Публичное представление педагогического опыта
учителя математики МОУ «Гимназия №19»
городского округа Саранск Республики Мордовия
Наумовой Тамары Владимировны
Тема педагогического опыта: «Метод оригами – эффективное средство обучения решению геометрических задач».
1. Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». В настоящий момент перед учителем математики стоит задача не только дать своим ученикам определенный набор знаний, но и помочь им проявить как можно более полно свои природные способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что математика – традиционно считающаяся одной из самых сложных учебных дисциплин, одна из двух учебных предметов, по которым каждый учащийся сдает ЕГЭ. Отношение учащихся к математике определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, формами и методами его преподавания.
Одна из самых сложных задач обучения геометрии - развитие пространственного мышления. Умение рассматривать объект с разных точек зрения является основой при решении многих математических задач. Из бесед с учителями и анкетировании учащихся было выявлено следующее:
- трудности учащихся связаны прежде всего с недостаточным уровнем пространственного мышления; небрежным оформлением работы, с низким уровнем культуры устной и письменной речи;
- решение геометрических задач без «наглядной опоры» посильно 1-2 учащимся класса; эффективность решения задач с остальными достигается с помощью схем, моделей;
- наиболее затрудняет большинство учеников мысленное преобразование (видоизменение исходного чертежа в соответствии с условием задачи);
- при изучении алгебры основные затруднения связаны с неумением оперировать символикой, осуществлять ее замену.
При изучении геометрии, когда ученик встречается с определением, теоремой или задачей, он должен, прежде всего, представить и понять их содержание любым способом: наглядно, нарисовать или вообразить, хотя это гораздо труднее, то, о чём идёт речь. Но многие учащиеся не обладают достаточно развитым пространственным воображением, поэтому учителю математики нужно очень серьезно подходить к выбору средств обучения, которые наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Кроме этого, являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
В настоящее время много говорят о том, что будущее за современными аудиовизуальными и мультимедийными средствами обучения (электронные образовательные ресурсы). Мы ни в коей мере не отрицаем положительную роль этих средств, но уже в течение пяти лет используем более простую, но не менее эффективную, систему работы. Решение многих проблем в обучении геометрии мы видим в использовании в учебном процессе элементов древнего японского искусства оригами, которое позволяет создать образную, наглядную модель евклидовой геометрии. В исследованиях по применению оригами в учебном процессе делается вывод о том, что оно как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой на этапе начальной школы. Наш опыт работы позволяет констатировать, что оригами можно рассматривать как одно из эффективных средств обучения геометрии на любых этапах формирования математических понятий и включать этот вид обучения в любую часть урока.
Изучая превращения квадратного листа бумаги, учащиеся получают интересный способ создания образов плоских и пространственных геометрических фигур и накапливают практический опыт работы с ними, изучают серьезные вопросы евклидовой геометрии.
При использовании техники оригами в процессе конструирования возникает необходимость соотнесения наглядных символов (при показе приёмов складывания) со словесными (при объяснении приёмов складывания) и перевод их в плоскость практических действий (при самостоятельной работе учащегося). Процесс преобразования листа бумаги способствует нахождению самых неожиданных решений, для осуществления которых учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать суть задачи, найти пути решения, оценить полученный результат.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным. Быть социально зрелой, инициативной, творческой личностью с развитым логическим мышлением, научным мировоззрением и опытом поисковой исследовательской деятельности.
2. Концептуальность.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении нетрадиционных средств к поиску приемов решения геометрических задач; новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет - это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся, в связи с тем или иным побуждающим его мотивом (Фридман, Кулагина. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991). Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» (Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 2001г).
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
принцип проблемности;
принцип интереса;
принцип взаимообучения;
принцип самообучения;
принцип индивидуализации в условиях коллективной работы;
принцип коррекции и самокоррекции;
принцип мотивации.
принцип связи теории с практикой;
принцип доступности;
принцип сознательности;
принцип прочности усвоения знаний;
мышление должно главенствовать над памятью.
На современном этапе перед методикой преподавания математики стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую технологии развивающего обучения; личностно – ориентированного обучения; здоровьесберегающие; игровые; информационно – коммуникационные; тестовые; проектные; проблемного обучения.
Все перечисленные образовательные технологии помогают достигать лучшего результата в обучении геометрии, повышают познавательный интерес к предмету.
В современном учебно-воспитательном процессе очень важны партнерские отношения, взаимодействия учителя и ученика на основе взаимоуважения и взаимопонимания.
В своей практике использую различные приёмы развития познавательной деятельности. Основными средствами активизации познавательной активности учащихся, являются: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать решение других учеников.
В процессе работы над проблемой поиска дополнительных средств обучения геометрии, ставлю следующие задачи:
учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению;
учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, INTERNET), передавать ее;
совершенствовать умения, навыки, учить высказывать, и аргументировано отстаивать своё мнение;
прививать навыки самостоятельной творческой работы;
использовать алгоритмические схемы;
учить грамотно, использовать в речи математические термины;
учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях;
прививать навыки самоконтроля.
Новизна и теоретическая значимость опыта состоит в том, что разработана и реализована система дополнительных средств обучения решению геометрических задач, сочетающаяся при этом с программой основного курса математики в целом и геометрии, в частности, особенностью которой является совместное изучение геометрии и оригами и на базе этого организация творческой деятельности учащихся.
3. Наличие теоретической базы опыта.
Опыт основан на изучении исследований по проблеме применения оригами в учебном процессе, активизации познавательного интереса в обучении школьников.
Методологической основой опыта являются: системный подход к изучению педагогических явлений (Ю.К.Бабанский, И.Я Лернер, Ю.В.Сенько и др.); деятельностный подход в обучении (Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, В.В.Давыдов, В.И.Загвязинский, А.Н.Леонтьев, А.П.Петровский, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин и др.); исследования в области педагогических технологий ( В.П.Беспалько, В.М.Монахов, М.В.Кларин, М.П. Лапчик и др.); исследования по методологии математического познания (Ж.Адамар, Г.Вейль, М. Клайн, А.Н.Колмогоров и др.)
Теоретической основой опыта являются: концепция общих основ образования и воспитания, стратегия его развития (Ю.К.Бабанский, Е.В.Бондаревская, И.С. Якиманская и др.); концепция содержания общего и гуманитарного образования (В.С.Леднев, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.); концепция профильной диффернециации в обученииматематике и организации элективных курсов (В.А. Гусев, В.А.Далингер, Г.В.Дорофеев, ю.М.Колягин и др.); концепция гуманизации образования, в том числе математического (Е.В.Бондаревская, М.Н.Берулава, Т.А.Иванова, А.Г.Мордкович, М.И.Панов, Г.И.Саранцев и др.) исследования по проблемам развития познавательного интереса (Б.Гю.Ананьев, В.Б.Бондаревская, В.М.Монахов, Н.Ф. Талызина, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.); исследования рефлексивного аспекта познания и деятельности (Дж. Локк, А.Н.Леонтьев, И.Г.Липатникова, К.Н.Любутин, Г.В.Гегель, Д.В.Пивоваров, А.С.Шаров и др.); исследования по проблемам математического моделирования (А.Д.Александров, И.В.Арнольд, А.Н.Колмогоров, А Пуанкаре и др.) и педагогического проектирования (Н.Н.Суртаева,Ю, А.П. Тряпицына и др.); исследования по применению в учебном процессе средств оригами (О.В. Весновская, Г.А.Соколова, Г.Г. Шеремет, Г.И. Прокопенко, С.Н. Белим и др.)
4. Ведущая педагогическая идея: развитие пространственного мышления учащихся, формирование человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира, повышение качества математической подготовки.
Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями. А фундаментальные подлинные знания – это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи. Это, прежде всего глубокое понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, постановке этих задач, формулированию гипотез и их исследование.
Пример такого вида деятельности на уроке геометрии как оригами показывает, что изучение преобразования квадратного листа бумаги помогает учащимся расширить свои знания о геометрических задачах, познакомиться с дополнительным способом их решения и вместе с тем способствует закреплению программных знаний по геометрии.
Систематическое использование оригами именно в таком контексте содействует формированию поисковой деятельности учащихся. Вместе с тем, техника оригами активизирует и мыслительные процессы, развивает конструктивные способности, пространственное мышление, является стимулом для эстетического воспитания школьников.
5. Оптимальность и эффективность средств.
В результате использования оригами в учебном процессе при изучении геометрии удается:
раскрыть всесторонние способности учащихся;
развивать пространственное мышление, глазомер, внимание, память;
повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
научить учащихся быть более уверенными в себе;
научить использовать полученные знания в различных ситуациях;
повымить коээффициент интеллекта;
снизить уровень тревожности при изучении геометрии;
повысить качество знаний учащихся;
сформировать навыки, позволяющие продолжить дальнейшее обучение;
овладеть математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных.
6. Результативность опыта.
Результатами применения средств оригами на уроках геометрии является потребность ребёнка активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, желающим и умеющим познавать новое. Внешними результатами является успешное прохождение государственной итоговой аттестации, участие учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах.
Сравнительный анализ результатов работы классов, где происходило включение элементов оригами в учебный процесс, показывает, что адаптапционный период в 5-ом классе при использовании оригами проходил безболезненно. В 7-ом классе выше были не только средний балл и качество знаний по геометрии, но и развитие интеллектуальных способностей в целом. Ребята принимали активное участие в работе городских и республиканских научно-практических конференций, олимпиад, международных конкурсов.
Результативность применения данного опыта проявляется в:
- результатах итоговой аттестации в форме ЕГЭ (67% выпускников показали результаты выше среднереспубликанских);
- результатах итоговой аттестации в форме ГИА (в 2013 году качество знаний составило 100%);
- качество знаний учащихся по математике по результатам итоговой аттестации за курс основной школы за 3 последние три года – 75%;
- активное и плодотворное участие учащихся в предметных олимпиадах и конкурсах.
Итак, исходя из опыта нашей работы, можно сделать вывод о том, что оригами можно смело включать в учебный процесс. Его использование способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса школьников. Гармонизируется развитие детей и их способностей, лучше происходит формирование геометрических понятий, воспитывается активное познавательное отношение к результатам своего труда, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению. И вместе с тем, такие занятия положительно влияют на развитие внимания учащихся, так как в ходе работы в технике оригами ребенок учится внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук, при этом стабилизируется его психоэмоциональное состояние. Ведущими мотивами этого вида деятельности для школьника является стремление к творческой самореализации. Всё вышеперечисленное отвечает тем целям, которые стоят перед современным учителем математики и которых трудно достичь традиционными средствами обучения.
7. Возможность тиражирования.
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах; заседаниях ШМО, педсоветах, участвую в работе ФЭП.
Нами также была разработана и апробирована программа факультативов «Наглядная геометрия с элементами оригами (5-6 классы)» и «Решение геометрических задач методом оригами (7 класс)», которая утверждена и рекомендована к использованию в школах города Экспертным советом Управления образования городского округа Саранск, Республика Мордовия.
Результаты опыта были представлены на Международной научно-практической конференции – Осовские педагогические чтения «Педагогическая наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития» (ноябрь 2009г., МГПИ им. М.Е.Евсевьева); на VI Международной конференции «Интеграция региональных систем образования», секция «Проблема преемственности образования» (декабрь 2009г., МГУ им. Н.П.Огарева); на республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания математики и информатики в условиях модернизации российской школы» (апрель 2009г., МРИО); на Всероссийской научно-практической конференции – Евсевьевские чтения (2009-2014 г.г., МГПИ им. М.Е.Евсевьева). на Всероссийской научной конференции «Методическая подготовка студентов математических специальностей педвуза в условиях фундаментализации образования» (ноябрь 2010г., МГПИ им. М.Е.Евсевьева); на VII Всероссийской научно-практической конференции «Университетские округа России: интеграция региональных систем образования», секция «Совершенствование структуры, содержания и технологии общего и профессионального образования» (май 2010г., МГУ им. Н.П.Огарева).
По теме опыта были опубликованы статьи в следующих изданиях:
1. Новые образовательные технологии в школе и вузе: математика, физика, информатика. Сборник материалов международной научно-практической конференции, г. Стерлитамак, 2008г., статья «Оригами как эффективное средство поиска геометрических задач».
2. Журнал «Самообразование и самовоспитание» (перечень ВАК), г.Казань, №1, 2009г., статья «Оригами как эффективное средство обучения геометрии в средней школе».
3. Сборник материалов международной научно-практической конференции – Осовские педагогические чтения «Педагогическая наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития», г.Саранск, 2009г., статья «Оригами как средство эстетического воспитания на уроках математики».
4. Методическая подготовка студентов математических специальностей педвуза в условиях фундаментализации образования: материалы Всероссийской научной конференции г.Саранск, 7-9 октября 2009г. Часть II под ред Г.И.Саранцева; Морд.гос.пед. ин-т – Саранск, 2009.
5. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции – 45-е Евсевьевские чтения (к 145-летию М.Е.Евсевьева и 155-летию А.Ф.Юртова)/ под общ. Ред Кадакина В.И.; отв. ред. Шукшина Т.И.; Морд. Гос. Пед. ин-т - Саранск, 2010г.
6. Интеграция региональных систем образования: материалы VI Межд. конф., Саранск, 11-12 дек. 2008г. – Вып. 6: в 2 ч. редкол.: Н.П.Макаркин, сост. В.И.Ивлев – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2009.
7. Дополнительное профессиональное образование в инновационном образовательном пространстве Республики Мордовия. Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции 27 февраля 2009 года сост. Самсонова Т.В., МО РМ, МРИО, - Саранск, 2009.
8. Интеграция математической и методической подготовки студентов в педвузе: межвузовский сборник научных трудов/ под общ.ред. Л.С.Капкаевой; Мордовский гос. Пед. ин-т – Вып. 2 – Саранск, 2010.
9. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции – 46-е Евсевьевские чтения / под общ. Ред Кадакина В.И.; отв. ред. Шукшина Т.И.; Морд. Гос. Пед. ин-т - Саранск, 2010г.
10. Университетские округа России: интеграция региональных систем образования: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции университетских округов России, Саранск, 27-28 мая 2010г. / отв.ред. А.Л. Генкин, - Санкт-Петербург; Саранск: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2010.
11. Сборник материалов Третьей Международной научно-практической конференции «Гуманитаризация математического образования как общемировое явление: традиции и перспективы», Московская обл., г.Орехово-Зуево, 2010 г.
12. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Школьное математическое образование», Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова –Ульяновск, 2011г.
13. Этнокультурное образование: опыт и перспективы. Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 23 ноября 2012 года, г.Саранск: в 2-х ч./ МО РМ, МРИО, Респ. межш. центр нац. культур - 316 с. Статья «Формирование геометрических понятий посредством задач с элементами оригами», стр. 189-192.
14. Теория и методика обучения математике: материалы международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых учёных – 49-х Евсевьевских чтений, 23 мая 2013 года / МГПИ –Саранск, 2013. – 72 с. Статья «Проекты на уроках математики в основной школе», стр. 32-35
15. Видеоуроки в сети Интернет. Урок математики «В мире геометрических фигур», 5 класс. Опубликован на сайте http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98687010.
16. Видеоуроки в сети интернет. Разработка урока по геометрии «Задачи на построение», 9 класс. Опубликован на сайте http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98687009.
С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на страничке учителя на сайте МОУ «Гимназия №19».