СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка»


Тема «Сингапурская методика обучения как один из интерактивных методов обучения на уроках английского языка»

Поиск эффективных технологий, путей и методов, приемов и средств развития различных умений и навыков обучения иноязычному общению ведется давно. Особенно значимой и актуальной эта проблема становится сегодня в контексте ФГОС нового поколения. На сегодняшний день существует множество различных методик и способов преподавания английского языка. Это – фундаментальная методика, классический подход к изучению английского языка, коммуникативный метод, интенсивная методика и многие другие. В зависимости от поставленных целей учителя английского языка сегодня активно используют самые разные образовательные технологии: объяснительно-иллюстративное обучение, личностно-ориентированные, технологии развивающего обучения и реализуют их посредством применения разнообразных методов и форм работы, таких как метод проектов, разноуровневое обучение, интерактивные технологии, нетрадиционные формы уроков и многое другое.

В образовании получили широкое распространение такие формы взаимодействия преподавателя и учащихся, как

Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и учащихся, где преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а учащихся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащихся здесь не пассивные слушатели, а активные участники, учащиеся и преподаватель находятся на равных правах.

Интерактивный метод (Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение интереса у обучающихся;

  • эффективное усвоение учебного материала;

  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

  • обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

  • формирование собственного мнения у обучающихся;

  • формирование жизненных и профессиональных навыков.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Одной из перспективных интерактивных технологий является сингапурский метод обучения.

На наш взгляд, это не только методы, но и формы управления учебным процессом. Они основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды.

Сингапур интересен тем, что система образования в этой стране оценивается как одна из лучших в мире. Сингапурская система образования использует метод кооперативного обучения. Его особенность в том, что он не требует изменения урока, а предусматривает проведение одной части новым методом – с применением одной - двух обучающих структур.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Сингапурская методика применима как на отдельно взятом уроке английского языка или его части, так и в системе уроков; необходима как на уроках младших, так и в средних и старших классах; уместна и эффективна во внеклассной и внешкольной работе.

На уроках английского языка с использованием сингапурской методики у детей формируется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное - у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению, положительному результату в виде повышения качества знаний.

Теоретико-методологическую основу опыта составили научные положения и концепции работ зарубежных и отечественных ученых в области педагогики и психологии, в основе которых - кооперативное, или совместное, обучение (Cooperative Learning).

Кооперативное обучение основано на идеях, появившихся в начале прошлого века, и получивших развитие у таких философов и психологов как Курт Леви́н, Джон Дьюи, Мортон Дойтш, Жан Пиаже, Лев Выготский. В отечественной педагогике к понятию «кооперативное обучение» наиболее близки понятия «педагогика сотрудничества» и коллективные/ групповые формы работы (КСО). К проблеме сотрудничества в разное время обращались: В.К. Дьяченко, Б.Таль, Е.С. Полат, Е.И. Пассова, Е.Г. Иванова. Эта система очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова.

Наибольший вклад в историю развития кооперативного обучения внёс профессор Спенсер Каган, глава Института ресурсов для учителей США, который разработал Концепцию обучающих структур. Он предложил множество моделей группировки, которые могут быть использованы в работе с учащимися разных возрастов.

Главные задачи применения этих моделей он видит в:

- участии в структурированном взаимодействии;

- равном участии всех;

- применении учащимися опыта взаимодействия на других учебных предметах;

- эффективной коммуникации;

- сотрудничестве в интересах совместного обучения;

- совместное обучение как составляющая любого урока.

Американский профессор Спенсер Каган разработал более 200 обучающих структур для организации работы в парах и группах.

Начиная с 2014 года я работаю над реализацией методической идеи с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века. Для меня Сингапурская методика обучения – это тоже обучение в сотрудничестве, но только с большим разнообразием обучающих структур.

Цель опыта - повышение качества знаний путем использования сингапурской методики на уроках английского языка.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.

2. Выявить уровень знаний английского языка у учащихся 5а,5б,6в классов.

3. Изучить влияние использования сингапурской методики на уроках английского языка на повышение уровня знаний учащихся с применением одной - двух обучающих структур.

4. Сформулировать вывод об эффективности применяемой методики в обучении школьников английскому языку.

Прежде чем внедрить различные структуры Сингапурской методики в свои уроки я в начале учебного года провела мониторинг по определению уровня качества знаний учащихся 5а,5б,6в классов на уроках английского языка.

Класс

Качество знаний на начало года, %

80%

82%

48%


Применение данной методики способствует развитию личностных компетенций обучаемых. Ребятам нравится работать вместе, у них укрепилось чувство успеха. Сингапурские структуры как бы «перемещают» деятельность учителя на деятельность обучаемых, и, не смотря на необходимость более тщательной подготовки к урокам, учитель со стороны кажется скорее наблюдателем. Поэтому незначительное снижение общей познавательной мотивации (интерес к новому материалу, предъявляемому учителем) компенсируется аналогичным повышением познавательной мотивации личного развития. Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность; повышается уровень вовлечённости обучаемых и равного участия всех, позитивного учебного взаимодействия между обучаемыми, осознания учебных целей обучаемыми.

Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, в основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах. Сам урок мало похож на обычный урок и больше напоминает увлекательную, содержательную игру, заставляющую мыслить. В традиционной форме обучения большинство учащихся основную часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют позитивное отношение к предмету и навыки выполнения различных заданий. В результате качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Урок английского языка с применением Сингапурской методики отличается от традиционного урока индивидуальным подходом к каждому ученику, разными видами деятельности на уроке, комфортному сотрудничеству обучаемых. На таких уроках учебная деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика, развивает креативное мышление, воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

На моих уроках с применением Сингапурской системы задействован весь класс. В течение урока дети работают по 4 человека за партой. Желательно, чтобы парты отходили «лучами» от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю.У каждого ученика есть ―shoulder partner (партнер по плечу) и ―face partner (партнер, который сидит напротив) и свой номер в команде, исходя из двустороннего ламинированного А-4 коврика-управления (Manage Mat). Такой опыт способствует развитию у школьников навыков сотрудничества, взаимопонимания, коммуникации и ответственности.

На уроке для организации учебного процесса я использую мыслительные приемы и обучающие структуры, такие как Соrners, Tick-Tack-Toe, Team Building,A/R Guide. Все названия приемов и структур, по требованию компании «Educare», даются по-английски. По принципу образования они разделяются на работу команд (Round«Раунд») и пар (Rally- «Релли»).

Ожидаемые результаты от применения методики Сингапурского образования

После активного использования данной методики в течение всего учебного года был проведен мониторинг в конце учебного года.

Класс

Качество знаний на конец года, %

92%

93%

51%


Мне очень понравился эффект от использования обучающих структур этой методики. У ребят повысилась мотивация к изучению предмета, появился интерес, они стали активнее работать на уроке. Причем здесь происходит полное вовлечение всех учеников не зависимо от их уровня обученности. Дети стали более заинтересованы в изучении английского языка и качество обучения повысилось.

У обучающихся 5а, 5б классов проявились такие качества, как мобильность и решительность, разумный подход к общественной ответственности, толерантность, умение работать в команде и ценить любую помощь, а также понимать, что значит воодушевлять и мотивировать других.

В 2017г. я представила свой опыт работы на школьном мастер классе и выступила на МО учителей английского языка.

Итак, можно сделать вывод: использование обучающих структур сингапурского метода обучения дает возможность формировать навыки коммуникативного общения, приводит учащихся к взаимодействию: УЧЕНИК - УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ, УЧЕНИК - УЧЕНИК. Благодаря этому мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель. Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи нового материала с тем, что они уже знают.

На таких уроках у детей формируется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное - появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению. А также Сингапурская методика позволяет выполнить требования ФГОС, предъявляемые к современному уроку.

В результате применяемых технологий мои ученики достигли следующих результатов: уровень обученности моих учащихся вырос, качество знаний по предмету в 5А классе повысилось на 12%, в 5 Б классе- на 11%, в 6 В классе – всего на 3%



Используемая литература



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2012/01/17/obrazovanie-site-dok.html

2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы - (Стандарты второго поколения) - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628

3. Jeanie M. Dotson. Cooperative Learning Structures Can Increase Student Achievement/ Culminating Project - Kagan Online Magazine, Winter 2001

4. David L. DeVries, Keith J. Edwards. Teams-Games-Tournament in the social studies classrooms: effects on academic achievement, student attitudes, cognitive believes and classroom climate/ - Center for Social Organization of Schools, The Johns Hopkins University, Baltimore, Maryland.- 55c., 1974, http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED093884.pdf

5. Shlomo and Yael Sharan. Group Investigation Expands Cooperative Learning. – The Association for Supervision and Curriculum Development, 1989, http://www.ascd.org/ASCD/pdf/journals/ed_lead/el_198912_sharan.pdf