Конспект урока по географии 5 класс
Тема урока: Путешествие по Евразии
Тип урока: открытие новых знаний
Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, в группах
Средства обучения: ИКТ, предметные картинки, учебник, энциклопедии
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке:
словесные, наглядные, практические; методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы – работа с картой, учебником, дополнительной литературой.
Тема путешествие по Евразии
Цели урока: создать условия для усвоения знаний о значении глобуса, карты и аэрофотоснимков; помочь обучающимся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы .
Задачи урока: создать ситуацию для решения проблемного вопроса, побудить учащихся к поиску новых знаний; создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать познавательный текст; содействовать развитию у детей умению общаться.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ
Методы и приемы: словесный, демонстрационный, практический, мотивационный, оценивания, рефлексивный
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Объяснять: географические особенности природы и населения материков; определять: специфику природы и населения материков. | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради. | Осознание целостности природы Земли; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение работать в парах; овладение на уровне общего образования законченной системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. |
Основные понятия темы: материк, горы, равнины, реки, озера, климат, полезные ископаемые, население, страны.
Оборудование: учебник, атлас, мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация
Ход урока
I. Организационный момент :
приветствие;
сообщение темы урока.
II. Актуализация знаний учащихся .
Сегодня на уроке мы начнем путешествие по планете Земля. Какой же материк будет первым в нашем путешествии? На этот вопрос нам поможет ответить разгаданный кроссворд. Работа в парах:
Философ, доказавший шарообразность Земли (Аристотель)
Сторона горизонта (Восток)
Чертеж, изображающий поверхность Земли в уменьшенном виде (карта)
Прибор, с помощью которого можно ориентироваться (компас)
Третья планета Солнечной системы (Земля)
Линия, вдоль которой Земля движется вокруг Солнца (орбита)
Самая глубокая впадина (Марианская)
-Какое получилось у вас ключевое слово? Скажите, о каком материке сегодня пойдет речь на уроке? –Евразия
Итак, тема сегодняшнего урока: «Путешествие по Евразии» (вывесить на доску тему)
- Мы сегодня путешествуем на кораблях. А кто мне может уже назвать особенность материка Евразия? Почему возможно такое путешествие? (омывается водами четырех океанов)
III. Изучение нового материала
Цели: развитие внимания, мышления, памяти, умения сравнивать, анализировать и делать выводы
Адрес материка нам известен. Давайте теперь познакомимся с природой материка.
Предлагаю вам объединиться в пять групп. На ваших корабликах с обратной стороны поставлены цифры: 1, 2, 3, 4, 5 так вы объединитесь в группы.
1 группа - рельеф (горы и равнины)
2 группа - внутренние воды (реки, озера)
3 группа - климат
4 группа - население и страны
5 группа - растительный и животный мир
(На стол поставить табличку с названиями групп).
Итак, сегодня мы проведем исследование природы материка Евразия. Будем выявлять рекорды Евразии. Что это значит? А это значит, что на такой огромной площади материка есть нечто необычное, уникальное, что позволяет данный географический объект отнести к рекордсменам Евразии.
Перед вами задания.
Задания группам 1-4: Используя разные источники (энциклопедии, учебник с. 108-112, атлас) найти нужную информацию по вашему заданию, подписать значения в таблице и на доске
Характеристика | Географический объект | Числовое значение |
Самые высокие горы | Гималаи (Эверест) | 8848 м |
Самая большая по площади равнина | Восточно-Европейская (Русская) равнина | Площадь — свыше 4 млн кв. км. |
Самое глубокое озеро | Байкал | 1638 м |
Самое большое по площади озеро | Каспийское море | 396 тыс. кв. км |
Самое холодное место | П. Оймякон | -71* С |
Самое влажное место | Г.ЧерапУнджи | 12000 мм осадков в год |
Самое большое по площади государство | Россия | 17 000 кв. км |
Самое многонаселенное государство | Китай | 1 368 660 000 человек |
Задание группе 5: составить мини-проект по теме «Растительный и животный мир Евразии». Подготовить выступление об одном животном и одном растении материка. Проект оформить на листе формата А3.
Включение новых знаний в систему знаний
Методы: объяснение, индивидуальная работа, групповая работа.
Откройте политическую карту с. 30-31
Работа в парах. Картографический практикум:
на контурные карты регионов Евразии нанесите государства, указанные цифрами. (1 и 2 варианты: Европа и Азия).
IV. Закрепление
Цели: закрепление усвоения новых знаний.
Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
Чему равна площадь Евразии?
Какие две части света образуют материк Евразия?
Какими океанами омывается территория Евразии?
С каким материком Евразия связана Суэцким перешейком?
Как называется самая крупная по площади равнина материка?
Как называется крупнейшее по площади озеро Евразии и мира?
Какие полезные ископаемые добывают на территории Евразии?
Какие государства Евразии самые крупные по площади?
Какие государства Евразии самые крупные по численности населения?
В какой части света расположены высочайшие горы Земли?
5. Итог урока
Подведение результатов урока, выставление оценок, озвучивание домашнего задания.
6.Этап рефлексии
Цель: организовать рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке.
Беседа с учащимися
Предлагает дополнить предложение:
1) Я знаю, что такое …
2) Я могу …
3) Я научился …
4) Мне очень понравилось….
5) Мне не понравилось….
6) Я бы хотел изменить….
(приложение)
Путешествие по материкам
Материк | Евразия | Африка | Северная Америка | Южная Америка | Австралия | Антарктида |
Часть света | | | | | | |
Горы | | | | | | |
Равнины | | | | | | |
Реки | | | | | | |
Озера | | | | | | |
Климат | | | | | | |
Полезные ископаемые | | | | | | |
Природные зоны | | | | | | |
Растения | | | | | | |
Животные | | | | | | |
Население | | | | | | |