СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пунктуационный разбор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пунктуационный разбор»

Русский язык 4 класс

Тип урока: Урок закрепления

Тема. Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Цель: закрепить навыки пунктуационного разбора предложения, пунктуационные навыки.

Познавательные: формировать мыслительную деятельность для более эффективного накопления и применения знаний; учить анализировать свою учебную деятельность, делать правильные выводы; знать, как делать пунктуационный разбор и уметь применять.

Развивающие: развивать психологические процессы (память, внимание, мышление, воображение); развивать интеллектуальные умения на примере выполнения заданий; развивать речь (на примере выполнения заданий, направленных на отработку формулировки ответа в полной форме/аргументирования собственной точки зрения).

Воспитательные: воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим; воспитывать чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу; формировать ключевые компетентности: рефлексивную, коммуникативную.

УУД:

Познавательные: обобщение и систематизация теоретических сведений, изученных в разделе «Синтаксис и Пунктуация»; знакомство с порядком устного и письменного пунктуационного разбора предложения; формирование умения выполнять пунктуационный разбор простого предложения; наблюдение над особенностями пунктуационного разбора простого предложения; развитие навыков самостоятельной работы с текстом, тестами.

Регулятивные: уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу; уметь осуществлять целеполагание с помощью учителя; уметь контролировать свою деятельность по результату; уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

Коммуникативные: уметь учитывать позиции собеседника; уметь полно и точно передавать информацию собеседникам; уметь работать в группе;



Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности; поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.

Оборудование: учебник, мультимедиа, карточки



Ход урока

  1. Организационный момент

Организованный вход в класс.

- Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Он полон открытий и полон тревог.

Ты учителя внимательно слушай,

Чтоб задания выполнить смог.

- Чтоб красиво нам писать

Нужно пальчики размять!

(Упражнение «Поздоровайся ладошкой».)

II. Проверка домашнего задания

  1. Выразительное чтение стихотворения (упражнение 8).


Лес осенью

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней –
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

Пересказ текста своими словами.

  1. Разбор орфограмм.(2 сл)

  1. Синтаксический разбор предложения (на доске).(3сл)

Меж редеющих верхушек показалась синева.

Устный разбор: предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное. Грамматическая основа - показалась синева. Второстепенные члены: обстоятельство меж: верхушек, определение редеющих.

III. Актуализация знаний.

  • Что изучается в пунктуации?

  • Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

  • Давайте вспомним все известные нам знаки препинания! (раздаю кроссворд)(4 сл проверка)

Ребята! Вам даны предложения, расставьте знаки препинания. Объяснить почему поставили тот или иной знак препинания. Подчеркни грамматическую основу. Напиши в скобках вид предложения (простое или сложное).

Два ученика делают у доски

(выполнив задание вместе устно проверяем)


Ч..рная туча закрыла небо прол..вной дождь заст..чал в окно.

Крупные капли дождя резко заст..чали зашл..пали по листьям.

По небу пропл..вали тёмные тучи и роняли капли дождя.

Дождь прош..л и выглянуло солнце.


По дорожке прыгали молодые воробушки а старый воробей с..дел на дереве.

Больной зверёк не отб..вался а только жалобно пищ..л. 

Сад был густой и ветвистый но листья уже опали.

Солнце встанет над землёй но не освет..т её своими лучами.


IV. Сообщение темы. Работа по основной теме урока

- Мы с вами практически начали работать по основной теме урока – выполнять пунктуационный разбор. Нам осталось только вспомнить алгоритм действий. Запишем в тетрадь тему сегодняшнего урока. «Пунктуация. Пунктуационный разбор.»

- Так, какие действия надо произвести, чтобы выполнить пунктуационный разбор?(5 сл)

Схема пунктуационного разбора предложения

I. Место пунктограммы (конец предложения, простое предложение, сложное предложение): знаки препинания нумеруются.

II. Условия пунктуационной нормы (правила постановки/непостановки знаков препинания).

III. Функция знака препинания.


- Давайте вместе разберем несколько предложений (предложения на слайде)


Коньки были,1 конечно,2 в те каникулы событием номер один.3


1 и 2 - запятые выделяют вводное слово со значением уверенности,

3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.



Девятого января,1 под конец каникул,2 справляли Санин день рождения.3


1 и 2 - запятые выделяют уточняющий член предложения, выраженный обстоятельством времени,

3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.



Анна Александровна называла девчонок 1«барышнями»2,3 мальчишек 4«молодыми людьми»5...6


1, 2 и 4, 5 - кавычками выделены высказывания персонажа (способ оформления чужой речи),

3 - запятая разделяет однородные дополнения,

6 - знак завершения в повествовательном простом предложении (многоточие свидетельствует о незавершённости высказывания).


V. Физ. Минутка.

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

— Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.





VI. Закрепление.

- На слайде вам даны предложения, спишите предложения вставив пропущенные буквы. Сделайте пунктуационный разбор.


1)

Всё вокруг казалось необычайно чётким и невиданно красивым: и белые стволы берёз, и яркие листья, и бледно-синее, будто выцветшее небо.


2)

Однажды утром, выйдя во двор, Сергей увидел побелевшую от инея крышу сарая, поседевшую землю, прихваченную морозцем, затвердевшую траву, покрытую редким снежком, словно солью.


3)

Поэзия - это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.

(дети сдают тетради)

VII. Рефлексия и выставление отметок.

- Что вам особенно понравилось на уроке?

- Я вспомнил….

- Мне удалось…

- Мне понравилось…

- Я могу похвалить себя за….

  • С каким настроением вы уходите с этого урока? Прикрепите кру­жочки на мишень в зависимости от того, как вы поработали: радостное настроение – оранжевый цвет в центре мишени; спокойное – зеленый цвет; печальное – синий цвет (внешний круг).

Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.

Благодарю всех за работу!


VIII.Домашнее задание

Составьте три предложения, с разными знаками препинания, и сделайте их пунктуационный разбор.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс