ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ
«Воспитывать значит организовывать жизнь, в правильной жизни растут правильные дети». (Лев Семенович Выготский)
В наш век больших скоростей, постоянной нехватки времени и большой занятости людей, как ни странно многие ведут достаточно пассивный образ жизни. Они жалуются на усталость, скуку, ежедневную рутину, нехватку времени, даже их маршрут передвижения однотипен. Почему так происходит? Есть хороший русский вопрос: Кто виноват? И что делать?
Как человека научить правильно жить? А что значит само выражение «правильная жизнь»? С каких позиций – правильная?
Для меня, как для учителя ответ однозначный: правильная, значит приносящая человеку радость от того, что он делает для себя и других и главное вместе с другими.
Как научить ребенка правильно организовать свою жизнь? Я убеждена, нужны не назидания, а пример, личный пример учителя. Я не сбрасываю со щитов воспитательную роль родителей. Но порой чужой человек оказывает на ребенка более решающее воздействие в воспитании.
Правильный воспитательный процесс должен строиться на трех китах:
Активный учитель
Активный ученик
Активность заключенная между ними
Учитель должен звать, зажигать, предлагать идеи, если делать что-то, то только с детьми. «Что будут делать дети?» - спросите вы. А потом они будут звать, заряжать, предлагать идеи.
Только благодаря личности учителя, его примеру, возможен личностный рост ученика.
Известен афоризм: “Счастливого человека может воспитать только счастливый”. Если продолжить мысль, можно сказать словами В. А. Сухомлинского : “Успех школьнику может создать тот учитель, который сам переживает радость успеха”.
Я считаю себя успешной – я с радостью иду на работу. Позитивно отношусь к жизни, стараюсь находить в себе лучшие, благородные чувства и передавать их своим ученикам, побуждать их к самосовершенствованию.
Один из важных постулатов моей педагогической деятельности – “Ребенок должен учиться на успехе!”
Главный смысл моей педагогической деятельности состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. А также необходимо научить ребят, получать удовольствие от того, что они делают. Делать все на максимум. Лучше. Интереснее. Креативнее. Потом они не захотят и не смогут иначе. Если что-то делать, то делать хорошо. А плохо, оно само получится.
Когда в правильной жизни человек счастлив? Когда он успешен и не одинок, когда окружен друзьями и занимает активную жизненную позицию. Поэтому задача учителя – научить детей не скучать: сценарии, выступления, праздники, походы, театры. Пусть действие и действие положительное станет для него нормой. Это воспитывает человека быть активным.
Свое выступление хочется завершить словами Симона Соловейчика: «Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни...»