СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публицистический стиль. Статья

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности художественного стиля

Художественный стиль — это стиль художественной литерату­ры. Цель — сообщение определённой информации и эмоциональ­но-эстетическое воздействие на читателя. В своих произведениях писатели и поэты рассказывают о жизни народа. Они раскрыва­ют духовный мир персонажей. Передают своеобразие их речи. Поэтому в художественных текстах широко используется разго­ворный стиль.

Сфера употребления разговорного стиля — бытовые отноше­ния. Функция — общение, обмен мыслями, информацией по бытовым вопросам. Основные черты разговорного стиля:

  • диалогичность;
  • неофициальность;
  • простота общения;
  • неподготовленность речи;
  • эмоциональность, образность, конкретность;
  • использование мимики и жестов.

В основе разговорного стиля лежит разговорная речь, которая имеет следующие особенности.

На лексическом и словообразовательном уровне:

—            основной фонд лексики составляют нейтральные, обще­употребительные слова;

  • используются слова со сниженной стилистической окрас­кой. Они даются в словарях с пометой «разг.» (разговорные). Они не нарушают нормы литературной речи, вызывают ощущение простоты: печка, застрять, хворь;
  • употребляются слова с ещё более сниженной стилистичес­кой окраской. В словарях они имеют помету «прост.» (простореч­ное). Просторечные слова из-за своей грубости являются нежела­тельными даже в непринуждённой беседе, например: мыкаться — ходить, базарить — шуметь, ошпарить — обжечь;

—  часто используются разговорные фразеологизмы: заморить червячка; подложить свинью; сколько лет, сколько зим; танце­ вать от печки;

—  в словосочетаниях происходит сокращение слов, напри­мер: участковый милиционер участковый, медицинская сест­ра медсестра.

При замене словосочетания одним словом ис­пользуется суффикс -к(а), например: поливальная машина —поливалка.

На морфологическом уровне:

  • наиболее часто употребляются личные местоимения (я, ты, он, мы и др.);
  • широко используются глаголы повелительного и сослага­тельного наклонения. Употребляются все три времени глагола с преобладанием настоящего времени.
  • употребляются варианты форм родительного и предложно­го падежей на -у (в отпуску);
  • активно употребляются частицы (ну, значит, вот), междо­метия (батюшки, вот тебе и на, фу ты), междометные глаголы (бах, бац, шмяк).

На синтаксическом уровне:

  • употребляются односоставные и прерванные предложения (недоговорённые);
  • неполные предложения (восполняются обстановкой речи);
  • повторы сказуемого (я жду, жду);
  • пропуск подлежащего и сказуемого (Чаю?);

—      свободный, часто обратный порядок слов. Замечательные образцы разговорной речи дал В. М. Шукшин. В его произведениях мы находим не только стилистически окра­шенную лексику и грамматические средства. Писателю удаётся показать интонационные особенности разговорного стиля: значи­мые паузы, эмоциональное напряжение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности художественного стиля

Художественный стиль — это стиль художественной литерату­ры. Цель — сообщение определённой информации и эмоциональ­но-эстетическое воздействие на читателя. В своих произведениях писатели и поэты рассказывают о жизни народа. Они раскрыва­ют духовный мир персонажей. Передают своеобразие их речи. Поэтому в художественных текстах широко используется разго­ворный стиль.

Сфера употребления разговорного стиля — бытовые отноше­ния. Функция — общение, обмен мыслями, информацией по бытовым вопросам. Основные черты разговорного стиля:

  • диалогичность;
  • неофициальность;
  • простота общения;
  • неподготовленность речи;
  • эмоциональность, образность, конкретность;
  • использование мимики и жестов.

В основе разговорного стиля лежит разговорная речь, которая имеет следующие особенности.

На лексическом и словообразовательном уровне:

—            основной фонд лексики составляют нейтральные, обще­употребительные слова;

  • используются слова со сниженной стилистической окрас­кой. Они даются в словарях с пометой «разг.» (разговорные). Они не нарушают нормы литературной речи, вызывают ощущение простоты: печка, застрять, хворь;
  • употребляются слова с ещё более сниженной стилистичес­кой окраской. В словарях они имеют помету «прост.» (простореч­ное). Просторечные слова из-за своей грубости являются нежела­тельными даже в непринуждённой беседе, например: мыкаться — ходить, базарить — шуметь, ошпарить — обжечь;

—  часто используются разговорные фразеологизмы: заморить червячка; подложить свинью; сколько лет, сколько зим; танце­ вать от печки;

—  в словосочетаниях происходит сокращение слов, напри­мер: участковый милиционер участковый, медицинская сест­ра медсестра.

При замене словосочетания одним словом ис­пользуется суффикс -к(а), например: поливальная машина —поливалка.

На морфологическом уровне:

  • наиболее часто употребляются личные местоимения (я, ты, он, мы и др.);
  • широко используются глаголы повелительного и сослага­тельного наклонения. Употребляются все три времени глагола с преобладанием настоящего времени.
  • употребляются варианты форм родительного и предложно­го падежей на -у (в отпуску);
  • активно употребляются частицы (ну, значит, вот), междо­метия (батюшки, вот тебе и на, фу ты), междометные глаголы (бах, бац, шмяк).

На синтаксическом уровне:

  • употребляются односоставные и прерванные предложения (недоговорённые);
  • неполные предложения (восполняются обстановкой речи);
  • повторы сказуемого (я жду, жду);
  • пропуск подлежащего и сказуемого (Чаю?);

—      свободный, часто обратный порядок слов. Замечательные образцы разговорной речи дал В. М. Шукшин. В его произведениях мы находим не только стилистически окра­шенную лексику и грамматические средства. Писателю удаётся показать интонационные особенности разговорного стиля: значи­мые паузы, эмоциональное напряжение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Публицистический стиль. Статья»

Понятие о статье

Заметка — основной информационный жанр газетной публицистики. Цель заметки — сообщение в кратчайший срок новостей, фактов, событий, которые имеют общественное зна­чение. В публицистике наиболее часто используются следующие виды заметок: 1) хроникальная, 2) информационная.

Хроникальная заметка — один из видов информации. Обычно это короткое сообщение небольшого раз­мера (от 2 до 15 строк). Она рассказывает только о самом новом факте, не давая при этом никаких подробностей. Такие инфор­мации часто не имеют своего заголовка. Они отвечают только на три вопроса: что? где? когда?

Информационная заметка более подробно рассказывает о фактах, не просто сообщает о них, а даёт оценку.

Газетная статья — это рассуждение проблемного характера, предназначенное для опубликования в печати. В статье факты и явления являются материалом, на основе анализа кото­рого автор делает обобщения и выводы. Задача автора статьи — привлечь внимание читателя к какой-то важной, злободневной проблеме: Страшен тот человек, у которого нет убеждённости, искреннего чувства любви и верности чему-либо.

Упражнение 481. Ниже даны заголовки статей из газет «Правда Вос­тока», «Народное слово». Определите роль заголовка.

«Сказал отец однажды сыну». «Дружба, проверенная временем». «Дорогие мои старики». «Ещё одно международное признание уз­бекской модели». «Живём с надеждой». «Твой дом — тебе его беречь». «Праздник для всех». «Отважный сын народа». «Во имя памяти павших, ради живых». «Кто идёт на смену?». «От всего сердца». «Под добрым знаком». «Отчизне посвятим души прекрас­ные порывы». «Никому не отдадим тебя, Узбекистан». «Хлеб — категория нравственная».




ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ

2-МАЛАЯ ГРУППА

ЗАДАНИЕ

Работа над текстом «Есть на свете такие парни»

Упражнение 482. Прочитайте отрывок из статьи «Есть на свете такие парни...». Закончите статью.

Говорят, что жизнь может поставить человека в такие условия, когда сразу становится ясно, чего ты стоишь... Бывает так: кто-то шагнёт первым — добровольно опережая другого. Чем же руковод­ствуется человек в такую минуту?

Жизнь — не киноплёнка. И её не прокрутишь в обратном направлении, не возвратишь вспять события.

МАТЕРИАЛЫ ПО МЕТОДУ ИНСЕРТ



Данные материалы по теме

+

(для меня новая информация)

-

(противоположно, тому что я знал)

?

(для меня новое, нужна дополнительная информация)

Газетная статья — это рассуждение проблемного характера, предназначенное для опубликования в печати




В статье факты и явления являются материалом, на основе анализа кото­рого автор делает обобщения и выводы




Задача автора статьи — привлечь внимание читателя к какой-то важной, злободневной проблеме: Страшен тот человек, у которого нет убеждённости, искреннего чувства любви и верности чему-либо




Заметка — основной информационный жанр газетной публицистики




В публицистике наиболее часто используются следующие виды заметок: 1) хроникальная, 2) информационная




Хроникальная заметка — один из видов информации. Обычно это короткое сообщение небольшого раз­мера




Информационная заметка более подробно рассказывает о фактах, не просто сообщает о них, а даёт оценку.




Человеческая отвага рождает в наших сердцах не только восхи­щение. Она заставляет нас задавать себе этот труднейший из воп­росов: а я? Смог бы вот так же и я?

(А. Александрова)

Упражнение 483. Можно ли подготовиться к подвигу? Познакомь­тесь с двумя разными точками зрения. Какую точку зрения вы разделя­ете? Аргументируйте свой ответ.

  1. Да. И очень просто. Нужно каждый день спешить сделать кому-нибудь доброе или хотя бы приятное.

  2. Подвиг — вспышка. Человек забывает о себе. А вот каждый день жить, забывая о себе, думая только о других, страдая за других, — возможно ли?



















МАТЕРИАЛЫ ПО МЕТОДУ ИНСЕРТ


+

(для меня новая информация)

-

(противоположно, тому что я знал)

?

(для меня новое, нужна дополнительная информация)