Публичное выступление собственного инновационного опыта учителя начальных классов первой квалификационной категории
МАОУ СОШ№1 г.Немана Калининградской области
Норвидене Светланы Николаевны
Тема инновационного педагогического опыта: «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочное время».
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. В рамках Федерального государственного образовательного стандарта уделяется большое внимание формированию универсальных учебных действий (УУД).
Ведущую роль, для развития познавательной активности обучающихся играют активные творческие методы обучения. Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные.
Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников, в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся. Оптимальность и эффективность средств.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: - игровая деятельность; - создание положительных эмоциональных ситуаций; - работа в парах; - проблемное обучение; - использование ИКТ.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании максимально благоприятных условий для проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время как средства развития познавательной активности обучающихся.
Длительность работы над опытом. Над реализацией данной идеи работа велась на протяжении трех лет: с 2013 по 2016 год. Работа включала в себя три этапа: организационный, деятельностный и аналитический.
На первом этапе была изучена и проанализирована литература по теме, изучены методологические основы организации и реализации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Литература:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. http://www.ioso.ru/distant/proiect/meth%20proiect/metod%20pro.htm
7. http://www.iteach.ru/index/news.html 8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
2).Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов.
3).Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта образовательных сайтов Интернета.
На втором этапе осуществлялась непосредственная деятельность по формированию опыта, апробирование методики работы с учащимися.
На третьем – аналитическом этапе - была проведена диагностика ученического коллектива, обобщены полученные результаты, подведены итоги, сделаны выводы.
Наличие теоретической базы опыта
Научной основой опыта по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с ФГОС являются прежде всего, идеи А.В. Леонтовича, а так же и Е.А. Полат, согласно учению которых, проектная и исследовательская деятельность имеют существенные различия, авторы опираются на положения: «Исследование – это получение новых знаний о существующих объектах и явлениях. Проектирование - создание новых объектов и явлений» [7, 8, 9]
А.В. Леонтович указывает, что «… они принципиально различаются: по способам организации, мыслительным навыкам учащихся, которые можно с их использованием развивать, ценностям, которые благодаря им «выращиваются» в детях. …. Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта. На начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, которая сопровождена постановкой проблемы исследований. Далее следует проверка выдвинутых предположений» [8,
Общими, по мнению ученого, являются: общественно-значимые цели и задачи; структура включает многие общие компоненты; итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников. Основные этапы проведения исследовательских и проектных работ и разница между ними указаны в приложении (приложение 3). По мнению большинства ученых, общая модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов: подготовка к проведению исследования; проведение исследования; оформление исследовательской работы; защита результатов исследования.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).
Результатами развития познавательной деятельности является потребность ребёнка активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать подлинным субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать новое. Внешними результатами является успешное участие педагога и учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Описание работы.
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?
Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Основные этапы
Основными этапами проектной деятельности являются:
Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
Подготовка и защита презентации;
Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы научного исследования:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов
Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная, изобретательская и теоретическая.
В настоящее время проектно-исследовательская деятельность классифицируются:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.
Обоснование необходимости проектно-исследовательской деятельности.
Развивая в детях навыки проектно-исследовательской работы, учащиеся будут самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы.
В дальнейшем работать с такими детьми будет легче и интереснее. Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Дети работают увлеченно. Дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.
Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации творческой и познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, анализировать результаты деятельности.
Изучая различные методики воспитания, педагогические и образовательные технологии, пришла к выводу, что в формировании современного гражданина перед педагогом стоит задача помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании исследовательского метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций:
1-2 классы: кратковременные (15-20минут), (1-2 дня); личные и групповые.
3-4 классы: долгосрочные, от личных проектов, исследований к групповым.
Проектно- исследовательская работа имеет ряд достоинств.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Как исследовать?
Подготовка к исследованиям. В первую очередь юному исследователю понадобится папка исследователя. Сделать ее можно на уроке труда.
На каждый лист помещается изображение метода исследования. Кроме этого, каждый ребенок должен получить неограниченное количество маленьких листочков для фиксации информации, ручку, карандаш и фломастеры.
Проведение исследований. Теперь ребенок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравится, и начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или доклад по результатам исследования.
Для учащихся младших классов лучше всего организовывать экскурсии, чтобы они могли «увидеть» предмет и задать вопросы о нем; чтобы они могли «услышать», необходимо проводить беседы или сообщения. Чтобы они могли «прочитать», необходимо обучать работе с библиотечным каталогом, с архивами, с сайтами Интернета.
Презентация исследований. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам.
Для этого потребуется:
дать определения основным понятиям;
классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
выявить и обозначить все замеченные парадоксы;
ранжировать основные идеи;
предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
выработать суждения и умозаключения;
сделать выводы;
указать пути дальнейшего изучения явления;
продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы;
приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Результаты работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам.
Этапы исследовательской работы | Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося |
Выбора темы исследования, постановка проблемы | Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования |
Постановка целей и задач исследования | Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам |
Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет) | Трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия |
Выбор методов исследования, планирование эксперимента | Объективность, логичность и абстрактность мышления; |
Проведение исследований | Собирать, анализировать, систематизировать новую информацию |
Формулирование выводов | Умение кратко и логично излагать мысли |
Оформление отчета и презентации исследования | Умение оформить результаты достижений, творческий подход |
Защита исследовательской работы | Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать |
Умения и навыки, которые формируются у учащихся соответственно
Этапам выполнения научно- исследовательской деятельности
Проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:
• дифференцированный и личностно ориентированный подход;
• создание ситуации успеха;
• сотворчество учителя и ученика.
Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются исследовательским методами, которые побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Ну а выступления развивают речь детей, умение держаться на публике, отвечать на вопросы. Начинать эту работу надо в начальной школе.
В обоих случаях я, как учитель, выигрываю, так как нет большего счастья, видеть радостные лица детей, когда после выступления их хвалят. Повышается их самооценка и оценка их труда одноклассниками. Появляется интерес на уроках, повышается познавательная активность.
Основным видом деятельности при выполнении учебно-исследовательских проектов является исследовательская деятельность. Практикую уроки с элементами исследования (мини- исследования), уроки-исследования, уроки-проекты и мини-проекты.
Исследовательский метод используется на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания. Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести длительное учебное исследование. Все, что изучается, становится для обучающегося личностно значимым, повышает его интерес и уровень знаний.
В 2013-2016 учебном году были проведены исследования в рамках предмета:
1.Что можно сделать за минуту? (Математика,1 класс)
2.Солнце и его значение в жизни человека. (Окружающий мир, 1 класс)
3.Растения – это живая или неживая природа? (Окружающий мир, 2 класс)
4.Улицы нашего города. (Окружающий мир, 3 класс)
5.Комнатные растения – польза или вред? (Окружающий мир, 3 класс)
6.Чем пишут современные ученики? (Окружающий мир, 3 класс)
7.Хищники – это растения или животные? (Окружающий мир, 2 класс)
В ходе выполнения исследования первоклассники с помощью учителя учились:
- отбирать фотографии;
- интервьюировать друг друга;
- составлять устный рассказ;
- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии.
Таким образом, в процессе исследовательской деятельности:
- создаются условия для творческого развития детей,
- приобретаются навыки совместной деятельности с учителем и сверстниками;
- вырабатываются умения - вести поиск и систематизировать нужную информацию,
- сотрудничать друг с другом;
- совместно планировать свои действия.
Внеурочное время
Проектно-исследовательскую деятельность реализую во внеурочное время» на кружках «Волшебный мир книг», «Занимательная математика», «Проектно-исследовательская деятельность». Где создаются условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Основные принципы организованной деятельности - индивидуальность, творчество и успех, доверие и поддержка, право выбора.
В 2013-2016 учебном году использовала следующие виды проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, плакатов; (Математика – царица наук) «Числа в пословицах и поговорках». (2 класс)
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и т.д.); (инсценировка басен И.Крылова «Ворона и лисица», Эзопа «Ворон и лисица» (3 класс).
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, сцены, и др.); «Все профессии важны, все профессии нужны» (2 класс).
творческие (оформление результата в виде детского праздника, музыкального номера и другое). «Как поссорились цифры» математическая сказка» (3 класс).
В результате учащиеся приобрели следующие умения и навыки:
навыки сбора, систематизации, анализа информации;
навыки публичного выступления (ораторское искусство);
умения представить творческую работу в доступном, эстетичном виде;
умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
самоопределение учащихся в видах и формах творческой деятельности;
умение работать в группе, в команде;
повышение активности участия учащихся в конкурсах, выставках;
умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.
Выводы:
Активизация познавательной деятельности с последующим повышением качества обученности обучающихся (100% успеваемость, качество знаний по предметам 51%-64%).
Приобретение опыта по проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время (повысился уровень художественной культуры).
Формирование комплекта педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий и размещение на сайте.
Различные приёмы и методы, используемые мною в своей работе, способствуют получению высоких результатов обучения обучающихся.
Главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Наблюдения показывают, что проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает объем выполняемой работы на уроке; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения. На открытых уроках и внеклассных мероприятиях обучающиеся выступали с детскими проектами и исследованиями. Принимали участие в межмуниципальном конкурсе детских исследований «Мы сами открываем чудеса» (грамота за лучшую работу в номинации "Первые опыты" и благодарственное письмо).
Поделилась наработками с коллегами. По данной теме выступила с докладом на заседании школьного методического объединения и на августовской педагогической конференции 2016г.
Считаю, что мне удалось выстроить такое воспитательно-образовательное пространство, в котором каждый заинтересованный ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в творческом деле, почувствовать и прожить в школе ситуацию успеха.