Пушкин. «Капитанская дочка»
І. Эпоха, которая нашла отражение в произведении. 28 июня 1762 г. в Петербурге произошёл дворцовый переворот. На престол была возведена жена Петра ІІІ, Слайд 3 царя слабого, вздорного, неумного. Император был низложен, заточён в Ропшинский дворец (Ропша – пригород Петербурга) и там убит. Слайд 4-5
Слайд 6 Екатерина, в противоположность своему мужу, была хитра, дипломатична, властолюбива. Она хотела слыть монархиней гуманной и просвещённой, покровительницей наук и искусства, умела обвораживать нужных ей людей. Пушкин говорил об этом так: «Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали». Но на протяжении своего царствования «просвещённая» императрица глушила свободное слово, бросала в тюрьмы людей, распространявших просвещение. Слайд 7
Екатерина, получившая русский престол благодаря дворянам, служившим в гвардии, рассыпала им милости. Она раздаривала дворцы и земли с сотнями крепостных крестьян, делала ценнейшие подарки своим любимцам, фаворитам, награждала их орденами. Фавориты становились могущественными вельможами, от них зависели судьбы людей.
Но не все дворяне были сторонниками возведения на российский престол Екатерины. Среди несогласных с её воцарением был старый фельдмаршал Миних. С его именем мы встретимся на страницах повести Пушкина. Вокруг Миниха группировались дворяне – сторонники Петра ІІІ, многие из них были скрытыми врагами екатерининских фаворитов.
Двор императрицы отличался Слайд 7 -8 невиданной роскошью, дворцы и парки в Петербурге и вокруг столицы, в Петергофе, Царском Селе, в Ораниенбауме потрясали великолепием. Вельможи подражали своей повелительнице. Их усадьбы отличались роскошью, изяществом архитектуры, великолепием убранства. Слайд 9
Но за эими усадьбами простирались огромные пространства, где убого и сиротливо чернели деревнию Положение крепостных крестьян в царствование Екатерины Второй было ужасным.
Во 2-й половине ΧVІІІ века были увеличены барщина и денежный оброк. Рабочий день на барщине в летнее время крепостного крестьянина продолжался 14-16 часов. Земельные наделы были ничтожны. Крестьяне нищенствовали. Помещики имели право продавать крестьян, как скот, как вещи. Газеты пестрели объявлениями о продаже крепостных. Императрица дала огромные права помещикам. В первые же годы своего царствования она издала указы, предоставившие крепостникам право самолично, без суда, ссылать провинившихся крестьян на каторгу и лишавшие последних права подавать жалобы. В дворянских усадьбах царил произвол и беззаконие.
Бесправие, нищета толкали крестьян на открытые выступления против помещиков. Иногда крестьянские бунты принимали широкий размах: горели усадьбы, вооставшие избивали и убивали помещиков, но эти стихийные вспышки жестоко подавлялись. Частые бунты происходили и на уральских заводах; волновались калмыки, башкиры, киргизы.
В такой обстановке, после смерти Петра ІІІ, внезапной и таинственной для народа, разнеслись слухи, что император жив, что вместо него убит кто-то другой, а царь спасён верными людьми и скрывается до поры до времени, но он откроется народу и пойдёт отнимать свой законный престол, сгонит с трона незаконную царицу, отмстит помещикам, даст права на землю и землю крестьянам. Вера в доброго и справедливого царя была сильна в народе с давних пор, так же, как ненависть к помещикам.
На далёких берегах реки Яик (Урал), в бескрайних оренбургских степях, среди казачества, на уральских заводах появилась легенда о том, что царь жив и и идёт спасать народ. В 1773 г. там появился человек, который назвал себя Петром ІІІ. Он был смел и дерзок. Умел повелевать, умел зажигать сердца. Обладал военным талантом. Его воззвания, написанные на понятном народу языке, вселяли надежду на освобождение от помещичьего гнёта. Этого человека звали Е. Иванович Пугачёв. За ним пошёл народ. Восстание охватило огромную территорию. Стр. 91 (учебник).
«История Пугачёва» - учебник, стр. 96 – 97.
Пушкин едет туда в 1833 г.60 лет назад там бушевало восстание. С 17 августа по конец ноября – длительное путешествие.. Поездка дала много интересного:
В казани, Оренбкрге, Уральске
Записал беседы со старниками, немногими оставшимися в живых очевидцами восстания
А также с теми, кто слышал о Пугачёве рассказы «старшего поколения» «Грех сказать, говорила мне 80-летняя казачка, на него мы не жалуемся, он нам зла не сделал» , - записывает Пушкин.
ІІ. «История Пугачёва». Важные стороны исследования Пушкина:
1) Ист. анализ восстания как народного, в основе которого лежали непримиримые противоречия между угнетённым народом и господствующим классом.
2) Высокая оценка энергии, таланта, неутомимости руководителей восстания во главе с Емельяном Пугачёвым. Критика бездарности, вялости, нерешительности действий правительственного лагеря. Жалкое оснащение крепостей.
3) Жестокость и беспощадность классовой войны.
4) Неудовлетворённость Пушкина официальными документами о восстании, отрицательные характеристики Пугачёва как «прирождённого злодея и кровопийцы»; живой интерес к другим источникам – свидетельствам людей из народа, воспоминаниям старожилов, слышавших рассказы о Пугачёве; поездка на места восстания.
Итак, у Пушкина рождается замысел создания подлинно реалистического образа, который рождается в борьбе с реалистической точкой зрения на вождя восстания, под воздействия народного отношения к нему.
Пётр Андреевич Гринёв
От чьего имени ведётся рассказ? (Гринёва. Написал воспоминания в старости, спустя много лет после описанных событий., это записки, которые «дожили до внуков» - стр. 208 чтение по учебнику. Значение подписи «Издатель» Форма повествования – записки и Пушкин отводит себе лишь место издателя, словно бы поручая повествование о событиях рассказчику Петру Андреевичу Гринёву
«…приискав к каждой главе приличный эпиграф…» - В эпиграфах, стало быть, открыто выразились мысли самого писателя.
Дворянская усадьба ярко выраженным, сложившимся веками, крепостническим укладом, который запечатлён в гл. 1.
Отберём отдельные штрихи. Пушкин. Как всегда, немногословен.:
Дом наполнен слугами. Это прежде всего дядька, Савельич, бывший ранее стремянным, неизменно сопутствующий особе маленького Гринёва (значит, и охота была у отца Петруши, недаром барич рано научился у дядьки «распознавать свойства борзого кобеля»)
Есть и неременный гувернёр-француз, бывший у себя на родине парикмахером, презираемое существо в доме Гринёвых (как он похож на облагодетельствованного Дубровским гувернёра, который ехал к богатому Троекурову «за хорошее жалование» и который во Франции готовился не в учителя, а в кондитеры!)
Застойную тишину патриархальной усадьбы мы чувствуем в сценке традиционной варки самой барыней варенья в гостиной.
Тут и барин, сидящий у окна и читающий всё одну и ту же книгу. Какую? 1-2 стр.
Это крутого нрава помещик, чьё расположение духа сказывается на всех домашних. Он жесток по отношению крепостным, даже к верному Савельичу, для которого нет иного обращения, кроме как «старый пёс» (вспоминаем письмо барина к Савельичу).
Уловили иронич. тон, который использует Гринёв, рассказывая о дом. образовании?
Под его (Савельича) надзором на 12-м году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля»;
«Батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла… Но как вино подавалось у нас за обедом, по рбмочке, причём учителя обыкновенно и обносили, то мой Бопре лчень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать её винам своего отечества, как не в прмер более полезную для желудка»
Во время урока «Бопре спал… стр.101»
Откуда эта ирония? Пушкин выдерживает стиль рассказчика, человека пожилого, умудрённого опытом, словно пересматривающего всю свою жизнь, правдивого, отнюдь не желающего приукрасить себя
Гринёв не скрывает, что он, как многие другие дворянские сынки, не получил настоящего образования, кругозор его был убог, с. 101 – в самом низу.
Но в момент духовного формирования человек испытывает многочисленные влияния, подчас незаметные для него самого. Чьё же влияние особенно сильно оказалось на формировании нравственного облика Петра Гринёва? Несомненно, влияние отца.
Какие у нас данные предполагать, что так думает и автор повести – Пушкин? Припомним семейную сцену, когда было решено отправить Петрушу на военную службу. Читаем: стр.102 – 103.
- Прямолинеен, даже суров,
- презирает карьеристов,
- строгое отношение к военной службе.
- Именно из его уст мы слышим пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду», главную часть которой как бы подхватывает Пушкин и выносит в эпиграф ко всей повести. Значит эта мысль, высказанная старым Гринёвым, дорога Пушкину и важна для понимания всей повести. Для молодого Гринёва эта пословица стала отцовским заветом и он выполнил этот завет.
Обращаемся к эпиграфу 1 главы (стр. 99 – Княжнин) Этот пушкинский эпиграф перекликается со словами Андрея Петровича Гринёва: «Записан!...103 стр…» Слова «пускай его потужит» сжато передают мысль старшего Гринёва о неизбежных тяготах, опасностях службы в армии и о воинском долге, содержит главную мысль этой главы.
«Да кто его отец»?
Уже знаем: помещик, крепостник, человек с тяжёлым, крутым характером
Андрей Петрович служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором1. Это многое объясняет в судьбе отца Гринёва. Граф Миних был известен как противник воцарения Екатерины ІІ. Андрей Петрович был в числе сторонников Миниха и, несомненно, вынужден был выйти в отставку в небольшом чине. Разъяснение этого сделает понятной многозначащую деталь – чтение Гринёвым «Придворного календаря», в котором сообщается о чинах и награждениях. Среди людей, обласканных царицей, было много дворян, начинавших службу с Андреем Петровичем. «Волнение желчи», овладевшее им при чтении «Придворного календаря», говорит о неприятии старым Гринёвым людей, награждённых Екатериной ІІ .
Пушкин в повести упомянул о некоторых предках Гринёва: «Стр.202 Не казнь страшна…» (гл. 14, взволнованно говорит Андрей Петрович в тягчайшую для него минуту (когда получает сообщение о том, что его сын предан суду за сношения с Пугачёвым).
Слайд 19 Это традиционный завет семьи, который он, как знамя, передаёт своему сыну. В повести дан только один разговор отца с сыном, но как он многозначителен! Пётр Андреевич 16 лет прожил с отцом, и влияние на него отца, его принципов несомненно. В этом мы убедимся далее
Д. з. 1 глава: Почему своё поведение Гринёв называет в 1-й день самостоятельной жизни поведением мальчишки, вырвавшегося на волю? Каким тоном говорит рассказчик о своём поведении?
Как сказалось крепостническое воспитание молодого Гринёва на его обращении с Савельичем?
Какое впечатление на вас производит Савельич?
Что привлекает вас в характере Гринёва, когда вы читаете эпизод в симбирском трактире?
Урок 2. Гринёв на службе в «богоспасаемой» Белогорской крепости. Кажущаяся тишина.
Цели урока: Развивать навыки анализа текста. Привлечь учащихся к анализу текста необычностью встреч Гринёва с Пугачёвым, их романтичностью.
Итак, экспозицию мы на прошлом уроке исследовали и сделали выводы:
В каких условиях воспитывался Петруша? Честный, преданный, но недалёкий дядька Савельич; добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы.
Как он пишет о своих познаниях по окончании курса домашнего воспитания? С иронией: умел судить о «свойствах борзого кобеля» и грамоте к 12 годам.
Бопре ничего ему не мог дать. Почему? («в отечестве своём был парикмахером).
Какие заветы дал отец Петру Гринёву при отправлении на службу? Стр. 104
ІІ. С момента отъезда из дома начинается 2-й этап формирования личности Гринёва.
1. Почему своё поведение Гринёв называет в 1-й день самостоятельной жизни поведением мальчишки, вырвавшегося на волю? Каким тоном говорит рассказчик о своём поведении? Хотел показать свою самостоятельность, стал пить пунш, не заметил, что Зурин хотел его обыграть и выманить деньги. 100 руб., в те времена это было немалые деньги. Дома его держали строго, а тут он делал, что хотел. Он был в руках у Зурина, и тот пользовался его неопытностью.
2. Как сказалось крепостническое воспитание молодого Гринёва на его обращении с Савельичем? Вынужден был быть грубым с Савельичем, потому что он не мог не отдать долга.
3. Какое впечатление на вас производит Савельич? Савельич – преданный человек, искренне привязан к своему воспитаннику, заботится о нём.
4. Что привлекает вас в характере Гринёва, когда вы читаете эпизод в симбирском трактире? Гринёв грубо обращается с Савельичем, но к грубости его вынуждают обстоятельства. Он во что бы то ни стало стремится отдать долг Зурину. В этом отношении он благороден, не роняет своей чести. А обратили ли вы внимание на психологическую деталь: Гринёв недоволен собой, ему было жаль бедного старика: «С неспокойной совестью и безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска…» (107 стр.) Мечта о весёлой, беззаботной жизни быстро исчезает, сменяясь «неспокойной совестью и безмолвным раскаянием».
Можно уже в первой главе увидеть признаки того, что это не является нравственной основой его характера, что по своей натуре он добрый и сердечный человек. ( Чувство вины, испытываемое Петрушей после ссоры с Савельичем, внутреннее осознание своей неправоты. Петруша после этого находит в себе силы попросить прощения у слуги – стр. 108, гл. 2)
Говоря об эпизоде своей юности, он откровенен, нисколько не затушёвывает своего легкомысленного поведения.
Подводит итог: что же представляет собой Гринёв, человек уже пожилого возраста, рассказывающий о своём детстве и юности?
Прежде всего, честный человек, не лакирует своего прошлого, не выставляет своих добродетелей и не выставляет своих недостатков.
Иронизирует
над своими барскими привычками,
над своей невежественностью в юности,
над наивными мечтами о лёгкой и весёлой военной службе,
над своим легкомыслием
Рассказчик – человек, лишённый самодовольства, человек с чутким сердцем.
Зачем такой рассказчик понадобился Автору? Не будет кривить душой в своём повествовании. Нам необходимо было познакомиться с рассказчиком, потому что из его уст мы будем узнавать о замечательных событиях, свидетелем которых он был.
Глава «Вожатый
1. Вглядимся в портрет вожатого.
1) «сверкающие глаза».
2) Гринёв: «наружность его показалась мне замечательной»
3) оценка выражения лица «приятное, но плутовское».
2. Название главы. П. хочет сказать, что человек, который вывел путников из бурана, и будет вожаком, самым главным человеком в восстании.
3. Как появился он в главе? В стремительном нарастании снежной бури, нёсшей смерть путникам, в «мраке и вихоре» бурана. Появление вожатого кажется чудесным в снежной степи, когда кружится буран.
4. Облик вожатого сначала как бы сливается с разгневанной природой. Но в шуме стихии ясно слышится его твёрдый, бодрый голос: «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе», - отвечал вожатый, когда путники подъехали к нему и ямщик закричал, спрашивая дорогу.
Встреча с вожатым пробуждает в душе Гринёва то хорошее, что вынес он из родительского дома. Он испытывает благодарность к человеку, выручившему его во время бурана, и отдаёт ему свой заячий тулуп.
«Он его пропьёт, собака, в первом кабаке…»,
«Бога ты не боишься, разбойник!»,
«Ты видишь, что дитя ещё не смыслит, а ты рад его обобрать…»,
«И добро бы кому, а то пьянице оголтелому!»
Савельич боится незнакомца, видит в нём разбойника, пьяницу, хочет оградить от него Гринёва и спасти барское добро.
Он кое-как умудрился и надел тулуп, распоров по швам «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провёл меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей» - стр.115.
Почему такие тёплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп? Дело не в тулупе, а в порыве Гринёва ответить добром на добро. Автор показывает 2 отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголтелый», для другого – «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет в греховную наготу другого, другая, всё видя, как бы говорит: но ведь и он человек...
Что такое милосердие? Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания; помощь, вызванная этими чувствами.
Почему Гринёва застал буран в степи? Он в очередной раз проявил самонадеянность, упрямство, не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу.
Какое символическое значение бурана? Буран предвещает бурные события не только в судьбе героя, но и в судьбе страны. Буран – метафорическое обозначение народного бунта.
Какое значение имеет сон Гринёва? Тоже имеет символическое значение. Блуждание во сне по снежной пустыне предвещает блуждание героя «по мукам», перипетии его судьбы. Мужик с чёрной бородой, которого мать представляет «посаженым отцом», - бродяга, спасший Гринёва в буран, то есть Пугачёв, в самом деле благословит Петра и Машу. Топор, мёртвые тела – всё это предстоит увидеть вскоре Гринёву наяву.
Постоялый двор
На постоялом дворе, видимо, встречаются заговорщики. Хозяин его. Казак. Откуда я так решила? («На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка»)
В своём историч. труде Пушкин писал: «везде были тайные сборища по умётам и избам». Сейчас вы воочию видите, как Пушкин-историк превращается в художника, создавая картину такого умёта. Эта картина особенно оживает для читателя, когда он слышит иносказат. разговор – стр. 113. Кто же из собеседников больше информирован о происходящих событиях? Вожатый: более бодро смотрит на происходящее: «Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь заткни топор за спину: лесничий ходит».
Смысл эпиграфа. Сходство эпиграфа с разговором вожатого в Гринёвым. Как объяснить несовпадение строки песни «сторона незнакомая» со словами Пугачёва «сторона мне знакомая»? Пушкин как бы спорит с песней. Степь – не чужбина для Пугачёва.
Белогорская крепость
Краткий пересказ главы и беседа.
Как сейчас называется река Яик? Почему её название изменено? С. 112 – сноска.
Итак, Гринёв, получивший от генерала Р. назначение в Белогорскую крепость, едет на место своей будущей службы. Насколько жорога от Симбирска до Оренбурга была полной бурных переживаний и необыкновенных происшествий, настолько путь от Оренбурга до Белогорской крепости был унылым и однообразным. Если степь была мятежной и грозной, то теперь она предстаёт затихшей и печальной. Стр. 117.
Одно только слово «простиралась» позволяет представить огромные, утомительные в своём однообразии пространства за рекой Яиком. Красок мало: белый снег и чернеющие «свинцовые волны». Так в нескольких словах Пуш. передаёт настроение грустной зимней оренбургской степи. Дорожные размышления молодого путник печальны. Слова генерала Р. - «ты и честного человека – стр. 116, предпоследний абз.» - заставили Гринёва представить своего будущего начальника строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы. Генерал был уверен, что Пётр Гринёв будет там «на службе настоящей», научится дисциплине.
И всё-таки Гринёв ждёт новых впечатлений – ведь он едет в крепость! «Я глядел во все стороны… стр. 117»
Однако вместо грозных бастионов он увидел бревенчатые заборы, вместо башен – скирды сена и скривившуюся мельницу с лубочными, лениво опущенными крыльями.
Что же всё-таки отдалённо напоминало крепость? Старая чугунная пушка у ворот. Это бедная захолустная деревня: кривые и тесные улицы, низкие избы, крытые соломой.
Каким, с вашей точки зрения, должно быть помещение, куда вошёл молодой человек? Т. е. комендатура?
Часовой д. стоять у комендантского дома и спрашивать пропуск.
Все, кто приходят, попадают в приёмную,
Потом в канцелярию, там стоит письменный стол,
За ним сидит дежурный
на стене висят часы.
У стен стоят стулья.
Д. б официальное, деловое помещение.
Горница коменданта производит впечатление чего-то серого, захолустного, убогого, бедного.
Фигура старого инвалида, который – «нашивал синюю заплатку на локоть зелёного мундира». Это и есть дежурный. Никакой приёмной нет, есть жилая комната, убранная очень бедно.
Старушка в телогрейке и с платком на голове разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире. Это, конечно, смешно. Видно, что чтаричок никакой власти не имеет, всем командует «старушка в телогрейке, как оказалось, жена коменданта Василиса Егоровна. Она так прямо и говорит: «Ивана…118 стр…. я его хозяйка».
Как же углубляется комическое изображение «хозяйки коменданта»?
Как вы думаете, ЧТО ОТВЕТИЛ Гринёв «кривому старичку Ивану Игнатьевичу на вопрос: «Вы в каком полку изволили служить?» (Г. был ещё до рождения записан сержантом в Семёновский полк, скорее всего, он так и ответил, умолчав о том, что нигде не служил)
Комическое изображение «хозяйки коменданта» углубляется. Она перебивает Ивана Игнатьевича, сама заводит разговор с молодым Гринёвым и сразу начинает рассказывать про незнакомого ещё Гринёву офицера Швабрина. Мы понимаем, что Василича Егоровна повела речь с приезжим о дуэли, в которой участвовал Швабрин и за которую он был сослан в Белогорскую крепость.
Что же смешит и одновременно привлекает нас в жене коменданта? Она, видимо, не знает слова «дуэль», называя её «смертоубийством», секундантов – «свидетелями», о причине дуэли говорит по-народному: «…бог знает, какой грех его попутал». В. Е. осудительно относится к дуэли, называя её «смертоубийством», в её рассказе дуэль представляется нелепостью, бессмыслицей, когда люди «пыряют друг друга шпагами», «закалывают», «да ещё при свидетелях». Отразилась оценка дуэли – её речь живописна, выразительна.
Василиса Егоровна гостеприимна, радушна, она ласково встречает незнакомого ей офицера: «Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка» - стр. 118. Она решительно перебивает бестактные, полные любопытства слова Ивана Игнатьевича фразой: «Ты видишь, молодой человек с дороги устал, ему не до тебя…».
Чт. диалога Василисы Е. и урядника Максимыча относительно устройства Гринёва. – стр. 119. Её хозяйские действия не отличаются справедливостью. Мы видим, в силу каких причин Гринёв попадает на квартиру к Семёну Кузову, а не к Ивану Полежаеву. Василиса Егоровна, видимо, распоряжается в крепости по своему усмотрению, бесконтрольно разбирает.
Итоги наблюдений:
1. Перед нами жизнь маленькой заброшенной крепости, в которой нет ничего военного, кроме единственной пушки, офицерского диплома хозяина дома, висящего на стене в рамке под стеклом, да поношенных мундиров на инвалиде Иване Игнатьевиче.
2. Новые знакомые слегка комичны, мы не можем не улыбнуться, читая о них, так как они не совпадают с нашими впечатлениями о военных людях.
3. Самая «боевая» из всех Василиса Егоровна, и это усиливает комизм картины комендантского дома. Но нельзя не заметить: что-то добродушное, открытое, бесхитростное подкупает нас в Мироновых.
А как кончается 1-й день Гринёва в крепости? Он идёт в дом Семёна Кузова. Всё говорит ему о том, что жизнь в крепости будет унылой, безрадостной. «…я стал глядеть в узенькое окошко.. стр. 120, вверху»
Чем же вызвана его тоска? Впечатлениями дня: от убогой крепости, в которой ему придётся служить, от людей, которые кажутся ему скучными – одни старики и инвалиды. А он думал, что военная жизнь будет весёлой и яркой.
Как же расширяются впечатления Гринёва о крепости и её обитателях на 2-й день пребывания в ней? Ещё лучше разглядел бедность и убожество крепости, слабость её военной подготовки. Он увидел на площадке коменданта крепости, который обучал солдат. Это были старые инвалиды, одетые в поношенные мундиры. Вид у них был очень смешной. Когда Гринёв и Швабрин проходили мимо и остановились, чтобы посмотреть на учение, то комендант сказал им: «А здесь нечего вам смотреть» стр. 121. Он понимал, что они могут над ним посмеяться. Он же был военный, и ему было неудобно. Инвалиды были неспособны к военной службе: они не могли отличить правую сторону от левой, хотя над этим долго и много бились.
Василиса Егоровна говорит коменданту: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не даётся, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился; так было бы лучше» - 121.
Иван Кузьмич командует солдатами в колпаке и китайчатом халате. Василиса Егоровна посылает Палашку за комендантом и велит ему идти обедать, говорит, что учение не уйдёт, что он успеет накричаться.
Улыбку вызывают и слова Ивана Кузьмича, когда речь заходит о возможном нападении на крепость пугачёвцев: «Небось на нас не сунутся; а сунутся, так такую я задам острастку, что лет на 10 угомоню» - 122.
Таким образом, мы обратили внимание на комическую сторону жизни Белогорской крепости.
Вспомним теперь, как говорит рассказчик о коменданте в следующей главе: «Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый» - 123, гл. 4.
Обратим внимание на штрих его биографии: «вышедший из солдатских детей». В те времена солдатскому сыну дослужиться до должности коменданта крепости было невероятно трудно. Значит, Иван Кузмич был боевой офицер, человек большого мужества и храбрости, участвовавший во многих сражениях.
Что же испытывает Иван Кузмич, когда 2 молодых офицера, его подчинённых, останавливаются, чтобы посмотреть, как он проводит учения с инвалидами? Чем вызвана его фраза, обращённая к ним: «А здесь нечего вам смотреть»? Понимает, что он смешон в своём китайчатом халате на военных учениях, что смешны его инвалиды с военной точки зрения. Ивану Кузмичу нелегко, вероятно, горько, быть посмешищем в глазах молодых офицеров. Тем не менее старый комендант «занят службою»: «солдатушек учит». И разве можно простым хвастовством назвать его слова о том, что он «задаст острастку киргизам и башкирам»? По долгу службы Иван Кузмич обязан противостоять слухам и сплетням, не допускать паники, поэтому он и обрывает Гринёва.
Мы не раз убеждались, которой суждено принять удар восставших, была заброшенной, убого оснащённой, беспредельно мирной.
Кто и почему распоряжался в крепости? От имени своего мужа В. Е. Она на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как своим домом»- стр. 123, гл. 4
В деревянном домике Мироновыхжизно идёт своим чередом, собирается небольшой кружок, обедают, ужинают, передают сплетни. «В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни караулов» - 123 стр., - вспоминает Гринёв. Никто тне контролирует действий коменданта, никто не думает о военном снаряжении крепости. Генерал Р в Оренбурге занят своим садом с яблонями больше, чем военными делами. Между тем в районе Белогорской крепости назревают события огромного значения. Ещё во время бурана Гринёв слышал, как дорожный разговаривал с хозяином умёта… Они, конечно, не прямо говорили, но чувствуется, что назревают большие дела. Вожатый уверяет хозяина постоялого двора, что придёт время, накопятся силы, тогда будут и успехи. А сейчас ещё рано.
Гринёв приезжает в крепость в 1773 г. глубокой осенью.
Нет ли каких намёков в повести, что общее волнение здешних краёв доходит и до бревенчатого забора Белогорской крепости?
Василиса Егоровна спрашивает урядника, казака Максимыча: «Ну что, Максимыч, всё ли благополучно?» - «всё, слава богу, тихо» - отвечал казак – стр. 119.
Как вы думаете, почему с эти вопросом В. Е. обратилась именно к Максимычу? Он казак. Видимо связан с казаками и больше других знал, откуда может прийти опасность. Но ему в крепости доверяют.
А как изображается внешность урядника? «молодой и статный казак» (119). В гарнизоне, мы знаем, были и солдаты и казаки. Какое же сравнение напрашивается? У Ивана Кузмича одни инвалиды, а среди казаков были сильные и молодые люди, которые могут отлично воевать.
В. Е. говорит о том, что привыкла к тому, что в степи появляются большими толпами «рысьи шапки». Они появились и теперь, «около крепости рыщут» - 122 стр..
Какой же мы можем сделать вывод о жизни в Белогорской крепости, о действительном положении вещей? Белогорская крепость только казалась спокойным тихим местом, где мирно течёт жизнь. Вокруг было неспокойно.
Комендант с семьёй, офицеры, живя в отдалённой и оторванной от жизни страны крепости, не могли представить себе надвигающейся опасности, хотя и ощущали её.
А сейчас наступил новый этап в событиях: у казаков. Крестьян, башкирцев, киргизцев появился предводитель. Но его имя, его личность были неизвестны в Белогорской крепости, как, вероятно, и в других крепостях.
Какое впечатление произвёл на Гринёва Швабрин? Г. уже знал, что Ш. был выслан ив крепость за «смертоубийство» - за дуэль. «Ш. был очень неглуп». Разговор его был остёр и занимателен» с. 120.
Почему на обеде у Мироновых Г. смотрел на Машу с предубеждением? Маша «не очень нравилась» Гринёву потому, что Ш. уже успел описать её «совершенною дурочкою».
Комментарии в эпиграфам главы.
Как и почему изменилось мнение Гринёва о капитанской семье? Добросердечие и простота Мироновых, возможно, напомнили Гринёву о жизни с родителями. В доме капитана он был «принят как родной» и чувствовал себя как в родной семье: «Незаметным образом с. 123»
Г. перестал доверять клевете Швабрина и составил собственное мнение о Мироновых. Комендант оказался необразрванным и простым, но честным и добрым человеком. Теми же словами говорил о Миронове генерал, Андрей Карлович, что делает это впечатление достоверным. Маша оказалась «благоразумной и чувствительной девушкой» - 123. Всё это сделало жизнь Гринёва в крепости «не только сносной, но и приятной» - 123.
Чем занимался Г. в крепости? Произведён в офицеры, но служба его не «отягощала» - 123. Он стал читать, в нём «пробудилась охота к литературе» - 123.: он переводил и даже сочинял стихи.
Хороши ли, по-вашему, стишки Гринёва? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним? Стихи Гринёва, конечно же, были слабыми, но искренними, откровенно выражали его чувства. Швабрин издевался не столько над «стишками», сколько над чувствами Гринёва.
Чтение эпизода с. 124 «Я уже сказывал… до слов «Самолюбивый стихотворец… - стр. 125.
Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Г. и Ш.? Причиной – Гринёву не нравились «всегдашние шутки» Швабрина насчёт семьи коменданта, он начал понимать, что Швабрин – нечестный и недобрый человек. Швабрина же Гринёв раздражал своей открытостью и простотой, тем, что любит Машу, к которой Швабрин безуспешно сватался. Поводом же для ссоры и дуэли послужила не просто «грубая и злая насмешка», а «обдуманная клевета» Швабрина, будто Машу можно купить за пару серёг. Ссора назревала давно и была неизбежной.
Как был ранен Гринёв? Швабрин воспользовался м, что Гринёва отвлёк призыв Савельича, и нанёс ему подлый удар. – с. 131
Что защищал Гринёв на дуэли? Какие его качества проявились в истории с дуэлью? Честь и достоинства свои и своей любимой. Он проявил благородство, не упомянув имя Маши.
Василисе Егоровне что сказал Гринёв? Гринёв, не называя истинных причин, объяснил, что они поссорились «за песенку».
Гринёв действовал храбро и мужественно, ведь Швабрин был старше и опытнее его, в том числе в умении драться на шпагах.
V глава
1) Почему Гринёв помирился со Швабриным? «Я слишком…стр. 134» «Великодушно! простил своего «несчастного соперника».
2) Почему Андрей Петрович Гринёв отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой? Андрей Петрович решил, что сын ведёт себя недостойно, что вместо службы он дерётся на дуэлях «с такими же сорванцами», что следует не женить его, а выбить из него «дурь». – 135 стр.
3) Как Гринёв-отец узнал о похождениях сына? Гринёв «негодовал на Савельича», но оказалось, что отцу донёс Швабрин. Раскаяние его оказалось неискренним. Он лишь затаился и опять, как и на дуэли, нанёс удар исподтишка, написав отцу своего противника.
4) Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминационным?
Объяснение после получения письма отца Гринёва, в котором он запрещает сыну жениться.
(Подготовленные заранее учащиеся читают по ролям диалог Маши и Гринёва в главе «Любовь». Можно инсценировать этот эпизод.)
5) Как вы думаете, почему Маша, почтя это письмо, отказывается венчаться с любимым? О ком в этот момент она заботится?
Считала, что без благословения родителей счастье невозможно. Она искренне любит Гринёва и желает ему счастья, хотя бы с «другой». Маша – девушка с твёрдым характером.
У Пушкина есть чудесное стихотворение, написанное еще в 1829 году. Послушайте его и скажите, перекликается ли оно с этой сценой из романа?
(Ученик читает наизусть стихотворение Пушкина «Я вас любил..».)
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
— Какие строчки диалога созвучны стихотворению?
— Маша с первых же строк предстала перед нами робкой и застенчивой, но это не значит, что она бесхарактерная.
Отказ Швабрину свидетельствует о твёрдом характере и стойких принципах. Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, даже рискуя остаться в старых девах на всю жизнь.
Да, это надо понять: представьте себе девушку, живущую в глухой деревне, куда никто не приезжает. У девушки к тому же нет приданого. Такой офицер, как Швабрин, по тогдашним представлениям, был единственным её шансом устроить свою судьбу. Но она отвергает его, так как не любит. Это говорит не только о твёрдом характере, но и о смелости, ведь в XVIII веке у женщины было единственное предназначение: выйти замуж и заботиться о муже, детях, вести домашнее хозяйство. Других поприщ не было.
5) Как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой?
6) Как вы понимаете последнюю фразу главы: «с. 139» «Благим» потрясение, повлиявшее на судьбу Гринёва, является в том смысле, что оно очистило и возвысило его душу. Гринёву пришлось пройти через многие испытания, многое пережить и понять, повзрослеть.
1 Премьер-майор, штаб-офицерский чин в русской армии, введённый Петром I в 1711. П.-м. являлся первым заместителем командира полка. Чин П.-м. упразднён в 1797.