Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и
литературы МБОУ «Комсомольская общеобразовательная школа №1»
АСАНОВОЙ НАДЕЖДЫ АНАТОЛЬЕВНЫ
Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим
количеством органов чувств они воспринимаются
К. Ушинский
Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: “Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?”
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
1. Актуальность и перспективность опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в экономическом и социальном пространстве системы образования. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, быть востребованными и успешными. Поэтому сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала. Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы
В течение нескольких лет работаю над проблемой «Инновационные идеи проведения уроков русского языка и литературы с использованием ИКТ». Актуальность данной темы диктуется временем.
Во-первых, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…».
Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии
Во-вторых, ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, что и обусловливает актуальность выбранной темы. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках русского языка и литературы может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав более наглядным и интересным. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволит повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.
В-третьих, применение ИКТ на уроках русского языка и литературы повышает интенсивность и результативность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество учебного материала, чем это происходило за то же самое время в условиях традиционного обучения. Использование компьютера благотворно влияет на качество усвоения знаний учащимися.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Теоретическая база опыта
Важное значение в изучении предмета имеет оборудование кабинета. В кабинете имеется компьютер и мультимедийный проектор. В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия. Активно использую цифровые предметно-методические материалы, работаю в сети Интернет, создаю интерактивные тестовые и контрольные работы. Современные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизация образования и личностно ориентированный подход; интеллектуальное развитие детей и их самостоятельности; доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; внимание к индивидуальности человека, его личности; чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это даёт возможность учителю работать дифференцированно и индивидуально, а также экономит время. Всё это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использованию их в своей практике. В этом случае компьютер становится средством самоконтроля, тренажёром знаний, презентаций результатов собственной деятельности.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Урок - основная форма организации учебной деятельности. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы ученик проживал урок как «маленькую жизнь», полную новых открытый и впечатлений. Ценность каждого урока определяю как шаг к новым знаниям.
Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:
использование готовых программных продуктов;
работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);
работа с Интернет-ресурсами;
компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к ГИА и ЕГЭ;
медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический эпизод-анализ и т.п.);
создание слайдов с текстовым изображением;
компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;
презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;
презентации учебного материала, разработанного учениками для уроков;
DVD/CD;
электронные энциклопедии;
самостоятельная работа учащихся (закрепление).
Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся. Мною получены следующие результаты использования ИКТ на уроке:
повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;
применяется индивидуальный подход;
повышается степень наглядности при изложении учебного материала;
развивается творческий потенциал детей;
появляются возможности для моделирования учебного процесса;
снижается утомляемость учащихся;
сокращается время на опрос.
Урок – основная форма организации учебной деятельности школьников, а потому считаю важным обратиться к основным требованиям урока с позиций здоровьесбережения. Элементы здоровьесберегающих технологий применяю на уроках и во внеурочное время. Я всегда внимательно отношусь к состоянию здоровья учащихся на уроке. Используя технические средства обучения, обеспечиваю оптимальные нагрузки при определении объёма заданий. Осуществляю чередование видов деятельности, предупреждающее переутомления учащихся. Мною разработана гуманная система контроля знаний и умений учащихся с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании: разноуровневые контрольные работы по русскому языку и литературе – по выбору учащихся, памятки-планы, памятки алгоритмы, что исключает стрессовую для ученика ситуацию и, следовательно, не принесёт вреда его физическому и психическому здоровью. Наблюдения показывают, что грамотное использование элементов здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. В настоящее время на уроках использую мультимедийные презентации, которые позволяют донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации применяю для
объяснения новой темы;
контроля знаний;
как средство подачи информации;
создания проблемной ситуации.
Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.
5. Анализ результативности
Я убедилась, что использование элементов современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы даёт эффективные результаты:
развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение элементов современных образовательных технологий позволяет мне
наполнить уроки новым содержанием;
развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
формировать элементы информационной культуры;
прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
идти в ногу со временем.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой. Благодаря ИКТ на уроках русского языка и литературы, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Для меня компьютер на уроке – это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно-коммуникативные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном режиме.
Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Я убеждена, что задача каждого учителя–словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Внедрение элементов современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания и будут являться её составной частью. Излишнее увлечение современными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлечённый в «нескучные» формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной форме. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина.
Педагогические риски в данном случае связаны с возможным переизбытком времени, отведенного для проведения контроля с помощью компьютера, что может отрицательно повлиять на здоровье учащихся.
Средствами преодоления названных педагогических рисков являются следующие:
1)строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм использования компьютера в учебном процессе;
2)учет возрастных и психолого-педагогических особенностей школьников при организации индивидуальной и групповой работы с электронными учебными материалами;
3)использование компьютера на уроке с целью диагностики процесса обучения не более одной восьмой всего учебного времени от общего объема учебных занятий по предмету и не более 20 минут за урок.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую в работе семинаров и секций муниципального и республиканского уровней, провожу открытые уроки, посещаю уроки молодых специалистов с целью оказания методической помощи.
Выступления на педагогических советах, методических объединениях школы:
Дата | Место | Тема выступления | Название мероприятия |
Ноябрь 2013 | МБОУ «Комсомольская СОШ №1» | Анализ системы работы по ведению рабочих и контрольных тетрадей, их проверки и отработка допущенных ошибок. | Школьное методическое объединение |
Январь 2014 | МБОУ «Комсомольская СОШ №1» | Создание благоприятного психологического климата на уроке – 50% успеха. | Школьное методическое объединение |
Ноябрь 2014 | МБОУ «Комсомольская СОШ №1» | Обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта образования | Школьное методическое объединение |
Март 2015 | МБОУ «Комсомольская СОШ №1» | Проведение обобщающих уроков по русскому языку и их роль в формировании интеллектуальных способностей учащихся/ | Школьное методическое объединение |
Ноябрь 2015 | МБОУ «Комсомольская СОШ №1» | Использование современных технологий обучения в условиях внедрения стандартов нового поколения. | Школьное методическое объединение |
Март 2016 | МБОУ «Комсомольская СОШ №1» | Особенности учебных заданий, направленных на формирование УУД | Школьное методическое объединение |
Март 2017 | МБОУ «Комсомольская СОШ №1» | Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы. | Школьное методическое объединение |
Ноябрь 2018 | МБОУ «Комсомольская СОШ №1» | Причины неуспешности в обучении и пути её преодоления. | Школьное методическое объединение |
Материалы опыта выставлены на сайте образовательного учреждения http://kom1cham.schoolrm.ru, на личном сайте «Мультиурок» multiurok.ru/asanovanadja/
8.Список использованной литературы.
1. Антипова М. В. Формирование ИКТ-умений школьников на уроках русского языка и литературы / М. В. Антипова // Наука и культура России : материалы IX международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия: сб. статей / сост. А. В. Ковтунов (пред.) и др.– Самара : СамГУПС, 2012. – С. 40-43.
2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании / Н. В. Апатова. – Москва : Школа-Пресс, 2002. – 120 с.
3. Бабич, И. Н. Новые образовательные технологии в век информации / И. Н. Бабич // Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» – Троицк : МОО "Фонд новых технологий в образовании "Байтик", 2003. – С. 68-70.
4. Данилова, С. А. Современный урок литературы: методические формы и приёмы [Электронный ресурс] :Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 202-203.
5. Маковкина, А. Н. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы / А. Н. Маковкина // Педагогический опыт: от теории к практике : материалы Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 59-60.
6. Окунева, Н. Ф. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы / Н. Ф. Окунева // Школьная педагогика – 2015 – №2. – С. 30-32.
7. Пономарева, А. А. Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС / А. А. Пономарева // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (Уфа, ноябрь 2013 г.) – Уфа : Лето, 2013. – С. 225-226.
8. Поташник, М. М. Требования к современному уроку: метод.пособ. / М. М. Поташник. – Москва : Центр педагогического образования, 2007. – 272 с.
9. Роберт, И. В.Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт // Монография. – Москва : ИИО РАО, 2010. – 140 с.