СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГЛОССАРИЙ.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГЛОССАРИЙ.

Авторитарный стиль руководства - стиль руководства, предполагающий безоговорочное подчинение руководимых людей, подавление инициативы, отсутствие демократии.

Адаптация - приспособления организма к наличным условия существования, к окружающей среде. Различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, сенсорную, социальную адаптацию.

nАдаптация психическая - психический процесс, заключающийся в изменении характеристик психического отражения в соответствии с новыми требованиями среды.

Адаптация сенсорная - изменение чувствительности отдельных анализаторов (зрительных, слуховых и т.п.) к воздействию соответствующих раздражителей. Примером является зрительная темновая адаптация - изменение чувствительности зрения при попадании в помещение с худшей освещенностью.

Адаптация социальная - обобщенный показатель состояния человека, оценивающий его возможности адекватно воспринимать окружающую действительность и себя в ней, строить адекватные взаимоотношения с социальным окружением, а также способность к обучению и труду, самообслуживанию, проявлять гибкость (адаптивность поведения) в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Акмеология - комплексная наука, синтезирующая данные естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающая факты, закономерности и механизмы развития человека в период зрелости, достижения им вершин творческого самовыражения, самореализации.

Просмотр содержимого документа
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГЛОССАРИЙ.»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГЛОССАРИЙ   Приложение к обзорной презентации курса «Психология и педагогика»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГЛОССАРИЙ

Приложение к обзорной презентации курса «Психология и педагогика»

  • Авторитарный стиль руководства - стиль руководства, предполагающий безоговорочное подчинение руководимых людей, подавление инициативы, отсутствие демократии.
  • Адаптация - приспособления организма к наличным условия существования, к окружающей среде. Различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, сенсорную, социальную адаптацию.
  • Адаптация психическая - психический процесс, заключающийся в изменении характеристик психического отражения в соответствии с новыми требованиями среды.
  • Адаптация сенсорная - изменение чувствительности отдельных анализаторов (зрительных, слуховых и т.п.) к воздействию соответствующих раздражителей. Примером является зрительная темновая адаптация - изменение чувствительности зрения при попадании в помещение с худшей освещенностью.
  • Адаптация социальная - обобщенный показатель состояния человека, оценивающий его возможности адекватно воспринимать окружающую действительность и себя в ней, строить адекватные взаимоотношения с социальным окружением, а также способность к обучению и труду, самообслуживанию, проявлять гибкость (адаптивность поведения) в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
  • Акмеология - комплексная наука, синтезирующая данные естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающая факты, закономерности и механизмы развития человека в период зрелости, достижения им вершин творческого самовыражения, самореализации.
  • Анализ - операция мышления, заключающаяся в мысленном (и частично реальном) разделении, разложении объекта мышления на составные элементы, изучение их свойств. Обратной анализу процедурой является синтез.
  • Анализатор - состоящее из нервных клеток образование, выполняющее функции приема и анализа сенсорной информации. Анализатор включает рецептор (воспринимает информацию, преобразует энергию раздражителя в нервное возбуждение), проводящие нервные пути и центральный отдел (участок головного мозга, где происходит обработка информации и формируется психический образ).
  • Апперцепция - свойство восприятия, заключающееся в зависимости образов восприятия от прошлого опыта субъекта.
  • Ассоциация - связь между несколькими психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, идеями и т.д.), актуализация одного члена ассоциации рефлекторно, бессознательно влечет за собой актуализацию, появление других. Психофизиологической основой ассоциации является условный рефлекс. Запоминание по ассоциации является одним из путей развития памяти.
  • Астенические чувства - состояние сниженной активности, сопровождающееся отрицательными эмоциональными переживаниями (подавленность, уныние, печаль).
  • Аффект - сильное кратковременное эмоциональное переживание, развивается при неспособности субъекта найти выход из угрожающей ситуации, возникающей в связи с резким критическим изменением жизненно важных для человека обстоятельств. Формами проявления могут быть гнев, ярость, ужас и т.п.
Безусловный рефлекс - врожденный генетический закрепленный способ реагирования на определенный раздражитель, не изменяющийся с течением времени (например, сужение зрачков под действием света). Бессознательное - совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком, то есть в наличии и функционировании которых человек не отдает себе отчета.
  • Безусловный рефлекс - врожденный генетический закрепленный способ реагирования на определенный раздражитель, не изменяющийся с течением времени (например, сужение зрачков под действием света).
  • Бессознательное - совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком, то есть в наличии и функционировании которых человек не отдает себе отчета.
Внимание - способность к сосредоточению на ограниченном круге объектов, процесс и состояние настройки на восприятие определенной информации и выполнение приоритетных задач, что повышает эффективность деятельности. Внимания объем - количество объектов, одновременно находящихся в поле внимания, т.е. одновременно воспринимаемых с достаточной четкостью и полнотой. Внутренняя речь - беззвучная речь, является производной формой внешней звуковой речи, представлена при решении мыслительных задач. Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, эмоции, чувства, волю воспитуемых, организацию их жизни, поведения и деятельности с целью формирования у них желаемых качеств. Воля - способность человека к сознательной регуляции поведения и деятельности, достижению поставленной цели, преодолевая внутренние препятствия (мешающие достижению цели желания, побуждения, состояния и т.п.).
  • Внимание - способность к сосредоточению на ограниченном круге объектов, процесс и состояние настройки на восприятие определенной информации и выполнение приоритетных задач, что повышает эффективность деятельности.
  • Внимания объем - количество объектов, одновременно находящихся в поле внимания, т.е. одновременно воспринимаемых с достаточной четкостью и полнотой.
  • Внутренняя речь - беззвучная речь, является производной формой внешней звуковой речи, представлена при решении мыслительных задач.
  • Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, эмоции, чувства, волю воспитуемых, организацию их жизни, поведения и деятельности с целью формирования у них желаемых качеств.
  • Воля - способность человека к сознательной регуляции поведения и деятельности, достижению поставленной цели, преодолевая внутренние препятствия (мешающие достижению цели желания, побуждения, состояния и т.п.).
  • Воображение - психический процесс, заключающийся в отражении не существующих объектов, создании новых целостных образов путем переработки содержания наличного чувственного, эмоционального, интеллектуального опыта. Сопровождается осознание нереальности созданных образов (в отличие от галлюцинаций).
  • Воспитание в широком значении - целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее гармоничное развитие личности и подготовку ее к трудовой деятельности. Воспитание в узком значении - воспитательная работа, в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, эстетические вкусы, физические качества человека; организованное, целенаправленное, управление процессом формирования личности в соответствии с потребностями общества и осуществляемое специально подготовленными людьми - педагогами.
  • Восприятие - психический процесс, заключающийся в построении целостных образов предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
  • Воспроизведение - процесс памяти, заключающийся в восстановлении прежде воспринятого, происходящий в отсутствие объекта.
  • Высшая нервная деятельность - протекающие в головном мозге физиологические процессы, обеспечивающие формирование и функционирование условных рефлексов у животных и человека.
Ген - отрезок молекулы ДНК, материальный носитель наследственной информации растений, животных и человека. Генезис - возникновение и развитие какого-либо явления. Генотип  - совокупность генов отдельного организма.
  • Ген - отрезок молекулы ДНК, материальный носитель наследственной информации растений, животных и человека.
  • Генезис - возникновение и развитие какого-либо явления.
  • Генотип - совокупность генов отдельного организма.
Действие - элемент структуры деятельности; направленный на достижение промежуточной цели, подчиненный общему мотиву и замыслу. Детерминизм - методологический принцип психологии, постулирующий причинную обусловленность всех психических явлений, их зависимость от объективных природных, экономических, социальных, культурных и др. факторов, образа жизни человека, ситуации развития; при изучении психических явлений важно установить их причины. Деятельность - активное взаимодействие человека с окружающей средой, в процессе которого он достигает сознательно поставленной цели, формируемой на основе появления у него определенных потребностей и мотивов. Дидактика - раздел педагогики, теоретическая и нормативно-прикладная наука об обучении и образовании Долговременная память - вид памяти, который обеспечивает длительное хранение информации. Различают долговременную память с сознательным доступом и закрытую долговременную память - ее содержание доступно человеку только в определенных условиях, например, при гипнозе.
  • Действие - элемент структуры деятельности; направленный на достижение промежуточной цели, подчиненный общему мотиву и замыслу.
  • Детерминизм - методологический принцип психологии, постулирующий причинную обусловленность всех психических явлений, их зависимость от объективных природных, экономических, социальных, культурных и др. факторов, образа жизни человека, ситуации развития; при изучении психических явлений важно установить их причины.
  • Деятельность - активное взаимодействие человека с окружающей средой, в процессе которого он достигает сознательно поставленной цели, формируемой на основе появления у него определенных потребностей и мотивов.
  • Дидактика - раздел педагогики, теоретическая и нормативно-прикладная наука об обучении и образовании
  • Долговременная память - вид памяти, который обеспечивает длительное хранение информации. Различают долговременную память с сознательным доступом и закрытую долговременную память - ее содержание доступно человеку только в определенных условиях, например, при гипнозе.
  • Единства сознания и деятельности принцип - один из основных методологических принципов психологии. Сущность этого принципа в том, что деятельность является важнейшим условием возникновения и значимым фактором развития сознания, сознание проявляется в деятельности, деятельность невозможна без сознательного регулирования действий человека.
  • Житейская психология - существующие в рамках любой культуры представления о формировании и закономерностях развития психических явлений и психики в целом (характера, способностях, межличностных отношениях и т.п.), не имеющие научного обоснования и зачастую ошибочные.
  • Забывание - процесс памяти, заключающийся в ослаблении нервных связей, обеспечивающих хранение информации. Забывание приводит к уменьшению количества и четкости хранящегося в памяти материала.
  • Закономерности воспитания - устойчивые существенные взаимосвязи между компонентами воспитательного процесса
  • Закономерности обучения - существенные устойчивые связи между компонентами процесса обучения
  • Запоминание - процесс памяти, с помощью которого осуществляется "ввод" информации в память, процесс образования соответствующих нервных связей.
  • Знание - преимущественно логическая информация о внешней среде и внутреннем мире человека, выраженная в знаковой форме.
  • Идентификация - процесс отождествления, уподобления человеком себя со значимым другим (например, одним из родителей), сопровождаемое положительными эмоциями и подражанием его поведению. Идентификация является одним из основных механизмов усвоения ребенком социального опыта, формирования культуры поведения в обществе.
  • Иллюзии восприятия - нарушения восприятия, заключающиеся в неверном восприятии реально существующих, воздействующих на органы чувств объектов.
  • Импульсивность - склонность действовать в соответствии с первым побуждением, без предварительного обдумывания результатов своих действий.
  • Индивид - человек как биологическое существо, представитель рода Homo Sapiens, Человек разумный.
  • Индивидуальность - это неповторимое сочетание психологических особенностей человека (его характера, темперамента, особенностей психических процессов, чувств и мотивов деятельности и т.п.), которые отличают одного человека от другого. Люди обладают чертами сходства и различия, и это различие, неповторимость и уникальность фиксируются в понятии индивидуальность.
  • Инстинкт - врожденная, генетически закрепленная форма реагирования на определенные условия среды, обеспечивающая выполнение наиболее важных для существования и выживания функций: питание, защита, воспроизводство, миграция и т.п.
  • Интеллект - способность решать практические и теоретические задачи, система всех познавательных процессов индивида, обеспечивающих переработку и оценку разнокачественной информации.
  • Интерес - проявление познавательных потребностей, сопровождающееся положительными эмоциями; мотив познавательной деятельности.
  • Интроверсия - преимущественная направленность личности на внутренний мир, собственное "я", мысли и чувства.
  • Интроспекция (самонаблюдение) - метод изучения своего сознания, "непосредственное" восприятие содержания своего сознания.
  • Интерференция навыков - взаимовлияние навыков, состоит в том, что уже освоенный, автоматизированный навык затрудняет формирование нового.
  • Искусственный интеллект - компьютеризированная система, построенная по аналогии с интеллектуальными функциями человека, моделирующая его познавательные процессы.
  • Качества личности - сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, включающие психические процессы, свойства, состояния и определяющие специфику объяснения происходящих с человеком событий, познания, эмоционального реагирования и поведения.
  • Кинестетические ощущения - ощущение движения, положения тела в пространстве.
  • Коллектив - группа людей, оказывающих взаимное влияние друг на друга, связанных общей социально-обусловленной общественно-полезной целью, совместно выполняемой деятельностью, наличием органов самоуправления.
  • Коллективистское самоопределение - психический механизм обретения личностью свободы в коллективе, когда индивидуальные явления, точки зрения не нивелируются вследствие подражания, внушения, конформизма, а получают возможность относительно свободного выражения.
  • Коммуникация - передача информации посредством различных знаковых систем.
  • Контроль в обучении - выявление, установление и оценивание знаний учащихся, определение объема, уровня и качества усвоения материала, выявление пробелов в знаниях с целью внесения необходимых корректив в процесс обучения
  • Константность восприятия - свойство восприятия, заключающееся в том, что некоторые свойства предметов воспринимаются нами неизменно в самых различных условиях восприятия.
  • Конфликт - психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных взглядов, мнений, убеждений, намерений одного человека (внутриличностный конфликт), двух и более людей (межличностный конфликт) или групп (межгрупповой конфликт).
  • Кратковременная память - вид памяти с ограниченным объемом и временем хранения и обработки информации (как правило, до 30 секунд).
Личностного подхода принцип - один из методологических принципов психологии, заключающийся в том, что человека необходимо рассматривать не только как биологическое существо, но и как индивидуальность и личность, представителя общества, социальной группы, с характерными для него чувствами, волей, мыслями. Личность - человек, взятый в системе его социальных качеств, включенный в систему общественных отношений и являющийся субъектом познания и активного преобразования действительности. Личность - продукт общественно-исторических условий и социальной среды, в которых происходит развитие индивида. Личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, деятельности, в результате усвоения общественных форм сознания и поведения (норм морали, религии, права и т.п.), общественно-исторического опыта человечества.
  • Личностного подхода принцип - один из методологических принципов психологии, заключающийся в том, что человека необходимо рассматривать не только как биологическое существо, но и как индивидуальность и личность, представителя общества, социальной группы, с характерными для него чувствами, волей, мыслями.
  • Личность - человек, взятый в системе его социальных качеств, включенный в систему общественных отношений и являющийся субъектом познания и активного преобразования действительности. Личность - продукт общественно-исторических условий и социальной среды, в которых происходит развитие индивида. Личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, деятельности, в результате усвоения общественных форм сознания и поведения (норм морали, религии, права и т.п.), общественно-исторического опыта человечества.
  • Мастерство профессиональное - психическое образование, заключающееся в высоком уровне развития профессионально важных качеств личности, умений, навыков, владении знаниями, что обеспечивает успешность выполнения данной деятельности.
  • Меланхолик - тип темперамента, характеризующийся высокой впечатлительностью, низкой импульсивностью, интроверсией. В его основе - слабая малоподвижная неуравновешенная нервная система с преобладанием торможения.
  • Метод - способ осуществления деятельности, который ведет к достижению цели.
  • Метод обучения - способ взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемого, направленный на решение комплекса задач учебного процесса; совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности человека, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся с природой и обществом.
  • Методы воспитания - способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение, выработка убеждений и навыков поведения. Выделяют методы формирования сознания, методы организации деятельности и методы стимулирования.
  • Мнемические действия - действия по запоминанию, хранению и воспроизведению информации.
  • Мотив - неудовлетворенная потребность, осознаваемое или неосознаваемое побуждение к деятельности; то, ради чего осуществляется деятельность.
  • Мышление - психический, познавательный процесс, заключающийся в установлении связей и отношений между объектами.
Навык - автоматизированное действие, сформированное путем повторения, выполнение которого не требует сознательного контроля. Направленность личности - психическое свойство, подструктура личности, представляющая собой систему устойчиво характеризующих человека побуждений, которая определяет избирательность отношений и активности человека Направленность профессиональная - отношение человека к трудовой деятельности, возникающее в процессе подготовки к труду, обучения и самого труда. Научение - способность животных к приспособлению к среде обитания, накоплению индивидуального опыта. Непроизвольные психические процессы - психические процессы, осуществляемые без сознательного волевого контроля.
  • Навык - автоматизированное действие, сформированное путем повторения, выполнение которого не требует сознательного контроля.
  • Направленность личности - психическое свойство, подструктура личности, представляющая собой систему устойчиво характеризующих человека побуждений, которая определяет избирательность отношений и активности человека
  • Направленность профессиональная - отношение человека к трудовой деятельности, возникающее в процессе подготовки к труду, обучения и самого труда.
  • Научение - способность животных к приспособлению к среде обитания, накоплению индивидуального опыта.
  • Непроизвольные психические процессы - психические процессы, осуществляемые без сознательного волевого контроля.
  • Обобщение - операция мышления, заключающаяся в выделении наиболее важных, устойчивых, повторяющихся свойств предметов, явлений и их отношений.
  • Образование - процесс и результат воспитания, обучения и самообразования; объем систематизированных научных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
  • Обучение - целенаправленный организованный двусторонний процесс, связанный с приобретением знаний, формированием умений и навыков; планомерный организованный и целенаправленный процесс, передачи подрастающему поколению знаний, умений и навыков, руководство его познавательной деятельностью и выработка у него мировоззрения; средство получения образования.
  • Общение - процесс взаимодействия двух и более индивидов, заключающийся в обмене информацией познавательного или эмоционального характера.
  • Общественное мнение - совокупное оценочное суждение, выражающее отношение некоторой социальной группы (или ее значительной части) к различным событиям и явлениям окружающей действительности
  • Онтогенез - индивидуальное развитие отдельной особи животного или человека.
  • Оптимизация учебно-воспитательного процесса - деятельность по нахождению и овладению наилучшими моделью, методами, средствами обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение поставленной цели, высшего результата в заданных условиях.
  • Опыт - результат чувственного, эмпирического отражения в психике человека объективной действительности, выражающийся в комплексе знаний, умений и навыков.
  • Организаторская деятельность - практическая деятельность по созданию связей, координации и управления взаимодействием и взаимоотношениями субъектов совместной деятельности.
  • Операция - единица анализа деятельности, способ выполнения действия в конкретной заданной ситуации.
  • Отражение - методологический принцип психологии, постулирующий, что психика есть отражение объективной реальности, бытие первично, а психика и сознание вторичны, психика обусловлена объективной действительностью.
  • Ощущение - психический, познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
  • Память - психический, познавательный процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации (образов, действий, переживаний)
  • Педагогика - наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения и взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.
  • Педагогический процесс - это способ организации воспитательных и обучающих отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития его участников.
  • Поведение - система взаимосвязанных рефлекторных и сознательно регулируемых физических и психических действий животных или человека, осуществляемых для достижения определенной цели.
  • Познавательные психические процессы - психические явления, обеспечивающие получение, хранение и применение информации о внешней или внутренней среде; к познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение и речь.
  • Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в каких-либо объектах или состояниях.
  • Предмет педагогики - теория и практика воспитания и обучения, факты закономерности и механизмы обучения и воспитания детей, молодежи и взрослых.
  • Предмет психологии - поведение человека и его психические субъективные (душевные) осознаваемые и неосознаваемые состояния, процессы, свойства, закономерности и механизмы функционирования и развития психики
  • Привычка - автоматизированное действие, выполнение которого является потребностью, при невозможности выполнить привычное действие человек ощущает дискомфорт.
  • Принципы обучения - основные положения, которым необходимо следовать, чтобы учебный процесс был эффективным.
  • Принципы обучения - основные положения, которым необходимо следовать, чтобы учебный процесс был эффективным.
  • Принципы воспитания - исходные положения, требования к педагогическому процессу, которые определяют содержание и методы воспитания, соблюдение которых повышает его эффективность.
  • Психика - свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать окружающий объективный мир, складывающийся в мозгу образ окружающей объективной действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением.
  • Психические явления - психические процессы, свойства, состояния.
  • Психический процесс - течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. По времени они самые кратковременные из всех психических явлений и длятся от долей секунд до десятков минут. К психическим процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоциональные переживания, волевые процессы (исполнение).
  • Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие специфичность поведения и деятельности человека. Свойства наиболее продолжительны. К ним относятся направленность, темперамент, характер, способности.
  • Психическое состояние - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в пониженной или повышенной активности человека.
  • Психология - наука о фактах, закономерностях и механизмах развития и функционирования психики.
Работоспособность - характеристика возможности человека продуктивно выполнять заданную деятельность в течение определенного промежутка времени. Развитие - процесс и результат количественных и качественных изменений. Раздражимость - способность организма реагировать на жизненно значимые раздражители. Реминисценция - отсроченное воспроизведение первоначально забытой информации. Рефлекс - опосредованная центральной нервной системой реакция организма на раздражение рецепторов стимулами внешней и внутренней среды. Рецепторы - чувствительные нервные образования, которые воспринимают раздражители из внешней или внутренней среды и переводят физическую энергию раздражителей в физиологический импульс возбуждения нервных клеток, передавая информацию о раздражителе в нервную систему. Речь - свойственная только человеку исторически сложившаяся форма общения посредством определенной знаковой системы. Руководство - деятельность по координации активности отдельных людей и социальных групп при их совместном достижении определенной цели.
  • Работоспособность - характеристика возможности человека продуктивно выполнять заданную деятельность в течение определенного промежутка времени.
  • Развитие - процесс и результат количественных и качественных изменений.
  • Раздражимость - способность организма реагировать на жизненно значимые раздражители.
  • Реминисценция - отсроченное воспроизведение первоначально забытой информации.
  • Рефлекс - опосредованная центральной нервной системой реакция организма на раздражение рецепторов стимулами внешней и внутренней среды.
  • Рецепторы - чувствительные нервные образования, которые воспринимают раздражители из внешней или внутренней среды и переводят физическую энергию раздражителей в физиологический импульс возбуждения нервных клеток, передавая информацию о раздражителе в нервную систему.
  • Речь - свойственная только человеку исторически сложившаяся форма общения посредством определенной знаковой системы.
  • Руководство - деятельность по координации активности отдельных людей и социальных групп при их совместном достижении определенной цели.
  • Самоактуализация - реализация своих способностей, наиболее полное выявление и развитие личностных возможностей.
  • Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью, сложившимися идеалами и убеждениями.
  • Самообразование - получение образования в ходе самостоятельной деятельности, цели, условия и средства которой устанавливает сам субъект.
  • Самоопределение - сознательный выбор и реализация личностью своей позиции и направленности деятельности и поведения в различных проблемных ситуациях.
  • Самооценка - эмоционально-ценностый компонент самосознания, оценка индивидом самого себя; значимость, ценность, которой человек наделяет себя.
  • Самосознание - осознанное отношение человека к самому себе в целом и отдельным сторонам своей личности, основанное на различении "Я" и "не Я" - способности выделять себя из окружающей природной и социальной среды. Самосознание проявляется в неразрывном единстве трех процессов - самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения.
  • Сангвиник - тип темперамента, харктеризующийся высокой импульсивностью и низкой впечатлительностью. В основе - сильная уравновешенная подвижная нервная система.
  • Семья - это социальная группа, основанная на браке и родственных связях, система межличностных взаимодействий.
  • Семейное воспитание - процесс взаимодействия родителей с детьми, которое основано на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка, которое содействует созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в развитии и саморазвитии духовно, морально и интеллектуально подготовленной личности.
  • Семейное воспитание - процесс взаимодействия родителей с детьми, которое основано на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка, которое содействует созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в развитии и саморазвитии духовно, морально и интеллектуально подготовленной личности.
  • Синтез - операция мышления, объединение различных элементов объекта мышления в единое целое.
  • Склонность - положительное эмоциональное отношение к какой-либо деятельности, основанное на потребности человека в деятельности и предполагающее наличие положительной мотивации к занятиям данной деятельностью.
  • Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.
  • Сознание - это высшая форма психики, единство всех психических процессов, состояний и свойств человека как личности, формирующаяся в процессе общественно-исторического формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми.
  • Сохранение - процесс памяти, заключающийся в активной переработке, систематизации полученной информации.
  • Социализация - процесс формирования личности в социальных условиях, усвоение индивидом принятых в данном обществе социальных норм, формирование социального опыта.
  • Сплоченность группы - степень единства группы, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений и деятельности ее членов.
  • Способности - индивидуальные психологические особенности, оказывающие влияние на успешность выполнения деятельности, скорость и прочность усвоения связанных с данной деятельностью знаний, формирование умений и навыков, но не сводящиеся к этим знаниям, умениям и навыкам.
  • Стенические чувства - эмоциональные процессы, сопровождающиеся повышением активности человека.
  • Стиль руководства - устойчивая система убеждений, методов, форм и приемов осуществления управленческой деятельности.
  • Стресс - состояние психического напряжения, которое возникает в процессе деятельности в сложных условиях, в ответ на появление сильных неожиданных или угрожающих индивиду факторов - стрессоров.
  • Талант - высокий уровень развития способностей, который проявляется в определенных творческих достижениях.
  • Темперамент - система устойчивых, не изменяющихся в течение жизни индивидуальных психологических особенностей, проявляющихся в динамических характеристиках психической активности и поведения человека. Основой различения темпераментов является тип нервной системы.
  • Умение - готовность к выполнению деятельности, мастерство в данном виде деятельности, владение способами осуществления практической деятельности, применения знаний.
  • Управление - процесс целенаправленного воздействия субъекта на ту или иную систему для достижения желаемых изменений или поддержание текущего режима ее функционирования и развития.
  • Уровень притязаний - индивидуально-психологическая особенность, основанная на самооценке и выражающаяся в уровне сложности целей, которые ставит себе человек.
  • Условный рефлекс - индивидуально приобретенная сложная приспособительная реакция организма животных и человека. Возникает на основе образования нервных связей между условным стимулом и, безусловно-рефлекторной, реакцией.
  • Установка - готовность к той или иной деятельности, способу реагирования, которая актуализируется при предвосхищении человеком появления определенного объекта.
  • Учение - деятельность обучаемого по овладению системой знаний, умений и навыков.
  • Филогенез - историческое развитие, эволюционное развитие живых организмов от простейших одноклеточных до человека.
  • Флегматик - тип темперамента, характеризующийся низким уровнем впечатлительности, эмоциональности и импульсивности. В его основе сильная уравновешенная инертная нервная система.
  • Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - физических, социальных, политических, экономических, экологических и т.п.
  • Характер - психологическое формирование, определяющее своеобразие когнитивных оценок, эмоциональных и поведенческих реакций человека.
  • Холерик - тип темперамента, характеризующийся высоким уровнем импульсивности, эмоциональности и впечатлительности. В основе - сильная, подвижная неуравновешенная с преобладанием возбуждения нервная система.
  • Целостность - свойство восприятия, заключающееся в том, что объект восприятия всегда отражается как законченная целостная система, даже в том случае, если его отдельные элементы не могут быть восприняты в данный момент.
  • Цель - образ желаемого будущего, предвосхищаемый результат деятельности.
  • Чувство - устойчивое эмоциональное отношение человека к различным объектам действительности.
  • Экстраверсия - преимущественная направленность личности на окружающих людей, внешние события, явления.
  • Эмоции - психические процессы, отражающие в форме переживания субъективную значимость для осуществления жизнедеятельности индивида действующих на него в данный момент раздражителей.
  • Язык - возникшая в человеческом обществе знаковая система, являющаяся средством общения и мышления, хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи.