Русский язык 4 класс
Тип урока: Урок закрепления
Тема. Пунктуация. Пунктуационный разбор.
Цель: закрепить навыки пунктуационного разбора предложения, пунктуационные навыки.
Познавательные: формировать мыслительную деятельность для более эффективного накопления и применения знаний; учить анализировать свою учебную деятельность, делать правильные выводы; знать, как делать пунктуационный разбор и уметь применять.
Развивающие: развивать психологические процессы (память, внимание, мышление, воображение); развивать интеллектуальные умения на примере выполнения заданий; развивать речь (на примере выполнения заданий, направленных на отработку формулировки ответа в полной форме/аргументирования собственной точки зрения).
Воспитательные: воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим; воспитывать чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу; формировать ключевые компетентности: рефлексивную, коммуникативную.
УУД:
Познавательные: обобщение и систематизация теоретических сведений, изученных в разделе «Синтаксис и Пунктуация»; знакомство с порядком устного и письменного пунктуационного разбора предложения; формирование умения выполнять пунктуационный разбор простого предложения; наблюдение над особенностями пунктуационного разбора простого предложения; развитие навыков самостоятельной работы с текстом, тестами.
Регулятивные: уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу; уметь осуществлять целеполагание с помощью учителя; уметь контролировать свою деятельность по результату; уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
Коммуникативные: уметь учитывать позиции собеседника; уметь полно и точно передавать информацию собеседникам; уметь работать в группе;
Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности; поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.
Оборудование: учебник, мультимедиа, карточки
Ход урока
-
Организационный момент
Организованный вход в класс.
- Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Он полон открытий и полон тревог.
Ты учителя внимательно слушай,
Чтоб задания выполнить смог.
- Чтоб красиво нам писать
Нужно пальчики размять!
(Упражнение «Поздоровайся ладошкой».)
II. Проверка домашнего задания
-
Выразительное чтение стихотворения (упражнение 8).
Лес осенью
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней –
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Пересказ текста своими словами.
-
Разбор орфограмм.(2 сл)
-
Синтаксический разбор предложения (на доске).(3сл)
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Устный разбор: предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное. Грамматическая основа - показалась синева. Второстепенные члены: обстоятельство меж: верхушек, определение редеющих.
III. Актуализация знаний.
-
Что изучается в пунктуации?
-
Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
-
Давайте вспомним все известные нам знаки препинания! (раздаю кроссворд)(4 сл проверка)
Ребята! Вам даны предложения, расставьте знаки препинания. Объяснить почему поставили тот или иной знак препинания. Подчеркни грамматическую основу. Напиши в скобках вид предложения (простое или сложное).
Два ученика делают у доски
(выполнив задание вместе устно проверяем)
Ч..рная туча закрыла небо прол..вной дождь заст..чал в окно.
Крупные капли дождя резко заст..чали зашл..пали по листьям.
По небу пропл..вали тёмные тучи и роняли капли дождя.
Дождь прош..л и выглянуло солнце.
По дорожке прыгали молодые воробушки а старый воробей с..дел на дереве.
Больной зверёк не отб..вался а только жалобно пищ..л.
Сад был густой и ветвистый но листья уже опали.
Солнце встанет над землёй но не освет..т её своими лучами.
IV. Сообщение темы. Работа по основной теме урока
- Мы с вами практически начали работать по основной теме урока – выполнять пунктуационный разбор. Нам осталось только вспомнить алгоритм действий. Запишем в тетрадь тему сегодняшнего урока. «Пунктуация. Пунктуационный разбор.»
- Так, какие действия надо произвести, чтобы выполнить пунктуационный разбор?(5 сл)
Схема пунктуационного разбора предложения
I. Место пунктограммы (конец предложения, простое предложение, сложное предложение): знаки препинания нумеруются.
II. Условия пунктуационной нормы (правила постановки/непостановки знаков препинания).
III. Функция знака препинания.
- Давайте вместе разберем несколько предложений (предложения на слайде)
Коньки были,1 конечно,2 в те каникулы событием номер один.3
1 и 2 - запятые выделяют вводное слово со значением уверенности,
3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.
Девятого января,1 под конец каникул,2 справляли Санин день рождения.3
1 и 2 - запятые выделяют уточняющий член предложения, выраженный обстоятельством времени,
3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.
Анна Александровна называла девчонок 1«барышнями»2,3 мальчишек 4«молодыми людьми»5...6
1, 2 и 4, 5 - кавычками выделены высказывания персонажа (способ оформления чужой речи),
3 - запятая разделяет однородные дополнения,
6 - знак завершения в повествовательном простом предложении (многоточие свидетельствует о незавершённости высказывания).
V. Физ. Минутка.
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
VI. Закрепление.
- На слайде вам даны предложения, спишите предложения вставив пропущенные буквы. Сделайте пунктуационный разбор.
1)
Всё вокруг казалось необычайно чётким и невиданно красивым: и белые стволы берёз, и яркие листья, и бледно-синее, будто выцветшее небо.
2)
Однажды утром, выйдя во двор, Сергей увидел побелевшую от инея крышу сарая, поседевшую землю, прихваченную морозцем, затвердевшую траву, покрытую редким снежком, словно солью.
3)
Поэзия - это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.
(дети сдают тетради)
VII. Рефлексия и выставление отметок.
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- Я вспомнил….
- Мне удалось…
- Мне понравилось…
- Я могу похвалить себя за….
Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.
Благодарю всех за работу!
VIII.Домашнее задание
Составьте три предложения, с разными знаками препинания, и сделайте их пунктуационный разбор.