: - объединение усилий педагогов и родителей для развития творческой одаренности детей; - создание атмосферы общности интересов в организации воспитательно-образовательного процесса; - активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение творчески одарённых детей в дошкольной образовательной организации будет эффективным, если для этого будут созданы выше рассмотренные условия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 94 с.

Педагогическое воспитание и образование на современном этапе: сборник научных статей, посвященный 80-летию памяти А. С. Макаренко

18

2. Бондаренко Ю.В. Современные технологии в работе с одаренными детьми // Одарённый ребёнок: науч.-практ. журн. – 2015. – № 1. – С. 14–20. 3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с. 4. Иванникова Л.М. Современные технологии в работе с одаренными детьми // Одарённый ребёнок: науч.-практ. журн. – 2014. – № 1. – С. 50–54. 5. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 1995. – 160 с. 6. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с. 7. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис. – 2010. – 440 с. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: справочная правовая система «Консультант Плюс». – Е.: ИД «Ажур». – 2018. – 23 с. 9. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – СПб.: Питер. – 2002. – 272 с.
































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!