СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикация. Характерные трудности и пути их преодоления при овладении навыком чтения у детей с ТНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными причинами затруднений детей с речевой патологией при обучении чтению является недоразвитие фонематических процессов, полиморфные нарушения в звукопроизношении, бедный словарь.....

Просмотр содержимого документа
«Публикация. Характерные трудности и пути их преодоления при овладении навыком чтения у детей с ТНР»

Характерные трудности и пути их преодоления при овладении навыком чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи


Основными причинами затруднений детей с речевой патологией при обучении чтению является недоразвитие фонематических процессов, полиморфные нарушения в звукопроизношении, бедный словарь, многочисленные ошибки при употреблении лексико-грамматических категорий, трудности в связной речи, при построении самостоятельных высказываний. Как следствие, дети с нарушениями речи с трудом учатся звуковому анализу и синтезу слов, у них возникают проблемы при запоминании букв и соотнесению их со звуком речи. Некоторые из них даже при осуществлении совместной работы логопеда, родителей не могут освоить способ слияния гласных и согласных. В дальнейшем они читают очень медленно, допускают большое количество ошибок, плохо понимают и не могут объяснить прочитанное или подобрать картинку, которая обозначает смысл прочитанного.

Проблемы в обучении чтению возникают преимущественно у детей, страдающих дефектами речи первой группы, поскольку именно недостаточное развитие языковых средств, в первую очередь фонетической стороны речи и фонематического восприятия, становятся препятствием для овладения грамотой не только в дошкольном, но и младшем школьном возрасте.

При нарушениях речевого развития в большинстве случаев страдает именно фонетико-фонематический компонент речевой системы. У детей отмечаются:

-дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп; преобладают замены и смешения, часто искажения звуков;

-недостаточная сформированность фонематических процессов, которая влечет за собой недоразвитие предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова и предпосылок к успешному овладению грамотой;

-трудности овладения письмом и чтением.

При общем недоразвитии речи страдает и лексико-грамматический компонент речи. Лексический запас детей ограничен бытовой тематикой, качественно неполноценен, т.е. наблюдается неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении, смешение слов по смыслу и акустическим свойствам. Грамматический строй речи у детей также сформирован недостаточно: в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, отмечаются множественные аграмматизмы в простых синтаксических конструкциях.

У учащихся с дизартрией и ОНР III уровня наблюдаются следующие ошибки при чтении: чтение по догадке с частой заменой одного слова другим; многократное повторение отдельных букв или слогов, пропуски, перестановки, замена и т.д. Это нередко приводит к искажению прочитанного, к неправильному понимаю смысла, обуславливает резкий замедленный темп чтения, восприятие слова во фразе изолированно; дети не учитывают характерных лексико-грамматических связей с лов, а если и учитывают, то не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической связей в отдельности. Основные направления работы учителя-логопеда при работе с детьми с ОНР и дизартрией (стертая): развитие звуковой стороны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя речи, формирование связной речи, развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных умений, развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.

Ученикам с речевыми нарушениями крайне трудно овладеть навыками чтения. Им необходима коррекционная логопедическая помощь. Работа над навыком чтения детей с разными видами речевой патологии должна учитывать специфику нарушений и особенности их психики. Вместе с тем, есть общие трудности в овладении качествами навыка чтения, которые нуждаются в коррекции.

Таким образом, дети с ТНР испытывают трудности не только в различении звуков, их произношении, но и в анализе звукового состава речи, что обуславливает трудности в овладении грамотой, отражается на письме детей. Весь процесс обучения грамоте делится на 3 периода: подготовительный, задачей которого является подготовка детей к занятиям чтением и письмом в букварный период, букварный - самый длительный и самый ответственный, послебукварный, в течение которого совершенствуются навыки чтения и письма. Главная задача подготовительного периода (добукварного) развитие фонематического слуха и правильное произношение. Данный период имеет важное значение в формировании у детей фонематического слуха. Ребенок должен не только слышать слово, но и осознавать звуковой состав, соотносить буквы со звуками, объединять звуки в слоги, а слоги в слова.

Пример построения урока в добукварный период:

Тема. Звук и буква

Выделение из речи звуков (звукоподражание).

Выделение слов из предложений, деление слов на слоги.

Выделение гласных звуков из слов

Выделение согласных звуков

Показ картинного алфавита.

Выделение предложений.

Отгадывание детьми загадок

Рисование предметов, название которых начинаются с выделенных звуков.

Умение слышать каждый отдельный звук, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, в дальнейшем очень пригодится для успешного овладения грамотой.

Своеобразие психического развития детей с ТНР требует творческого подхода, умения так организовать учебный процесс, чтобы заинтересовать детей, вызвать желание научиться читать. Помогают детям запомнить буквы дидактические игры и задания, которые им очень нравятся: вылепить букву из теста, пластилина, выложить из палочек, сложить разрезанную букву, «оживить букву».

Трудно выработать у детей с ТНР навык употребления новых слов. Можно предложить следующие упражнения

Прочитайте слова на карточках, соедините слова стрелочкой с изображением, составьте предложение из данных слов.

В целях обогащения и активизации словаря можно использовать следующие упражнения. Эти упражнения «Малыши потерялись» ребенок должен соединить линиями подходящие слова, «Выбери из вариантов» прочитать и закончить предложение.

Как мы знаем, основной формой изучения речи детей в коррекционных школах является логопедическое обследование, которое служит выявлению состояния речи учащегося на данном этапе его развития. Вместе с тем для прослеживания процесса преодоления речевых недостатков, изменений, происходящих под влиянием коррекционного воздействия, исследования личности ребенка очень важно изучение педагогом детей в процессе их обучения. Именно систематическое изучение дает возможность проследить развитие в динамике.

Чтобы воспитать правильное произношение, одних занятий с логопедов школы мало, необходима регулярная работа дома. Родители обязаны помочь своему ребенку говорить правильно.