СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное выступление "Учебное занятие как первый этап к проектной деятельности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной задачей выполнения проектов является усвоение алгоритма проектирования, который представляет собой определенную последовательность этапов деятельности и схож с деятельностью специалистов, работающих на производстве (конструкторов, технологов,  дизайнеров изделия и других).

Просмотр содержимого документа
«Публичное выступление "Учебное занятие как первый этап к проектной деятельности"»

Учебное занятие как первый этап к проектной деятельности


В настоящее время учебное проектирование становится основным методом обучения учащихся по предмету технология. Оно способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и других положительных качеств личности.

Основной задачей выполнения проектов является усвоение алгоритма проектирования, который представляет собой определенную последовательность этапов деятельности и схож с деятельностью специалистов, работающих на производстве (конструкторов, технологов, дизайнеров изделия и других).

Таким образом, учителю, направляющему проектную деятельность учеников, нужно иметь представление о проектировании, применяемом на производстве, так как это помогает ему полнее использовать образовательный и воспитательный потенциал метода проектов, а также знакомить учащихся с элементарными основами инженерно-технического проектирования.

Рассматривая структуру творческого проекта, можно выделить три основных этапа: поисковый, технологический, заключительный. Наиболее объёмная и трудоёмкая часть проекта это технологический этап (практическая часть творческого проекта), где обучающиеся непосредственно изготавливают конкретное изделие. В практическую часть любого проекта входит подбор материалов, инструментов и приспособлений, конструирование и моделирование изделия, а также его изготовление.

По большому счету все эти этапы практической части творческого проекта рассматриваются на уроках технологии, но часто учащиеся воспринимают их как отдельные темы, независимые друг от друга, не объединяя их в единое целое. Столкнувшись с этим, я постаралась построить уроки таким образом, чтобы девочки при изготовлении изделия на уроках технологии четко понимали всю последовательность его изготовления от выбора ткани до готового изделия.

Во – первых, уже начиная с сентября месяца начиная с 5 класса, мы приступаем к изучению модуля «Методы и средства творческой и проектной деятельности» учебник «Технология» под. редакцией Казакевича В. М., где знакомимся, изучаем основные понятия проектной деятельности, что такое проект, какие этапы работы необходимы для выполнения творческого проекта, техническая документация и так далее.

Во – вторых, для оформления технической документации заводим отдельную тетрадь в клетку, в которой учащиеся будут оформлять технологическую карту изготовления фартука в 5 классе, а в дальнейшем, юбки и блузки. Документ оформляем в виде таблицы (так понятнее и смотрибельнее).

В приложении приведен пример технологической карты в 5 классе изготовления фартука с указанием соответствия тем уроков согласно календарно – тематического плана по предмету.

Первые уроки модуля посвящены знакомству с кухонными принадлежностями и одним из видов одежды для кухни – фартуком. Обучающиеся готовят выступления «История возникновения фартуков», «Виды фартуков», «Назначение фартуков» и другие темы. После чего, заполняем 1, 2 и 3 разделы технологической карты «Выбор модели. Эскиз фартука», «Описание модели».

Далее, согласно календарно – тематическому планированию, идет раздел «Материаловедение», девочки знакомятся классификацией волокон, с натуральными волокнами растительного происхождения (хлопок и лён). После изучения, девочки приобретают ткань для фартука и мы заполняем пункт таблицы «Выбор материала» с прикреплением образца ткани, приобретенного для его изготовления и других материалов (ниток, отделочных материалов).

Затем переходим к разделу «Швейное оборудование» девочки знакомятся с различным оборудованием, находящимся в мастерской, изучают инструменты и приспособления для выполнения ручных работ, учатся работать на швейных машинах и изучают другие темы, входящие в этот раздел. А после вновь обращаемся к нашей таблице и заполняем пункт «Выбор оборудования».

Далее, согласно календарно – тематическому плану идёт раздел «Конструирование и моделирование фартук». Изучая данный раздел, девочки снимают мерки друг с друга, выполняют конструирование фартука, выполняют несложные способы моделирования в соответствии с эскизом фартука, который они зарисовали в 1 пункте. После чего заполняют пункт «Детали кроя», зарисовывая получившиеся детали кроя, указывая их наименование, количество, линию сгиба, направление нити основы.

Раздел «Последовательность изготовления фартука», один из самых важных и объемных, поэтому в таблице мы составляем план изготовления изделия заранее и в соответствии с данной последовательностью шьём изделие, причём, хочу отметить, что каждый этап последовательности рассматривается на уроке, так как является отдельной темой урока в календарно – тематическом планировании.

Этим соответствием я хотела бы показать, каким образом практическая часть творческого проекта (технологический этап) соотносится с темами урока. В результате, при изготовлении фартук, последовательно заполняем техническую документацию на его изготовление.

В результате у обучающихся складывается полная картина из чего, с помощью чего, каким образом происходит изготовление изделия.

Таким же образом составляются технологические карты в 6 и 7 классах, где соответственно девочки шьют юбки и блузки. Но в этих классах мы уже обращаемся и к другим разделам творческого проекта это «Экологические особенности», «Экономическая часть» и другие, плавно их также включая в тот или иной урок технологии.

При этом не забываю и о профессиональной направленности, так по окончании написания технологической карты один из уроков посвящен знакомству с профессиями, причём снова за основу берем технологическую карту, например, этап детали кроя – профессия (конструктор швейных изделий), 7 этап последовательность изготовления изделия - профессия (технолог швейных изделий и непосредственно портной, тот кто это изделие шьёт), девочки готовят небольшие выступления и рассказывают о той или иной профессии швейного производства.

Ну а далее, подводя итог, объясняю, что на основании данной технологической карты, можно выполнить любое швейное изделие, любой сложности. А сама технологическая карта изготовления изделия по большому счету и является практической частью любого творческого проекта.

Как результат, обучающиеся по предмету ежегодно принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, как на школьном уровне, так и на муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах показывая достойные результаты. На слайде представлены результативные творческие проекты обучающихся, а уроки технологии непосредственно были первым этапом к их проектной деятельности.

Таким образом, в процессе обучения школьники, постепенно осваивая навыки проектных работ, выходят на более высокий уровень выполнения проектов. Например, если с 5 по 8 класс перечень тем для проекта не выходит за рамки программы по предмету, то в старших классах учащимся предоставляется полная самостоятельность и свобода выбора, как темы проектов, так и изделия, а также материала для его изготовления. На этом этапе учащиеся выполняют проекты, реализующие связь технологии с другими предметами. Темы проектов выходят за рамки школьного обучения. В процессе обучения школьники достигают более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед ними, усложняются; содержание проектов расширяется. Все это позволяет учащимся успешно участвовать в предметной олимпиаде по технологии, других конкурсах, где проекты являются необходимым условием для участия.












Техническая карта «Изготовление фартука»


Тема: Изготовление фартука

Цель: Изготовить фартук в соответствии с заданными размерными признаками


№ п/п

Описание

Соответствие темы урока

1 этап


Наименование изделия

Модуль 3. Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов

Фартук

2 этап

Выбор модели. Эскиз фартука.

1

Виды фартуков

2

Графическое отображение формы предмета.

3

Практическая работа «Описание фасона изделия»


3 этап

Описание модели

Фартук цельнокроеный с нагрудником из цветной хлопчатобумажной ткани. В нижней части фартука посередине расположен большой накладной карман прямоугольной формы с закругленными нижними углами. Края верхнего среза кармана и нагрудника обработаны тесьмой. Бретели и пояс отдельно соединены с нагрудником и нижней частью фартука шириной 1 см. Длина изделия 50 см. от линии талии.

4 этап

Выбор материалов

Модуль 3. Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов


хлопчатобумажная ткань нитки в цвет ткани



хлопчатобумажное шитьё

4

Текстильные материалы. Классификация текстильных волокон.

5

Волокна растительного происхождения. Хлопок.

6

Волокна растительного происхождения. Лён.

10

Производство тканей.

11

Свойства тканей их волокон растительного происхождения. Лабораторная работа №2 "Сравнение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей".

5 этап

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений

Модуль 4. Техника


Инструменты и приспособления для выполнения ручных работ:

  • Игла

  • Ножницы

  • Сантиметровая лента

  • Мел портновский

  • Распарыватель

  • Линейки (масштабная, прямоугольная, метровая)

  • Линейка для припусков на швы


Оборудование для выполнения машинных работ:

  • Швейная машина Brother

  • Оверлог Janome


Оборудование и приспособления для влажно – тепловых работ:

  • Гладильная установка MetaNova

  • Пульверизатор

18

Инструменты и приспособления для выполнения ручных работ при изготовлении швейного изделия.

Практическая работа №5 «Правила работы инструментами и приспособлениями при выполнении ручных работ на образцах ткани».

19

Швейная машина. Основные узлы швейной машины.

20

Организация рабочего места при выполнении ручных и машинных работ.

21

Правила безопасной работы при выполнении ручных работ при изготовлении швейного изделия.

22

Основные операции при выполнении ручных работ.

Практическая работа №6 "Выполнение ручных стежков и строчек".

23

Правила безопасной работы на швейной машине.

24

Подготовка швейной машины к работе.

Практическая работа №7 "Подготовка швейной машины к работе".

25

Заправка верхней и нижней нитей швейной машины.

Практическая работа №8 "Заправка швейной машины".

26

Основные операции при выполнении машинных работ.

Практическая работа №9 "Выполнение машинных строчек на образце ткани".

27

Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани.

Практическая работа №10 "Проведение влажно - тепловых работ".


6 этап

Детали кроя

Модуль 3. Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов


Пояс -2 детали

Бретели -2 детали







Фартук цельнокроеный с цельнокроеным нагрудником - 1 деталь со сгибом

28

Технологии механической обработки материалов.

29

Графическое отображение формы предмета.

30

Правила снятия мерок с фигуры человека.

Практическая работа №11 "Снятие мерок с фигуры человека для изготовления фартука".

31

Конструирование швейных изделий.

Практическая работа №12 "Изготовление выкройки фартука в размере 1:4".

32

Моделирование швейного изделия.

Практическая работа №13 "Выполнение моделирования фартука на образце из цветной бумаги".

33

Изготовление выкройки фартука в натуральную величину.

Практическая работа №14 "Изготовление выкройки фартука в натуральную величину".



7 этап

Последовательность изготовления изделия

Модуль 3. Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов


  1. Раскрой изделия

  2. Обработка накладного кармана и соединение его с изделием.

  3. Обработка бретелей и пояса

  4. Обработка боковых срезов фартука с одновременным соединением пояса с изделием

  5. Обработка верхнего среза фартука с одновременным соединением бретелей с изделием

  6. Обработка нижнего среза фартука

  7. Обработка отделочными элементами

  8. Окончательная отделка изделия

34

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка и обмеловка деталей изделия.

Практическая работа №15 "Подготовка ткани к раскрою. Раскладка и обмеловка выкройки".

35

Раскрой швейного изделия.

Практическая работа №16 "Выкраивание деталей швейного изделия".

36

Технология пошива фартука.

37

Обработка накладного кармана.

Практическая работа №18 "Обработка накладного кармана".

38

Соединение накладного кармана и изделием.

Практическая работа №19 "Соединение накладного кармана и изделием".

39

Обработка и соединение пояса и бретелей с изделием.

Практическая работа №20 "Обработка пояса и бретелей изделия".

40

Обработка боковых срезов фартука швом вподгибку с открытым срезом.

Практическая работа №17 "Обработка боковых срезов фартука швом вподгибку с открытым срезом с одновременным соединением пояса".

41

Обработка верхних и нижних срезов фартука швом вподгибку с открытым срезом.

Практическая работа №17 "Обработка верхних срезов с одновременным соединением бретелей и нижних срезов фартука швом вподгибку с открытым срезом".

42

Отделка в изделии. Окончательная влажно - тепловая обработка изделия.

Практическая работа №21 "Проведение влажно - тепловых работ".

8 этап

Вывод: изготовлен фартук в соответствии с моими мерками, из хлопчатобумажной ткани в соответствии с эскизом изделия.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!