Даутова А.П.,
учитель географии 1 квалификационной категории
МБОУ «СОШ №31», г.Нижнекамск РТ
Планирование работы с одаренными детьми
при организации научно-исследовательской и проектной деятельности
В современном мире к школе предъявляются высокие требования: нужно не только научить ученика обладать высокими компетентностями, но и творчески подготовить его к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Выпускник школы все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. В этом случае, я считаю, на помощь приходит исследовательский и проектный навык, приобретенный в школе. Человек, обладающий таким навыком, приобретает способность критически анализировать информацию и поможет выпускнику быть успешным в любых ситуациях.
Мы считаем, что взаимодействие руководителя с обучающимися является условием для формирования коммуникативной и интеллектуальной компетентностей. Оно основывается на цикличном процессе и начинается со ступени «Интерес». После этого появляется взаимодействие руководителя и обучающегося, которое в дальнейшем вытекает во взаимоподдержку и педагогическое сопровождение на каждом этапе исследования и перерастает в опыт, где дети раскрываются, развиваются, реализуют свои возможности в разных областях. Эта ступень называется «Взаимодействие».
Отсюда процесс повторяется: и уже опытные дети зарождают интерес в начинающих, только приступивших к проектной и исследовательской деятельности школьниках. Эту ступень мы называем «Сотрудничество».
Реализуя данную модель, руководитель стремится через усвоение и применение знаний на практике привести обучающегося к овладению универсальными учебными действиями: познавательными, личностными, регулятивными и коммуникативными.
Под руководством педагогов дети проводят исследования, знакомят с ними своих одноклассников, представляют их на научно-практических конференциях разного уровня. Параллельно с этим разрабатывают и реализуют социально-значимые проекты и, мы считаем, что это очень важно. Эта ступень называется «Исследование» («Проектирование»).
Общеизвестно, что ребёнок, который приходит в школу, является исследователем по своей природе. Любопытство, перерастающее в любознательность, составляет первооснову будущей исследовательской деятельности. Но обучающийся хочет быстрого результата. Как сделать это?
Руководителю необходим стратегический план: от простого к сложному, от совместной с учителем к самостоятельной деятельности ученика.
Для того чтобы учитель стал руководителем исследовательской деятельности и передал свой опыт учащимся, он должен чувствовать тонкую грань, где ученик самостоятельно может исследовать тему, где ему нужна помощь.
Обучающиеся учатся коммуникабельности, самопрезентации, расстаются с комплексами, выступают примерами ораторского мастерства сами и учатся у окружающих образцам красноречия. В нашей школе эта работа ведется планомерно и рационально. Дети выступают на тематических классных часах, на конференциях разного уровня, делятся своими успехами и результатами в научном обществе учащихся. Мы называем эту ступень «Презентация результата». Заинтересованность руководителей (в широком смысле слова) приносит результаты, и дети ждут новых решений.
Процесс работы над проектом очень трудоемкий и долгосрочный. Чтобы достичь нужного результата, необходимо учесть многие составляющие: работоспособность обучающегося, его вовлеченность, усидчивость и целеустремленность. Это во многом зависит от заинтересованности руководителя, родителей, потому что без родителей воплотить идеи невозможно.
Привлекая обучающихся к выполнению исследовательских работ, руководитель через воспитательную цель способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения. Ведь ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творческого проекта, который доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.
Список использованных источников:
Кузнецова Е.В., Бахарев И.В. и др. Проектная деятельность в образовании. М., 2016 г.