МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОМАШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Внеклассное мероприятие: «Удод -птица 2016 года
Составила : педагог организатор Мельник Галина Анатольевна
Внеклассное мероприятие: «Удод -птица 2016 года»
Если каждый из нас будет много знать о птицах, то мы сумеем сохранить многих из них.
Цель: -формировать представление о том, как выбирают птицу года; -совершенствовать умение четко отвечать на поставленный вопрос; -развивать навыки выразительной устной речи; художественный вкус, -мышление, наблюдательность; -расширять кругозор учащихся; -воспитывать бережное отношение к природе, а так же доброту, милосердие к птицам; -привлекать детей к исследовательской работе и проектной деятельности.
Оборудование: иллюстрации «Птицы года», презентация «Удод», материалы для изготовления плаката «Удод -птица 2016 года» ; запись голоса птиц.
1)Разминка Если птица характерна для нашей местности вы, ребята, хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами: синица, страус, черный лебедь, воробей, снегирь, пингвин, зяблик, белый журавль, зимородок, белый аист, степной орёл, ласточка, кобчик
2)Теоретическая часть Учитель: Вы уже, наверное, догадались, что тема нашего мероприятия - это птицы. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в арктической зоне, и в жаркой пустыне, и над безбрежными просторами океана. Птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас красивым пением, лёгким полетом, разнообразной окраской оперения. На Земле встречается около 9000 видов пернатых. Раздел зоологии, изучающий птиц, называется орнитологией. Археологи свидетельствуют, что ещё в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц. Ребята, а для чего нужны нам птицы в природе?
Чтобы ответить на этот вопрос мы разделимся на две команды и узнаем кто лучше всех и больше всех знает о птицах. Придумаем название нашим командам и выберем капитана.
1-е задание: Без птиц невозможно прожить, давайте вспомним, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. 1. Могучий, как … (орёл). 2. Вольный, как … (птица). 3. Надутый, как … (индюк). 4. Плывёт (идёт плавно), как … (лебёдушка). 5. Трещать, как … (сорока). 6. Щебетать, как … (воробей). 7. Ворковать, как … (голубь). 8. Накаркать (накликать беду), как… (ворона). 9. Долбить (говорить одно и то же), как … (дятел). 10. Поет как, … (соловей)
2-е задание : Вспомним пословицы о птицах.
1. Слово не воробей ….. (вылетит - не поймаешь) 2. Всякий кулик .…. (свое болото хвалит) 3 Гусь свинье…. (не товарищ) 4.На чужой сторонушке... (рад своей воронушке.) 5.Лучше синица в руках... (чем журавль в небе.) 6.У каждой птицы... (своя песня.) 7.Цыплят по осени... (считают.) 8.Рано пташечка запела... (как бы кошечка не съела.) 9.Глупа та птица... (которой свое гнездо не мило.) 10.Одна ласточка... (весны не делает.) 11.Наделала синица славы... (а моря не зажгла.) 12.Молодой журавль высоко взлетел... (да низко сел.)
Учитель: Сегодня мы поговорим о птице года (Просмотр презентации)
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в тундре, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Cоюз охраны птиц России ежегодно избирает символом наступающего года какую-либо птицу, обитающую на территории России. Эта кампания берет свое начало от 1996 года. Первой птицей года в 1996 году выбран коростель. Следующими птицами года выбирались полевой жаворонок (1997 год), серый журавль (1998 год), ласточка (1999 год), большая синица (2000 год), скворец (2001 год), пустельга (2002 год), кроншнеп (2003 год), аист (2004 год), сова (2005 год), чайка (2006 год), зимородок (2007 год), снегирь (2008 год), лебедь (2009 год), чибис (2010 год), белая трясогузка (2011 год), варакушка (2012 год), орлан-белохвост (20013 год).Птицей 2014 года выбран чёрный стриж, в 2015 году стала горихвостка. Титул птицы 2016 года получил удод. 1.) Описание птицы. Это одна из самых ярких и запоминающихся птиц нашей страны. Необычна контрастная окраска — темные и белые полосы на рыжем оперении. На голове — пышный хохол-«ирокез», который птица то складывает на затылке, то разворачивает во всем великолепии. Самец и самка окрашены практически одинаково, только самки чуть менее яркие, и на груди у них отсутствует розоватый налет. Как русское, так и латинское название птицы (Upupaepops) явно звукоподражательные: песня удода — глухие повторяющиеся звуки «уп-уп-уп». Многие народы отмечали характерный крик удода – глуховатое «уп-уп-уп» или «хуп-хуп-хуп». По крику птицы дано его латинское название –upupa, и древнегреческое - ἔποψ, их сочетание стало официальным названием удода в биологической номенклатуре –Upupa epops. 2..Местообитание Держится по степным оврагам, на лугу, у кромки или на опушке леса, в речной долине, в предгорьях, в прибрежных кустарниковых дюнах. Часто встречается на используемых человеком ландшафтах — пастбищах, в виноградниках или фруктовых посадках Низинных, сырых участков избегает. Для гнездовий использует дуплистые деревья, расщелины в камнях, норы в обрывах рек, термитники, углубления каменных строений. Активен в светлое время суток, для ночлега использует дупла деревьев, скалистые трещины или другие подходящие убежища
3. Повадки: Удод держится на земле, на деревьях и кустах. Полет сравнительно медленный, ныряющий. Кормится на земле. Держится в одиночку, парами и небольшими группами.По земле передвигается быстро и проворно, подобно скворцам. В случае внезапной тревоги, когда нет возможности спастись бегством, может затаиться, прижавшись к земле, распластав крылья и хвост и приподняв вверх клюв.Полёт у удода небыстрый, порхающий, как у бабочки. Тем не менее, он достаточно маневренный, и пернатым хищникам редко удаётся схватить удода в воздухе.
4.Питание Основу питания удода составляют мелкие беспозвоночные животные: насекомые, их личинки и куколки (майские жуки, жуки-навозники, мертвоеды, кузнечики, бабочки, степные кобылки, мухи, муравьи, термиты), пауки, мокрицы, многоножки, мелкие моллюски и т. п. Реже ловит мелких лягушек, ящериц и змей. Кормится на поверхности земли, обычно в невысокой траве либо на оголённой почве. Обладая длинным клювом, часто ковыряется в навозе, мусорных кучах или гнилой древесине, проделывает неглубокие дыры в земле. Нередко сопровождает пасущийся скот. Язык у удода короткий, поэтому он иногда не в состоянии проглотить добычу с земли — для этого птица подбрасывает её в воздух, ловит и проглатывает. Крупных жуков долбит об землю, предварительно разбивая на части. Иногда селится в пределах населённых пунктов, где кормится за счёт мусорных свалок.
5.Размножение Половой зрелости удод достигает в возрасте одного года. Моногамен. В России птицы прибывают к местам гнездовий довольно рано — в марте-апреле, когда ещё только появляются первые проталины. Сразу по прилёте самцы занимают территорию для размножения и ведут себя очень активно — громко кричат, издавая повторяющиеся глухие звуки «уп-уп-уп…» и тем самым подзывая самок. Запах удода был хорошо известен людям, и это вызвало появление целого ряда диалектных названий: украинские: смердюха, воняк, гидко, сербские: смрдуль, смрдель. С запахом удода был связан ряд народных примет. Так на юге России считали, что если подержать в руках удода, конь в руки не дастся.
Легенды и сказания об удоде ( рассказ учащегося) Удод — заметная птица и издревле упоминается в различных литературных источниках, в том числе и священных писаниях — Коране и Библии. В древнегреческой мифологии, согласно произведениям древних классиков, фракийский царь Терей, сын бога войны Ареса и бистонской нимфы, был превращён в удода после того как попытался убить своих жён. У ингушей и чеченцев до принятия ислама удод («тушол-котам») считался священной птицей и символизировал богиню весны, плодородия и деторождения Тушоли. Согласно легенде из Алжира, удода наказал царь Соломон за провинность. Будто бы возлюбленная Соломона однажды попросила его построить ей дом из яиц. Царь повелел всем птицам и рыбам принести яйца. Не сделали этого лишь Воробей и Удод. Соломон приказал доставить их к нему. Воробей, представ перед царём сказал, что не решился принести столь маленькое яйцо столь великому царю. Удод же объяснил свою задержку тем, что раздумывал над важными вопросами: «Что длиннее – ночь или день?», «Кого больше – живых или мёртвых? мужчин или женщин?». Доложил удод и о результатах своих раздумий. День длиннее ночи, так как свет луны его продлевает. Живых больше, потому что о недавно усопших и о великих говорят так, будто те ещё живы. А женщин больше, чем мужчин, ибо дурак, требующий построить дом из яиц, не мужчина.
А вот берберы на юге Марокко считали удода любящим сыном. Когда мать умерла, он не мог зарыть её в землю, а стал носить на своей голове. В результате мать превратилась в его хохолок, а удод получил неприятный запах.
Согласно легенде, бытовавшей на Волыни, удод когда-то был царём птиц, но захотел стать птичьим богом. Бог за это наказал удода, наделив его чубом на голове и отвратительным запахом. На Кавказе рассказывали другие легенды о появлении хохолка. В них говорилось, что однажды свёкор застал свою невестку за расчесыванием волос. От стыда, что её увидели простоволосой, женщина попросила превратить её в птицу, а гребень так и остался воткнутым в её волосы. Такой сюжет известен в фольклоре азербайджанцев, армян и рутульцев.
Алтайцы считают, что птица удод (ямань-куш) приносит людям страшные повальные болезни с вершины горы Адыган, на склонах которой шесть дверей ведут в подземный мир. Всякий, кто встретит птицу ямань-куш, обязан ее убить. Надеюсь, что так считали на Алтае в далеком прошлом, а современные люди знают, что все это предрассудки и каждая птица нуждается только в охране и бережном отношении к ней.
Учитель: Итак, мы с вами познакомились с птицей года 2016- удодом. Чтобы закрепить знания о птице перейдем к практической части
3)Практическая часть 1.Составить плакат о птице года (Формат А3, цветные карандаши, клей, ножницы, фломастеры)
2.Найдите ошибки в тексте и исправьте их
1.Обыкновенный удод – оседлая птица 2.В толковом словаре Даля для удода указаны два синонима- пустушка и потатуйка 3. В насиживании птенцов принимают участие оба родителя. 4.Копчиковая железа удода и его птенцов выделяет пахнущую падалью маслянистую жидкость, которая отпугивает врагов 5. Удод не может добывать насекомых из почвы. 6.Удод был священной птицей в Древнем Египте, упоминается в священных Библии и Корана
3.Из приведенных голосов определите, какой может принадлежать удоду? (звучит фонограмма голосов птиц)
4. Домашнее задание «Рассказать стихотворения о птице» «Удод – друг земледельца»
1.По весне в лесу весёлом
Появились новосёлы.
Птички с ярким хохолком
На опушке строят дом.
Клюв смешной и очень длинный
У Удода, глаз орлиный:
Мелких мошек, червячков
Видит даже без очков.
Только вот труслив немножко
Наш Удод. При виде кошки
Улетает из гнезда.
Ах, трусишка! Вот бед
2.Почему его народ
взял и обозвал УДОД?
Никакой он не удод,
а совсем наоборот!
Золотой наряд на нём,
как парча, горит огнём,
Крыльев чёрно-белый цвет
ирокез на голове.
Как у старого индейца.
Красота не наглядеться!
Так запомни наперёд:
Он красавец не УДОД!
3.В лесу на ветке среди птиц
Сидел удод пернатый принц,
Хохол на голове крутой,
Клюв длинный, тонкий и кривой,
В полоску, бледно рыжеват,
Холодный, неподвижный взгляд.
Он в стороне от всех сидел
И делал вид, что в даль глядел.
А рядом пели соловьи,
Вели беседы воробьи,
Кукушка громко куковала,
Сорока звонко стрекотала,
Здесь отдыхали: черный стриж,
Желто-зеленый бойкий чиж,
На верхней ветке филин спал.
Как вдруг удод завел скандал,
Набросился на птиц словами:
Не допущу, чтоб с воробьями
На общей ветке я сидел,
Чириканье весь день терпел,
Не ровня я простой кукушке,
Такой не видывал болтушки,
Кукует днями без умолку,
И нет от этой птицы толку.
4. Сорока что ли мне ровня?
Звенит по лесу стрекотня,
Одно и то же днем и ночью
Без удержу она стрекочет.
Веселым свистом надоел
Горластый серый соловей.
Клеймил по-всякому стрижа,
Обидеть не забыл чижа.
А филина, хоть тот и спал,
Удод рогатым обзывал,
Мешали на его макушке
Густые пырьевые ушки.
Себя ж хвалил, наоборот,
Он статен, он цветной удод,
Его манеры, как у принца,
А значит, царская он птица,
И хохолка, как у него,
Нет среди птиц ни у кого.
Удод так горло надрывал,
Пока всех птиц не распугал:
Вспорхнули с ветки соловьи,
Притихли тотчас воробьи,
Кукушка крыльями взмахнула,
Сорока с места улизнула,
Исчез куда-то бойкий чиж,
За ним последовал и стриж,
Почти вся ветка опустела
Всем эта ругань надоела.
Удод все больше свирепел,
То выражался, то шипел,
То без причины всех ругал,
Шептались птицы: Вот нахал.
Не выдержал тут воробей,
Чирикнул: Слушай, дуралей,
Нам все равно, каков твой род,
Но лично ты, удод, урод,
5.Испортил настроенье птицам,
За это должен извиниться.
Ты принцем сам себя назвал,
С царями род твой не летал.
Мы о тебе другое знаем,
Что птица ты, удод, степная.
Недавно в лес к нам прилетел
И оскорбить всех птиц успел.
Чем ты гордишься, опереньем,
Природой созданным твореньем?
Скажу со всей я прямотой:
Ты не такой уж и цветной.
Еще чем можешь похвалиться,
Бездарная, пустая птица?
Не можешь даже куковать,
Свистеть, чирикать, стрекотать.
Павлина видел ты хоть раз
И на хвосте его окрас?
Надхвостье украшают глазки,
Сам вышел будто бы из сказки,
Напоминает нам жар-птицу
Себя не называет принцем,
Всех уважает птиц в округе
Они в нем видят только друга.
Никто ни разу не слыхал,
Чтобы павлин завел скандал.
А кто, скажи-ка мне, не знает
Цветных и ярких попугаев?
Прекрасное их оперенье
Приводят всех нас в изумленье.
Средь них есть тоже с хохолками
И с очень длинными хвостами.
Да сколь угодно птиц на свете
Оттенков всяких и расцветок,
Но ни одна при этом птица
Не выдает себя за принца.
Удод пытался возражать,
Стал воробья перебивать
Тут перебранка прервалась
Под ними ветвь оборвалась,
Удод и воробей взлетели,
На ветку выше рядом сели.
Удод, насупившись, сидел,
Чирикал гордо воробей,
Вдали кукушка куковала,
Сорока где-то стрекотала,
Был слышен соловьиный свист,
Лес наполняла птичья жизнь.
Увидел, интересно, кто-то
В себе пернатого удода?
6.Верь-не верь, считай, что снится,
Но в саду у нас живёт
Не скворец и не синица -
Экзотический удод.
Всех людей без исключенья
Удивляет он хвостом,
Ярким пёстрым опереньем,
Длинным клювом, хохолком.
Прилетает каждым летом
К нам оранжевый удод,
О диковинке проведал
Филимон, соседский кот.
Он мурлычет: `Мы - как братья,
Рыжий ты и рыжий я!
Приглашаю поиграть я,
Словно добрые друзья!`
Но удод совсем не глупый,
Он живёт не первый год -
Видит когти, видит зубы
И коту ответ даёт:
`Если мы родня с тобою,
Должен ты уметь летать.
Прыгай в небо голубое,
Нас подружит высота!`
Кот шипит и в небо рвётся,
Нет, не ладится игра...
... Осень, реже греет солнце,
Птицам в Африку пора.
Собираясь в путь-дорогу,
Говорит коту удод:
`Тренируйся понемногу,
Полетаем через год!`
Татьяна Демина, 2009
7.Не правда ли забавная картина?
Удоды из семейства воробьиных!..
Предвижу истерические стоны:
Из этого семейства и ВОРОНА!..))
Удода как по книжкам знаем точно,
Мы встретим в полушарии восточном.
Корона головы его хохлатой
Украсит и дворцовые палаты
Узором на старинных гобеленах,
Развешанных по праздникам на стенах.
Достойны сожаления народы,
Ни разу не встречавшие удода!
В России главный вид, удод пустошка,
На юге часто бродит по дорожкам,
Клюёт червей и разных насекомых,
Порою и на грядках возле дома...
Учитель: Давайте подведем итог нашего мероприятия и ответим на вопрос : «Для чего нужны нам птицы в природе?»
Учащийся 1-я команда : Птицы несут нам только радость и мы обязаны их не только беречь, но и узнавать их в природе. К сожалению, как показали результаты анкетирования среди одноклассников, мы мало знаем о жизни наших пернатых друзьях. Союз охраны птиц России, выбирая каждый год символом одну из птиц, ставит перед собой главную цель: привлечь внимание на данный вид в природе, показать его значимость и убедить всех нас в том, что каждый представитель пернатых подлежит всеобщей охране.достоин того, чтобы его узнавали и всячески охраняли в природе. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие убедит всех учащихся в том, что символ 2016 года – птица удод уникальна и без нее наша природа станет значительно бедней. Она достойна того, чтобы мы узнали о ее существовании, ее особенности и неповторимости, смогли узнавать в природе и если понадобится, защищали.
Учащийся 2-ой команды :Целью кампании «Птица года» является привлечение внимания россиян к проблемам защиты и охраны птиц. Каждый год проводятся конкурсы рисунков, темой которых является избранная птица года. Это своеобразная пропаганда красоты природы и ее крылатых представителей.
Избранный вид становится символом природоохранной работы, по нему проводятся специальные исследования, распространяются информационные листовки и плакаты, проводятся детские конкурсы рисунков и другие мероприятия. Этот титул может получить не только отдельный вид, но и систематическая группа птиц фауны России, легко узнаваемая любителями и нуждающаяся в помощи человека. Если каждый из нас будет много знать о птицах, то мы сумеем сохранить многих из них.