СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикация С.В.Троицкой, учителя музыки Гимназии №3 г.Дубны, на тему: "Медитации на уроках музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Польза медитации для детей

  • Оказывает положительное влияние на успеваемость;
  • Запоминать музыку через ощущения
  • Помогает детям дольше удерживать внимание в настоящем моменте;
  • Улучшает концентрацию внимания и память;
  • Способствует расслаблению, обретению внутреннего мира и спокойствия;
  • Развивает такие чувства, как счастье, радость, любовь, сострадание;
  • Снижает уровень тревожности, беспокойства, стресса;
  • Помогает избавиться от агрессии и гнева или снизить их уровень;
  • Способствует принятию себя и развитию самоконтроля;
  • Повышает уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

Выводы

На сегодняшний день появляется все больше информации о клинических исследованиях позитивного влияния медитации на психическое и физическое здоровье детей.

В целом, дети, которые регулярно практикуют медитацию в школе, способны лучше регулировать свои эмоции, справляться со стрессом, показывают лучшую успеваемость.

Просмотр содержимого документа
«Публикация С.В.Троицкой, учителя музыки Гимназии №3 г.Дубны, на тему: "Медитации на уроках музыки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3 г. Дубны, Московской области»

учитель музыки Высшей категории

С .В. Троицкая








Медитации на уроках музыки

Полезные практики, которые можно делать буквально несколько минут на уроках музыки.

Если вы уже перепробовали все возможные игры и активности и не знаете, чем еще можно занять детей, то хочу рассказать вам про детские медитации

«Существует неправильное представление, согласно которому медитация носит религиозный характер», — говорит учитель медитации Атман Смит. Однако, это не так, по его словам, это прежде всего техника, которая позволяет снизить стресс и сделать нас сильнее в ментальном смысле. Это практика заботы о себе.

Видов медитаций существует очень много (сидячие и подвижные, успокаивающие и направленные на поиск решений, направляемые другим человеком и самостоятельные), но в основе, наверное, каждой из них лежит тренировка осознанности.

Клинический психолог Андреа Герни говорит, что «дети, которые практикуют медитацию и осознанность извлекают из этого множество выгод». Она отмечает развитие у них способностей фокусироваться, контролировать себя, преодолевать трудности, улучшение навыков эмоциональной саморегуляции и построения хороших отношений с другими людьми. А еще, по словам Аннаки Харрис, автор книги про осознанность для детей, «это (медитация) позволяет детям заметить красоту настоящего момента».

Польза медитации для детей

  • Оказывает положительное влияние на успеваемость;

  • Запоминать музыку через ощущения;

  • Помогает детям дольше удерживать внимание в настоящем моменте;

  • Улучшает концентрацию внимания и память;

  • Способствует расслаблению, обретению внутреннего мира и спокойствия;

  • Развивает такие чувства, как счастье, радость, любовь, сострадание;

  • Снижает уровень тревожности, беспокойства, стресса;

  • Помогает избавиться от агрессии и гнева или снизить их уровень;

  • Способствует принятию себя и развитию самоконтроля;

  • Повышает уверенность в себе и чувство собственного достоинства.


Цель медитации заключается в том, чтобы научиться замечать ощущения в теле, мысли и эмоции.

1. Воображаемый лифт

Прежде чем вы начнете, вместе с ребенком устройтесь поудобнее на полу или на стуле (кресле, диване). Сядьте ровно, расправьте плечи и попросите сделать то же самое вашего ребенка.

Идея заключается в том, чтобы попросить ребенка представить себе лифт, который опускается на несколько этажей вниз. А потом, представить, что такой лифт есть у ребенка внутри. Если вы сидите на полу, то верхний этаж будет располагаться в области от головы и до груди, средний — на уровне от груди до живота, а нижний — на уровне копчика или пола.

Пусть со вздохом воображаемый лифт начнет медленно спускаться вниз, от самой макушки и до груди. Потом задержите дыхание и сделайте выдох, как будто это открываются двери лифта. На следующем вдохе опуститесь до уровня живота и повторите выдох. Проделайте то же самое в третий раз, теперь опускаясь на самый нижний этаж.

2. Считаем пальцы и дышим

Это упражнение можно проделывать в любое время дня, чтобы оперативно помочь ребенку успокоиться. Сложите обе руки в кулаки и начните делать медленные вдохи. На каждом выдохе разгибайте по одному пальцу. После выдоха можно ненадолго задержать дыхание. Делайте упражнение сами и попросите ребенка повторять.

Когда вы разгибаете пальцы, можно проговаривать «оооом» или повторять мантру, которая будет напоминать ребенку о любви, спокойствии, расслаблении и поможет настроиться на них.

4. Осознанное слушание

В этом упражнении взрослый направляет внимание ребенка, предлагая ему обратить внимание на разные звуки. Это могут быть как звуки присутствующие в среде естественным образом, так и звуки, которые специально подобраны заранее. Можно, например, с разной силой звонить в колокольчик (или использовать любой другой инструмент) и просить ребенка поднимать руку, когда он или она услышит, что колокольчик совсем перестал звучать. Во время выполнения упражнения можно закрыть глаза.

5. Осознанное дыхание

В этом упражнении, которое тоже направляется словами взрослого, все внимание обращено на дыхание. Просто начните проговаривать, когда нужно сделать глубокий вдох и выход. Ребенку может быть предложено заметить, где он или она чувствует поток воздуха больше всего, в носу, когда только делает вдох, может быть в груди, а может в животе? Делать такое упражнение можно тоже с закрытыми глазами.

6. Осознанное наблюдение

Для этого упражнения закрывать глаза не понадобится. После того, как ребенок удобно расположится и сделает несколько глубоких вдохов и выдохов, можно предложить ему выбрать объект, который он будет очень тщательно рассматривать. Например, камушек, яблоко или листочек. Попросите ребенка обратить внимание на форму, цвет, текстуру предмета, на то, как на него падает свет или лучи солнца. После рассматривания предмета можно оглядеться вокруг и рассмотреть комнату, в которой вы находитесь.

7. Добрые пожелания

В этом упражнении ребенка просят закрыть глаза и представить, как он или она путешествует вокруг планеты и с птичьего полета наблюдает разных людей, зверей, деревья, реки, леса, и желает всем хорошего настроения, здоровья, счастья. Можно вспоминать друзей, родственников и мысленно отправлять им добрые пожелания.

Если вы знаете английский, то можете дополнительно послушать аудиозаписи последних четырех медитаций из списка по ссылке. Тогда вы будете иметь более полное представление о том, как они проходят, и сможете повторить услышанное для своего ребенка.

Медитативным эффектом могут обладать и уже привычные детям занятия. Например, рисование, слушание музыки, рассматривание картинок в книге. Взрослый может помочь ребенку обратить внимание на то, что он видит, слышит, чувствует, задавая соответствующие вопросы. Осознанность помогут развивать любые активности, которые помогают сосредоточиться на настоящем моменте и свежим взглядом смотреть на привычные вещи.



Мой опыт проведения медитации для детей на уроках музыки

Я веду музыку в 1-7 классах (6-13 лет), на уроках провожу медитацию для детей. Как правило, я провожу медитацию с детьми в середине урока. Скорее это даже не медитация как таковая, а некоторое медитативное расслабление. Оно способствует физическому и ментальному расслаблению детей, позитивному настрою, развитию таких чувств, как радость и спокойствие.

Дети спокойно сидят за партами, я прошу их закрыть глаза и сфокусировать внимание на дыхании. При этом я не прекращаю монолога: «сделайте глубокий вдох, а затем медленно выдохните, дышите через нос, ровно и спокойно». Затем я прошу их расслабить части тела, называя их и давая некоторое время на расслабление.

Когда дети успокоились, расслабились, дышать ровно и спокойно, я предлагаю им представить, что они находятся на море, в лесу, на солнечной поляне, на цветочном поле, в своем самом любимом месте на земле или парят в облаках. Каждый раз это разное место, но всегда очень приятное, позитивное, безопасное.

Затем я спрашиваю, что они там видят, но призываю их не отвечать вслух, а только представлять и наблюдать. И помогаю им, перечисляя предметы, которые гипотетически могут быть в этом месте. Например, на море дети могут увидеть песок, пальмы, волны, корабль, дельфина, черепаху и т.д. Затем я спрашиваю, что они чувствуют, и снова перечисляю. Например, как теплый песок касается их стоп, ласковое солнышко согревает кожу, дует легкий ветерок и трепет волосы. Я стараюсь задействовать различные органы чувств: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус.

А затем прошу, чтобы они почувствовали, как любовь, радость и счастье наполняют их, как солнышко заряжает их энергией, они расслаблены и спокойны. Или, например, что они могут поделиться своим секретом с животным, которого они встретят в выбранном месте. Или что они могут вернуться в это место всегда, когда только захотят, если им станет грустно. Я стараюсь каждый раз придумывать что-нибудь новое, но обязательно позитивное и доброе.

Осознанное дыхание (подходит для учащихся 1-2 классов)

Примите удобную сидячую позу. Позвольте своему уму обратиться внутрь. Сфокусируйтесь на собственном дыхании. Дышите мягко и естественно.

Вы знаете, где находится ваш живот? Положите вашу руку на живот. Вот так. Учитель кладет руку на свой живот, показывая детям, как это надо делать. Почувствуйте, как ваш живот поднимается и опускается под рукой, когда вы вдыхаете и выдыхаете. Вдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится больше. Выдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится меньше.

Сидите спокойно и расслабленно, с умом, обращенным глубоко внутрь себя, просто ощущая, как ваш живот увеличивается с каждым вдохом и уменьшается с каждым выдохом. Мы будем сидеть так в течение 2 минут, вдыхая и выдыхая.

А теперь совершим прогулку! Закройте глаза, слушайте мой голос и мысленно представляйте..

Вы вышли из кабинета… спускаетесь по лесенке…. вышли из парадной школы…. Прошли по улице до нашего городского парка…. На пути встретили маленького котенка, он мяукал, у вас был бутерброд с колбасой, вы покормили котенка, он замурлыкал…. Вы пошли дальше…на пути на ветке дерева сидит птичка и щебечет, прислушайтесь… рассмотрите, что это за дерево, что это за птичка, какие у нее крылышки, какой клюв, какие глазки….. вы пошли дальше по дороге и свернули в чащу леса, вышли на поляну. На улице хорошая погода, солнышко своими лучиками щекочет вам щечки… приятно…. На поляне вы увидели старый сундук, посмотрите можно ли его открыть? Загляните внутрь, что там? Рассмотрите внимательно, когда вы вернетесь, вы обязательно это нарисуете….ну что ж, пора возвращаться! Пробежимся?! Выбегаете их лесной чащи, бежите по дороге… перед пешеходным переходом остановились и посмотрели налево и направо, путь свободен можно переходить проезжую часть…. Возвращаетесь в школу! Входите в парадную, переобуваетесь, поднимаетесь по лестнице и возвращаетесь в класс. Глубокий вдох, медленный выдох…какая интересная и приятная прогулка! Открываем глаза на счет ТРИ: 1,2,3.

Пробуждение сердца

Начните с тихого и ровного дыхания. Вы чувствуете ритм вашего дыхания, ощущаете, как воздух входит внутрь и покидает ваше тело?

Представьте, что вокруг вас находятся члены вашей семьи, ваши друзья. Все они сейчас присутствуют здесь. Сделайте вдох и выдохните. С каждым выдохом посылайте свет и радость каждому, кто вас окружает. Теперь представьте, что вас окружает все больше и больше людей и животных, от крупных до самых маленьких. Вдохните и выдохните. С каждым выдохом посылайте свет и радость каждому, кто вас окружает. Все они становятся счастливы, улыбаются, ощущают прилив сил и спокойствие.

Почувствуйте, как ваше сердце становится большим и теплым, любящим и открытым.

Дети от 8 до 12 лет

В этом возрасте дети уже используют логическое мышление, однако их логика оперирует на предметном, ограниченном уровне.

Чистота ума

Представьте, что вы лежите на вершине горы и смотрите прямо в небо, на котором нет ни одного облака, небо чистое и ясное. Куда бы вы ни посмотрели, повсюду будет это чистое и ясное небо. Сконцентрируйтесь на этом огромном пустом пространстве.

Представьте, что это огромное ясное пространство неба проникает в вас и во все, что вас окружает. Ваше тело и все что, вас окружает, растворяется в этом пространстве пустоты. Нет ничего, кроме ясного, пустого пространства, подобного небу. Сохраняйте свой ум в спокойном и ясном состоянии. Почувствуйте, что ваш ум чист и сияет подобно чистому, открыты­ тому пространству. Ваш ум ясный и пустотный, как небо. Оставайтесь в этом ощущении так долго, как вы можете.

Мягко разомните пальцы на ногах и на руках. Сохраняя ощущение огромного пространства неба, почувствуйте свое тело как часть всего, что окружает вас. Вы спокойны и счастливы. В вашем уме ощущается ясность.

Порхание бабочки

Взрослый. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат. и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

Дети рисуют свои ощущения или записывают.

Волшебный сон

Взрослый. Сядьте удобно, закройте глаза. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Волшебный сон закончится, когда, я скажу: «Всем открыть глаза и встать!»

Мы спокойно отдыхаем.

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко,

Ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать!

Но пришла пора вставать!

Музыка выключается.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Полет высоко в небе

Взрослый. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно счастливыми и спокойными. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, а ваши крылья распростерты в стороны, они рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением полета.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на целый день.

Отдых на море

Взрослый. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

Придуманная страна

Взрослый. Сядьте (лягте) удобно, закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в волшебной стране. Здесь живут только добрые люди и звери, растут самые красивые цветы, после дождя на небе появляется самая яркая радуга. Вам хорошо и спокойно. Вы можете делать все, что вам хочется.

Далее можно описать различные объекты.

Вы видите чистый берег и воду. Поплавайте в море. Ощутите приятную свежесть морской воды. Взрослый предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих чувствах, ощущениях, запомнить их.

Путешествие в волшебный лес

Взрослый. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день.

Тихое озеро

Взрослый. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете.

А теперь откройте глаза. Мы в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения будут с нами в течение всего дня.



Дети от 13 до 15 лет

Дети этого возраста способны успешно оперировать более сложным языком и понятиями, и могут концентрироваться и сидеть спокойно в течение более продолжительного времени.

Медитация Света

Сядьте удобно и дышите естественно. Затем, когда ваш ум станет спокойным и ясным, представьте, что вы находитесь на берегу прекрасной реки, озера или океана, над которым светит яркое солнце. Солнечный свет, отражаясь в волнах, сверкает и разбегается мно­жеством ослепительных лучей.

Думайте о том, что этот свет — это все самое хорошее, наполнен­ное силой, именно там содержатся ответы на все вопросы, кото­рые вас волнуют. Свет окружает вас со всех сторон и накрывает, переполняя ваше тело великой радостью, проникая внутрь через самые крошечные части вашего тела. Ваше тело превращается в чистый белый свет. Сконцентрируйтесь на этом.

Думайте о том, что все ваши пробле­мы и трудности полностью растворяются в этом сияющем белом свете, до тех пор, пока последние из них не исчезнут, оставив одно лишь белое сияние. Ваше тело становится телом белого света. Все ваши мысли растворяются в свете вашего тела. Почувствуйте, как вещи по-настоящему меняются, что все ваши страдания полностью исчезают. Почувствуйте, как вам становится лучше. Сохраняйте это ощущение силы так долго, как сможете.

Выводы

На сегодняшний день появляется все больше информации о клинических исследованиях позитивного влияния медитации на психическое и физическое здоровье детей.

В целом, дети, которые регулярно практикуют медитацию в школе, способны лучше регулировать свои эмоции, справляться со стрессом, показывают лучшую успеваемость.





Используемые ресурсы

Медитации и практики осознанности:7 упражнений для детей

https://chips--journal-ru.turbopages.org/chips-journal.ru/s/reviews/kak-poznakomit-rebenka-s-meditaciej-prostye-rekomendacii-kotorye-pomogut-v-bor-be-so-stressom



Медитации для детей

https://bebalance.ru/meditaciya/meditaciya-dlya-detej.html

https://www.maam.ru/detskijsad/teksty-dlja-relaksaci.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!