СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Психосоматика. Проявления физиологического и психологического стресса"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физиологический и психологический стресс, различия в механизмах.

Физиологический стресс. Это стресс, вызванный физиологическими стрессорами (оказывают непосредственное действие на ткани тела; к ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др.).

 Психологический стресс – это стресс, вызванный психологическими стрессорами. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

Просмотр содержимого документа
«"Психосоматика. Проявления физиологического и психологического стресса"»

Психосоматика. Проявления физиологического и психологического стресса.

Физиологический и психологический стресс, различия в механизмах.

Физиологический стресс. Это стресс, вызванный физиологическими стрессорами (оказывают непосредственное действие на ткани тела; к ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др.).

Психологический стресс – это стресс, вызванный психологическими стрессорами. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

Психологический стресс подразделяется :

a) Информационный стресс (возникает в ситуации информационных перегрузок: сложная задача, быстрое решение и т.п.).

b) Эмоциональный стресс (возникает, когда индивид не может удовлетворить свои потребности, биологические и социальные: обиды, угрозы, конфликты и т.п.).

Продолжением теории Г. Селье является теория эмоционального стресса Р. Лазаруса, которая про­водит разделение системного (физиологического) и пси­хического (эмоционального) стресса.

 Эмоциональный стресс выступает как ответ организма на внутренние и вне­шние процессы, при котором физиологические и психо­логические способности напрягаются до уровней, близких к пределу или их превышающих. В рамках данной теории различия между физиологическим и эмоциональным стрес­сом объясняются непосредственным воздействием небла­гоприятных факторов на организм при физиологическом стрессе и опосредованным (через включение отношения человека к ситуации) неблагоприятным воздействием при эмоциональном стрессе. Таким образом, при эмоциональ­ном стрессе прямого повреждающего воздействия на орга­низм может и не быть.

При эмоциональном стрессе фактором, вызывающим напряжение организма до уровней, превышающих нор­мальные приспособительные реакции, является предви­дение повреждения вследствие начавшего действовать или прогнозируемого неблагоприятного фактора. Необходимым условием возникновения развития пси­хологического стресса является восприятие угрозы. Эмоциональный стресс не возникает, если ситуация не воспринимается человеком как опасная. Восприятие и оценка ситуации как угрожающей тесно связаны с ког­нитивными процессами, особенностями личности чело­века (тревожность, эмоциональная устойчивость и др.) и его предшествующим опытом. Поэтому факторов и си­туаций, вызывающих одинаковый для всех людей стресс, не существует.

Обязательным атрибутом эмоционального стресса, сиг­налом, указывающим на недостаточность функциональ­ных резервов человека для преодоления угрозы, является тревога. Она определяется как чувство опасения или ожи­дания, связанного с возникновением или перспективой блокады актуальной потребности человека (фрустрации) и реализует важнейший неотъемлемый механизм эмоци­онального стресса.

Связывание чувства тревоги с угрозой, имеющей конк­ретное содержание, обозначается как страх. В целом тре­вога и страх являются основными признаками напряжения механизмов психической адаптации, стимулами, активи­зирующими адаптационные механизмы на поиск выхода из стрессовой ситуации.

Особенности психологического стресса.

Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, опи­санного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфиче­ских особенностей, среди которых можно выделить несколько важ­ных особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но которых субъект боится.

В отличие от животных человек реагирует не только на действи­тельную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вы­зывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обусловливает специфику человеческого психоэмо­ционального стресса, к которому не всегда применимы закономерно­сти его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.

Другая особенность психологического стресса — существенное зна­чение оценки человеком степени своего участия в активном воздей­ствии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации. По­казано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной сис­темы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуа­ции обусловливает преобладание парасимпатических реакций.

Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разно­видности стресса, звучит так: «Наносит ли стрессор явное поврежде­ние организму?». Если ответ «Да» — это биологический стресс, если «Нет» — психологический.

Механизм развития психологического стресса можно продемонст­рировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в со­ответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или под­сознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка со­бытия. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоцио­нальная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

Поведенческие признаки стресса. Интеллектуальные признаки стресса. Физиологические признаки стресса. Эмоциональные признаки стресса.

Когнитивные (интеллектуальные) признаки стресса:

  • Проблемы при запоминании новой информации

  • Неорганизованность, беспорядок, забывчивость

  • Проблемы при концентрации внимания

  • Тревога или скачки мыслей

  • Трудности в принятии решения

  • Недальновидность

  • Пессимистичность

  • Постоянное беспокойство

  • Тревожные мысли, бессонница, ночные кошмары

Физические симптомы стрессов

  • Изжога, боль в животе

  • Частое мочеиспускание

  • Отрыжка и метеоризм

  • Диарея или запор

  • Скрипение зубами, сжатие челюстей

  • Тошнота и головокружение

  • Затруднённое дыхание

  • Быстрое сердцебиение и боль в груди

  • Заикание

  • Частые простуды

  • Дрожание губ, ног, рук

  • Жужжание, звон в ушах

  • Мышечные спазмы, боль в шее и спине

  • Частое краснение и потливость

  • Холодные или потные руки, ноги

  • Потеря полового влечения

  • Необъяснимая и частая аллергия

  • Усталость, вялость, слабость

  • Мурашки по коже, сыпь, зуд

  • Сухость во рту, сложное глотание

Поведенческие признаки стрессов

  • Переедание или недоедание

  • Самоизоляция от других людей

  • Курение, употребление алкоголя и наркотиков

  • Проволочки или пренебрежение обязанностями

  • Слишком долгий или короткий сон

  • Снижение производительности

  • Ложь или оправдания, чтобы прикрыть плохо сделанное дело

  • Нервные привычки. Навязчивое или компульсивное поведение

  • Азартные игры или импульсивные покупки

  • Проблемы с общением

  • Чрезмерная подозрительность или защита

  • Быстрая или бормочущая речь

Эмоциональные симптомы

  • Раздражительность или вспыльчивость

  • Чувство одиночества и изоляции

  • Внезапные приступы паники

  • Капризность

  • Невозможность расслабиться

  • Ощущение перегруженности

  • Чрезмерная реакция на маленькие неприятности

  • Тревога, беспокойство, чувство вины, нервозность

  • Депрессия и ощущение несчастья

  • Частые приступы плача или мысли о самоубийстве

  • Враждебность к окружающим, гнев, разочарование

  • Частые перепады настроения

Виды стресса: внутриличностный психологический стресс; межличностный психологический стресс.

Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Каждый человек, так или иначе, социально активен, ему необходимо решать вопросы непосредственно взаимодействуя с другими людьми и поэтому существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.

Личностный стресс имеет отношение к тому, чем занимается человек и что происходит с ним. Когда человек не выполняет или нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, жены, сына, воспитателя и т. п. Такой стресс проявляется в связи с такими явлениями, как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

Семейный стресс, включает все трудности по содержанию семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между старшими и младшими, жизнь с молодежью или наоборот, болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевым конфликтом и ролевой неопределенностью. Опасные условия труда, небезопасная работа, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей. Например, экономический спад, бедность, стихийное бедствие, банкротство, война, расовое напряжение и дискриминация.

Финансовый стресс проявляется в невозможности оплатить счета, кредит, превышение расходов над доходами, неудовлетворённость заработной платой, несоответствие уровня зарплаты результатам работы и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, неудовлетворительные погодные условия, высокий уровень шума и т. п.

Факторы, влияющие на развитие стресса.

Реакция человека на те или иные стрессовые ситуации во многом определяется его жизненным опытом, воспитанием, условными рефлексами и даже генетикой.

Так, если один человек изначально имеет стойкость к стрессовым факторам, то другой более подвержен их воздействию. Например, существует теория о зависимости между протеканием беременности у женщины со степенью стрессоустойчивости ее ребенка. Другие данные говорят, что большинство незапланированных детей после рождения наследуют невроз страха, что отражает изначальную неуверенность родителя в необходимости появления малыша в семье.

Если же в период беременности мать пребывала в состоянии сильного эмоционального напряжения, то она родит на свет ребенка, который, вероятнее всего, заболеет неврозом страха. Рассмотрим основные факторы, провоцирующие развитие депрессии более подробно.

Особенности типа личности

Большую роль в установлении степени предрасположенности к стрессу является принадлежность человека к определенному типу темперамента по классификации Гиппократа.

Так, меланхолик более подвержен воздействию стрессовой ситуации в отличие от флегматика. Говоря о холерике, нельзя сказать определенно. Данный тип имеет слабовыраженный процесс торможения в центральной нервной системе, для которого характерен сильные эмоциональные всплески и агрессии. Однако подобные срывы длятся короткое время, и поэтому организм не переживает состояние стресса.

Опыт детства

По гипотезе Эрика Берна, когда на фоне стресса происходит конфликт между родителями на глазах у ребенка, происходит неосознанное запечатление образа поведения в подобной ситуации. В дальнейшем ребенок переживает сложные ситуации по тому же сценарию, что его родители.

Однако данный образ переживания стресса можно изменить при наличии нескольких условий:

осознание присутствия конкретного образа переживания стресса;

желание его изменить;

освоение умения саморегулирования.

Характер

Наиболее подвержены стрессу раздражительные, агрессивные типы личности. Более устойчивы к подобным обстоятельствам их противоположности, обладающие открытым и доброжелательным нравом. Легче преодолевают трудные ситуации люди, имеющие выраженное чувство юмора.

Широко распространена гипотеза о том, что люди с неуемной энергией, нетерпеливостью и честолюбием более подвержены инфаркту, чем спокойные и рассудительные индивидуумы, которые больше времени посвящают отдыху.

Существует иной подход к изучению влияния стресса. Он говорит о том, что некоторым людям необходим умеренный стресс, поскольку при его отсутствии им становится некомфортно (парателический тип). Другим же, напротив, предпочтительнее обходиться без него (телический).

Выделяют также несколько характерных черт личности, отягчающих последствия психологических потрясений:

  • нейротизм;

  • повышенная агрессивность;

  • хроническая тревожность;

  • склонность к конфликтам мотивации;

  • склонность к интимно-личностным конфликтам.

У людей-реалистов, типов с ярко выраженной совестливостью и тех, кто стремится держать эмоции под контролем, увеличивается риск скачков артериального давления.

Уровень самооценки

Значительную роль в отношении человека к стрессовым обстоятельствам оказывает его самооценка.Высокий уровень тревоги отмечается у людей с низкой самооценкой. Так, личности, склонные к самобичеванию, более предрасположены к стрессу.

Установки

Люди с хорошей мотивацией и уверенностью в успешном результате больше адаптируются к условиям стресса. В то же время активные и нетерпеливые личности, которые ориентированы на физиологическую цену успеха (спортсмены), предрасположены стрессу больше по сравнению с теми, кто не претендует на высокие результаты от физиологических показателей.

Социальная среда

К факторам возникновения стресса относят также:

  • перемены в социуме;

  • повышение ответственности в работе;

  • высокая интеллектуальная деятельность;

  • нехватка времени;

  • постоянная усталость;

  • неправильный режим трудовой активности и отдыха;

  • падение личного авторитета;

  • неимение возможности творчества в работе;

  • долгие ожидания, нарушение сна;

  • несбалансированное питание;

  • вредные привычки.

Данные факторы усугубляют воздействие стрессовых ситуаций.

Человек, имеющий большое число родственных и дружеских связей, менее подвергается стрессам. В окружении благосклонных людей, он ощущает поддержку и легче переживает напряженные моменты. В противовес им индивидуумы, ведущие одинокий образ жизни, и те, у кого есть проблемы в семье, хуже переносят критические ситуации и чаще болеют.

Когнитивные факторы

Существенную роль при психологическом напряжении играет уровень сензитивности (повышенной чувствительности), зависящий от таких факторов как:

  • чувствительность рецепторов;

  • тип ВНД;

  • степень образования связей между отдельными явлениями;

  • уровень усиления и ослабления чувствительности в процессе личностного опыта;

  • умение осознанно понижать или повышать сензитивность.

Самоанализ

Люди с высоким интеллектом более подвержены к переживаниям. Они логически анализируют ситуацию, после чего могут предположить возможность возникновения угрозы. Люди, которые имеют низкий уровень мышления, более спокойны, поскольку менее точно анализируют информацию.Так, развитое мышление способствует переживанию возможных негативных последствий, тем самым провоцируя стрессы

Опыт прошлого и прогноз на будущее

Обуславливать возникновение стрессового состояния может также негативный прогноз на будущее. Подобные необоснованные переживания провоцируют появление тревожности. Данную разновидность стресса можно нейтрализовать аутогенной тренировкой, рациональной терапией, техникой НЛП. Большинство стрессов взаимосвязаны с опытом прошлых лет. При этом наблюдается тесная связь между эмоциональными и когнитивными процессами (фобии, страхи ревностного характера, посттравматический синдром).

Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром.

Психосоматические заболевания – это болезни, развитие которых зависит от психологических факторов, в т.ч. стресса. Существует несколько гипотез, описывающих возникновение психосоматических заболеваний.

Психотравма – стресс – нарушение нейрогуморальной регуляции органов – психосоматическое заболевание.

Психотравма – внутренний конфликт – метафорическая реакция подсознания на конфликтную ситуацию – психосоматическое заболевание. Психотравма – депрессия – ослабление защитных сил организма и срыв работы любого органа по принципу «слабого звена» - психосоматические заболевание.

Помимо психосоматических заболеваний психофизиологии выделяют пограничные состояния – начальные стадии развития дистресса, возникающие при длительном воздействии стрессора. Особенностью данного состояния является «маскировка» под серьезное заболевание, хотя нужно обращаться не к терапевту и т.п., а к психологу или психиатру.

Для ПТСР характерны клинические симптомы: Повышенная тревожность – обычный эмоциональный фон (на психологическом и физиологическом уровне). Повышенная агрессивность – тенденция решать вопросы с помощью грубой силы (периодические приступы ярости.) Немотивированная бдительность, переходящая в подозрительность, пониженное настроение, депрессия, чувство отчаяния, нарушения памяти, концентрации внимания, трудности сосредоточения в социально значимых ситуациях. Наличие «не прошеных воспоминаний» (неприятные сцены, связанные с событием). Притупленность эмоций, агедония (отсутствие радости жизни) Бессонница Тенденция к злоупотреблению никотином, алкоголем, наркотиками и т.п. Чувство вины. По разным концепциям механизмы ПТСР различаются: физиологическая (И.П.Павлов) – застойный очаг возбуждения в коре головного мозга; биохимическая – снижение уровня гормонов (норадреналина, серотонина, допамина) в мозге, повышение ацетилхолина и эндогенных опоидов; психоанализ – ПТСР – нарушение процесса символизации, элемент нарциссического конфликта, приводит к регрессу на оральную стадию развития, смещению либидо с объекта на «Я», ремобилизации садомазохистских инфантильных импульсов, идентификации с агрессором, регрессу к архаичным формам функционирования; когнитивная – разрушение базовых представлений о мире и о себе. Информационная модель ПТСР соединяет когнитивные, психоаналитические, психофизиологические модели ПТСР. Согласно этой модели сильный стресс приводит к поступлению в сознание информации, которая не укладывается в когнитивные схемы. В результате часть информации переводится в бессознательное, сохраняясь в активной форме. Стратегии преодоления ПТСР: восстановление целостности и гармоничности картины мира (согласование негативного опыта и текущей реальности); поиск и актуализация необходимых ресурсов (спокойствия и уверенности в себе); включение старых поведенческих программ в контекст социально-приемлемых действий (работа спортивным тренером для бывшего солдата).

Субъективные причины возникновения психологического стресса. Объективные причины возникновения психологического стресса.

Можно выделить две группы субъективных причин, вызывающих стресс. Первая группа связана с относительно постоянной составля­ющей личности человека, тогда как вторая группа причин стресса но­сит динамический характер. В обоих случаях стресс может вызывать­ся рассогласованием между ожидаемыми событиями и реальностью, хотя программы поведения человека могут быть длительными или краткосрочными, жесткими или динамичными.

1) Несоответствие генетических программ современным условиям. Ученые к настоящему времени твердо установили, что большинство ответных реакций на биологические и физические воздействия носят рефлекторный характер и генетически запрограм­мированы на уровне ДНК. Проблема состоит в том, что природа под­готовила человека на жизнедеятельность в условиях повышенных физических нагрузок, периодического голодания и перепадов темпе­ратур, в то время как современный человек живет в условиях гиподи­намии, переедания и температурного комфорта.

2) Стресс от реализации негативных родительских программ. Часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его ро­дителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют «неосознанными установками», «жизненными принципами» или «ро­дительскими сценариями», и они могут оказывать весьма существен­ную роль на дальнейшую жизнь индивида.

3) Стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами зашиты. Источником многих стрессов являются эмоции человека, которые провоцируют его на спонтанные реакции вопреки голосу разума, пытающегося спокойно и рационально оце­нить ту или иную ситуацию.

4) Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности. Одной из общих установок сознания является оптимизм и пессимизм — т. е. тенденция видеть в явлениях окружающего мира хорошие или плохие моменты. На самом деле резко выраженных оп­тимистов или пессимистов достаточно мало, а большая часть людей находится вблизи некой средней точки, удаляясь от нее согласно за­конам нормального распределения. Достаточно часто источником стресса являются мировоззренческие установки личности – политические или религиозные. Подобные стрессы принимают массовый характер в эпоху социально-эконо­мических перемен (к которым относятся разнообразные революции, реформации и «перестройки»), однако и в относительно стабильные периоды существования общества данные стрессы встречаются до­статочно часто.

5) Невозможность реализации актуальной потребности. В настоящее время наиболее известной и в то же время простой схе­мой, описывающей организацию человеческих потребностей, являет­ся «пирамида» Абрахама Маслоу. Согласно этой схеме, по мере реа­лизации «низших», биологических потребностей, человек старается удовлетворить социальные, а затем и духовные потребности, причем, согласно воззрению А. Маслоу, высшей потребностью человека явля­ется его стремление к самореализации своей уникальной сущности.

6) Стресс, связанный с неправильной коммуникацией. Существует множество причин, вызывающих стресс во время обще­ния. Одним из важнейших источником коммуникативных стрессов яв­ляются конфликты, т. е. взаимодействие двух или более людей, чьи потребности в данной ситуации кажутся участникам взаимодействия несовместимыми.

7) Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов. Другие программы вырабатываются в процессе жизни — это так на­зываемые условные рефлексы, открытые И. П. Павловым. Осваивая среду обитания, наш мозг учится распознавать сигналы, свидетельст­вующие о наступлении важных для организма событий. Так, звон по­суды перед обедом вызывает выделение желудочного сока, а вид две­ри в приемную сурового босса заставляет сердце биться чаще. Это могут быть полезные реакции, помогающие нам заранее готовиться к будущим событиям (один только вид стадиона готовит его организм к участию в соревновании), но иногда условные рефлексы мешают людям жить.

8) Неумение обращаться со временем (стресс и время). Довольно часто причиной стресса являются чрезмерно размытые временные границы психологического состояния. Это бывает в том случае, если человек слишком большое эмоциональное значение при­дает прошлому или будущему. Известный американский психолог А. Элкин говорит, что следует на­учиться управлять своим временем, в противном случае время будет управлять вами. А. Элкин выделяет следующие признаки того, что че­ловек испытывает стрессы именно от неэффективного использова­ния времени:

ощущение постоянной спешки;

нехватка времени на любимые дела и общение с семьей;

постоянные опоздания;

отсутствие четкого плана времени;

неумение делегировать полномочия другим людям;

неумение отказать людям, отнимающим ваше время;

периодически возникающее ощущение напрасной траты времени.



Список литературы

2. Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб, ТОО «Лейла», 1994