Тема лекции «Цифровизация образования».
Мы живем в эпоху высоких технологий, повсеместного внедрения искусственного интеллекта, который стремительно развивается и оказывает существенное влияние на каждого из нас.
Хотим мы того или нет, цифровизация неизбежно затрагивает нашу повседневную жизнь. Общество 21 века не представляет своего существования без электронных гаджетов, онлайн общения, учебы в сети. Совсем недавно, 10-15 лет назад, все смеялись над компьютерщиками. Они казались необщительными,замкнутыми. Их считали людьми, погруженными в свой цифровой мир.
Что происходит сейчас? Сейчас эти шутки исчезли.
- Как вы считаете, почему? Просто таких людей теперь стало большинство, и общество это приняло за норму.
Учебные платформы, онлайн-курсы, электронные дневники, использование виртуальной реальности, робототехника, электронные доски и пр. Все это активно входит в нашу жизнь.
В условиях обновления образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности путем освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Использование цифровых технологий вызывает все больший интерес у всех участников образовательных отношений.
Итак, несколько слов о возможности использования онлайн-платформ в обучении.
Zoom — это сервис для организации видеоконференций, вебинаров, групповых чатов. Платформа позволяет общаться посредством видео - и/или аудиосвязи. Версия бесплатная для участников в количестве 100 человек, есть ограничение видео-трансляций по времени, 40 минут. При работе на ZOOM может возникнуть такая ситуация, когда не работает звук или ты не вошел в разрешенные 100 участников.
Российская электронная школа (РЭШ)
Это полный школьный курс уроков от лучших учителей России; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя. Наша школа организовала работу на РЭШ, но мы столкнулись с такой проблемой, при высокой посещаемости, программа зависает.
ЯКласс. На портале существует огромная база заданий по многим предметам, преподаваемым в школе. Учитель создает домашние, проверочные и даже контрольные работы в виде тестов из имеющихся заданий портала. Есть возможность задать работу индивидуально или всему класса. Преподаватель выбирает время проведения, количество попыток выполнения работы (что дает возможность ученику выполнить работу на «хорошо» и «отлично»). На портале имеется теоретическая база. Удобно то, что учителю необязательно проверять работу учащегося, он получит отчет о ее выполнении и выставит ученику отметку в соответствии с предложенными критериями оценивания.
Все замечательно, но сейчас платформа ЯКласс стала платной.
Сервис содержит огромную библиотеку готовых упражнений. Она разбита на категории по предметам, конкретным темам и уровням образования.
Имеется множество шаблонов для создания собственных интерактивных заданий .
Работать на платформе достаточно легко, для создания собственных заданий необходимо зарегистрироваться.
«Платформа «ГлобЛаб» может использоваться при организации проектной и исследовательской деятельности школьников при реализации ФГОС нового поколения». На платформе можно участвовать в вебинарах и конференциях учителям естественно-научного цикла.
У учащихся выпускных классов есть возможность готовиться к экзаменам на платформах Решу ОГЭ, РЕШУ ЕГЭ. Создатели этого полезнейшего ресурса заложили в него механизмы взаимодействия с учителями.
Видеоуроки на видеохостинге youtube.com - здесь размещено огромное количество видеоуроков: изучение языков, уроки рисования и живописи, опыты по физике, химии, разбор произведений по литературе и т. д.
Мотивированные учащиеся могут принимать участие в тестированиях, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет на платформах - Урок цифры, Сетевичек.рф , Единый урок и др.
Большие возможности цифровой среды очевидны.
- Но как вы считаете, у всех ли учащихся есть возможность их использовать?
Конечно нет. Цифровой разрыв по-прежнему сохраняется из-за социально-экономических и географических условий..
Повторюсь, те учебные платформы, которые сегодня были бы востребованы, стали доступны только ограниченному числу учеников, так как они становятся платными.
Необходимо также отметить отрицательные стороны «экранного» обучения:
Во-первых, это влияние на здоровье: малоподвижность, потенциальные проблемы со зрением, нарушение привычной моторики и координации движений, электронное излучение - все это негативно влияет на физическое состояние человека.
Во-вторых, снижение социальных навыков, отсутствие личного контакта учитель-ученик, неспособность воспринимать написанный от руки текст, быстрая скорость забывания передаваемой информации – все это ведет к деградации социально-активной творческой личности.
Общество постепенно приходит к осознанию: служение учителя бесценно. Педагог и наставник вкладывает в свой каждодневный труд не только знания, но и душу. Эта профессия сегодня должна быть в центре внимания. "Цифра" не может стать основой образовательного процесса. Она всегда будет вторична.
Спасибо за внимание.