7-Б класс, литература
ТЕМА. А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина. Гуманизм повести.
Цель: дать представление о реминисценции, показать пример библейского контекста с помощью детали: лубочной картинки как части интерьера, ввести понятие маленького человека в литературе.
Ход урока
Ребята, в тетради, отступив от предыдущей работы две строчки, запишите число, вид работы и тему урока.
Третье ноября
Классная работа
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина. Гуманизм повести.
Вы на сегодня должны были прочитать повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». ПРОСМОТРИТЕ ВИДЕОУРОК, ПРОЙДЯ ПО ДАННОЙ НИЖЕ ССЫЛКЕ
https://www.youtube.com/watch?v=dC0TJTx2WyM&t=690s
ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ ПО ЛИТЕРАТУРЕ СЛЕДУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ДАННОГО ВИДЕОУРОКА
Ответьте УСТНО на следующие вопросы. Это поможет вам справиться с заданиями на следующем уроке
Для чего, как вы думаете, Пушкин придумывает образ Белкина, от имени которого, якобы, рассказываются все эти истории? Рассказ о «маленьких людях» ведется от имени «маленького человека», что придает повестям достоверность и дополнительную занимательность.
— К кому, по-вашему, относится эпиграф повести? (К смотрителю станции Самсону Вырину.)
— Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя? Почему?
(«Диктатор» — правитель, пользующийся неограниченной властью. Нет, не соответствует. Вырин слабый и робкий человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие люди. Пушкин часто использует слово «бедный», говоря о нем.) — Как вы думаете, случайно ли сюжет притчи о блудном сыне показан нам в повести?
— Что общего в судьбе дочери Самсона Вырина и блудного сына из притчи?
(Оба оставляют отчий дом против воли отца, обоих отец прощает).
— Что отличает?(Судьба девушки оказывается более счастливой, чем судьба героя притчи; она возвращается в родные места, когда отец уже умер.)
— Как меняется главный герой на протяжении повести?
(В первый приезд рассказчика Вырин «свежий и бодрый», во второй — Вырин постарел: «...я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как 3 или 4 года могла превратить бодрого мужчину в хилого старика».)
— Что же произошло с Выриным? Кто виновник таких перемен в главном герое?
(Проезжай гусар Минский увез в Петербург любимую дочь Вырина, красавицу Дуню. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: «Старик не снес своего несчастья...».)
— Как относился Вырин к происшедшему с дочерью? (Он горевал о ее печальной участи, и не мог поверить, что ее жизнь сложилась, вопреки его ожиданиям, счастливо.)
— Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Почему его попытки не увенчались успехом? (Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу. Минский богач и аристократ, а Вырин — маленький чин, бедный смотритель почтовой станции. У него нет прав и связей. Он беззащитен.)
— Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? Почему он спился и умер?
(Он уверен, что ее ждет неминуемое несчастье, что Минский подержит и бросит Дуню.)
— Почему он сразу решил, что она будет несчастной?
(Потому что патриархальные традиции в подобной истории предусматривали именно такой исход, и сюжет притчи это подтверждает: жизнь без благословения отца не может быть счастливой).
— Разве смотритель не понимает этого? Почему он не счастлив счастьем дочери?
(Понимает, поэтому и возвращается из Петербурга домой. Но он понимает и то, что Дуня теперь потеряна для него навсегда, а не хочет в это верить. Поэтому он думает только о неминуемом несчастье.)
— Что поддерживает Вырина в его убеждении? Прочитайте описание картинок, которые рассматривает рассказчик, первый раз появившись на станции.
(Притча о блудном сыне, известная по евангельским сказаниям. «Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок...» до слов «...приличные немецкие стихи».)
Вместе с детьми делается предположение о том, что Пушкин хотел показать этой деталью. Дочь Самсона Вырина, приносит любящего отца в жертву своему счастью, хоть и испытывает чувство вины перед ним. «Распад патриархальных связей Пушкин считает и закономерным, и противоречивым: обретение счастья в новой семье не отменяет трагедии в предыдущей». (По В. И. Коровину)
— Что вы можете назвать основой повести? (Тему одиночества и страданий Самсона Вырина, которому не нашлось места рядом с любимой дочерью в мире знатных и богатых Минских.)
Вы рассмотрели главные сюжетные линии: счастливая судьба Дуни и несчастная — станционного смотрителя.
— Для чего в повесть введена тема «блудного сына»? Каков основной композиционный прием, используемый автором при таком построении сюжета?
(Основной прием — противопоставление. Счастье Дуни противопоставлено несчастью ее отца. Притча о блудном сыне введена, чтобы ярче выделить разницу в судьбах героев. Не несчастная «блудная» Дуня вернулась на станцию, а несчастный, странствующий пешком Вырин домой.) Домашнее задание. Задание № 5 (стр.134 учебника) - УСТНО