Публичное представление ,
педагогического опыта
учителя начальных классов
Пчельниковой Марии Ивановны
1.Актуальность и перспективность опыта .
Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Формирование познавательных УУД средствами информационно-коммуникационных технологий»
Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), а также она созвучна с проблемой нашей школы.
На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.
2. Концептуальность.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
Так как процесс познания у младших школьников в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.
3. Наличие теоретической базы опыта.
Теоретическую основу моего опыта составляют:
1. Идея активизации обучения имеет большую историю.
Философские взгляды лежат в основе побуждения интеллектуальной активности. Постановка проблемных вопросов были характерны для
дискуссий Сократа и Пифагора.
2. Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский
ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на
необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к
учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое
учит детей «мыслить чужим умом».
3. И. Г. Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.
4. А Ж.Ж.Руссо вел борьбу за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода.
«Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы.
Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть
он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».
5. «Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».
На это опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.
6. Идеи Г.И. Щукиной: идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся - необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру.
7. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
8.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, которые представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;
9. «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно – воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.
4. Ведущая педагогическая идея учебно – воспитательного процесса заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе классной и внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся при помощи информационно – коммуникативных технологий.
5. Оптимальность и эффективность средств.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке являются:
- учебно - игровая деятельность;
- дидактические игры;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- групповая работа;
- проблемное обучение;
- использование ИКТ,
- использование современных образовательных технологий.
Повысить у учащихся интерес к самостоятельному «творчеству» позволяют нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. Это видно из уроков, подготовленных и проведенных мною.
Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит - урок удался.
Интеграция учебных занятий. На результативность процесса обучения оказывают межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Дифференцированное обучение.
Работая по образовательной модели «Школа России», я решаю проблему всестороннего развития личности путем применения технологии уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, его склонности, интересы, ценности. Использование данной технологии вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.
Дифференцированный подход осуществляю и при определении домашнего задания для учащихся.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал: « Как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным». С этой целью я использую в своей практике различные дидактические игры, которые не только увлекают, заставляют задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами товарищей.
В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формирующим его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Игра и учёба - это две разные деятельности, между которыми имеются значительные, качественные различия. По словам Н.К. Крупской « переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
Моя задача - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом мне помогают дидактические игры.
Структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».
Мне помогают в выборе дидактических игр такие книги:
Т. И. Тарабарина « И учеба, и игра: математика», Ярославль «Академия развития», 1997 г.,
Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003г.
Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа – М.: Вако, 2004г.
Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.
Использование информационно - коммуникационных технологий
Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.
На уроках я использую следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Excel и Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для учащихся и самими учащимися.
Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые предлагаются учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную тему.
На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются: «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык» по ФГОС.
Школа подключена к сети Интернет, что позволяет использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, разработок. К окончанию начальной школы дети свободно владеют интернетом.
При подготовке к урокам и на уроках используются возможности Интернета, который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, содержащей богатейший информационный потенциал.
Я имею свою личную страничку на сайте по адресу :
http://multiurok.ru/pchelnikova
Содержание предметов обогащаю на уроках использованием дополнительного материала.
С первого класса все учащихся завели портфолио. Оно позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют его познавательную активность.
6. Результативность опыта .
Урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой.
Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.
Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети посещают школу с охотой.
Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. По завершении первой ступени обучения мои ребята получили следующие результаты: начальную школу закончили на «5» один человек, на «5» и «4» - 2 человека, с тройками – 1 человек, что составляет при 100% уровне обученности, 75% качество знаний. Средний балл по итогам освоения учебных предметов составил 4.
Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной подготовки учащихся, развивать их творческие и познавательные способности, которые подтверждаются результатами участия детей в предметных интернет олимпиадах.
Дополнительная внеурочная работа по предметам помогает мне подготовить учащихся к конкурсам.
Учащиеся принимали активное участие в конкурсах:
1. Борисенко Анастасия призер муниципального конкурса «Малый уголок великой России» - 2014 год.
2. Филимонов Александр призер муниципального конкурса и участник республиканского конкурса на знание истории государственной символики РФ и РМ – 2015 год.
3. Бородкина Ирина призер муницмпального конкурса «Христово Воскресенье» - 2015 год.
4. Ансамбль «МБОУ Учхозская СОШ» призер Районного конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» - 2016 год
С результатами своей педагогической деятельности делюсь с коллегами выступаю:
1) на педагогическом совете школы:
1. Доклад «Требования ФГОС к новому качеству дополнительного образования» 2014г.
2. Доклад «Проблемы преемственности обучения в начальной школе и основной школе по ФГОС» 2015 г.
2) на заседаниях РМО:
1. «Инновационная составляющая в педагогической деятельности учителя», 2015 г.
3) ШМО учителей начальных классов:
1. «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников», 2016г.
4) Школа Молодого Учителя
1. «Использование интерактивного метода обучения в образовательном процессе современной школы»
4) сообщество учителей- предметников «Сайт Мультиурок»
Разместила на сайте «Мультиурок (http://www. multiurok.ru) конспекты открытых уроков, доклад и презентацию
Окружающий мир- 3кл. Презентация «Путешествие по Золотому кольцу России»
Окружающий мир- 3кл.технологическая карта урока «Путешествие по Золотому кольцу России»
Доклады: «Использование интерактивного метода обучения в образовательном процессе современной школы» , «Инновационная составляющая в педагогической деятельности учителя».
7. Возможность тиражирования.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе.
Размещён на сайте:
Личный сайт: - http://multiurok.ru/pchelnikova
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс: 3
Тема: «Разделительные твердый и мягкий знаки».
Цель: Формировать у учащихся знания, умения, навыки о разделительном мягком и разделительном твердом знаках.
Задачи:
Образовательные: Сформировать четкое представление о правописании разделительного мягкого и твердого знаков. Уточнение особенностей ь и ъ. Закрепить умение сравнивать и различать слова с ь и ъ знаками.
Развивающие: Развивать мышление, наблюдательность, внимание, память, умение оценивать свои результаты и результаты одноклассников, действовать самостоятельно и уверенно.Развивать каллиграфию и аккуратность.Развивать коммуникативные умения учащихся.
Воспитательные. Воспитывать мотив учения, положительное отношение к знаниям. Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, прививать любовь к родному языку. Расширять кругозор детей.
Планируемые результаты:
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; составление плана и последовательности действий; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
осуществлять итоговый контроль.
Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое; самоопредление, оценивание; развитие познавательных интересов учебных мотивов; выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше; знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; оценивание усваиваемого содержания; формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки; оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать; умение слушать и говорить;
умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; постановка вопросов; умение слушать и вступать в диалог; умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; проявлять активность в деятельности.
Познавательные:
постановка и решение проблемы; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска- построение логической цепи рассуждений; выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства; самостоятельное формулирование познавательной цели;
построение логической цепи рассуждений.
Материально-техническое обеспечение: проектор, компьютер, экран, презентация, учебник, карточки с заданиями, карточки со словами, смайлики трех цветов.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия |
Организационный момент | Приветствую обучающихся, проверяю их готовность к уроку Долгожданный дан звонок, начинается урок. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать |
Актуализация знаний | Организую диалог с учащимися, задаю вопросы Работа одного ученика у доски, остальные в тетрадях. | Выполняют задание, добавляют, формулируют правила. | Коммуникативные- умение слушать и говорить, Личностные-самоопредление, оценивание. |
Постановка темы и цели урока | Организую диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирую понятие "орфограмма", формулиуют некоторые задачи урока, составляю совместно с обучающимися план урока На доске написаны слова В.ьга, с.ел, п.ет, под.езд, В.юн, с.ёмка. – Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.) – Какие буквы нужно вставить в эти слова? – Записать слова, подчеркнуть орфограммы. – Можно ли проверить написание этих слов? (Должны знать правило | Делят слова на две группы. Производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Изучение нового материала | Организую подводящий диалог, уточняю правило – Что мы знаем о правописании разделительного твердого знака? -О чем будем говорить сегодня на уроке? Даю образец короткого доказательства Коллективное выполнение задания. Обсуждение, выводы Работа по учебнику. Стр 136, упр 268 | Записывают слова , обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова
Объясняют написания слов, делают выводы. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. - составление плана и последовательности действий. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
физкультминутка | Организую выполнение гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации | |
Первичное закрепление нового материала | Проводит инструктаж учащихся. Организует обмен мнениями Задание на карточке
Организует работу учащихся по учебнику с 136 упр 269, с 137 упр 270 | Работа в парах. По очереди соединяют слова в группы доказывая правильность выполнения. Читают задание с карточек. Один человек из пары выходит к доске, объясняет выполнение задания.
Выполняют задания, доказывают, делают выводы. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. - умение адекватно воспринимать оценки;
Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска- построение логической цепи рассуждений; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания. формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - владение монологической и диалогической формами речи |
Итог урока | Задаю вопросы о задачах урока. Спрашиваю, какая задача останется на следующие уроки | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
Этап разъяснения домашнего задания | Провожу разбор домашнего задания, провожу пояснения к упражнению, даю конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Познавательные: - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: - постановка вопросов; - умение слушать и вступать в диалог |
рефлексия | Обеспечиваю положитель ную реакцию учащихся на уроке русского языка Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! Работа с карточками, Оценка своей работы | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Класс: 3
Тема: «Путешествие по Золотому кольцу России»
Цель: познакомить детей с интересными городами нашей Родины и её достопримечательностями.
Задачи урока:
Образовательные:
создание условий для формирования у младших школьников понятия «Золотое кольцо России»;
ознакомление школьников с достопримечательностями русских городов, входящих в золотое кольцо России.
Развивающие:
развивать познавательный интерес детей, образное мышление, воображение, речь учащихся, их кругозор;
Воспитательные:
создание условий для воспитания коммуникативных умений, самовоспитания при работе в группах;
воспитание любви к России, интереса к ее культурно-историческому и духовному наследию.
Планируемые результаты:
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность, целеполагание, контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, осознание качества и уровня усвоения; умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками, принимают учебное задание.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое, самоопределении,. положительноотносятся к занятиям, двигательной деятельности, готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор.
Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения умение сотрудничать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; формулирование проблемы поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия |
Организационный момент | Приветствует учащихся. Читает стихотворение Заливистый школьный звонок Позвал опять на урок. Будьте все внимательны, А еще старательны! Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. Создание эмоционального фона - Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь и подарите радость друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь. Я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний | - Откройте учебник на с.85. Прочитайте название раздела. - как вы думаете о чем мы будем в нем говорить? - Сегодня у нас не простой урок, сейчас мы отправимся в путешествие. -Как вы думаете, а на чем можно путешествовать? - Отгадайте загадку, и вы узнаете, на каком виде транспорта путешествовать мы будем.
Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином! (автобус) -Правильно, мы будем путешествовать на автобусе!
- Ребята, послушайте стихотворение и вы узнаете, где мы будем путешествовать. Над Темзой плывут туманы, Над Европой нависли тучи, А где-то шумят океаны, Водопады срываются с кручи. Но что до заморских диковин, Коль не познаны русские дали?
Перезвоны святых колоколен Меня в дорогу позвали. Я могла бы их вечно слушать, Ни о чем другом не просить. Сам Господь надел мне на душу Золотое кольцо Руси. (слайд 2) (Татьяна Будкова.) | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
Постановка темы и цели урока | - Правильно, мы совершим заочное путешествие по золотому кольцу. -А что такое золото? А кольцо? -А что такое Золотое кольцо России и почему оно так называется?
- В конце урока вы сможете сами ответить на эти вопросы. -Посмотрите на план размещения городов в Золотом кольце. - На что он похож? -Города расположены почти кольцом, беря своё начало в столице нашей Родины – Москве. - Посмотрите на карту и покажите столицу нашей Родины. -Туристический маршрут по Золотому кольцу очень популярен. И мы отправляемся в путь. Для путешествия нам нужны маршрутные листы. Очутившись в новом городе, вы должны будете запомнить его название и внести в таблицу. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока, работают по учебнику | Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
Изучение нового материала | Путешествие по Сергиеву Посаду. – Начиная и заканчиваясь в Москве, маршрут Золотого кольца проходит по территории 5 областей: Московской, Ярославской, Владимирской, Костромской и Ивановской. На северо-восток от Москвы ведёт древняя дорога. Она связана со множеством событий русской истории. И вела она в древний русский город Сергиев Посад. Из истории города (экскурсовод)
Архитектурные памятники Троице-Сергиева лавра. Основан монастырь в середине XIV века Сергием Радонежским. Этот монастырь был и крупнейшей военной крепостью. В середине XVI века деревянная ограда монастыря по приказу Ивана Грозного заменяется на каменную со сторожевыми башнями. В 1608 году лавра выдержала 16 осады польско-литовских интервентов. Более шести веков Троицкий монастырь стоит на северных подступах к столице. Братья Варфоломей и Стефан основали его на Маковеце – на холме при слиянии рек Вондюги и Кончуры. Спустя 2–3 года сюда стали стекаться монахи. Перед решающим сражением с полчищами Мамая князь Дмитрий приезжал в Троицкий монастырь, чтобы получить у Сергея Радонежского благословление на ратный подвиг. Монастырь называется Троицким по имени главного храма. Он возник в тяжёлое для Руси время. Троица олицетворяла собой идею единства. В XVI веке Троице-Сергиев монастырь входит в систему оборонительных сооружений вокруг Москвы. Здесь возводятся каменные стены (общая длина 1284 м). Возводят башни. В каждом монастыре непременно имеется колодец, над которым возводится часовня. Работа с ключевыми словами. Сергей Радонежский Троице-Сергиева лавра. Братья Варфоломей и Стефан Путешествие по Переславлю-Залесскому Из истории города Архитектурные памятники Преображенский собор. Собор построил князь Юрий Долгорукий (в 1152 году собор уже существовал). Называют его в Переславле Старым собором. Рядом с ним стояли когда-то хоромы князя, дома дружинников. Образованное пространство называлось Красной площадью. Настоящее название собора – Спасо-Преображенский. Горицкий монастырь. Монастырь основан в первой половине XIV века при московском князе Иване Даниловиче Калите. Свое название монастырь получил от места расположения на возвышенности у края откоса. Сначала его именовали Успенским, что на Горице, а затем стали называть просто Горицким. С 1919 года здесь открыт историко-художественный музей. Никитский монастырь. Его основание относят к концу XI – началу XII века. Это один из самых древнейших монастырей в этих краях. Музей-усадьба «Ботик». В музее хранится бот «Фортуна». Рядом размещены деревянные блоки, ворот, котел для варки смолы, остатки такелажа и парусов, точило, мачты, рули. У одной из стен установлен бюст Петра. Перед зданием музея стоит памятник ПетруI.
3.Работа с ключевыми словами Юрий Долгорукий Горицкий монастырь Музей-усадьба « Ботик»
|
Слушают; по 1 учащемуся в роли экскурсовода рассказывают о городах.
Слушают рассказ учителя, рассматривают слайды
Выполняют задание, Осуществляет проверку, пошагово сравнивая с эталоном на доске. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения |
Физминутка | Зарядка. Учитель предлагает одному учащемуся провести зарядку. | Делают зарядку, повторяя за ведущим. | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
Продолжение работы по теме | Путешествие по Ростову 1)Из истории города 2)Архитектурные памятники Ростовский Кремль. Строительство началось в 1670 году. Монастыри – это, как правило, настоящие крепости. Ростовский же Кремль – это скорее парадная резиденция, несмотря на свои стены и башни, это своего рода усадьба-замок. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола славятся своим мелодичным звоном. Звонница возвышается рядом с собором. На звоннице висят знаменитые ростовские колокола. Самый большой колокол Ростова «Сысой» (мастер Флор Терентьев) весит 2000 пудов. Когда бархатный звук «Сысоя» летел над городом и озером, в 18 верстах (1 верста = 500 сажень = 1,0668 км) от Ростова были слышны его могучие вздохи. В Ростове мы обязательно полюбуемся знаменитой ростовской финфтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты. Успенский собор. В целом он подражает Успенскому и Архангельскому соборам Московского Кремля. 3.Работа с ключевыми словами Ростовский кремль Финифть Озеро Неро -А теперь запишите в тетради на карте путешествия названия городов, в которых мы побывали сегодня. | Слушают; по 1 учащемуся в роли экскурсовода рассказывают о городах.
Слушают рассказ учителя, рассматривают слайды. Выполняют задание, Осуществляет проверку, пошагово сравнивая с эталоном на доске
Делают самостоятельно записи в рабочей тетради | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения |
Закрепление знаний и способов действий (творческая работа) | - Вот и подошло сегодняшнее путешествие к концу. Нам предстоит еще побывать в других городах Золотого кольца на следующем уроке. А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу в группах: составить буклеты о городах, в которых мы побывали сегодня. Материалы для буклета в конверте, но там есть и лишнее, будьте внимательны.
| Учащиеся выполняют творческие задания, применяя полученные знания | Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор Коммуникативные: умение сотрудничать |
Презентация работ | -Ребята, теперь посмотрим, что у вас получилось. | Учащиеся презентуют свои работы, слушают, анализируют готовый буклет, информацию | Познавательные: активно использовать речевые средства Коммуникативные: Слушают сверстников. Понимают смысл заданий учителя; принимают учебную задачу; |
Итог у рока. Рефлексия | -Ребята, обратимся к вопросу, который звучал в начале урока. Что такое Золотое кольцо России и почему оно так называется?
- Ребята, вам понравилось путешествовать по городам Золотого кольца России? -В каком городе вы бы хотели побывать на каникулах, если бы вам представилась такая возможность из этих трёх, которые мы изучили сегодня? У меня на столе магнитики, если вас заинтересовал город, прикрепите магнит на название этого города, если нет, то останьтесь на своих местах. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
Домашнее задание | С помощью интернета подготовьте сообщение о других городах «Золотого кольца». | Слушают учителя, делают записи | Регулятивные: принимают учебное задание |