СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Путь к профессии (пособие по выявлению склонностей)
Путь к профессии
Каждый человек хотя бы один раз в жизни становится перед проблемой выбора профессии и трудоустройства. Важность этой проблемы подчеркивается тем, что профессиональная деятельность является основой жизни и ведущей функцией человека. Именно в трудовой деятельности человек познает себя и само выражается. Выбор профессии – это решение, что по сущности определяет реализацию права человека на счастье и на удовлетворенность жизнью.
Каждый может научиться многим и разным делам. Но не всем сразу. Поэтому и приходится делать выбор. Сегодня каждый из вас выступит в роли выпускника школы перед которым стоит проблема выбора профессии. Каждый из вас пойдет разными путями. И не потому, что один "лучше", а другой "хуже", просто люди разные и пути у них будут разными, но вместе с тем равноценными.
Сегодня ты определишь тип профессии, который соответствует твоим интересам и склонностям, выберешь тип деятельности и условия работы, которые тебе нравятся, познакомишься с профессиями, которые соответствуют твоему выбору.
Определение типа профессиональной деятельности
Человек, который трудится соответственно своим способностям, здоров в морально- психологическом плане. Он работает не перенапрягаясь. Сам процесс работы вызывает у него чувства удовлетворения, возвышения творческих сил. У такого человека постоянно хорошее настроение и общий положительный тон жизни. Он счастлив.
Если человек не рассчитал своих возможностей, то это приводит к противоположным результатам. Такой человек в силу своей добросовестности может достичь определенных успехов в работе, но успехи эти дадутся ему ценой большого нервно-психологического напряжения. А это в свою очередь, приведет к утрате работоспособности, к профессиональным заболеваниям.
Следовательно, правильный выбор профессии обеспечивает для человека полноценную счастливую жизнь, благоприятствует образованию моральных и духовных ценностей.
Профессия – это необходимая для общества область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития.
Профессией объединены все люди, занятые данным видом труда. Эти люди работают в разных уголках страны на разных предприятиях, но они заняты одним делом. Они имеют сходные интересы, знания, навыки.
Еще есть понятие «специальность». По значению оно близко к понятию «профессия» и соответствует разновидностям областей труда в пределах профессии. Например, ты не встретишь «учителя вообще». Есть учитель математик, истории и т. д.
Мир профессий не является чем-то застывшим. Профессии могут отмирать и исчезать как устаревшие, могут появляться новые. Бывает, что несколько профессий объединяются в одну новую или, наоборот, одна дробится на несколько новых.
Тип «Человек – Природа» объединяет в себе профессии, в которых главный, ведущий предмет труда – это растения, животные или микроорганизмы.
Тип «Человек – Техника» объединяет в себе профессии, в которых главный, ведущий предмет труда – технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.
Тип «Человек – Знаковая система» объединяет в себе профессии, в которых главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, языки.
Тип «Человек – Человек» объединяет в себе профессии, в которых главный, ведущий предмет труда – люди, группы, коллективы, общности людей.
Тип «Человек – Художественный образ» объединяет в себе профессии, в которых главный, ведущий предмет труда – художественные образы и условия их построения.
Для того, чтобы определить тип профессии, который вам подходит, пройдите тесты. (Приложение 1, 2)
Профессии типа "Человек - Природа"
Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.
Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.
От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут Завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.
Труд человека в области профессий «человек — природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится вникать и в вопросы учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике), например, цветоводы-декораторы, техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.
Сходным образом дело обстоит и с животноводческими профессиями. Животноводство все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то это отрицательно сказывается на работе.
Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главное — интерес к явлениям живой природы. А техника — средство, но не основной предмет труда.
При выборе профессии типа «человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы. Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде.
Подтипы профессий типа «Человек – Природа»
Профессии, труд в которых направлен на растительные организмы:
Почвовед, семеновод, овощевод, агроном, цветовод-декоратор
Профессии, труд в которых направлен на животные организмы:
Ветеринар, дояр, зоолаборант питомника, пчеловод, животновод, приемщик яиц.
Профессии, труд в которых связан с микроорганизмами:
Лаборант химикобактериалогического анализа, оператор в производстве заквасок, оператор выращивания дрожжей, аппаратчик обработки крови.
Итак, вы определили тип профессии, который подходит вам, а теперь пределим к какому классу относится ваша будущая профессия. (Приложение 3)
Профессии гностического класса (Ч - П)
Профессии данного класса связаны с распознанием, определением, оценкой, разбирательством, проверкой, контролем.
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
выраженная познавательная активность
устойчивость внимания
наблюдательность
брать на себя ответственность
контролировать и отслеживать работу других
работать головой
анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать
высокая работоспособность соответствующих органов чувств.
Условия работы могут быть различными:
бытовые (приближенные к домашним -кабинет, офис и т. д.);
открытый воздух (основная часть работы выполняется на открытом воздухе);
производственные (работа в цехах, мастерских и т. д., сюда же относится работа в кабине автомобиля, вагоне поезда, условия труда обусловленные производственной необходимостью);
экстремальные (работа в сложных условиях: на большой высоте, в воздухе, под водой и др.).
Выбери в каких условиях ты предпочитаешь работать и прочти названия профессий типа "Человек - Природа", гностического класса, соответствующих выбранным условиям труда:
Б (бытовые условия): биохимик, лаборант химического анализа, лаборант-аналитик, лаборант-микробиолог, лаборант-радиометрист, лаборант-семеновод, лаборант-эколог, провизор-аналитик
О (работа на открытом воздухе): инженер лесного хозяйства,
П (производственные условия): ботаник, ветеринарный врач, вирусолог, ихтиолог,
Э (экстремальные условия): ученый-исследователь в естественный условиях
Профессии преобразующего класса (Ч - П)
Профессии данного класса связаны с преобразованием, обработкой, упорядочением, организацией, оказанием влияния, обслуживанием.
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
склонности к практическому влиянию на окружающую среду
активность, работоспособность
наблюдательность
Условия работы могут быть различными:
бытовые (приближенные к домашним - кабинет, офис и т. д.);
открытый воздух (основная часть работы выполняется на открытом воздухе);
производственные (работа в цехах, мастерских и т. д., сюда же относится работа в кабине автомобиля, вагоне поезда, условия труда изменяющиеся в зависимости от производственной необходимостью);
экстремальные (работа в сложных условиях: на большой высоте, в воздухе, под водой и др.).
Выбери в каких условиях ты предпочитаешь работать и прочти названия профессий типа "Человек - Природа", преобразующего класса, соответствующих выбранным условиям труда:
Б (бытовые условия): провизор-технолог
О (работа на открытом воздухе): пчеловод, семеновод, овощевод, цветовод-декоратор
П (производственные условия): ветеринарный фельдшер, виварщик, кроликовод, дояр птицевод, зооинженер, приемщик яиц, оператор в производстве закваски, оператор выращивания дрожжей, аппаратчик обработки крови.
Э (экстремальные условия): дрессировщик дельфинов
Профессии изыскательского класса (Ч-П)
Профессии данного класса связаны с изобретениями, поиском нестандартных решений и общих результатов, созданием образцов и новых вариантов.
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
выраженная познавательная активность
интерес к новому
наблюдательность
брать на себя ответственность
высокая активность и работоспособность при мысленном комбинировании материала
способность легко отказаться от привычного хода мысли, искать новые варианты решений.
Условия работы могут быть различными:
бытовые (приближенные к домашним - кабинет, офис, лаборатория и т. д.);
открытый воздух (основная часть работы выполняется на открытом воздухе);
производственные (работа в цехах, мастерских и т. д., сюда же относится работа в кабине автомобиля, вагоне поезда);
экстремальные (работа в сложных условиях: на большой высоте, в воздухе, под водой и др., сложные экспедиции).
Выбери в каких условиях ты предпочитаешь работать и прочти названия профессий типа "Человек - Природа" изыскательского класса, соответствующих выбранным условиям труда:
Б (бытовые условия): ученый-исследователь
О (работа на открытом воздухе): лесничий, охотник, агроном, почвовед
П (производственные условия): мастер сельскохозяйственного производства, эколог
Э (экстремальные условия): инженер-геолог, инженер-геофизик, инженер-геохимик, инженер-гидрогеолог
Профессии типа "Человек - Техника"
Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.
Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам. И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.
В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, трудовым заданием), но и способы работы.
Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.
Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.
Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.
При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.)
Подтипы профессий типа «Человек – Техника»
Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород:
Проходчик, машинист бульдозера, техник геофизик, инженер по опробованию и испытанию скважин
Профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, изделий:
Сборщик верха обуви, столяр, плотник, оптик, ткач, прессовщик изделий из пластмассы
Профессии, связанные с производством и обработкой металла, механической сборкой, монтажом машин, приборов, оборудования:
Горновой, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, оператор станков с программным управлением, сборщик-достройщик судовой.
Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств:
Слесарь-ремонтник, осмотрщик-ремонтник вагонов, механик.
Профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, сооружений, конструкций:
Каменщик, электросварщик, строитель, архитектор, слесарь-судоремонтник, арматурщик
Профессии, связанные с монтажом, сборкой электрорадиооборудования, приборов, аппаратов:
Электромонтажник, сборщик электронных часов, техник по производству вычислительных машин, сборщик микросхем, монтажник-вакуумщик
Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием электрооборудования, приборов, аппаратов:
Радиомеханик, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, инженер радиосвязи, техник-электрик, часовщик.
Профессии, связанные с применением подъемных и транспортных средств, управлением ими:
Водитель, пилот, техник водолазного дела, машинист тепловоза, судоводитель, инженер по транспорту, багермейстер.
Профессии, связанные с переработкой продуктов сельского хозяйства:
Маслодел, повар, кондитер, пекарь, техник-технолог по мясным продуктам.
Итак вы определили тип профессии, который подходит вам, а теперь определим к какому классу относится ваша будущая профессия. (Приложение 3)
Профессии гностического класса (Ч - Т)
Профессии данного класса связаны с распознанием, определением, оценкой, разбирательством, проверкой, контролем.
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
выраженная познавательная активность
устойчивость внимания
наблюдательность
брать на себя ответственность
контролировать и отслеживать работу других
работать головой
анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать
высокая работоспособность соответствующих органов чувств.
Условия работы могут быть различными:
бытовые (приближенные к домашним - кабинет, офис и т. д.);
открытый воздух (основная часть работы выполняется на открытом воздухе);
производственные (работа в цехах, мастерских и т. д., сюда же относится работа в кабине автомобиля, вагоне поезда);
экстремальные (работа в сложных условиях: на большой высоте, в воздухе, под водой и др.).
Выбери в каких условиях ты предпочитаешь работать и прочти названия профессий типа "Человек - Техника", гностического класса, соответствующих выбранным условиям труда:
Б (бытовые условия): инженер отдела технического контроля, кинотехник,
О (работа на открытом воздухе): дорожный инспектор
П (производственные условия): аппаратчик-оператор, аппаратчик пастеризации и охлаждения молока, главный инженер, главный механик, главный энергетик, заведующий хозяйством, инженер по охране труда и технике безопасности, испытатель деталей и приборов, контролер ОТК, лаборант по физико-механическим испытаниям, наладчик контрольно-измерительных приборов, техник-технолог, технолог общественного питания, товаровед, технический редактор, оценщик, оператор поста управления
Э (экстремальные условия): ---
Профессии преобразующего класса (Ч - Т)
Профессии данного класса связаны с преобразованием, обработкой, упорядочением, организацией, оказанием влияния, обслуживанием.
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
- склонности к практическому влиянию на окружающую среду
- активность, работоспособность
- наблюдательность
Условия работы могут быть различными:
- бытовые (приближенные к домашним - кабинет, офис и т. д.);
- открытый воздух (основная часть работы выполняется на открытом воздухе);
- производственные (работа в цехах, мастерских и т. д., сюда же относится работа в кабине автомобиля, вагоне поезда);
- экстремальные (работа в сложных условиях: на большой высоте, в воздухе, под водой и др.).
Выбери в каких условиях ты предпочитаешь работать и прочти названия профессий типа "Человек - Техника", преобразующего класса, соответствующих выбранным условиям труда:
Б (бытовые условия): вышивальщица, портной индивидуального пошива
О (работа на открытом воздухе): бетонщик, бригадир железнодорожного пути, каменщик, помощник машиниста локомотива или тепловоза, слесарь по ремонту подвижного состава, техник-строитель, отделочник наружных работ
П (производственные условия): автомеханик, вальцовщик стана горячей прокатки, вафельщик, водитель, вязальщица трикотажных изделий, клинер, ковровщица, кондитер, красильщик, крутильщица, кузнец, ленточница, литейщик пластмасс, литейщик цветных металлов, маляр, мастер общестроительных работ, мастер отделочных строительных работ, мастер по ремонту и техническому обслуживанию машинно-тракторного парка, мастер столярно-плотничных и паркетных работ, машинист автомобильного крана, машинист автопогрузчика, машинист башенного крана, машинист бульдозера, машинист горно-выемочных машин, машинист дорожных и строительных машин, машинист компрессорных установок, машинист крана металлургического производства, машинист мостового и башенного крана, машинист тепловоза, машинист тесторазделочных машин, машинист электровоза на горных выработках, машинист (кочегар) котельной, монтажник санитарно-технических устройств и оборудования, монтажник систем вентиляции, монтажник стальных и железобетонных конструкций, монтажник технологического оборудования, обогатитель полезных ископаемых, отделочник, оператор в производстве химических волокон, оператор крутильного оборудования, облицовщик-плиточник, плотник, печатник, портной, пекарь, станочник в деревообработке, столяр, станочник широкого профиля, слесарь по ремонту сложной бытовой техники, слесарь-ремонтник, техник-электрик, техник-сварщик, техник-механик по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, тракторист-машинист, токарь-универсал, токарь, ткач, тестовод, фрезеровщик, швея, штукатур-маляр, электрик, электролизник расплавленных солей, электромонтер электросвязи и производственного вещания и устройств сигнализации, электрослесарь строительный.
Э (экстремальные условия): бортинженер, вышкомонтажник, горнорабочий подземный, кровельщик, ремонтник горного оборудования, подручный сталевара, проходчик, плавильщик ферросплавов.
Профессии изыскательского класса (Ч - Т)
Профессии данного класса связаны с изобретениями, поиском нестандартных решений и общих результатов, созданием образцов и новых вариантов.
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
выраженная познавательная активность
интерес к новому
наблюдательность
брать на себя ответственность
высокая активность и работоспособность при мысленном комбинировании материала
способность легко отказаться от привычного хода мысли, искать новые варианты решений.
Условия работы могут быть различными:
бытовые (приближенные к домашним - кабинет, офис и т. д.);
открытый воздух (основная часть работы выполняется на открытом воздухе);
производственные (работа в цехах, мастерских и т. д., сюда же относится работа в кабине автомобиля, вагоне поезда);
экстремальные (работа в сложных условиях: на большой высоте, в воздухе, под водой и др.)
Выбери в каких условиях ты предпочитаешь работать и прочти названия профессий типа "Человек - Техника" изыскательского класса, соответствующих выбранным условиям труда:
Б (бытовые условия): закройщик
О (работа на открытом воздухе): археолог
П (производственные условия): главный технолог, инженер, инженер-металловед, инженер-механик, инженер по организации труда, инженер-строитель, инженер-электрик, калибровщик, начальник технического отдела, начальник территориального отделения энергосбытовой организации, начальник территориального центра ведомственного энергетического надзора, начальник службы организации электроэнергетики, начальник хозяйственного отдела, начальник цеха (участка), начальник цеха (мастерской) по ремонту, регулировке и установке коммерческих приборов учета энергии, начальник центральной диспетчерской службы регионального, объединенного диспетчерского управления, начальник участка по ремонту энергетического оборудования, зданий и сооружений, начальник электроподстанции
Э (экстремальные условия): ---
Профессии типа "Человек - Знаковая система"
Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.
Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.
В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками, как и при работе с любыми объектами, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности для творчества.
Подтипы профессий типа «Человек – Знаковая система»
Профессии, труд которых направлен на создание и оформление документов, делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование:
Оператор связи, секретарь-машинистка, стенографист, корректор, технический редактор, библиограф, переводчик, нотографик, нотариус
Профессии, труд в которых направлен на числа, количественные соотношения:
Калькулятор на предприятии, оператор вычислительных машин, контроллер-кассир, бухгалтер, экономист, программист, статистик.
Профессии, труд в которых направлен на системы условных знаков, схематические отображения объектов:
Чертежник-конструктор, картограф-составитель, топограф, геодезист, аэрофотогеодезист
Итак, вы определили тип профессии, который подходит вам, а теперь пределим к какому классу относится ваша будущая профессия. (Приложение 3)
Профессии гностического класса (Ч - З).
Профессии данного класса связаны с распознанием, определением, оценкой, разбирательством, проверкой, контролем.
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
выраженная познавательная активность
устойчивость внимания
наблюдательность
брать на себя ответственность
контролировать и отслеживать работу других
работать головой
анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать
высокая работоспособность соответствующих органов чувств.
Условия работы могут быть различными:
бытовые (приближенные к домашним - кабинет, офис и т. д.);
открытый воздух (основная часть работы выполняется на открытом воздухе);
производственные (работа в цехах, мастерских и т. д., сюда же относится работа в кабине автомобиля, вагоне поезда);
экстремальные (работа в сложных условиях: на большой высоте, в воздухе, под водой и др.).
Выбери в каких условиях ты предпочитаешь работать и прочти названия профессий типа "Человек - Знаковая система", гностического класса, соответствующих выбранным условиям труда:
Б (бытовые условия): аудитор, библиограф, бухгалтер-претензионист, главный бухгалтер, делопроизводитель, документовод, калькулятор, контролер-кассир, корректор, лингвист, специалист бэк-офиса, секретарь-машинистка, тестер, финансовый менеджер, экономист, юрист
О (работа на открытом воздухе): картограф, топограф
П (производственные условия): налоговый инспектор, правовед, сервейер, экономист-маркетолог
Э (экстремальные условия): аэрофотогеодезист
Профессии преобразующего класса (Ч - З)
Профессии данного класса связаны с преобразованием, обработкой, упорядочением, организацией, оказанием влияния, обслуживанием.
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
склонности к практическому влиянию на окружающую среду
активность, работоспособность
наблюдательность
Условия работы могут быть различными:
бытовые (приближенные к домашним - кабинет, офис и т. д.);
открытый воздух (основная часть работы выполняется на открытом воздухе);
производственные (работа в цехах, мастерских и т. д., сюда же относится работа в кабине автомобиля, вагоне поезда);
экстремальные (работа в сложных условиях: на большой высоте, в воздухе, под водой и др.).
Выбери в каких условиях ты предпочитаешь работать и прочти названия профессий типа "Человек - Знаковая система", преобразующего класса, соответствующих выбранным условиям труда:
Б (бытовые условия): бухгалтер, диктор, кассир, контролер банка, оператор пейджинговой связи, чертежник, нотариус
О (работа на открытом воздухе):
П (производственные условия): системный администратор, переводчик, Оператор ПК
Э (экстремальные условия): журналист
Профессии изыскательского класса (Ч - З)
Профессии данного класса связаны с изобретениями, поиском нестандартных решений и общих результатов, созданием образцов и новых вариантов.
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
выраженная познавательная активность
интерес к новому
наблюдательность
брать на себя ответственность
высокая активность и работоспособность при мысленном комбинировании материала
способность легко отказаться от привычного хода мысли, искать новые варианты решений.
Условия работы могут быть различными:
бытовые (приближенные к домашним - кабинет, офис и т. д.);
открытый воздух (основная часть работы выполняется на открытом воздухе);
производственные (работа в цехах, мастерских и т. д., сюда же относится работа в кабине автомобиля, вагоне поезда);
экстремальные (работа в сложных условиях: на большой высоте, в воздухе, под водой и др.).
Выбери в каких условиях ты предпочитаешь работать и прочти названия профессий типа "Человек - Знаковая система", изыскательского класса, соответствующих выбранным условиям труда:
Б (бытовые условия): брокер, веб-программист, инженер-конструктор, инженер-математик, инженер по стандартизации, инженер- программист, инженер-проектировщик, инженер-системотехник по АСУ, инженер-экономист, инженер- электромеханик, инженер-электротехник, информатор системы научно-технической информации, коммерсант, начальник юридического отдела, юрисконсульт, финансовый директор
О (работа на открытом воздухе):
П (производственные условия): трейдер, начальник хозяйственного отдела, программист
Э (экстремальные условия):
Профессии типа "Человек - Человек"
Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.
Первая особенность профессий типа «человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.
Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки: 1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях; 2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.
Подтипы профессий типа «Человек – Человек»
Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами:
Директор предприятия, бригадир поезда, капитан флота, бригадир, инженер по организации управления производством
Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой:
Воспитатель детсада, учитель, тренер, инженер по подготовке кадров, инструктор-летчик, репетитор цирковых номеров, репетитор по технике речи.
Профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей:
Проводник, продавец, парикмахер, официант, приемщик заказов, буфетчик, бармен.
Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей:
Телефонист, телеведущий, юрист, экскурсовод, библиотекарь.
Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами:
Дирижер, режиссер, художественный руководитель.
Профессии, связанные с медицинским обслуживанием людей:
Медсестра, фельдшер, акушерка, врач, косметолог.
Итак вы определили тип профессии, который подходит вам, а теперь определим к какому классу относится ваша будущая профессия. (Приложение 3)
Профессии гностического класса (Ч - Ч)
Профессии данного класса связаны с распознанием, определением, оценкой, разбирательством, проверкой, контролем.
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
выраженная познавательная активность
устойчивость внимания
наблюдательность
брать на себя ответственность
контролировать и отслеживать работу других
работать головой
анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать
высокая работоспособность соответствующих органов чувств.
Условия работы могут быть различными:
бытовые (приближенные к домашним -кабинет, офис и т. д.);
открытый воздух (основная часть работы выполняется на открытом воздухе);
производственные (работа в цехах, мастерских и т. д., сюда же относится работа в кабине автомобиля, вагоне поезда);
экстремальные (работа в сложных условиях: на большой высоте, в воздухе, под водой и др.).
Выбери в каких условиях ты предпочитаешь работать и прочти названия профессий типа "Человек - Человек", гностического класса, соответствующих выбранным условиям труда:
Б (бытовые условия): агент коммерческий, агент страховой, администратор, библиотекарь, бизнес-консультант, секретарь-референт, сити-менеджер, ответственный за работу с кадрами предприятия торговли, коучер
О (работа на открытом воздухе):
П (производственные условия): врач-гигиенист эпидемиолог, социальный работник, телефонист, рекрутер, супервайзер, помощник директора по социальным вопросам
Э (экстремальные условия):
Профессии преобразующего класса (Ч - Ч)
Профессии данного класса связаны с преобразованием, обработкой, упорядочением, организацией, оказанием влияния, обслуживанием.
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
склонности к практическому влиянию на окружающую среду
активность, работоспособность
наблюдательность
Условия работы могут быть различными:
бытовые (приближенные к домашним - кабинет, офис и т. д.);
открытый воздух (основная часть работы выполняется на открытом воздухе);
производственные (работа в цехах, мастерских и т. д., сюда же относится работа в кабине автомобиля, вагоне поезда);
экстремальные (работа в сложных условиях: на большой высоте, в воздухе, под водой и др.).
Выбери в каких условиях ты предпочитаешь работать и прочти названия профессий типа "Человек - Человек", преобразующего класса, соответствующих выбранным условиям труда:
Б (бытовые условия): бармен, билетный кассир, информатор справочного бюро вокзала, косметолог, массажист, официант, продавец-консультант
О (работа на открытом воздухе): тренер футбольной команды
П (производственные условия): бригадир поезда, врач скорой и неотложной помощи,
Э (экстремальные условия): бортпроводник, тренер экстремальных видов спорта
Профессии изыскательского класса (Ч - Ч)
Профессии данного класса связаны с изобретениями, поиском нестандартных решений и общих результатов, созданием образцов и новых вариантов.
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
выраженная познавательная активность
интерес к новому
наблюдательность
брать на себя ответственность
высокая активность и работоспособность при мысленном комбинировании материала
способность легко отказаться от привычного хода мысли, искать новые варианты решений.
Условия работы могут быть различными:
бытовые (приближенные к домашним - кабинет, офис и т. д.);
открытый воздух (основная часть работы выполняется на открытом воздухе);
производственные (работа в цехах, мастерских и т. д., сюда же относится работа в кабине автомобиля, вагоне поезда и др.);
экстремальные (работа в сложных условиях: на большой высоте, в воздухе, под водой и др.)
Выбери в каких условиях ты предпочитаешь работать и прочти названия профессий типа "Человек - Человек", изыскательского класса, соответствующих выбранным условиям труда:
Б (бытовые условия): адвокат, бренд-менеджер, воспитатель группы продленного дня, воспитатель детских дошкольных учреждений, врач-дерматолог, врач-диетолог, врач-инфекционист, врач-невропатолог, врач-окулист, врач-онколог, врач-педиатр, врач-психиатр, врач-реаниматолог, врач-стоматолог, врач-терапевт, врач-хирург, генеральный директор, IT-директор, имиджмейкер, креативный директор, кризис-менеджер, лейбл-менеджер, лоббист, менеджер по персоналу, начальник отдела социального развития, психолог, стендист, художественный руководитель, учитель
О (работа на открытом воздухе): инспектор ГАИ,
П (производственные условия): дистрибьютор, инспектор таможни, инспектор уголовного розыска, торговый представитель, хэд-хантер, промоутер
Э (экстремальные условия): акробат
Профессии типа "Человек - Художественный образ"
Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек — художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности:
Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Перечисленные подтипы не строго ограничены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются.
Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом — делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом.
В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности.
Идет закономерный обмен продуктами труда. Конечно, время от времени появляется «взбесившееся фортепиано», которому начинает казаться, что «оно само для себя играет», иначе говоря, появляются идеи, что искусство — это нечто исключительное («искусство для искусства» и т.п.). Это не более остроумная позиция, чем если бы кто-то провозгласил: «промышленность для промышленности», «пчеловодство для пчеловодства» и т.п. В любой области труда мастерство может быть недосягаемо высоким; правда, не в любой области оно выражается в зрелищных эффектах. Поэтому не во всех областях труда одинаковы условия для того, чтобы «гордыня» овладела человеком.
Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т.д.
Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех. Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, что истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен объяснить неудачи действиями других людей («помешали», «не дают проходу», «завидуют», «тормозят» и т.п.).
Подтипы профессий типа «Человек – Художественный образ»
Профессии, связанные с изобразительной деятельностью:
Разрисовщик обоев, облицовщик-плиточник, фотограф, разрисовщик игрушек, чеканщик, резчик по дереву, огранщик вставок в ювелирные изделия, визажист, художник по свету, реставратор, художник-постановщик.
Профессии, связанные с музыкальной деятельностью:
Настройщик пианино, концертмейстер, артист-вокалист, артист оркестра, настройщик музыкальных игрушек.
Профессии, связанные с писательской деятельностью:
Редактор, сотрудник газеты, корреспондент, писатель.
Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью:
Артист драмы, артист цирка, ведущий концерта.
Итак, вы определили тип профессии, который подходит вам, а теперь пределим к какому классу относится ваша будущая профессия. (Приложение 3)
Профессии гностического класса (Ч - Х)
Профессии данного класса связаны с распознанием, определением, оценкой, разбирательством, проверкой, контролем.
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
выраженная познавательная активность
устойчивость внимания
наблюдательность
брать на себя ответственность
контролировать и отслеживать работу других
работать головой
анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать
высокая работоспособность соответствующих органов чувств.
Условия работы могут быть различными:
бытовые (приближенные к домашним -кабинет, офис и т. д.);
открытый воздух (основная часть работы выполняется на открытом воздухе);
производственные (работа в цехах, мастерских и т. д., сюда же относится работа в кабине автомобиля, вагоне поезда);
экстремальные (работа в сложных условиях: на большой высоте, в воздухе, под водой и др.).
Выбери в каких условиях ты предпочитаешь работать и прочти названия профессий типа "Человек - Художественный образ", гностического класса, соответствующих выбранным условиям труда:
Б (бытовые условия): художественный редактор, редактор, настройщик пианино
О (работа на открытом воздухе):
П (производственные условия): контролер-приемщик малярных работ, настройщик музыкальных игрушек
Э (экстремальные условия):
Профессии преобразующего класса (Ч - Х)
Профессии данного класса связаны с преобразованием, обработкой, упорядочением, организацией, оказанием влияния, обслуживанием.
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
склонности к практическому влиянию на окружающую среду
активность, работоспособность
наблюдательность
Условия работы могут быть различными:
бытовые (приближенные к домашним - кабинет, офис и т. д.);
открытый воздух (основная часть работы выполняется на открытом воздухе);
производственные (работа в цехах, мастерских и т. д., сюда же относится работа в кабине автомобиля, вагоне поезда);
экстремальные (работа в сложных условиях: на большой высоте, в воздухе, под водой и др.).
Выбери в каких условиях ты предпочитаешь работать и прочти названия профессий типа "Человек - Художественный образ", преобразующего класса, соответствующих выбранным условиям труда:
Б (бытовые условия): ведущий концерта, сотрудник газеты
О (работа на открытом воздухе):
П (производственные условия): изготовитель художественных изделий из дерева, лепщик, модистка головных уборов, художник росписи по дереву
Э (экстремальные условия):
Профессии изыскательского класса (Ч - Х)
Профессии данного класса связаны с изобретениями, поиском нестандартных решений и общих результатов, созданием образцов и новых вариантов.
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
выраженная познавательная активность
интерес к новому
наблюдательность
брать на себя ответственность
высокая активность и работоспособность при мысленном комбинировании материала
способность легко отказаться от привычного хода мысли, искать новые варианты решений.
Условия работы могут быть различными:
бытовые (приближенные к домашним - кабинет, офис и т. д.);
открытый воздух (основная часть работы выполняется на открытом воздухе);
производственные (работа в цехах, мастерских и т. д., сюда же относится работа в кабине автомобиля, вагоне поезда);
экстремальные (работа в сложных условиях: на большой высоте, в воздухе, под водой и др.).
Выбери в каких условиях ты предпочитаешь работать и прочти названия профессий типа "Человек - Художественный образ", изыскательского класса, соответствующих выбранным условиям труда:
Б (бытовые условия): актер театра, арт-директор, архитектор, веб-дизайнер, визажист, копирайтер,
О (работа на открытом воздухе): уличный артист оригинального жанра
П (производственные условия): витражист, дизайнер, инкрустатор, исполнитель художественно-оформительских работ, колорист
Э (экстремальные условия): артист-парашютист, каскадер
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест. Определение типа профессии №1
Отвечая на вопросы, ставьте:
2 бала – если указанный вид деятельности вам очень нравиться, и вы хотели им заниматься;
1 балл – если указанный вид деятельности вам скорее нравиться, чем не нравиться, у вас не всегда есть желание им заниматься;
0 балл – если указанный вид деятельности вам не нравиться, вы им не любите заниматься.
Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов, выделять главное, делать обобщения, выводы.
Ремонтировать механические и электротехнические устройства, используемые в быту (замок, кран, утюг и т. д.).
В течении нескольких лет самостоятельно выращивать какие-либо растения, своевременно выполняя все работы, обеспечивающие их рост и развитие (полив, пересадку, удобрения и пр.).
Писать стихи, прозу, заметки, сочинения, оцениваемые многими в художественном плане достаточно высоко.
При общении с людьми сдерживать внешние проявления раздражения, плохого настроения, быть терпеливым и доброжелательным даже с очень не приятными людьми.
Из крупных текстов делать выписки, группировать их по определенному признаку, составлять конспекты.
Налаживать и чинить электронную аппаратуру: приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек.
Собирать коллекцию растений, изучать их различные виды.
Мастерить нарядные подарочные изделия из бумаги, материи, дерева, металла, растений и пр. (панно, сувениры, буклеты, украшения).
Объяснить содержание учебного материала, способ решения сложной задачи и т. д., ясным, легко понятным каждому языком.
На иностранном языке отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты, участвовать в диалогах.
По четкому образцу /рецепту, схеме, выкройке, плану/ создавать изделия: кулинарное, швейное, модель, деталь.
Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
Создавать законченные произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры.
Постоянно оказывать реальную помощь разным людям, нуждающимся в ней.
Работать с текстами на иностранном языке: переводить, анализировать, переписывать, править.
Составлять и собирать схемы различных приборов и устройств: разбираться в принципе их действий.
Отдавать много времени уходу и наблюдению за какими-нибудь животными: кормить, чистить, лечить, обучать.
Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
Заниматься с детьми младшего возраста: играть, читать, обучать и пр.
Выполнять задание по математике, по которым требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
Из типовых деталей, предназначенных для изготовления /сборки, пошива и т. п./ определенных моделей или изделий, создавать новые, придуманные самостоятельно.
Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучать их повадки, характерные формы поведения.
Перед многими зрителями разыгрывать роли в спектаклях, рекламировать стихи, прозу.
Быстро и правильно распознавать сущность малознакомого человека, т. е. Понимать причины его поступков, видеть «истинное лицо», часто скрытое за внешним поведением.
Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных /по формулам и без них/, выводить на основе этого определенные следствия, устанавливать закономерности.
Выполнять задания /по геометрии, черчению и др./, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или их элементов в пространстве.
Разбираться в породах и видах домашних и диких животных, насекомых, птицах, рыб; в их характерных внешних признаках и повадках.
Выступать с исполнением музыкальных произведений (пьес, песен, танцевальных номеров).
Оказывать активное влияние на разных людей; убеждать их поступать так, а не иначе, мирить, воспитывать, увлекать своими интересами.
Работать с информацией, представленной в виде условных знаков, символов; составлять и читать карты, схемы, чертежи, графики.
Находить более рациональный /простой, короткий/ способ решения задачи: логической, технической, конструкторской и т. п.
Изучать строение живой ткани и мир микроорганизмов с помощью микроскопа и других аналогичных устройств.
Придумывать и создавать новые оригинальные модели одежды, причесок, украшений, детали интерьера помещений, кулинарные блюда.
Организовывать коллективные вечера, походы и другие мероприятия.
Запоминать правила, законы, теоремы, условные обозначения, формулы.
Решать задачи по химии, разбираться в химических процессах.
При уходе за животными или растениями переносить ручной физический труд, соприкосновение с землей и отходами жизнедеятельностью животных, специфический запах пр.
Рецензировать, оценивать / устно или письменно / работу художников, писателей, режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий.
Руководить работой других людей: давать им задания, добиваться их выполнения.
Проверять правильность и логичность написанного текста, вычислений, исправлять ошибки.
Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
Пополнять свои знания по различным разделам биологии с помощью специальной научной литературы, лекций, докладов.
Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное.
Для выполнения работы вступать в контакты с незнакомыми или малознакомыми людьми.
Тщательно выполнять /бумажную работу /: писать, чертить, вычислять, проверять и т. д.
Работать на ЭВМ, решать какие-либо задачи с помощью дисплея.
Длительное время проводить практические исследования, направленные на изучение животного или растительного мира.
Настойчиво и терпеливо /отделывать, обтачивать, переделывать и т. д./, добиваясь совершенства в создаваемом или исполняемом произведении, продукте.
Делать устные сообщения, доклады для многих слушателей /говорить без бумажки/.
Подсчитайте количество баллов по следующим группам:
1 группа (Ч-П) 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48;
2 группа (Ч-Т) 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47;
3 группа (Ч-Ч) 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50;
4 группа (Ч-З) 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46;
5 группа (Ч-Х) 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49.
Максимальный балл будет показателем склонности к определенному типу профессий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест. Определение типа профессии №2
Перед вами тест, позволяющий выявить ваши профессиональные склонности. Отвечая, долго не раздумывай – лучше полагаться на первое, непосредственное чувство.
Отвечать нужно на каждый вопрос, делая выбор из двух возможных ответов («а» или «б»). Записывайте выбранный вами вариант.
Итак, что вам больше нравится…
1а.Ухаживать за животными
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным или людям вообще, лечить их.
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, дисков.
3б. Следить за состоянием или развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и др.)
4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
5б. Обсуждать художественные книги или пьесы, концерты
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
6б. Тренировать товарищей или младших в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством: подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии)
8б. Художественно оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов.
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных
10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания)
12а. разбирать споры, ссоры между людьми. Убеждать, разъяснять, поощрять
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых объектах, явлениях, событиях и др.
15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16а. Делать лабораторные анализы в больнице
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать сними, назначать лечение.
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхности изделий
17б. Осуществлять монтаж зданий, или сборку машин, приборов
18а. Организовывать экскурсии, турпоходы, культпоходы сверстников или младших в театры, музеи
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
20б. Работать на клавишных машинах (компьютере, телетайпе, наборной машине и др.)
Обведите свои ответы и подсчитайте, в какой группе ваших ответов больше всего. Это будет показателем вашей склонности к определенному типу профессий.
1 группа (Ч-П) 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
2 группа (Ч-Т) 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
3 группа (Ч-Ч) 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
4 группа (Ч-З) 2б, 5а, 9б, 10б, 12б, 15а, 19б, 20б
5 группа (Ч-Х) 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Определи класс будущей профессии
Пройди тест и ты узнаешь, к какому классу относится профессия, соответствующая тебе.
1. Когда учитель предлагает мне сделать какое-нибудь изделие, я:
а) сделаю такое же, как показал учитель;
б) сделаю лучше;
в) попрошу дать мне другую работу.
2. Домашнее задание я:
а) ищу, где можно взять готовое;
б) делю от простого к сложному, и начинаю делать с самого легкого;
в) делаю все подряд самостоятельно.
3. Принимая важное решение, я:
а) опираюсь на свой опыт;
б) ориентируюсь на свои принципы;
в) пытаюсь найти новые возможности.
4. Выполняя задание для школьной газеты ко дню святого Валентина,
я возьму на себя следующие обязанности:
а) составлю список вопросов для учащихся;
б) возьму интервью у учащихся по готовым вопросам;
в) подсчитаю и оформлю результаты опроса.
5. В процессе покупки продуктов мне больше всего нравится:
а) составлять список необходимых продуктов;
б) покупать продукты;
в) находить новые места для покупок.
6. Если мне в руки попадает упаковка с разноцветными леденцами, то я:
а) просто их съедаю;
б) размышляю над тем, что можно сделать с этими конфетами или как их съесть по-новому;
в) делю конфеты по цвету.
7. Убирая комнату, я больше всего времени уделяю:
а) сортировке бумажек или предметов;
б) работе с пылесосом (веником);
в) поиску возможности убрать быстро.
8. Среди документов в моем компьютере (мобильном телефоне):
а) всегда есть что-то новенькое;
б) всегда наведен порядок (файлы в определенных папках);
в) всегда есть что-то, созданное лично мной.
9. Готовя с друзьями вечеринку или серьезное мероприятие я:
а) напишу сценарий;
б) распределю обязанности;
в) сделаю то, что мне скажут.
10. Рассматривая себя в зеркало, я:
а) сразу начинаю выдавливать прыщи;
б) задумываюсь, как лучше от них избавится;
в) выискиваю места их расположения.
11. Готовя презентацию или выступление к уроку, я:
а) придумаю, чем удивить слушателей;
б) расскажу то, что рассказывал учитель или написано в учебнике;
в) изучу множество источников и отберу самую важную информацию.
12. Из предложенных высказываний мне подходит следующее:
а) выполняя работу, предпочитаю действовать по инструкции или образцу;
б) выполняя работу, всегда контролирую ее качество, изучаю необходимую документацию, литературу;
в) выполнять работу предпочитаю творчески, оригинально.
Бланк ответов.
Подсчитайте количество баллов по следующим группам
Г - гностический, Пр - преобразующий, И - изыскательский.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Г | в | б | б | в | а | в | а | б | б | в | в | б |
Пр | а | в | а | б | б | а | б | в | в | а | б | а |
И | б | а | в | а | в | б | в | а | а | б | а | в |
Максимальный балл будет показателем склонности к определенному классу профессий.