СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное выступление на тему «Развитие силовых способностей у гребцов-академистов»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичное выступление на тему «Развитие силовых способностей у гребцов-академистов»

Просмотр содержимого документа
«Публичное выступление на тему «Развитие силовых способностей у гребцов-академистов»»

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Тольяттинский социально – педагогический колледж»












Публичное выступление

на тренерском совете СДЮСШОР "Академическая гребля"

на тему «Развитие силовых способностей у гребцов-академистов»

Задание № 3 по производственной практике


ПМ. 03 Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности


Студента – практиканта: Бакулина Вадима


Группы - ФК-41
















Тольятти, 2019 г.





Цель выступления: проведение публичного выступления для решения проблемы развития специального физического качества – сил, в ходе подготовки гребцов-академистов

Задачи выступления:

1. Поднять вопрос о проблеме развития силы, как специального физического качества.

2. Ознакомить с готовыми методиками развития силовых способностей, в тренировочном процессе гребцов-академистов.

3. Организовать дискуссию по решению проблемы развития силовых способностей, в подготовке гребцов-академистов.





























государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Тольяттинский социально – педагогический колледж»












Реферат

на тему «Развитие силовых способностей у гребцов-академистов»

Задание № 3 по производственной практике


ПМ. 03 Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности


Студента – практиканта: Бакулина Вадима


Группы - ФК-41




















Тольятти, 2019 г.


Содержание



1. Проблема развития силовых способностей в академической гребле

5

2. Характеристика основных методик развития силовых способностей в подготовке гребцов-академистов

7

3. Характеристика экспериментальной методики развития силовых способностей в подготовке гребцов-академистов

11

4. Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе эксперимента и рекомендации к ним

5. Заключение

12


15




































1. Проблема развития силовых способностей в академической гребле


Академическая гребля является одним из видов спорта, обеспечивающих наиболее полное общее физическое развитие. Это обусловлено участием в выполнении гребка всех групп мышц, широкой амплитуды движений, достаточно высокими усилиями на гребке, продолжительностью спортивного упражнения и его эмоциональностью.

Непосредственно силовые способности гребца реализуются через мышечные усилия, которые, в свою очередь, создают силы, действующие на весло и лодку. Различные силовые способности в различной степени могут раскрываться в специфической деятельности гребца.

Силовая подготовка гребца играет важную роль в построении фундамента для роста спортивных результатов.

Уровень спортивного результата зависит от взаимосвязи основных физических качеств. Взаимосвязь силы, выносливости, быстроты и других качеств спортсмена меняются с ростом спортивного мастерства. Дальнейшее их совершенствование возникает параллельно с совершенствованием функциональных свойств центральной нервной системы /ЦНС/, подвижности и уравновешенности этой системы. И на основе этой взаимосвязи появляется потребность в развитие силовых способностей.

Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила» (например, скоростно-силовые способности, силовая выносливость).

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями: скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость.

Собственно силовые способности проявляются:

1) при относи­тельно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса);

2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы).

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц.

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления:

1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила);

2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.).

К скоростно-силовым способностям относят:

1) быструю силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью;

2) взрывную силу. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).

Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость.

Динамическая силовая выносливость проявляется в циклических и ациклических упражнениях.

Статическая силовая выносливость при удержании позы (например, стойка на руках).

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы меняющееся и непредвиденные ситуации (например, спортивные игры, борьба).


2. Характеристика основных методик развития силовых способностей в подготовке гребцов-академистов


Для решения поставленных задач в тренировке гребца широко применяются средства общей подготовки (ОФП). К средствам общей подготовки относятся упражнения, направленные на повышение уровня функциональной подготовленности, воспитание выносливости, силы, расширения диапазона двигательных навыков и совершенствование технического мастерства методом переноса двигательных действий, и могут выполняться как упражнения из вспомогательных видов спорта, упражнения на тренажерах, общеразвивающие упражнения с отягощениями и без них.

Средствами специальной подготовки являются упражнения, направленные на повышение уровня общей и специальной выносливости, силовой и скоростной выносливости и совершенствование технического мастерства и выполняются в основной или вспомогательной лодке, гребном бассейне и на гребном тренажере. В процессе занятий задача технической, физической, тактической и в значительной степени психической подготовки решаются средствами специальной подготовки – гребля в спортивной лодке, причем направленность упражнений зависит от сочетания компонентов тренировочной нагрузки и применяемого метода.

Общая физическая подготовка осуществляется с использованием широкого набора тренировочных средств и упражнений из вспомогательных видов спорта, способствуют повышению уровня развития силовых качеств с учетом специфики соревновательной деятельности, является базой для специальной подготовки.

В общей подготовке гребца широко применяются некоторые виды спорта и упражнения, помогающие решить указанные выше задачи. Среди этих видов спорта можно назвать: плавание, легкую атлетику, бег на лыжах, спортивные игры, общеразвивающих упражнений, силовую подготовку.

Также в зимний период в тренировочный процесс гребцов включается тренировка на лыжах. Еще в Советском Союзе, большинство известных гребцов, легко могли выступать за сборную команду и по лыжным гонкам. Здесь механически похожие движения, задействованы практически те же группы мышц. А так же не мало важно, что тренировочный процесс проходит примерно так же как и в гребле на байдарках и каноэ. За 2 часа тренировки на лыжах, средне подготовленный спортсмен гребец, может пробежать до 24 километров.

Так же стоит отметить, что некоторые опытные тренеры, в период зимней подготовки используют бассейн. Плавание позволяет любому спортсмену осуществлять тактическую подготовку. Во первых здесь идет контроль равномерного дыхания и счет преодоленных метров, а во вторых для любого гребца, плавание значительно поднимет функциональную выносливость. Как правило, самая распространенная тренировка в бассейне для гребца - это работа не на количество преодоленных километров, как в лыжах, например, а тренировка в определенном режиме по 50-100-200 метров. При тренировках на лыжах или в бассейне крайне необходимо добавлять тренажерный зал и привязывать силу к аэробным тренировкам. Как правило, силовые тренировки включают вечером, а утром посвящают функциональные.

Тренировка любой направленности сопровождается регуляторными, структурными метаболическими перестройками, но степень выраженности этих адаптационных изменений зависит от величины применяемых отягощении, от режима и скорости мышечного сокращения, от продолжительности тренировки и индивидуальной композиции мышечной ткани, что находит отражение в выборе методов развития отдельных силовых способностей.

Метод максимальных усилий – характеризуется выполнением упражнений с использованием предельных или околопредельных отягощений (от 90 % рекордного для данного спортсмена). Метод максимальных усилий включает упражнения с субмаксимальными, максимальными и сверхмаксимальными отягощениями или сопротивлениями. Тренирующее воздействие метода направлено преимущественно на совершенствование возможностей ЦНС генерировать мощный поток возбуждающей импульсации на мотонейроны, а также на увеличение мощности механизмов энергообеспечения мышечных сокращений. Он обеспечивает развитие способности мышц к сильным сокращениям, проявлению максимальной силы без существенного увеличения мышечной массы. Для практической реализации метода используется несколько методических приемов: равномерный, «пирамида», максимальный.

Метод повторных усилий (или метод "до отказа") предусматривает упражнения с отягощениями 30-70 % от максимума. Это метод тренировки, в котором в качестве основного тренирующего фактора является не предельный вес отягощения (или сопротивления), а количество повторений упражнения с оптимальным или субмаксимальным весом (сопротивлением). В этом методе используются различные варианты построения тренировки. В зависимости от избранных компонентов упражнения направленность метода может широко варьировать. Этот метод чаще используется для наращивания мышечной массы.

Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений (до 30 % от максимума, чтобы не искажалась техника движений). Этот метод наиболее эффективен для увеличения скорости развития усилия и мощности сокращения, необходимых во многих видах спорта или динамической активности. Тем не менее, он не даёт достаточного количества механического или метаболического стресса для мышц, которые нужны для стимуляции роста.

Изометрический (статический) метод предполагает статическое максимальное напряжение различных мышечных групп продолжительностью 4-6 с. без изменения длины мышц. Статические упражнения избирательно воздействуют на различные мышечные группы, подчеркивая момент усилия в различных положениях звеньев двигательного аппарата. Изометрический метод меньше способствует увеличению объема мышечной массы, чем динамический. Но может быть применен в других видах силовой подготовки благодаря доступности средств.

«Ударный» метод» - применяется для развития амортизационной и «взрывной» силы различных мышечных групп. «Ударный метод» используется для улучшения спортивных результатов, которые требуют скорости, быстроты и мощи. Иногда используется в фитнесе, и является одним из основных элементов тренировок по «паркуру». В «ударном методе» используют взрывные, быстрые движения для развития мышечной силы и быстроты. Эти упражнения помогают мышцам развивать наибольшее усилие за наименьший возможный промежуток времени.


3. Характеристика экспериментальной методики развития силовых способностей в подготовке гребцов-академистов


Итак, за основу экспериментальной методики мы возьмём использование гребных тренажёров.

Тренировка с гребными тренажёрами даёт уникальную возможность для любого гребца спортсмена, гребной тренажер позволит более плотно подойти к технике гребли и исключить ошибки, при помощи тренера, который сможет сделав два шага оказаться рядом, чего на воде никогда не получится.

Тренажер — это нагрузочный элемент, в комплексе со вспомогательным устройством позволяющий развивать силовые показатели в движениях, максимально приближенных к движениям цикла гребка, разучивать общую траекторию цикла гребка . В гребле они достаточно апробированы и могут быть рекомендованы для практического применения. В процессе занятий задача технической, физической, тактической и в значительной степени психической подготовки решаются средствами специальной подготовки – гребля в спортивной лодке, причем направленность упражнений зависит от сочетания компонентов тренировочной нагрузки и применяемого метода.

Применяемые в тренировке гребцов методы подразделяются на две группы: непрерывные – равномерный и переменный; прерывистые – интервальный, повторный, контрольный и соревновательный. 9 Использование гребного тренажера Concept2 для совершенствования специальных физических качеств и двигательного навыка гребца. Это можно сделать двумя способами.

Первый - это гребля со скоростью на уровне порога анаэробного обмена (ПАНО), при которой уже есть закисление крови молочной кислотой, но оно пока не страшно: до 4-6 ммоль/л лактата ничего страшного с мышцами не случится. В этот момент тренируются только активные ГМВ, т.е. 1/10 часть мышц. И так 4-5 месяцев, когда почти вся мышца не превратится из анаэробной практически в окислительную.

Второй-это гребля с максимальной скоростью до 10 сек. За это время волокна не могут накопить много лактата. Затем пауза 45-60 сек, в течение которых лактат в окислительных мышечных волокнах быстро перерабатывается. И так до 40 отрезков. При выполнении подобной тренировочной нагрузки свыше 30 сек. (лактат выше 5-6 ммоль/л) митохондрии начинают погибать.


4. Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе эксперимента и рекомендации к ним


Первый этап исследования – констатирующий эксперимент. Исследовательская деятельность осуществлялась в МБУДО СДЮСШОР 14 «Жигули» города Тольятти, со спортсменами 1995-1996 года рождения тренера Кизяевой Н.В. Спортсмены первой группы стали – экспериментальной группой, спортсмены второй группы стали - контрольной группой. В эксперименте, проведенном в течение десяти дней на двух группах высококвалифицированных спортсменок специализирующихся в академической гребле, одна из которых выполняла двигательные действия силового характера в небольшом темпе (8-10 движений/мин) на тренажерных устройствах и в естественных условиях при концентрации лактата, соответствующей ПАНО, заметно увеличилась мощность на уровне порога анаэробного обмена (прирост составил 15,2 % р.

 По результатам предварительного тестирования видно, что уровень физической подготовленности спортсменов обеих групп – примерно одинаковый.

Группы выполняли следующий режим через день в течении всего эксперимента. Упражнения выполняются в виде супер-серий: 30-40 секунд длится упражнение до сильной боли в мышцах (это самое главное). Режим сокращения мышц - без полного расслабления (статодинамический). Интервал отдыха 30-40 секунд. И так три раза подряд. Затем 10 минут отдохнуть и все повторить. Три-шесть суперсерий – это хорошая развивающая работа для ОМВ. Начинать надо с одной суперсерии для одной мышечной группы. Рост массы миофибрилл требует 7-15 дней, поэтому силовая работа должна выполняться 1-2 раза в неделю на одну мышечную группу. Следует сделать одно важное замечание. При нескольких тренировках в день, тренировки, направленные на развитие специальной силы , необходимо проводить в конце тренировочного занятия аэробной направленности и желательно на последней вечерней тренировке.

Дело в том, что в ответ на силовую тренировку образуются белковые молекулы, накапливаются гормоны в тканях. Если же после силовой тренировки будет выполнена длительная и с высоким потреблением кислорода тренировка, то 12 при исчерпании запасов гликогена будут интенсивно метаболизироваться белки, что в конечном итоге приведет к снижению эффективности тренировки.

Третий этап исследовательской деятельности – контрольный эксперимент. Его проведение заключалось в повторном тестировании физической подготовленности гребцов академистов и сравнительном анализе полученных результатов.


Результаты повторного тестирования показали динамику роста во всех тестах, как экспериментальной, так и контрольной группы. Рост уровня физической подготовленности экспериментальной группы более значительный, чем в контрольной группе.


Заключение


Одной из важных проблем в академической гребле является развитие силовых способностей. Данная проблема решается основными методиками развития отдельных силовых способностей. А именно:

  • Метод максимальных усилий; 

  • Метод повторных усилий (или метод "до отказа");

  • Метод динамических усилий; 

  • Изометрический (статический) метод; 

  • «Ударный» метод». 

А также широко применяются некоторые виды спорта и упражнения, помогающие решить указанные выше задачи. Среди этих видов спорта можно назвать: плавание, легкую атлетику, бег на лыжах, спортивные игры, общеразвивающих упражнений, силовую подготовку.

В качестве экспериментальной методики было предложено использование гребных тренажёров. И как показал, сравнительный анализ экспериментальной методики, был зафиксирован рост уровня физической подготовленности в экспериментальной группе.


Список литературы


1. Андрусик, А. Исследование некоторых эргономических особенностей современных гребных тренажёров // Наука и спорт: взгляд в третье тысячелетие: Меж-й. науч. конф. студентов 1-я: сб. ст. - К ., 1999. - C. 54-57

2. Гребной спорт. [Текст]: учебное пособие / П.р.А.К.Чупруна. – М.: Физкультура и спорт, 1987. –288с.

3. Гребной спорт. [Текст]: учебное пособие / П.р.И.Ф. Емчука. – М.: Физкультура и спорт, 1976. –С.192.

4. Дьяченко, А.Ю. Совершенствование специальной выносливости квалифицированных спортсменов в академической гребле. [Текст]: метод. пособие / А.Ю. Дьяченко. - К.: НПФ “Славутич-Дельфин”, 2004. – 338

5. Жуков, С. Е. Технология целенаправленной подготовки спортсменов к соревнованиях на эргометре “Concept” [Текст] / С. Е. Жуков. // Спорт на воде. - 2001. - № 4. - C. 26.

6. Жмарев, Н.В. Тренировка гребцов. [Текст]/ Н.В. Жмарев. – М.: Физкультура и спорт.- 1981. - 111с.

7. Смирнов, Д.Р. Тренажеры в школе и дома. [Текст]: учебное пособие/ Д.Р. Смирнов. - М.: 1991г. - с.121.

8. Смирнов, Д.Р. Тренажеры в оздоровительной физической тренировке. [Текст]: метод. разработка/ Д.Р. Смирнов. - М.: 1990г. - с.89.