«Путь к успеху»
Программа коррекционно – развивающего курса
для учащихся 5 –8 классов с ОВЗ (ЗПР, ТНР)
Составитель: Дорошева Ольга Викторовна
Педагог – психолог первой кв. категории
Возраст учащихся – 12-15 лет
Срок реализации программы – 1 год
Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка
Нормативно – правовая документация
Психологическая характеристика учащихся с ОВЗ (ЗПР) и ОВЗ (ТНР)
Психологическая характеристика подросткового возраста
2. Общая характеристика курса
3. Описание места курса в учебном плане ОУ
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса
5. Содержание курса
6. Тематическое планирование занятий с определением основных видов деятельности
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
8. Планируемые результаты изучения курса
Тюмень, 2019
Пояснительная записка
Программа развивающего курса «Путь к успеху» предназначена для учащихся 5—8 классов общеобразовательных учреждений, получивших на ТПМПК рекомендацию обучаться по варианту ОВЗ (ЗПР) и ОВЗ (ТНР) и составлена в соответствии со следующими документами:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Письмо МО РФ от 27.06.2003г. №28-51-513\16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
3. Письмо Минобрнауки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами» от18 апреля 2008г.;
4. Письмо МО Ф от 16.04.2001 №29\1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями)»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
6. Основная общеобразовательная программа МАОУ ГИМНАЗИЯ № 83 города ТЮМЕНИ;
7. Годовой план работы педагога – психолога МАОУ ГИМНАЗИЯ № 83 города ТЮМЕНИ.
Обучающийся с ОВЗ (ЗПР) и ОВЗ (ТНР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения. Учитывая причины возникновения учебных затруднений школьников, сходные психофизиологические особенности детей с ОВЗ ЗПР и ОВЗ ТНР, данные учащиеся могут заниматься по одной развивающей программе, направленной на их социализацию, развитие когнитивной сферы.
Учащиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ).
Учащиеся с ОВЗ ЗПР характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Категория учащихся с задержкой психического развития наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Все учащиеся с ОВЗ ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех учащихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у учащихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии учащихся с ОВЗ ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до учащихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От учащихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до учащихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи характеризуются пониженной способностью к дифференциации звуков, что негативно влияет на владение устной и письменной речью. Отсюда проблемы в овладении программой учебных предметов. Обучающиеся с ТНР имеют следующие особенности психофизического развития: позднее развитие речи, утомляемость, физиологическая незрелость, низкий самоконтроль, сниженная критичность, неустойчивое внимание, неумение работать в заданном темпе и сложности с организацией своей деятельности.
Среди причин возникновения ОВЗ ЗПР и ТНР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Данная программа предполагает занятия с учащимися ОВЗ ЗПР и ОВЗ ТНР подросткового возраста.
Подростковый возраст – это особое, исключающее покой состояние, 12-15 летние подростки – «люди на вокзале»: немного тревожно, хорошо известный мир прежнего оставлен позади, а впереди что-то неизвестное. Эйфория, тревога, отсутствие привычного, часто растерянность, обидчивость, вспыльчивость – чувства подростка на данном этапе.
Ведущая деятельность данного периода – общение со сверстниками: желание совместной деятельности, мотивация на занятие своего места в коллективе, стремление к автономии и признание ценности своего «Я». Именно в общении подростков происходит освоение моральных норм и ценностей, формирование самосознания и взаимопонимания. Постепенно происходит смена ценностей: теперь важно мнение не родителей, не педагогов, а сверстников или других «значимых взрослых». В этом возрасте идёт активная смена увлечений, интересов.
К новообразованиям данного возраста относятся пубертатное и когнитивное развитие, социализация и становление идентичности. Центральное новообразование подростка – «чувство взрослости». Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов учёбы, внешности, отношений с ровесниками. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Меняется внутренняя ориентация с морали послушания на нормы поведения взрослых.
Кроме того, происходит развитие самосознания (формирование «Я-концепции», система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). Подвергается сильному воздействию самооценка подростков, которым особо важны и нужны поддержка и одобрение взрослых. Происходит интенсивное развитие эмоционального интеллекта.
Изменения, происходящие с ребёнком в детстве, носят скачкообразный характер. Каждый такой «квантовый скачок развития» (Д. Стерн) завершается появлением новой личности, взрослением. Конечно, взросление – это рост, увеличение массы, изменение физических пропорций тела. Но также это изменение личности.
Подростковый возраст – это период взросления, это переход от детства к взрослости. По мнению С. Холла, «этот период воспроизводит эпоху хаоса – столкновение полуварварских способов существования с требованиями социума», «подростковый возраст – это период бури и натиска».
Существует ряд противоречий, присущих данному возрасту:
чрезмерная активность, приводящая к изнурению;
смена весёлости унынием;
уверенность в себе, переходящая в застенчивость;
смена высоких нравственных стремлений низкими побуждениями;
чередование активного общения с замкнутостью.
В развитие подростка на данном этапе вмешивается чрезвычайно мощный биологический фактор – половое созревание, которое не только меняет всю структуру психической жизни подростка, но и делает его особенно чувствительным к внешним воздействиям – как биологическим, так и социальным. Подростки имеют массу проблем с организацией своей жизни. Они часто импульсивны, им тяжело концентрироваться и трудно направлять свои волевые усилия. Цели могут быстро меняться, не вызывая сожалений.
На данном этапе возникает новая форма подросткового эгоцентризма. Ж. Пиаже назвал её «наивным идеализмом» подростка, стремящегося к переустройству мира. Подросток приписывает своему мышлению неограниченную силу, поэтому любые его мечты не кажутся ему фантазиями (помыслить = сделать).
В этот период (по мнению Д. Б. Эльконина) учёба отступает на второй план. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников. Поэтому он активно ищет друзей, компанию – всех тех, кто сможет его по-настоящему понять. В этом возрасте идёт активная смена увлечений: от смены кружков и секций до увлечения кумирами, музыкальными течениями, компьютерными играми, которые нередко перетекают в зависимость. Эти увлечения объединяют подростков, в том числе в стихийные клубы, интернет-сообщества. Если подростку не удаётся найти своё место среди сверстников, то он может с головой уйти в виртуальный мир или стать правонарушителем, демонстрируя различные формы девиантного поведения.
Э. Шпрангер характеризует этот этап как «возраст мечтаний, неясных стремлений, неудовлетворённости, пессимистических настроений, возраст повышенной нервозности и максимума суицидов». Это объясняется кризисом подросткового возраста, содержанием которого является освобождение от детской зависимости и обретение определённого положения в социуме взрослых.
Цель – проведение развивающих занятий с подросками ОВЗ ЗПР и ОВЗ ТНР.
Задачи –
определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка;
развивать личностные качества подростков с ОВЗ ЗПР и ОВЗ ТНР, а также когнитивную сферу: внимание, мышление, память, воображение в процессе участия в моделируемых ситуациях общения;
повышать мотивацию и интерес к учению за счёт обеспечения ситуации успешности.
Общая характеристика курса
На занятиях этого курса в увлекательной форме (игры, тренинги, работа в мини-группах) учащиеся 5х – 8х классов с ОВЗ ЗПР и ОВЗ ТНР смогут познакомиться с особенностями внутреннего мира человека, лучше узнать себя и других, преодолеть разного рода трудности, возникающие в процессе социализации в учебной деятельности. Также предполагается помощь учащимся в усвоении АООП, проведение занятий по развитию когнитивной сферы.
Описание места курса в учебном плане ОО
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года
= 35 занятий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Снижение тревожности Уверенное поведение Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки Формирование толерантности Управление отрицательными эмоциями | Осознание требований взрослых и соответствие им Установление межличностных отношений со взрослыми Принятие и соблюдение правил жизни класса и школы Навыки конструктивного общения с одноклассниками | Навыки разрешения межличностных конфликтов Навыки общения в группе сверстников и со взрослыми Повышение учебной мотивации Развитие учебного интереса |
Содержание учебного курса
1 блок, 5 занятий:
«Мои чувства». Цель: развитие внимания подростка к самому себе, своим чувствам, переживаниям, проблемам, настроению, обучение умению осознавать и контролировать своё поведение и эмоциональное состояние, адекватному выражению своих эмоций.
2 блок, 6 занятий:
«Моё общение». Цель: развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей людей, особенностей конструктивного общения, формирование и развитие навыков разрешения конфликтов.
3 блок, 5 занятий:
«Моё учение». Цель: формирование представлений учащихся о когнитивных процессах – памяти, мышлении, внимании, речи; обучение приёмам развития данных когнитивных процессов.
4 блок, 6 занятий:
«Я и мои друзья». Цель: содействие в создании атмосферы психологической безопасности в группе; обучение умению осознавать и контролировать своё поведение и эмоциональное состояние, адекватному выражению своих эмоций; развитие толерантности и понятий «друг», «дружба»
5 блок, 6 занятий:
«Я – взрослый?». Цель: получение нового опыта, новых знаний о мире взрослых и о себе в этом мире; осознание компетенций, личностных качеств, необходимых взрослому человеку.
6 блок, 7 занятий:
«Я и разные миры». Цель: обучение эффективным способам общения, умению понимать себя и других, отстаивать свои границы.
Всего: 35 занятий
Тематическое планирование занятий с определением основных видов деятельности
№ | Тема занятия | Цель занятия |
| 1 блок «Мои чувства», 5 занятий. |
1. | Зачем нам чувства Как я выражаю свои чувства и эмоции | Создание условия для обращения участников к собственному миру чувств, осознания важности всех чувств, обогащения словаря эмоций. Создание возможности поведения исследования своей эмоциональной жизни |
2. | Моё поведение. | Развитие умения адекватно выражать свои эмоции, обучение способам саморегуляции. |
3. | Мои обиды и мои огорчения. | Объяснение понятию «обида», нахождение способов борьбы с обидой, развитие умений сопереживать, выработка положительных эмоций. Выражение возможных причин огорчений, обучение управлению своим настроением. |
4. | Тревога, страх, печаль. | Анализ психологической природы тревоги, страха, печали. Снижение эмоционального напряжения, связанного с тревожащими ситуациями в жизни подростков |
5. | Радость. | Выработка навыков регуляции поведения |
2 блок «Моё общение», 6 занятий. |
1. | Я и ты – действуем вместе. | Установление группового взаимодействия и доверия, развитие эмпатии. |
2. | Взаимодействие в группе. | Отработка и закрепление навыков взаимодействия в команде, формирование и развитие группового сплочения, навыков взаимопомощи |
3. | Конфликт и его причины. | Прояснение понятия «конфликт», его положительных и отрицательных сторон, понимание причин межличностных конфликтов |
4. | Конструктивное поведение в конфликте. | Обучение взаимодействию в конфликтной ситуации. Выявление стратегий поведения в конфликте |
5. | Мои конфликты. Мои способы решения конфликтов. | Знакомство с понятием конфликтной ситуации и особенностям поведения в ней. Обучение учащихся способам выхода из конфликтных ситуаций. |
6. | Мы – команда. | Отработка и закрепление навыков взаимодействия в команде, формирование и развитие группового сплочения, навыков взаимопомощи |
| 3 блок «Моё учение», 5 занятий. |
1. | Мой выход из трудной ситуации. | Управление своим настроением, обучение поиску возможного выхода из проблемной ситуации. |
2. | Моё «Нет!» и моё «Да». | Обучение осознанному отказу и помощь учащимся в осознании ответственности за свой выбор. Обучение детей пониманию и принятию чувств других людей, представлению о сотрудничестве, воспитание толерантности. |
3. | Моё «хорошо» и моё «плохо». | Осознание причин успеха и неуспеха в учёбе. Понятие об учебной мотивации: внутренней и внешней. |
4. | Моё внимание и память. | Знакомство с механизмами данных познавательных процессов, обучение приёмам – играм развития внимания и памяти. |
5. | Моё мышление и мои способности. | Знакомство с механизмом данного познавательного процесса, обучение приёмам – играм развития мышления. Обучение осознанию своих способностей и возможности саморазвития. |
| 4 блок «Я и мои друзья», 6 занятий. |
1. | Говорим о друзьях. | Актуализация и обогащение опыта, связанного с дружескими отношениями |
2. | Отношения друзей. Понимаем друг друга. | Получение нового эмоционального опыта, связанного с проживанием отношений; осознание понятий «свобода» и «границы» в отношениях. Актуализация опыта понимания в отношениях; приобретение навыков активного слушания |
3. | Уверенное и неуверенное поведение. | Осознание разницы между уверенным, неуверенным и агрессивным поведением. |
4. | Какой друг я. Я глазами других. | Актуализация возможности почувствовать особенности своей личности; получение нового опыта обращения к собственному внутреннему миру. Получение возможности обратной связи о себе от других людей |
5. | Моя агрессия. | Знакомство с понятиями «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение», выработка приемлемых способов разрядки гнева и агрессии. |
6. | Здорово быть друзьями | Обобщение опыта самопознания по данной теме |
5 блок «Я – взрослый?», 6 занятий. |
1. | Мир взрослых | Актуализация представлений подростков о мире взрослых, получение нового эмоционального опыта |
2. | Мой взрослый мир | Анализ состояния собственной взрослости, различий представлений о взрослости и реализации в жизни |
3. | Дети-подростки-взрослые | Формирование умения принятия ответственности, оценка степени собственной взрослости |
4. | Ответственность и принятие решений | Анализ собственного стиля принятия решений, получение обратной связи от других участников группы |
5. | Конструктивное взрослое общение | Осознание ожиданий от мира взрослых; обучение выражению негативных чувств конструктивным способом |
6. | Я в ответе за своё будущее | Актуализация образа желаемого будущего и путей достижения делаемого будущего |
| 6 блок «Я и разные миры», 7 занятий. |
1. | Уникальность и различия | Осознание возможности существования различных мнений, взглядов |
2. | «Другие» в нашей жизни | Осознание различий и сходства между людьми; осознание собственной и чужой уникальности; развитие толерантности |
3. | Разные нормы и правила. | Осознание возможности сосуществования различных мнений и взглядов, обсудить явление стигматизации людей, актуализация и проработка чувств участников, связанных с предрассудками и стереотипами в отношении разных людей |
4. | Мир вокруг меня. | Актуализация собственных ресурсов для их освоения окружающего мира. |
5. | Виртуальный мир. | Осознание ограничений и опасностей реального мира; осознание приоритетов и ценностей реального мира. |
6. | Жизнь в мире различий | Обучение умению проявлять толерантность, распознавать стереотипы и предрассудки, отстаивать собственное мнение |
7. | Ярмарка моих достоинств. | Закрепление навыков самоанализа, развитие уверенности детей в себе. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Классная доска
Тетради для занятий
Карандаши, фломастеры
Проектор
Аудиодиски
Мячи
Пластилин
Диагностические тесты
Литература:
Андронникова О. О, Перевозкина Ю. М. : Психология развития и возрастная психология», НОУ ВПО НГИ, Новосибирск, 2013
Голубева Ю. А, Григорьева М. Р. и др. : «Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий». «Учитель», Волгоград, 2013
Кривцова С. В, Рязанова Д. В. и др.: «Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками», «Москва», 2017
В качестве контрольно-измерительных материалов по данному курсу применяются методики диагностики педагога-психолога:
Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптация младших подростков», НПф «Амалтея», Санкт-петербург, 2007
Методика определения отношения к школе В. Кореневской
«Лесенка самооценки» В. Щура
Методика изучения отношений в классном коллективе «Дерево» Д. Лампена
Тест тревожности Филлипса
Методика диагностики в процессе совместной деятельности «Рукавички» Г. Цукермана
Диагностика агрессии Басса-Дарки
Социометричекое исследование
Планируемые результаты изучения учебного курса
1. Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с педагогами учителями и другими сотрудниками школы.
2. Повышение уровня психологической готовности к обучению на данном этапе (снижение школьной тревожности, повышение учебной мотивации, самооценки)
3. Формирование учебных навыков (групповая сплоченность, соответствие нормам и правилам жизни класса, адекватное поведение в новых школьных ситуациях, конструктивные способы разрешения конфликтов, формирование безопасной атмосферы в группе)
4. Развитие когнитивных процессов: произвольной памяти, устойчивости внимания, эмоционального интеллекта, целеполагания, самоконтроля.