СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Путешествие к дому с мезонином» (сценарий литературно-музыкальной гостиной к 160-летию со дня рождения А.П. Чехова)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущий:

 

 

(зажигает свечу): Свеча — символ человеческой жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая; а пламя ее как человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет ее беззащитен и нежен. Одаривая нас своим светом, свеча сгорает дотла, но, пока она горит, нам хорошо рядом с ней: она разделяет нашу боль и нашу радость.

Ведущий:

Говорят, что использовать свечи нерационально. Мало света от них. То ли дело — электрический светильник! Его свет проникает во все уголки.

Просмотр содержимого документа
««Путешествие к дому с мезонином» (сценарий литературно-музыкальной гостиной к 160-летию со дня рождения А.П. Чехова)»

«Путешествие к дому с мезонином»

Сценарий литературно-музыкального вечера

к 160-летию со дня рождения А.П. Чехова


Звучит "Осенняя песня" из "Времен года" П.И. Чайковского

Ведущий:



(зажигает свечу): Свеча — символ человеческой жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая; а пламя ее как человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет ее беззащитен и нежен. Одаривая нас своим светом, свеча сгорает дотла, но, пока она горит, нам хорошо рядом с ней: она разделяет нашу боль и нашу радость.

Ведущий:

Говорят, что использовать свечи нерационально. Мало света от них. То ли дело — электрический светильник! Его свет проникает во все уголки.

Ведущий:

Но когда все вокруг освещено одинаково ярко, как отличить главное от второстепенного? Великое от малого? Ведь любая незначительная вещь на близком расстоянии и ярко высвеченная может показаться неимоверно важной и весомой и затмить собою то, что еще величественнее и выше.

Ведущий:

А что же выше?

Ведущий:

Да сам человек! Человек зажигает свечу. Слушая музыку и стихи, приходя в храм, чтобы помолиться об ушедших и во здравие сущих. И тогда все вторичное уходит во тьму, и остается он один на один со своей душой, со своим внутренним миром. И тогда...

«Легенда о розе» П.И. Чайковский

Ученик 1:

(читает под музыку отрывок из рассказа "Крыжовник"): "К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное... Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество... слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился... Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча... Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит никого».

Ведущий:

Эти слова были написаны более 100 лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни: в них - весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым "человеком с молоточком", который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что "в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Сегодня мы хотим рассказать вам о таком человеке.

Звучит "Песнь жаворонка". На сцене портрет А.П. Чехова

Ученик 2:

Антон Павлович Чехов родился 16 января 1860 года в Таганроге, в доме на Полицейской улице (ныне Чеховская улица, дом 47). Это дом на Полицейской улице был маленьким домиком из земляного кирпича, беленым снаружи и внутри. Он сохранился и поныне, там сейчас находится дом-музей А.П.Чехова. В нем три комнатки, общей площадью 23 квадратных метра. Увидев его уже взрослым, Чехов писал: « Дивлюсь, как это мы могли жить в нем?

Ученик 3:

Оба деда Антона Павловича Чехова - по отцу и по матери - были крепостными крестьянами, выкупившимися на волю еще до реформы 1861 года. Отец - уже был купцом второй гильдии и хозяином бакалейной лавкой в Таганроге, в семье было шестеро детей — Александр, Николай, Антон, Иван, Мария, Михаил.

Ученик 4:

Самые нежные, теплые ощущения раннего детства связаны у Чехова с матерью. "Мать - добрая, кроткая и разумная женщина, ей я и мои братья обязаны многим", - написал А.П. Чехов в одном из своих писем. Сострадание к людям, ко всему живому, было передано ему матерью. Он всю свою дальнейшую жизнь лечил и тело, и душу, и всегда с готовностью откликался на боль и страдание.

Ученик 2:

Обанкротившись, в 1876 году отец Чехова бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Шестнадцатилетний гимназист зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. При этом он умудрялся еще помогать родителям.

Ученик 3:

После окончания гимназии Антон Чехов приехал в Москву с рукописью драмы (так и не увидевшей света). Он поступил на медицинский факультет Московского университета. Тогда же начал печатать в мелких юмористических журналах Москвы и Петербурга юморески, пародии, юмористические миниатюры под псевдонимами Антоша Чехонте, «Человек без селезенки» и др. За счет литературных заработков Антона семья главным образом и держалась на первых порах в столице.

Ученик 4:

Он с поразительной точностью и художественной выразительностью умел: рисовать живые образы и картины своего времени, давать яркие характеристики персонажам, создавать незабываемые оригинальные произведения. Давайте вспомним некоторые из них.

Мусоргский М. «Блоха»

Сценка 1. Отрывок из рассказа «Хамелеон».

На сцене полицейский надзиратель Очумелов (в шинели, накинутой на плечи), за ним городовой (на нем фуражка, мундир, под­поясанный ремнем; брюки заправлены в высокие сапоги). Вдруг из-за занавеса раздается крик.

Действующие лица:

Городовой Елдырин

Мастер Хрюкин

Очумелов

Крестьянин

Голос матери Хрюкина:

Так ты кусаться, окаянная! Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А...а! (Слышится собачий визг)

Городовой Елдырин:

Никак беспорядок, ваше благородие! (В это время выбегает Хрюкин с поднятой вверх рукой и несколько зевак, из ремесленных и крестьян)

Очумелов:

(сердито Хрюкину) Это ты кричал? По какому случаю такой шум? (Рассматривает палец, который Хрюкин подносит прямо ему к лицу)

Хрюкин:

Иду я, ваше благородие, никого не трогаю, и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец! А я этим пальцем, может, неделю не пошевельну. Если каждый будет кусаться, то лучше не жить на свете!

Очумелов:

(сердито) Чья собака? Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! (Обращаясь к Елдырину) Елдырин, узнай, чья это собака. И составляй протокол. (Задумывается) А собаку истребить надо, немедля! Она, наверное, бешеная. Чья это собака, спрашиваю?!

Крестьянин:

Кажись, генерала Жигалова!

Очумелов:

Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно быть, перед дождем... (Обращаясь к Хрюкину, строго) Как же она тебя могла укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты вон какой здоровила! (Рассматривает палец укушенного. Хитро) Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтобы соврать! Знаю вас, чертей!

Ремесленник:

(угодливо) Он, ваше благородие, ей цигаркой в морду для смеху, а она — не будь дура, и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!

Елдырин:

(Во время разговора глядел куда-то за занавес, явно соображая о принадлежности собаки, укусившей Хрюкина) Нет, это не генеральская... (Глубокомысленно) У генерала таких нет, у него все больше лягавые...

Очумелов:

Ты это верно знаешь?

Елдырин:

Верно.

Очумелов:

Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — черт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только. И этакую собаку держать? Попадись она в Петербурге или Москве, там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши!

Елдырин:

(думает вслух) А может быть, и генеральская... На морде у ней не написано!

Очумелов:

(в недоумении) Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто. Что-то ветром подуло... Знобит. И отведи ее к генералу и спроси. Скажешь, что я нашел ее и при­слал. И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу. Она, может быть, дорогая. А ежели каждый свинья будет ей в нос цигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь... (Грозно обращаясь к Хрюкину) А ты, болван, опусти руку! Сам виноват!.. (Хрюкин недоуменно смотрит то на Очумелова, то на свой палец. Все уходят)

Мусоргский М. «Блоха»

Ведущий:

Первые московские публикации молодого автора привлекли внимание литературной общественности. В 1885 году Антон Павлович побывал Петербурге, где он познакомился с Д.В. Григоровичем. Через несколько месяцев от Григоровича пришло письмо: «У Вас настоящий талант — талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколения». О том, какое произвело впечатление на молодого писателя это письмо, говорит восторженный тон ответа (вообще-то не свойственный Чехову): «Ваше письмо, мой добрый, горячо любимый благовеститель, поразило меня, как молния... Как Вы приласкали мою молодость, так пусть Бог успокоит Вашу старость... У меня в Москве сотни знакомых, между ними десятка два пишущих, и я не могу припомнить ни одного, который читал бы меня или видел во мне художника»

Ведущий:

Скоро Чехов вырабатывает свой стиль короткого рассказа. По свидетельству современника «крохотные рассказы Чехонте засверкали на газетных листах, как рассыпанные на сером листе алмазы». Авторский юмор улыбчив и безобиден, но нередко становится острым больно жалящим. В других случаях этот юмор делается печально - сочувственным, за ним скрываются грустные размышления писателя о недостатках и пороках отдельных людей и общества в целом. Рассказ-сценка - это всегда зарисовка, выхваченная из жизни и представленная на обозрение, «кусочек жизни без начала и конца». И пусть Чехов сам говорил, что: «Писать для детей вообще не умею», но кто из нас не знаком с Каштанкой и Белолобым, у кого не защемит сердце, читая историю маленького ученика сапожника Ваньки Жукова.

«Песня Вани» Ф. Глинка

Сценка 2.

Действующие лица:

Ванька

Хозяин сапожной лавки в Москве

Хозяйка - его жена

В доме у Аляхиных.

Плач ребенка, появляется Ванька, берет ребенка, поет колыбельную песню, садится и засыпает. Появляется хозяин Аляхин

Хозяин:

Ты что, спишь? Не слышишь, дитя орет? Я тебя за что кормлю? Ты у меня задарма хлеб ешь! Я тебя сейчас научу!.. (Хватает Ваньку, кладет на лавку и хлещет его веником) Я тебе задам! Вот тебе! Вот тебе!

Хозяйка:

(появляется хозяйка) Ни днем, ни ночью нет покоя. Это что за работник! Ни за ребенком посмотреть, ни по хозяйству помочь. Давеча я тебе выволочку за селедку устроила, сейчас еще больше попадет. Еды никакой не получишь.

Ванька:

(хозяева уходят, Ванька, качая ребенка, плачет) «Приезжай, милый дедушка, Константин Макарыч. Христом-богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай».

Ведущий:

Многие его произведения занимают всего несколько страниц, но порой на этих страницах умещается целая жизнь. Типичный чеховский персонаж — обыкновенный человек, мы сегодня сказали бы, среднестатистический представитель своего сословия.

Ведущий:

Наряду с литературной работой Чехов ведет медицинскую практику. Служит врачом в Воскресенске, в Звенигороде. Врачебная деятельность обогатила жизненный опыт писателя, обострила наблюдательность. В 1890-м году Чехов уже был знаменитейшим писателем.

Ведущий:

Не довольствуясь уже накопленным запасом впечатлений, Чехов предпринял в 1890 г. долгое и трудное по тем временам путешествие на Сахалин, где тщательно изучал жизнь каторжан и ссыльных.

Ведущий:

После увиденного на «каторжном острове» Чехов значительно резче и беспощаднее стал относиться ко многим явлениям российской действительности и им овладела жажда перемены обстановки. Скромное имение Мелихово в Серпуховском уезде Антон Павлович купил по объявлению в газете, не глядя, зимой 1892 года.

«Если я врач, мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке с мангустом».

Антон Павлович был счастлив, приобретя собственный дом.

Учитель 1:

Мелихово стало настоящей «чеховской усадьбой». Новый низкий дом без всякого стиля, но с собственным уютом. Лучшая комната отведена Антону Павловичу под кабинет. Зимой окна до половины заносило снегом. Иногда зайцы заглядывали в них из сугробов, становясь на задние лапки. А весной в окна смотрели цветущие яблони, за которыми ухаживал сам Антон Павлович. Он особенно любил цветущие яблони и вишни. Обстановка была более чем скромная. Главное украшение — безукоризненная чистота, много воздуха и цветов.

Там было удобно, молодо и весело.

Учитель 2:

Из семи лет, проведённых А.П. Чеховым в Мелихове, две осени были отданы самоотверженной борьбе с холерой. Особенно тяжело пришлось в 1892— 1893 годах. 11ять холерных бараков и два медицинских пункта организовал доктор А.П. Чехов на своём участке. Он писал АС. Суворину...

Учитель 3:

«У меня в участке 25 деревень, 4 фабрики и 1 монастырь. Утром приёмка больных (с 5 до 9 часов), а после утра разъезды. Езжу, читаю лекции, лечу... Не принадлежать себе... вздрагивать по ночам от собачьего лая и стука в ворота (не за мной ли приехали?), ездить на отвратительных лошадях по неведомым дорогам и читать только про холеру и ждать только холеры... Это, сударь мой, такая окрошка, от которой не поздоровится».

Учитель 1:

Только за лето 1892 года им было принято около тысячи больных, причём этот труд не оплачивался. Врачебная деятельность А.П. Чехова не ограничилась эпидемией холеры. Он служил земским врачом и постоянно оказывал медицинскую помощь жителям близлежащих деревень. К нему со всей округи шли, ехали больные. Он осматривал, выслушивал, выстукивал, назначал лечение, да ещё снабжал бесплатным лекарством.

Учитель 2:

Едва отступила холера, А.П. Чехов занялся устройством сельских школ. Его трудами были открыты школы в Мелихове и близлежащих селах. Во время жизни в Мелихове Антон Павлович принимал участие во Всероссийской народной переписи 1897 года. Он заведовал переписным участком — ему выделили целую волость с 16 деревнями. За участие в ней Антон Павлович был награждён бронзовой медалью.

Учитель 3:

Счастливый дом - так отзывались о мелиховской усадьбе те, кому довелось побывать здесь. Как только приезжали гости, жизнь в усадьбе круто менялась: устраивали розыгрыши, костюмированные вечера, ездили на Святки ряжеными к соседям, играли на рояле. Хорошая музыкантша Лика Мизинова садилась за рояль, кто-нибудь пел. Антон Павлович обыкновенно заказывал те вещи, которые ему особенно нравились: Ф. Шопена, Э. Грига, Л. Ван Бетховена.

Очень нравилась ему музыка П.И. Чайковского, некоторые романсы Ф. Глинки, например «Не искушай меня без нужды».

Звучит романс Ф. Глинки «Не искушай меня без нужды»

Ведущий:

На таких вечеринках, или суаре, как назывались они в то время, не обходилось без чтения коротких юмористических рассказов А.П. Чехова. Для него ни одно явление жизни не было маленьким: всё достойно наблюдения. Сквозь одно маленькое явление человеческий характер он видел очень далеко и очень глубоко. Его маленькие рассказы стоят других многотомных произведений. В них боль, страдание, ирония, любовь, юмор.

Звучит «Мазурка» Ф. Шопена



Сценка 3. «Вишневый сад»

Действующие лица:

Лопахин

Любовь Андреевна

Варя

Аня

Ученик

Ученик:

Последняя пьеса Чехова «Вишневый сад» создавалась накануне первой русской революции, в пору оживления общественной жизни. В общем жизнеутверждающем тоне отразились новые настроения эпохи.

Лопахин:

Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, веселое. (взглянув на часы) Сейчас уеду, некогда разговаривать… ну, да я в двух-трех словах. Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть… Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.

Любовь Андреевна:

Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.


Лопахин:

Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить… например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…

Любовь Андреевна:

(уходящему Лопахину) Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.

Варя:

(подходит к окну) Взгляните, мамочка: какие чудесные деревья! Боже мой, воздух! Скворцы поют!

Любовь Андреевна:

(приближается к Варе, смотрит в окно, Варя садится на стул) О, мое детство! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (смеется от радости) Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья… (мечтательно, садится рядом с Варей)

Любовь Андреевна:

Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…

Лопахин:

Надо окончательно решить, – время не ждет. Вопрос ведь совсем пустой. Согласны вы отдать землю под дачи или нет? Ответьте одно слово: да или нет? Только одно слово!

Лопахин:

Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете. (уходит)

Ученик:

В пьесе один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. Это – вишневый сад. У Раневской с ним связаны воспоминания всей жизни. Вернее даже сказать, что не она владелица сада, а он – ее владелец.

(Лопахин возвращается)

Любовь Андреевна:

Что на торгах? Рассказывайте же! Продан вишневый сад?


Лопахин:

Продан. (сконфуженно, боясь обнаружить свою радость)

Любовь Андреевна:

Кто купил?


Лопахин:

Я купил. (Любовь Андреевна угнетена. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит) Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… (смеется) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреича было только пятнадцать тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (хохочет) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, все это мне представляется… (топочет ногами) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже на кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…

(поднимает ключи, улыбаясь; звенит ключами)

Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, Как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй!

(с укором)

Отчего же, отчего вы меня не послушали?...

(уходя) Что ж такое? Музыка, играй отчетливо! (с иронией) Идет новый помещик, владелец вишневого сада! (толкнул нечаянно столик, едва не опрокинул канделябры) За все могу заплатить!

(к Любови Андреевне подходит Аня)

Аня:

Мама!… Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, я люблю тебя… я благословляю тебя. Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!

(уходят)

Ученик:

«Вишневый сад» - пьеса про счастье, про разное счастье разных людей…

Звучит «Мазурка»

Ведущий:

Весной 1897 года здоровье писателя резко ухудшилось. Процесс туберкулеза легких, начавшийся еще ранее и проходивший незаметно для Антона Павловича, обострился. Врачи запретили ему жить на севере.

Ведущий:

Осенью 1898 года Антон Павлович покупает в Ялте земельный участок и строит там дачу. Наступает последний период в жизни писателя, период, богатый творческими успехами, наполненный светом любви - в 1901 году он женился на актрисе Художественного театра О.Л. Книппер. И вместе с тем это было тяжёлое время. Он томится в Ялте, чувствует себя оторванным от жизни. Ему хочется быть в Москве, в центре событий.

Ведущий:

Подходила весна 1904 года. Здоровье Антона Павловича всё ухудшалось. Врачи посоветовали увезти его в Германию, в Баденвейлер. Начались сборы за границу. Однако, несмотря на болезнь, жизнерадостность не покидала писателя. Он мечтал о новой пьесе, совершенно нового для него направления. Сохранились воспоминания жены О.Л. Книппер-Чеховой о последних часах жизни Антона Павловича.

Ведущий:

«Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня смеяться, выдумывая один рассказ. Это было в Баденвейлере. После трёх тяжёлых, тревожных дней ему стало легче к вечеру... Антон Павлович тихо, спокойно отошёл в другой мир. В начале ночи он проснулся, и первый раз в жизни попросил послать за доктором... Пришёл доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давненько я не пил шампанского...», спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».

Ведущий:

В Москву тело А.П. Чехова было перевезено через несколько дней. Похороны состоялись в середине июля 1904 года. Могила писателя — на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могилы его отца.

Ведущий:

Прошло 160 лет со дня рождения великого писателя и драматурга. Но годы не властны над его творениями. Гуманизм А.П. Чехова, его искромётный юмор, глубокая вера в возможности русского человека понятны и близки нам, людям XXI века.

Звучит «Песнь жаворонка» из "Времен года" П.И. Чайковского

Чтец 1:

Тисненый том волнующих рассказов

Прочитан от начала до конца...

Метель свистит, поет и плачет сразу.

Метель доносит звуки бубенца.

Никто об этом больше не расскажет!

Закрой глаза — и вновь перед тобой Знакомые по книгам персонажи

Возникнут зримо длинной чередой.

Пройдут, как тени, через тихий город!

За Софьей Львовной — ведьма, почтальон

Миллионер — кутила Пятигоров,

Пришибеев и Хамелеон,

Профессоров усердных вереницы,

Храня и важность, и мундиров честь,

Пройдут со службы рядышком с больницей,

Где страшная палата № 6.

За ними вслед, в мечтах о славной Варе,

Но скупо освещенный поворот,

До глаз укутан, человек в футляре

С сугубой осторожностью пройдет.

А там, где площадь выметена чисто,

При фонарях в вечерней тишине

Увидишь на прогулке беллетриста —

Знакомую бородку и пенсне.

Благодари, встречай его с поклоном,

Ведь многое он людям рассказал.


(Е. Евстигнеев «Над книгой Чехова»)

Ведущий:

«А.П. Чехов жил и всегда будет жить в сердцах читателей. Посещение домика, в котором он родился, возбуждает много мыслей о прошлом и настоящем русского народа. Хочется, чтобы в нашей жизни было еще больше красоты и света, всего прекрасного, о чем так мечтал Антон Павлович…» читаем одну из многочисленных записей в книге отзывов в доме-музее писателя.

Чтец 2:

Ах, зачем нет Чехова на свете!

Сколько вздорных – пеших и верхом,

С багажом готовых междометий

Осаждало в Ялте милый дом…

День за днем толклись они, как крысы,

Словно он был мировой боксер.

Он шутил, смотрел на кипарисы

И, прищурясь, слушал скучный вздор.

Я б тайком пришел к нему, иначе:

Если б жил он, – горькие мечты! –

Подошел бы я к решетке дачи

Посмотреть на милые черты.

А когда б он тихими шагами

Подошел случайно вдруг ко мне –

Я б, склоняясь, закрыл лицо руками

И исчез в вечерней тишине. (Саша Черный)

Ведущий:

У бюста А.П. Чехова почти всегда цветы: иногда это большие яркие букеты, чаще – несколько простых цветков, ветка сирени или роза – скромный, идущий от сердца знак уважения к памяти писателя от людей, посетивших домик-музей.

Ведущий:

Так потихоньку сгорела еще одна свеча, Удивительным светом которой мы вряд ли сумели воспользоваться. Может быть, мы стали хоть чуточку светлей? Кто знает…

На сцену под музыку «Осенней песни» П. Чайковского выходят все участники теа­тральных постановок, герои чеховских рассказов. Кланяются


6