СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное представление педагогического опыта

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичное представление педагогического опыта

Просмотр содержимого документа
«Публичное представление педагогического опыта»

Публичное представление педагогического опыта Паняевой И.М., учителя русского языка и литературы

МБОУ « Чиндяновская ООШ» Дубенского муниципального района Республики Мордовия.

Тема инновационного педагогического опыта: « Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы».

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Наука и техника в современном мире развиваются стремительно, поэтому педагогам важно использовать в своей практике новые технологии, позволяющие оживить урок, заинтересовать обучающихся, соединить теорию с практикой, необходимой для жизни в целом, для успешной социализации в частности.

Основная задача современного образования – воспитать творческую, активную личность, умеющую учиться и самостоятельно находить знания.

Использование в учебном процессе информационных образовательных ресурсов позволяет учителю наполнить занятия новым содержанием посредством использования большого дидактического материала, наглядности, поэтому и учебный материал раскрывается полнее, разностороннее. К тому же педагог не будет тратить время на проверку тестовых заданий, используя в своей практике онлайн – тесты.

Для обучающихся, учитывая их повышенный интерес к информационным технологиям, компьютер является источником доступа к новым знаниям, у них развивается способность отфильтровывать нужную, полезную информацию. У учеников повышается творческий и интеллектуальный потенциал, развивается самостоятельность в процессе поиска, отбора информации в Интернете.

Таким образом, при использовании электронных образовательных ресурсов обучение становится более интересным и увлекательным.


Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является использование качественных электронных образовательных ресурсов, что дает возможность получить образование, соответствующее современным требованиям, повысить его доступность и эффективность за счет использования компьютерных технологий.

Применение на уроках русского языка кроссвордов, иллюстраций, анимаций, таблиц, схем приветствуется обучающимися, они становятся активнее, материал усваивается прочнее, усиливается мотивация обучения.

Что касается уроков литературы, то они должны быть яркими, эмоциональными, с использованием аудио- и видео – сопровождения. Всем этим может обеспечить компьютерная техника.

Большим преимуществом использования компьютера на уроках литературы является то, что дети из отдаленных и сельских школ могут приблизиться к источникам исторического и культурного наследия. Например, попасть на виртуальную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя, поэта.

Однако следует помнить, что никакая самая умная и удобная в использовании техника не может заменить живого общения между учителем и учеником, исконных традиций преподавания.

В век информационных технологий не позволительно учителю оставаться на прежнем уровне подготовки, поэтому постоянно работаю над повышением самообразования:

- прохожу курсы повышения квалификации ( МРИО, г.Саранск, критерий 15 портфолио);

- принимаю участие в обсуждении актуальных вопросов педагогики на форумах образовательных сообществ. Общаясь в блогах, узнаю, как работают учителя в других регионах, какие новые технологии используют, нередко применяю их опыт в своей педагогической деятельности (критерий 3 портфолио);

- использую в своей работе новинки методической литературы;

- нахожу и регистрируюсь в образовательных сайтах, позволяющих по-новому раскрыть как свои творческие возможности, так и потенциал обучающихся (критерий 3 портфолио);

- разрабатываю и размещаю в сети Интернет методические разработки уроков, презентации, материал к внеклассным мероприятиям (критерий 8 портфолио).

Учитель в силу своей профессии должен постоянно развиваться, искать новые методы, апробировать современные технологии, порой даже быть недовольным собой. Считаю, при этих условиях педагог перестает быть просто «репродуктором» знаний, а становится разработчиком новых методов и приемов работы с обучающимися.

Теоретическая база опыта. Положительный опыт использования ИКТ изучен у Прохиной Е.Г.(фестиваль педагогических идей «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/519732/.). В статье раскрываются приёмы и методы дифференцированного подхода к обучению с использованием ИКТ на уроках русского языка и литературы. Демонстрируется процесс оптимального применения ИК технологий. В методической работе Ковалевой Е.В. "Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы" (http://www.infouroki.net/statya-po-teme-primenenie-ikt-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury.html) рассказывается о том, как могут применяться ИКТ на разных этапах урока. Приводятся конкретные примеры использования ИКТ на уроках и при выполнении обучающимися домашнего задания.

В своей работе опираюсь на передовой опыт исследователей данной темы, на их методические рекомендации, учебные пособия:

1. Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. М., 2004. - С. 22.

2.Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Просвещение, 2008. - С. 110.

3.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании./ http://emag/ils/ru/infosoc/emag.nsf

4. Селевко А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. – М.: Народное образование, 2002.

5. Статья: Терещенко В.И. Информационно-насыщеннная среда как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя

http://www.openclass.ru/node/238448

6.Российский общеобразовательный портал – http://www.school.edu.ru

7.Портал «Российское образование» - www.edu.ru

8.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е. С. Полат и др. М.: Академия, 2000. http://www.twirpx.com/file/484494/

Это далеко не полный перечень изученной литературы. Благодаря трудам исследователей данной проблемы появляется возможность найти ответы на многие возникающие вопросы.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки немалого объема материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить обучающихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.

На сегодняшний день в своей работе использую следующие виды информационно-коммуникационных технологий:

1.ЭОР, размещенные на двух федеральных Интернет – порталах: в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК) и в каталоге Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ЦОР).

Преимуществом ЭОР является то, что их можно использовать как при объяснении нового материала, так и на уроках обобщения, повторения, закрепления.

С рекомендациями по использованию ЭОР на уроках литературы выступила на научно-практической конференции для слушателей курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы

( критерий 10 портфолио).

2.Активно в своей педагогической деятельности использую такие электронные учебники, как :

а) «Энциклопедия русской литературы»;

б) «Фраза. Обучающая программа-тренажер по русскому языку»;

в) фонохрестоматии к учебникам литературы под редакцией Коровиной В.Я.

Используемые на уроках материалы электронных учебников существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание обучающихся.

3.В целях построения внеурочной деятельности по предмету организую участие обучающихся в дистанционных конкурсах, олимпиадах. Хорошие результаты стимулируют ребят на новые достижения и привлекают новых участников ( критерий 7 портфолио).

Кроме этого, обучающиеся активно выполняют задания, размещенные на сайте «ЯКласс», дистанционно получают домашнее задание в виде проверочных работ.

Дистанционные формы работы позволяют обучающимся проявить себя, раскрыть свой потенциал не только на всероссийском уровне, но и на международном. И это, несомненно, стимул для дальнейшего развития своих способностей, самореализации.


Анализ результативности.

Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки обучающихся. Наблюдается положительная динамика результативности деятельности: за межаттестационный период при уровне обученности в 100% среднее значение качества знаний по итогам внутреннего мониторинга составило 76,54%, (критерий № 1 портфолио), по итогам внешнего мониторинга – 83% (критерий № 2 портфолио).

Активно используются возможности внеурочной деятельности для формирования и развития личности обучающихся. Итогом работы стали призовые места обучающихся в международных, общероссийских, республиканских, муниципальных конкурсах (критерий № 6 портфолио).

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Считаю, что уроки с использованием ИКТ положительно влияют на учебный процесс. Однако учителю не стоит увлекаться чрезмерным использованием информационных технологий в ущерб образовательным задачам как самоцелью, а не эффективным средством организации деятельности ученика.

Традиционные методы обучения дают результаты при грамотном и дозированном использовании новых методов, приемов воспитания и обучения.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе  способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным, позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников, способствуют формированию информационной компетентности обучающихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации.



Директор МБОУ

«Чиндяновская ООШ»: Т.В.Кечуткина