СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикация статьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья анализирует работу школы по духовно-нравственному воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Публикация статьи»


И. Ю. Ларионова,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 15

г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл

Проблемы духовно-нравственного воспитания в начальной школе


Духовная культура личности – совокупность

духовных ценностей, обуславливающих её

духовную свободу, духовность и ответственность.

Доминантой современного образования является личность, способная творчески мыслить. Вместе с тем анализ современной системы воспитания показывает, что для реализации творческого потенциала учащихся необходимо развитие духовно-нравственной сферы их личности. Зарождение и осмысление своих нравственных качеств и поведения у детей начинается в младшем школьном возрасте.

Современная педагогика считает духовность одним из основополагающих качеств личности. Ученик как личность имеет свои позиции, своё ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, свой духовный мир. В этот период можно развивать у них практически все качества личности, способствовать выработке верной нравственной позиции.

Мы полагаем, что нравственный пласт является важнейшей характеристикой человеческой духовности, которая проявляется в таких качествах как добро, милосердие, гуманность, сочувствие, сопереживание. Основы этих качеств формируются в начальной школе, так как именно в младшем возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил.

Нами проводилось изучение освоения младшими школьниками нравственных понятий. Им предложили ответить на вопрос: «Назови качества, которые ты больше всего ценишь в людях». Выполняя задание, респонденты указали: учащиеся 1 класса – 11 качеств-признаков, 7 из которых положительно характеризуют нравственную сферу личности; второклассники – 19 качеств (15 верных); ученики 3 класса – 25 понятий, 19 оказались точными. Большинство детей в первую очередь назвало доброту – 58% (1кл.); 53% (2кл.); 48% (3кл.). Если третьеклассники наиважнейшими, после доброты считают честность, справедливость, то ученики 2 класса – радость и веселье, первоклассники же ценят ум и весёлость. Приведённые данные говорят о том, что дети 8-10 лет имеют чёткие представления о положительных нравственных качествах.

С другой стороны, полученный материал свидетельствует о большом разбросе в уровне сформированности этических представлении в пределе одной возрастной группы, поскольку параллельно с неверно названными признаками первоклассники назвали такие категории как «послушание», «скромность», «любовь», «дружба», второклассники дополнили список такими понятиями, как «надёжность», «любовь к ближнему», учащиеся 3 класса – «отзывчивость», «верность», «понимание».

Духовно-нравственное воспитание и развитие младшего школьника можно обеспечить на уровне рефлексивного управления педагогическим процессом. Личность учителя выступает субъектом этого управления.

Мы решили выяснить, как обстоит дело с духовно-нравственным воспитанием школьников у учителей начальных классов средней школы № 15 г. Йошкар-Олы. После опроса был выявлен ряд особенностей:

- 95% учителей считают актуальными проблемы, связанные с духовно-нравственным воспитанием детей;

- 73% респондентов отметили, что формирование духовной культуры личности ребёнка начинается именно в начальной школе.

Изучив полученные данные, мы решили выявить уровень духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Эксперимент включал обследование детей (90 учащихся 1-3 классов) относительно их самооценки, на эмоциональном отношении к людям, доверия к миру, мотивация учебной деятельности и идеального образа учителя. Результаты эксперимента отражены в таблице 1.

Таблица 1.

№ п/п

Параметры

Уровни

Количество испытуемых в процентах

(Образ «Я») - самооценка

Высокий

Средний

Низкий

28,4%

41,7%

29,9%

Эмоциональное отношение к людям

Высокий

Средний

Низкий

6,9%

16,8%

76,3%

Чувство доверия к миру

Высокий

Средний

Низкий

30,6%

31,8%

37,6%

Мотивация к обучению в школе

Высокий

Средний

Низкий

27,4%

48,6%

24,0%


Общие показатели

Высокий

Средний

Низкий

23,33%

34,73%

41,95%


Из экспериментальных данных видно, что желаемое и действительное не всегда совпадают. Высоким уровнем духовного развития обладают всего 23.33% учащихся, а низким – 41.95%, что говорит о недостаточном внимании со стороны родителей и педагогов. Средний уровень – 34.73% выделяет довольно большую группу детей, которая имеет высокие начальные возможности в духовном развитии при условии организации педагогического взаимодействия педагога с детьми.

В мотивации учебной деятельности младших школьников присутствовали следующие мотивы: потребительские, духовно-нравственные и интеллектуальные. В связи с этим высокий уровень (в основном интеллектуальные и духовно-нравственные мотивы) наблюдался у 27.4% опрошенных. Потребительские же мотивы (покупка игрушки, просмотр мультфильмов, игра на компьютере) выявлены у 24% детей.

Низкий уровень чувства доверия к миру показал 37.6% учащихся, что говорит о высоком уровне наличия у детей страхов и тревожностей к окружающему миру. Эти дети боятся как людей, так и катаклизмов всего мира. Они чувствуют себя одинокими и беззащитными. На среднем уровне находится 31.8% учеников, которые проявляют тревожность перед страхом смерти и физическим воздействием, что выражается в недоверии и враждебности к окружающему миру. Лишь 30.6% детей имеют высокий уровень доверия к миру, у этих ребят отсутствуют социальные страхи, они не боятся окружающего мира и воспринимают его доброжелательным по отношению к ним.

Нас также заинтересовал идеальный образ учителя. Опрошенные учащиеся выделили 3 группы качеств: интеллектуальные, профессиональные и нравственные. Детские предпочтения располагаются следующим образом: интеллектуальные качества-28%, духовно-нравственные-63%, профессиональные качества-9% (см. гистограмму).

Идеальный образ учителя.

Таким образом, экспериментальный срез выявил приоритет духовно-нравственных качеств, стремление детей младшего школьного возраста к гармоничному взаимодействию с педагогами. Это дает учителю еще один шанс для более вдумчивой и планомерной работы по духовно-нравственному воспитанию.