СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пунктуация при однородных и неоднородных определениях

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе "Пунктуация при однородных и неоднородных определениях

Просмотр содержимого документа
«Пунктуация при однородных и неоднородных определениях»


Урок 40

Тема. Пунктуация при однородных определениях

Цель урока:

  1. Актуализировать знания учащихся об эпитетах, выраженных прилагательными и причастиями. Ознакомить с понятием «определения-эпи­теты»; с правилом пунктуационного оформле­ния определений, стоящих после определяе­мого слова.

  2. Формировать умения видеть, правильно ин­тонировать и пунктуационно оформлять одно­родные определения, стоящие после опреде­ляемого слова. Совершенствовать умения устанавливать однородность и неоднородность определе­ний, правильно интонировать и пунктуационно оформлять синтаксические конструкции с однородными и неоднородными определе­ниями. Формировать представление о синтаксиче­ской норме, регламентирующей построение однородного ряда. Обогатить грамматический строй речи уча­щихся предложениями с однородными члена­ми, демонстрировать их потенциал как средства выразительности речи.

  3. Воспитывать культуру речи.

Этапы урока

I. Организационный этап


II. Проверка домашнего задания

  1. Связный рассказ об однородных и неоднородных определениях.

2. Упр. 243 (2-й абзац, разборы).

Отлично помнюсн (примыкание)

Негоф – не-го – 2 слога

н – [ н` ] – согл., звонк., мягк.

е – [ э ] – гласн., безуд.

г – [ в ] – согл., звонк., тв.

о – [ о ] – гласн., безуд.

4 буквы, 4 звука

Забы-ва-ют-сяс

Всего пленительнеем – прилаг., н.ф. – пленительный, качеств., сост. форма. превосх. степ., сказуемое.

В этом лицесн (согл.)

Междум – предлог, служит для связи слов в слов-и и предл-и, непроизв., прост., употр. с Т.п.

Юношескимсл – юношеский ← юноша (суфф.)

На-смеш-лив-ыхс


III. Лингвистическая разминка

Задание 1 (на карточке). Укажите номера предложений с однородными определениями. Знаки препинания опущены.

  1. Вокруг дома стоял высокий зелёный забор.

  2. В окошечко билетной кассы протягивались муж­ские женские руки.

  3. Над домом возвышалась остроконечная железная крыша.

  4. Могучий буйный оглушительный ливень хлынул на степь.

  5. Наш класс отдыхал в летнем оздоровительном лагере.

  6. Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок.

  7. Я видел женщину молодую прекрасную добрую обаятельную.

  8. В углу гостиной стояло пузатый сосновый комод.

  9. Толпы ребятишек в синих красных белых рубашках стоят на берегу.

  10. На вто­рой этаж вела витая железная лестница.


IV. Изучение темы «Однородные и неоднородные определения»

  1. Чтение теоретического материала учебника на с. 134-137. Составление ОК.

Определения однородные:

  1. Обозначают однородное понятие.

В шкатулке лежали синие, белые, красные пуговицы.

  1. Нераспр. определение + следующее за ним распр. определение




выраж. прилаг. выраж. прич. об. или прилаг. с завис. словом.

На молодой, посаженной три года назад яблоньке появились первые плоды.

  1. Определения-эпитеты.

Его тяжёлое, каменное лицо меня испугало.

  1. Определения, стоящие после определяемого слова.

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.


V. Закрепление

1. Упр. 239 (1, 2-е предл. устно, 3-4 предл. письменно).


Физминутка


2. Работа с карточкой А5.

Задание 2. В данные предложения вставить однородные (I часть) и неоднородные (II часть) определения.

Образец: 1. Сквозь чистую... воду видны были обтёсанные... ка­мешки. Сквозь чистую, прозрачную воду видны были обтёсанные гладкие камешки. 2. Широкий... пляж тянулся вдоль моря. Широкий песчаный пляж тянулся вдоль моря.

I часть

  1. Широкоплечий ... человек открыл нам дверь.

  2. Полная ... тишина заставляла напрягать слух.

  3. Сырой ... ветер проникал сквозь одежду.

II часть

  1. Бледная ... луна освещала окрестность.

  2. Стояла бесснежная ... зима.

  3. Старинные ... стены окружали крепость.


2. Упр. 240.

3. Упр. 241 (выписывание предложений с определениями, стоящими после определяемого слова).

4. Упр. 242 (тест из электронного учебника).

  1. Тестовая работа

  1. Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.

  2. На белой, тщательно отглаженной скатерти появились чашки.

  3. И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу.

  4. Яркие, освещенные холодным огнем молнии казались живыми.

  5. На красных, жёлтых флажках ребята писали буквы.

  6. Тёмные, с оттенком грусти глаза делали её старше всех.

  7. В лавке продавали глиняную, деревянную посуду.

  8. Мрачная, угрюмая ночь приближалась быстро.

  9. Зимы снежной, морозной птицы очень боялись.

10.У сестры есть книги на английском, французском языках.

А. Обозначают однородное понятие.

Б. Нераспр. определение + следующее за ним распр. определение

В. Определения-эпитеты.

Г. Определения, стоящие после определяемого слова.

Ключ: 1В, 2Б, 3Г, 4Б, 5А, 6Б, 7А, 8В, 9Г, 10А.

VI. Подведение итогов урока

  1. Назовите признаки однородных определений.

  2. Как характеризуют предмет однородные определения? (С одной стороны: цвет, форма, размер, материал и т.д.)

  3. С какой интонацией мы произносим однородные определения? (Перечисления)

  4. Какой союз можно вставить между однородными определениями? (И)

  5. Назовите признаки неоднородных определений.

  6. Как характеризуют предмет неоднородные определения? (С разных сторон)

  7. К каким разрядам обычно относятся неоднородные определения? (Качественное + относительное, качественное + притяжательное)

  8. Перечислите, когда определения являются однородными?


VII. Рефлексия

  1. Я узнал …

  2. Мне понравилось …

  3. Наибольшее затруднение вызвало …


VIII. Домашнее задание

§30, упр. 244, 245 (инд. задание).

Пунктуация при однородных определениях


Составление ОК (опорного конспекта)

Определения однородные, если:

  1. обозначают однородное понятие.

В шкатулке лежали синие, белые, красные пуговицы.

  1. нераспр. определение + следующее за ним распр. определение




выраж. прилаг. выраж. прич. об. или прилаг. с завис. словом.

На молодой, посаженной три года назад яблоньке появились первые плоды.

  1. определения-эпитеты (прилаг. в перен. значении).

Его тяжёлое, каменное лицо меня испугало.

  1. определения, стоящие после определяемого слова.

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.


Задание 1. Укажите номера предложений с однородными определениями (Запятые опущены.)

  1. Вокруг дома стоял высокий зелёный забор.

  2. В окошечко билетной кассы протягивались муж­ские женские руки.

  3. Над домом возвышалась остроконечная железная крыша.

  4. Могучий буйный оглушительный ливень хлынул на степь.

  5. Наш класс отдыхал в летнем оздоровительном лагере.

  6. Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок.

  7. Я видел женщину молодую прекрасную добрую обаятельную.

  8. В углу гостиной стояло пузатый сосновый комод.

  9. Толпы ребятишек в синих красных белых рубашках стоят на берегу.

  10. На вто­рой этаж вела витая железная лестница.


Задание 2. В данные предложения вставить однородные (I часть) и неоднородные (II часть) определения.

Образец. I часть: Сквозь чистую ... воду видны были ка­мешки. Сквозь чистую, прозрачную воду видны были камешки.

II часть: Широкий ... пляж тянулся вдоль моря. Широкий песчаный пляж тянулся вдоль моря.

I часть

1) Широкоплечий ... человек открыл нам дверь.

2) Полная ... тишина заставляла напрягать слух.

3) Сырой ... ветер проникал сквозь одежду.

II часть

1) Бледная ... луна освещала окрестность.

2) Стояла бесснежная ... зима.

3) Старинные ... стены окружали крепость.


Задание 3. Тестовая работа

  1. Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.

  2. На белой, тщательно отглаженной скатерти появились чашки.

  3. И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу.

  4. Яркие, освещенные огнем молнии казались живыми.

  5. На красных, жёлтых флажках ребята писали буквы.

  6. Тёмные, с оттенком грусти глаза делали её старше всех.

  7. В лавке продавали глиняную, деревянную посуду.

  8. Мрачная, угрюмая ночь приближалась быстро.

  9. Зимы снежной, морозной птицы очень боялись.

10.У сестры есть книги на английском, французском языках.

А. Обозначают однородное понятие.

Б. Нераспр. определение + следующее за ним распр. определение

В. Определения-эпитеты.

Г. Определения, стоящие после определяемого слова.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя