СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичный урок. Тема: «Большое сердце» ( анализ рассказов Нины Фёдоровой "Шпион" и Марии Метлицкой "Течение")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичный урок. Тема: «Большое сердце»

Цели урока:

  1. в ходе решения «проблемной» задачи показать отношения людей  …
  2. совершенствовать навыки анализа текста, эпизодов, монологической речи, выразительного чтения;

Методические приемы: беседа по вопросам, анализ эпизодов художественного текста, выразительное чтение.

Оборудование и оформление: тексты рассказов

Эпиграф:

"Ум  блуждающий  устанавливают  -  чтение,  бдение  и  молитва.  Похоть пламенеющую угашают алчба, труд и отшельничество. Гнев волнующийся утишают - псалмопение, великодушие и милостивость.      ... Бегающий от мирских удовольствий есть башня, неприступная для  демона печали"...

Слово ведущего урока:

 Здравствуйте, мы очень рады, что вы сегодня собрались на необычный урок, посвященный Году Литературы в России.  Урок этот не обычен тем, что,  во-первых, он публичный, а во-вторых, здесь нет зрителей – все участники. Надеемся, что вопросы, которые в ходе урока мы будем обсуждать, заинтересуют вас.  Тема нашего урок  «Большое сердце». А в эпиграфе можно выделить ключевую фразу « Ум  блуждающий  устанавливают  -  чтение», т.е. сегодня через чтение  мы попытаемся ответить на вопросы, которые волнуют современного человека.  Скажите, пожалуйста, что мы вкладываем в понятие «большое сердце»?  О каком человеке мы можем сказать, что у него большое сердце?    (После прослушанных ответов зачитываю стихотворение)

Большое сердце

Большое сердце - кладезь доброты! Оно елеем воскрешает душу, В себя вбирая слезы и тоску: Ласкает медом раненную душу. Не судит сокрушенных и врагов, Убогих принимает с нежной страстью, Оно всегда болеет за других, Держа в себе все беды и напасти. И как оно вмещается в груди? Ведь грудь мала для этой Чудной птицы, Но, созидая радость для других, Оно гордиться,  что в нем столько ласки.

- О ком пойдёт сегодня речь? Давайте познакомимся.

Нина Федорова (настоящее имя—Антонина Федоровна Рязановская; 1895—1983) родилась в г. Лохвице Полтавской губернии, а умерла в Сан-Франциско. Однако, строго говоря, Нину Федорову нельзя назвать эмигранткой. Она не покидала Родины. Получив образование в Петрограде, Нина Федорова переехала в Харбин, русский город в Китае. Там ее застала Октябрьская революция. Вскоре все русские, живущие в Харбине, были лишены советского гражданства. Многие из тех, кто сразу переехал в Россию, погибли. В Харбине Нина Федорова преподавала русский язык и литературу в местной гимназии, а с переездом в США — в колледже штата Орегон. Последние годы жизни провела в Сан-Франциско. Антонина Федоровна Рязановская была женой выдающегося ученого-культуролога Валентина Александровича Рязановского и матерью двух сыновей, которые стали учеными-историками, по их книгам в американских университетах изучают русскую историю. 

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Нины Фёдоровой «Шпион», действия которого происходят сразу после Октябрьской революции. Есть ли предположения, о чём будет идти речь в рассказе?

 

Чтение рассказа.

Шпион 

В Харбине мы имели своего шпиона, лично приставленного к нашей семье. Это произошло из-за дяди. Наш дядя был военный, но с годами он охладел к войнам и занялся изучением Отцов Церкви. Как-то раз, случайно, прочел он житие св. Симеона Столпника и был потрясен прочитанным. Чтение житий и поучений сделалось единым занятием и единой страстью дяди. Он стал неудержимо завидовать жизни подвижников и аскетов. Пустынное житие стало его мечтой.

- Да... Если бы знать это раньше! Ушел бы я в молодости в пустыню, выкопал бы пещерку и стал бы спасаться... вдали от житейской суеты в тиши, в посте в подвиге, в уединении. Мало - помалу мы все заразились его энтузиазмом.  По вечерам, бывало, сидим все за работой, а дядя нам из "Отцов Церкви" читает:  "Ум блуждающий устанавливают - чтение, бдение и молитва. Похоть пламенеющую угашают алчба, труд и отшельничество. Гнев волнующийся утишают псалмопение, великодушие и милостивость". Тетя первая начинала вздыхать, а за нею и все остальные.  ... "Бегающий от мирских удовольствий есть башня, неприступная для демона печали"...  Тетя вытирала набежавшую слезу. И мы плакали.   Тетя откладывала в сторону работу, (она перелицовывала дядину куртку), слезы мешали ей работатьЗа тетей и мы все откладывали работу. Начинался разговор. Нам всем хотелось уйти в пустыню.

 - Из прочитанного отрывка что мы узнали?

-  Как живут люди?

- О житие какого святого идёт речь? (Симео?н Сто?лпник (греч. Συμε?ν το? Στυλ?του; около 390 — 2 сентября 459) — христианский святой, сирийский основоположник новой формы аскезы —столпничества. Знаменит тем, что провел на столпе 37 лет в посте и молитве, а также другими беспримерными аскетическими подвигами. Был проповедником, согласно житию, получил от Бога дар исцелять душевные и телесные болезни, предвидеть будущее. Почитается в лике преподобных в Православной (память 1 сентября по юлианскому календарю) и Католической (память 5 января) церквях.)

 - Каждый член семьи желаем уйти в пустыню? Почему?

Но уйти не удалось. В Харбин пришли японцы. Русское население было поставлено на учет. Дядю, как военного специалиста, стали вызывать то в штаб японский, то в полицию, но он от всякой активности - отказывался. И с прежними товарищами по оружию пошли споры. Они ему о войне, а дядя им о любви к ближнему. Они о стратегии, а дядя от Писания. Они о сотрудничестве с японцами, а дядя о спасении души.  - Представляется случай большевиков сбросить...  - Не я их сажал, не мне их сбрасывать.  - Переменить власть..  - Одна есть в мире власты Божия. Ее не перемените  - Полно! Тут на земле есть тоже...  - А на земле "несть же власти, аще не от Бога"... Заслужили и получили. Замолим грехи, Бог помилует, без моих и ваших трудов низложит. Россию не завоевывать с японцами надо, а вымаливать у Бога... Что может сделать японец без Божьего соизволения?  - Но жить невозможно...  - Поскольку главное занятие христианина есть спасение души, то большевики тут ничему не мешают. Наоборот, способствуют. 

И в "кругах" решили, что дядя перешел на сторону большевиков, душу продал коммунистам. Но дядя лицом был светел, душой спокоен и готов к мученичеству.

- О каком мученичестве пойдёт речь?

Тут-то и приставили к нам шпиона.

Мы его обнаружили утром. Из окна увидали. Сидит человек на скамейке у входа: воротник поднят, шляпа на глаза надвинута, в руках записная книжка и карандаш наготове, когда дядя вышел на прогулку, то шпион, быстро записал что-то и  пошел за дядей какой-то необыкновенной, крадущейся походкой. Дядя был неутомимый ходок. Когда дядя возвратился с прогулки, шпион едва плелся за ним, вспотевший, еле живой; Шпион был русский молодой человек, с лицом решительным и взглядом нахмуренным. Но была в нем какая-то детскость, что-то наивное и голодное, что-то честное и старательное.  Он наполнил нашу жизнь.

- А вы видели шпиона? - спрашивали мы у приходящих.  - Наш собственный. За дядей следит.   

Нам очень хотелось познакомиться со шпионом поближе. Другой такой случай, когда еще наживешь. Но тетя категорически запретила всякие попытки вступать с ним в разговор.  - Это ему повредить может. Человек на жаловании. Долго ли, обвинят в дружеских сношениях с нами, вот службу то и потеряет...  Дело шло к зиме. Становилось холодно. У тети болело сердце: шпион был плохо одет. Дядя начал увлекаться Псалтирью. Учил ее вовсю наизусть. Восхищался и плакал. Шпион начал приметно худеть. Частенько тетя встречала дядю укором:  - Андрей Петрович, Бога побойся! Опять долго гулял: загоняешь мальчишку. - Сидит, записывает... Господи, ведь простудится мальчишка. Жалованье, верно, крохотное. Японцы гроши платят. А он, может быть, мать кормит... сестер, братьев... Может и бабушка еще жива. У семьи за него, верно, как сердце болит...  И тетя вытирала слезы. Зима была суровая. Шпион ходил в полуботинках и легком драповом пальто. Мы серьезно беспокоились о его здоровье.  - Если б знать, что ему лучше: ходить или сидеть? - говорила тетя.  - Без движения, пожалуй, хуже.  Ну, сходи погуляй! - говорила она дяде.  - Только помни: шажком, на полчасика, иди по подветренной стороне.  И дядя послушно шел "прогуливать шпиона

- Как относились люди к шпиону? Давайте выделим ключевые фразы, предложения.

Отношение к шпиону

Ключевые предложения

*У тети болело сердце: шпион был плохо одет.

*- Андрей Петрович, Бога побойся! Опять долго гулял: загоняешь мальчишку.

*Господи, ведь простудится мальчишка. Жалованье, верно, крохотное. Японцы гроши платят. А он, может быть, мать кормит... сестер, братьев... Может и бабушка еще жива. У семьи за него, верно, как сердце болит... 

*- Только помни: шажком, на полчасика, иди по подветренной стороне.

   

 

Читаю дальше:

Перед Рождеством поднялись ветры и метели. Шпион был покрыт инеем.

Один раз они потеряли шпиона на базаре. Оглядывались, оборачивались, не могли найти. Нет, как нет!  - Господи, что теперь ему будет? Прогонят его японцы. Потеряет службу. Скажут, не умеет шпионить...  Они долго искали шпиона по базару и улицам. Тетя громко кричала, как бы разговаривая с дядей, - авось, голос услышит, на голос придет... Выбившись из сил, возвращались домой на извозчике,- и тут, напротив дома, увидали шпиона. Он растерянно топтался у входной двери. Тетя страшно обрадовалась.  - Слава Богу! нашелся! - и закричала: - Вот мы и дома! С базара приехали!  На Сочельник шпион явился обмотанный коричневым вязаным шарфом. Тете шарф понравился:  - Мама шпионова, видно, хорошая рукодельница. Как связано! Надо бы снять узор. На будущий год я Андрею Петровичу свяжу такой же шарф.  В первый день Рождества никуда не ходили: пусть совсем отдохнет. Возмущались японцами: ну, и условия труда! Никаких отпусков, даже ради такого праздника. На второй день пришла печальная весть: шпион был нездоров. Он кашлял. Он уже не двигал ногами, а сидел неподвижно, уткнувшись лицом в шарф. По временам сильный приступ кашля подбрасывал его со скамейки,  то и дело кто-либо подходил к окну и докладывал: сидит! кашляет! сидит!  - Замерзнет человек! Грех-то какой! - говорила тетя. .  - Прямо у нашего дома скончается! И затем тихо, покаянным тоном добавляла:  - Одно смущает мою душу: вдруг он заболел именно оттого, что я не пустила Андрея Петровича гулять на первый день. Шпион был без движения. Если это так - моя вина. Ужасно!  И она рассеянно внимала дяде, который читал:  "Если станет тебя крушить зависть, вспомни, что мы все члены есьмы Христовы - и успокоишься! Если станет одолевать тебя гордыня, то вспомни, что она губит весь твой труд - и успокоишься! Если берет сердце твое желание уничтожить ближнего, то вспомни, что за это Бог предаст тебя в руки врагов твоих - и успокоишься. Если красота телесная влечет сердце твое, вспомни об умерших уже, куда они отошли - и успокоишься".  Накануне Крещения шпион исчез.

-Напишите концовку  рассказа. (После читаем, обсуждаем)

Читаю концовку.

Мы не знали, что подумать. Мы не могли привыкнуть к его отсутствию: Приходили на ум черные мысли: вдруг он умер? Снились страшные сны. Тетя просила всех нас хорошенько смотреть по сторонам на улицах: только бы раз увидеть! Только бы знать, что он живой, - и успокоишься. Но никто из нас его больше не видел. И с тех пор, по вечерам иногда, за работой, тетя вдруг неожиданно крестилась и шептала:  "Помяни, Господи, раба Твоего шпиона нашего, если он умер".

- Рассказ прочитан, какие качества героев мы можем выделить? 

- Случайно ли в рассказе автор ориентируется не на даты, а на названия праздников? После Рождества шпион был нездоров,  а накануне Крещения исчез.

(Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал»  (Лк. 4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.)

- Что помогает членам семьи проявлять сочувствие, сопереживание к ближнему?

- Наш урок назван «Большое сердце». Исходя из прочитанного, мы  можем сделать вывод:  люди с большим сердцем проявляют сострадание и сопереживание ко всем людям, вне зависимости от положения.

Мы вернёмся к рассказу «Шпион» после прочтения рассказа Марии Метлицкой «Течение». Но сначала посмотрите видеофрагмент (Фильм «Москва слезам не верит» знакомство героев в электричке). (см. видео)

- Все мы помним, что фильм заканчивается слова героини «Как долго я тебя ждала». Если бы вам предложили написать сценарий к фильму «Москва слезам не верит 2», что бы вы предложили? 

 (Знакомство с писателем)

     Мария Метлицкая - коренная москвичка. Выросла в семье шестидесятников, медик по образованию. Всю жизнь занимается творчеством - увлекается прикладным искусством, пишет стихи и прозу. В 2003 году вышел сборник стихов.

Мария Метлицкая работает в жанре малой прозы. В своих новеллах автор описывает обычные судьбы простых людей. Сочный язык, увлекательные сюжеты, легкая ирония отличают стиль настоящего мастера. Метлицкая без излишнего морализаторства и депрессивных ноток поднимает серьезные морально-этические, социальные и психологические проблемы, с которыми сталкивается практически каждый из нас. Мэтр отечественной литературы Виктория Токарева высоко оценила творчество Марии Метлицкой, назвав ее своей последовательницей.

Рассказ читают самостоятельно.