СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье  определены  отдельные психолого-педагогические проблемы развития личности обучающихся в условиях  современной школы,   рассматривается краткое теоретическое их обоснование. Приводятся также  некоторые  варианты  решения выделенных проблем.

Просмотр содержимого документа
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Аннотация

В статье определены отдельные психолого-педагогические проблемы развития личности обучающихся в условиях современной школы, рассматривается краткое теоретическое их обоснование. Приводятся также некоторые варианты решения выделенных проблем.

Ключевые слова: развитие личности, образовательные стандарты, результаты обучения, познавательная активность, мотивация, интерес, технологии обучения, универсальные учебные действия, индивидуализация обучения, учебная игра.

«Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их, - таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей»

С.Рубинштейн

Одним из первых с научной точки зрения проблему соотношения развития и обучения начал исследовать Л.С.Выготский. Именно он ввел ключевое понятие «зона ближайшего развития» и сделал вывод о том, что всякое обучение является источником развития, и вызывает к жизни ряд таких процессов, которые без него возникнуть не могут. По его мнению, «только то обучение действенно, которое «забегает вперед» развития. Однако экспериментальных исследований этой проблемы им не проводилось.

Несколько иначе к рассмотрению данной проблемы подошел В.В.Давыдов. Признавая в общетеоретическом плане тезис о том, что любое обучение и воспитание является развивающим, он подчеркивал особую важность понимания того, что конкретно развивают те или иные виды обучения и воспитания, и соответствует ли при этом наблюдаемое развитие возрастным возможностям ребенка.

В современных условиях психолого-педагогическая проблема соотношения обучения и развития переходит из разряда общетеоретического знания в разряд практического применения в соответствии с конкретными ступенями образования и возрастными особенностями психо-физиологического развития школьников.

«Развитие личности – процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания», - такое определение приводится в Словаре практического психолога. Это взаимосвязанный процесс изменений, происходящих как в совершенствовании нервной системы, так и в развитии познавательной и творческой деятельности, формировании мировоззрения и ценностных ориентаций. Этот процесс определяется как внутренними, так и внешними факторами.

В условиях внедрения новых государственных образовательных стандартов, можно выделить ряд психолого-педагогических проблем развития личности старшеклассников при изучении, в том числе, и на уроках географии:

  • проблема соотношения развития и обучения;

  • проблема формирования позитивной учебной мотивации и познавательной активности старшеклассников;

  • проблема обеспечения индивидуализации обучения;

  • проблема работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися на уроке;

  • проблема психолого-педагогической подготовки учителя.

Решение большинства из этих проблем развития личности оказывается затруднительным без решения едва ли не основной проблемы современной школы – проблемы психолого-педагогической подготовки учителя, включающей в себя и проблему недостаточного умения применять знания об особенностях психологического развития учащихся для решения педагогических задач, и недостаточное владение учителем интерактивными методами и технологиями организации деятельности учащихся на уроке, и недостаточно высокий уровень профессиональной рефлексии. Новые образовательные стандарты предусматривают как изменение роли учителя на уроке и переход к «субъект-субъектным» отношениям в обучении, так и определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты обучения. Конечно, подготовка к проведению уроков в соответствии с новыми требованиями ГОС требует от учителя не только большего количества времени, но и его готовности и стремления к непрерывному саморазвитию, профессиональному самосовершенствованию и самообучению.

В качестве психолого-педагогической проблемы, существенно влияющей на развитие личности старших школьников при изучении географии можно назвать снижение интереса к данному предмету на фоне осознания ими необходимости профессионального самоопределения и появления в связи с этим избирательного интереса к учебным дисциплинам. Одним из способов решения проблемы является умение учителя географии использовать на разных этапах изучения темы технологии личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения и других современных педагогических технологий с целью донести до учащихся, что изучение данного учебного предмета не только расширяет объем их знаний, но и способствует развитию умения четко ориентироваться в мире сложных связей человека с действительностью, выбирать наиболее оптимальные способы достижения цели, формирует готовность подростка к конструктивным преобразованиям (как внутренним, так и с позиции будущей профессиональной деятельности).

В связи с этим следует отметить важность структурирования подачи учебного материала для повышения интереса учащихся к изучаемому предмету, когда при рассмотрении вопросов по изучаемой теме учитель говорит с обучающимися в том числе и о психологии человека, и о качестве жизни, напрямую связанном с умением ставить цели, определять и анализировать задачи, «взвешивать» имеющиеся ресурсы и возможности, планировать пути и способы для достижения планируемого результата, осуществлять рефлексию и коррекцию. Другими словами, особое внимание при подготовке к уроку географии и составлению технологической карты урока в условиях внедрения новых госстандартов учителю стоит уделить не только формированию системы научных знаний, но и развитию коммуникативных, регулятивных, познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих достижение личностных и метапредметных результатов обучения.

Развитие и становление личности учащихся происходит прежде всего в учебной деятельности, и от того, какое место в ней занимает ученик, во многом зависит формирование таких личностных качеств, как устойчивая позитивная учебная мотивация и познавательная активность. Изучение мотивационно-смысловой сферы является центральной проблемой психологии личности. В «Словаре практического психолога» приводится несколько определений мотива. Среди них, например, такое: «Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (мотивация)». А познавательная активность, в свою очередь, стимулирует поиск вариантов решения учебных проблем, определенных учителем или самим обучающимся. Одним из способов решения проблемы формирования позитивной учебной мотивации и повышения познавательной активности старшеклассников на уроках географии является учебная игра. Прежде всего, это игры, в которых школьники сами определяют проблемы, формулируют цель, анализируют информацию, находят возможные пути решения проблем, применяют не только знания, но и свой жизненный опыт, учатся аргументировать свою позицию и вести конструктивный диалог. К тому же использование учебных игр на уроке позволяет решить еще одну психолого-педагогическую проблему – проблему работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися, так как предполагает участие всех игроков в той мере, на которую они способны. Кроме того, географические учебные игры формируют интерес к предмету, способствуют развитию общих географических умений и навыков, навыков общения и установления эмоциональных контактов, умению применять имеющиеся знания в новой ситуации, раскрывает и развивает творческие способности личности. В них формируются такие качества личности как самостоятельность, коммуникабельность, контактность. В зависимости от дидактической цели учебную игру можно использовать на разных этапах изучения конкретной темы или урока. Однако подготовка таких игр требует значительных затрат времени как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся.

Еще одной психолого-педагогической проблемой развития личности в процессе обучения в условиях общеобразовательной школы является проблема работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися на уроке. Решению этой проблемы способствует решение проблемы обеспечения индивидуализации обучения. «Так как основной целью при обучении одаренных детей является развитие творческих способностей, то особое внимание … должно уделяться дивергентному мышлению», - считает А.И.Доровской. Он отмечает, что дивергентное мышление характеризуется гибкостью и оригинальностью мышления, способностью видеть проблемы; опирается на воображение и предполагает наличие нескольких правильных ответов на один вопрос.

В связи с тем, что каждый ребенок обладает присущими только ему особенностями, свойствами, возможностями, оправданным является использование учителем в работе с одаренными учащимися набор творческих заданий и вопросов типа: «Что произойдет, если…», Назовите все возможные варианты…», «Подумайте, есть ли другой способ…», «Есть ли другая причина?..», «Объясните причины, классифицируйте…» и др. Вопросы и задания для слабоуспевающих учащихся целесообразно начинать с таких слов как «назовите», «расскажите», «перечислите», «опишите», «сравните». Применяя на практике тезис Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития», планируя использование на уроках учебных игр или работу в группах, считаем целесообразным объединение в одной группе обучающихся с разным уровнем сформированности универсальных учебных действий.

В книге В.Д.Шарко «Современный урок» есть слова, которые, на наш взгляд, помогут современному учителю в решении если не всех, то многих из вышеуказанных психолого-педагогических проблем развития личности школьников: «Стоит учащихся сделать соучастниками процесса выработки целей, задач, содержания и направлений урока, стоит урок сделать по-настоящему открытым – и произойдет чудо: он перестанет быть способом технологической огранки ребенка, а станет пространством его живого и самостоятельного развития».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!