Слесарева Татьяна Александровна
Воспитательный потенциал урока английского языка
МБОУ СШ №6
г. Димитровград
Современный процесс обучения ,построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у ученика широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования.
Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учеников. Целенаправленное формирование речевых навыков и умений на уроках иностранного языка активизирует работу памяти, мышления и других психических процессов и тем самым способствует умственному развитию учеников.
Социальная сущность иностранного языка заключается в передаче ученикам творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека. Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приёма информации от окружающей действительности из самых различных предметных областей создаёт благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора учеников.
Полноценное использование воспитательного, образовательного и развивающего потенциала дисциплины создаёт прочную основу для интел-
лигентного человека, практически владеющего иностранным языком. Результатом этого является личность, способная принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества, а так же полноценно включаться в интегративные процессы, происходящие в современном мире.
Основной целью обучения иностранному языку является развитие личности учеников, способной и желающей участвовать в межкультурной
1
коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ими иноязычной речевой деятельности.
Большинство методистов , (Е.И.Пассов, Р.В.Рогова, Ф.М.Рабинович)прежде всего, говорят о воспитательной специфике обучения иностранному языку, как о главной, основной функции иностранного языка. Процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении важной задачи развития личности. При коммуникативном подходе обучение ориентировано на личность и строится таким образом ,что непосредственная деятельность обучающихся, их опыт, мировоззрение, учебные и неучебные интересы и склонности, их чувства не остаются в стороне, а учитываются при организации общения на уроке.
Обязательным условием коммуникативного обучения иностранному языку является уважительное отношение учителя к каждому ученику ,создание на уроке благоприятного психологического климата, положительного эмоционального настроения.
Обучение, осуществляемое в атмосфере доброжелательности ,помогает раскрыться разным сторонам личности, даёт возможность преодолеть такие психологические барьеры, как скованность, застенчивость, неуверенность в себе. Это позволяет лучше воспринимать иностранный язык как средство общения и также способствует формированию социально-важных качеств личности. Важнейшими признаками личности является разумность, ответственность, личное достоинство, индивидуальность.
Воспитательный потенциал является специфической чертой любого урока иностранного языка. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов , в методической системе обучения, в личности
учителя и его поведении.
Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление,
внимание, память и т.д.
2
Необходимо помнить, что неумелое педагогическое общение затрудняет познавательную деятельность обучающихся, поэтому учитель должен оказывать положительное воздействие на их познавательную деятельность, раскрыть их личностный потенциал.
Воспитание личности предполагает:
1. развитие психики личности в целом, т.е. мышления, памяти, чувств, воображения;
2. формирование мировоззрения ,т.е. системы взглядов и убеждений;
3.формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, целеустремлённости, любознательности, активности);
4. усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, выдержанности, дисциплины, такта);
5. развитие эстетических взглядов;
6. развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу;
7. развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.
Все эти задачи ,в принципе, решаются учебным предметом «иностранный язык». Таким образом, при обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности , если он используется как средство для приобщения учеников к духовной культуре других народов и познание действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения.
3
3