Путь к успеху
(социальное становление воспитанников)
В настоящее время показателем сформированности социального становления личности ребёнка, особенно ребёнка-сироты, жизненной успешности можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях.
Сложность социального становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается в их личностных особенностях. Отправляясь в самостоятельную жизнь, наши дети нередко повторяют судьбы своих родителей: попадают в криминальные структуры, страдают алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, занимаются проституцией, имеют суицидальные наклонности. Существует печальная статистика, констатирующая факты определения в детский дом детей бывших воспитанников. Причины этого явления объясняются их неумением адаптироваться к социальной действительности, стать полноценными гражданами общества. Большое количество преступлений, совершаемых выпускниками детских домов и школ-интернатов за последние годы, убеждает в том, что эта проблема носит острый социальный характер и является актуальной для изучения.
На современном этапе одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами, работающими с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является комплексное сопровождение социального становления личности воспитанников, обеспечивающее успешное вхождение ребенка в жизнь общества.
Понятие социализация мы рассматриваем через такие категории, как «социальное становление личности», «социальное благополучие личности », «самореализация личности», «социальная активность личности».
Рассматривая проблемы становления личности, мы основывались на методологическом положении Б. Г. Ананьева, согласно которому, развитие личности - «есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция …». А.В. Петровский, занимаясь проблемой становления личности, обосновал аспекты (измерения) личности:
личность рассматривается в пространстве межиндивидных связей и межличностного общения;
личность прослеживается в ее развертывании за пределами совместной деятельности и общения.
личность выступает как идеальная представленность и продолжение себя в других людях.
По определению А.В.Петровского – «развитие есть основной способ существования личности…». На развитие личности воспитанников влияет социальная среда. Для многих тысяч детей в нашей стране такой социальной средой становится детский дом.
По мнению Б.Г. Ананьева, социализация протекает в двух направлениях: становлении человека как личности и как субъекта деятельности.
Основные стадии социализации:
на стадии первичной социализации (от рождения до подросткового периода) ребенок некритически усваивает социальный опыт, адаптируется, приспосабливается, подражает;
на стадии индивидуализации появляется желание выделиться среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения;
стадия интеграции наступает в молодости и проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом.
трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости, трудовой деятельности;
на послетрудовой стадии социализации человек
рассматривается как личность, которая вносит существенный вклад в передачу социального опыта новым поколениям.
Понятие становление личности в педагогике еще не получило четкого определения. Мы рассматриваем становление как процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности воспитанников под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Центральной проблемой становления личности воспитанников является раскрытие закономерностей перехода от низшего уровня развития к высшему. Переход от одного уровня к другому осуществляется на основе диалектического принципа развития: в процессе эволюционного развития возникают и накапливаются противоречия, которые приводят к переходу на новый, более высокий уровень.
Идея социальной ситуации развития была сформулирована
Л.С. Выготским для характеристики системы отношений между ребенком и социальной действительностью. Важным моментом развития личности на определенной стадии становится ее отношение к самой себе. Осознание своих свойств и качеств приводит индивида к формированию потребности быть личностью.
Понятие ведущая деятельность раскрыто в трудах А.Н. Леонтьева. Каждая стадия становления характеризуется разнообразными видами деятельности; осуществляя их, личность разносторонне развивается. Но всегда имеется одна деятельность, которая выполняет определяющую, ведущую функцию в развитии личности. Особую роль в превращении той или иной деятельности в ведущую играет отношение личности к ней.
Факторы становления личности
природная среда (географические и климатические условия);
биологическая организация личности (наследственность);
социальная среда (решающая роль воспитания и обучения, деятельность, социально-экономические условия жизнедеятельности);
активность личности;
случайные события и обстоятельства (становление личности имеет два взаимосвязанных измерения, одно – вертикальное, отражает место человека в социуме: социальный статус, роли, достижения, неудачи, потери и др.; другое, горизонтальное, представляет собой временное измерение как определенную последовательность стадий личностного развития).
На разных стадиях становления личности влияние этих факторов неоднозначно. Важное значение в становлении личности имеют
потребности как источники активности. А. Маслоу выделил пять базовых уровней потребностей:
физиологические потребности;
потребности в безопасности;
потребности в общении, привязанности и любви, присоединении и принятии;
потребности в уважении, самоуважении;
потребности в самоактуализации, в реализации своего потенциала, в творчестве.
По А. Маслоу, такое иерархическое расположение основных потребностей является главным признаком, лежащим в основе организации мотивации человека.
Следует отметить, что проблемы социализации периода становления личности всегда были одним из ведущих направлений психолого-педагогической науки.
Особого внимания в рамках рассматриваемой проблематики заслуживают работы, в которых дается подробный анализ особенностей развития детей-сирот (П.Н. Бережнова1, В.С. Мухина2, и др.).
Вопросы педагогического сопровождения подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни постоянно находились в поле зрения ученых: А.С. Макаренко3, В.А. Сухомлинского4, С.Т. Шацкого5 и др.
Педагогический коллектив реализует задачи успешной социализации воспитанников - введение ребенка в мир современных общественных отношений, адаптации воспитанников к жизни в современном обществе, формирование основных социальных навыков, без которых у выпускников детского дома не получится стать полноценным его членом.
Теоретико-методологическую основу нашей деятельности составили:
концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка (Л.В. Байбородова, А.В.Мудрик, М.И.Рожков);
социально-ролевая концепция в педагогике (Н.М. Таланчук, В.П.Созонов), ориентирующая на признание социальной среды как важнейшей детерминанты формирования личности ребенка;
теории социально-педагогического сопровождения и поддержки (Л.И. Аксенова, О.С.Газман), в рамках которых разработаны
методологические основы организации социально-педагогического сопровождения, применимые, в частности, при сопровождении детей-сирот;
теории социальной педагогики: теория педагогической поддержки, теория педагогического сопровождения, теория социального развития и теория социализации (А.В.Мудрик, Ю.Н. Галагузова, Н.Н. Суртаева)
современные теории личности и деятельности (И.К. Дракиной, Н.В. Пановой).
В своей работе по социальному становлению личности воспитанников выделили наиболее значимые подходы:
личностно-ориентированный подход – опора на уже сформированные личностные структуры воспитанников (их мотивацию, ценности, самосознание);
гуманистический подход – признание активной роли самого ребенка, его право на выбор, вера в способность воспитанников делать правильные выборы (ребенок не пассивный объект воздействия, а активный субъект);
системный подход – взаимодействие различных специалистов: психологов, врачей, физиологов, социальных педагогов;
комплексный подход – использование целого комплекса различных методик и приемов при организации деятельности;
индивидуальный подход – учет индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей воспитанников.
Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, нам, педагогам, необходимо научить воспитанников осознавать свои проблемы, принимать жизненные обстоятельства такими, какие они есть, научить их перестать жалеть себя, начать формировать свой жизненный путь, свою жизненную концепцию с позиции ответственности за себя.
1 Бережнова П.Н. Диагностика психической направленности детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1995.
2 Мухина В.С. Дети детских домов и школ-интернатов о себе (ретроспективная рефлексия, обращенность в настоящее и будущее) / Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991.
3 Макаренко А.С. Методы воспитания: Сочинения: В 7 т. М., 1959-1960.
4 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.
5 Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1958.