Коррекция личности школьника с интеллектуальной недостаточностью через творческую деятельность в кружке «Лоскутная техника»
Л.И.Диденко - учитель технологии, руководитель кружка
Современной школой стало уделяться всё больше внимания воспитанию школьников на народных традициях, приобщению их к сокровищам народного искусства с целью гармоничного развития личности, формирования национального самосознания подрастающего поколения, сохранения и развития неиссякаемого источника исторического опыта народа.
Включение учащихся в различные виды художественной деятельности, основанной на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного воспитания и развития их творческих способностей. Художественно-ручной труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. А.В. Запорожец указывал, что способность понимать умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно создает художественные образы в своем воображении, одновременно участвуя в доступных ему формах творческой деятельности.
Дети с нарушениями интеллекта являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и является способом коррекции отклонений в развитии.
Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностью развиваться. Дети с интеллектуальной недостаточностью, как и дети с сохранным интеллектом, на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта. Своеобразие развития таких учащихся состоит в том, что оно затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитием мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточностью всех уровней мыслительной деятельности.
И, пожалуй, не будет ошибкой сказать, что такому ребенку для полноценного развития занятия творчеством необходимы, как воздух. Они доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию художественного воображения. В процессе творческой деятельности при условии систематического целенаправленного руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка, у учащихся развиваются эстетическое восприятие, образные представления (форма, цвет, композиция). На таких занятиях идет освоение и постижение учащимися окружающего мира, его красоты, гармонии.
Прежде всего, решению этих задач способствует организация кружковой деятельности. Кружки для детей могут быть самыми разнообразными, но прежде всего следует подумать о создании таких кружков, занятия в которых помогли бы детям с отклонениями в развитии подготовленными вступить в самостоятельную жизнь. Сюда относятся кружки, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего развития творческих способностей. Одним из таких кружков является кружок лоскутного шитья.
Немного истории: в России лоскутное шитье как рукоделие зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Причиной этому была бедность. Практичным хозяйкам приходилось перешивать, подновлять одежду и предметы убранства жилища из лоскутков, отслуживших свой срок вещей. Так появилось искусство лоскутного шитья В России в послевоенное время эти традиции отошли на второй план, уступая место промышленному производству одежды и предметов украшения быта. Продолжали заниматься лоскутным шитьем лишь редкие энтузиасты – художники в городах, да в деревнях по старинке продолжали шить лоскутные одеяла и плести разноцветные половички. Однако в семидесятые годы музеи России начинают собирать и изучать лоскутное шитье как вид современного искусства. С этого времени появляется и постепенно растет интерес к этому виду народного художественного творчества. Сейчас лоскутным шитьем занимаются самодеятельные мастера и художники-профессионалы.
Лоскутная техника проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты тканей и нитки, которые можно найти в любом доме, и самые обыкновенные инструменты: ножницы и иголка. Вооружившись фантазией и желанием создать что-либо новое, можно почувствовать себя творцом, способным создать истинно рукотворную вещь.
Это занятие интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает их внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Кроме того - занятия лоскутной техникой несут в себе огромный коррекционный потенциал.
Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ребенка, чтобы он развивался всесторонне. Эти занятия призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. При этом решается и психологическая задача – эти занятия дают чувство эмоционального комфорта, ощущение радости детства.
Занятия лоскутной техникой способствуют коррекции мелкой моторики рук, глазомера. Они стимулируют развитие памяти, внимания, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность, приемы и способы ее изготовления. В процессе работы у учащихся активизируются мыслительные процессы, т.к. возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными (объяснение приемов разметки и раскроя, оформление декорации на основном фоне), совершенствуются трудовые умения, формируется культура труда.
Занятия лоскутной техникой имеют огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса. Использование таких приемов, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической и пооперационной картам, схемам способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умений последовательно выполнять работу.
Занятия лоскутной техникой с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Кроме того, эти занятия развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта. При работе над поделкой можно отрабатывать различные поведенческие модели, что особенно актуально в работе с детьми с нарушением интеллекта. К созданию тематических композиций можно привлекать всех ребят. Каждый из участников должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его детали должны быть такими же аккуратными, как и те, что выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, выполнение поделки затрудняется. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в коллективе. Таким образом, изготовление оригинальной поделки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, правилах. Кому-то придется выступить в роли художника, подбирая необходимые цвета для выполнения изделия, кто-то станет руководить сборкой композиции. А кому-то придется быть просто исполнителем. Таким образом, занятия лоскутной техникой позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности. Обучаясь этому виду деятельности, ребенок развивает память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма и т.д. Эти способности позволят ему в дальнейшей жизни поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону – подчас даже машинально. Они могут пригодиться ребенку в профессиональной деятельности и в исполнении своих обязанностей в быту[1] .
Творческий труд занимает большое место в системе реабилитационной работы. Здесь ребенку прививаются жизненные компетенции, он выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого.
В процессе занятий лоскутной техникой в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые им в дальнейшей жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.
Список литературы:
1.Запорожец А.В. Развитие произвольный движений.- М.; АПН РСФСР, 1960. – 430 с.
1