СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие по Кузбассу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Конспект интерактивной игры к комплексному занятию "Путешествие по Кузбассу"

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по Кузбассу"»


« Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад- № 10 «Огонёк»







«Путешествие по Кузбассу»




Комплексное занятие



Воспитатель:

Костякова Олеся Леонидовна








Топки, 2015

Слайд 1

Цель: формирование представления о природном богатстве и разнообразии Кузбасса, о его историческом, культурном наследии.


Задачи:

  • образовательная: познакомить дошкольников с природными, историческими и культурными достопримечательностями родного края;

  • развивающая: развивать связную речь, память, внимание, эмоциональную отзывчивость, собственное мнение об окружающей действительности, формировать навыки внимательного слушания, умения вести диалог;

  • воспитательная: воспитывать чувство любви к родному краю, его природе и культуре.


Оборудование: мультимедийный комплекс, карта Кузбасса, стеки, картон покрытый пластилином, эмблемы путешествия.


Словарная работа: активизировать речь детей, обучая использовать слова: Родина, Кузбасс, достопримечательность, Поднебесные Зубья, Томская Писаница, Кузнецкая крепость, Азасская пещера, Золотая Шория.


Предварительная работа: изучение символики Кемеровской области, цикл бесед «Край, в котором я живу», рассматривание фотографий и иллюстраций городов Кемеровской области, животных и растений, дидактические игры: лото «Города Кузбасса», «Самые-самые в Кузбассе», чтение книг: Береснева А. «Грибной дождь», «Как мы доили корову», «Как нарисовать гром?», «Кузнечик-музыкант», «Неужели улетит?», Лаврина В.Л. «История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени», Куприянов А.Н. «Природа Кузбасса, или Приключения зелёного кузнечика Кузи»


Ход занятия

1. Подготовительная часть

Беседа по вопросам:

  • Что такое путешествие?

  • Кто и зачем отправляется в путешествие?

  • Путешествовал ли ты? Где и с кем?

  • А как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Кажется, к нам кто-то спешит…

2.Основная часть

Слайд 2 (На слайде Даша и Башмачок. Привет! Меня зовут Даша, а это мой друг Башмачок. Сегодня мы предлагаю вам отправиться в путешествие по золотым местам Кузбасса!)

Сейчас мы отправимся в путешествие по родному краю – Кемеровской области вместе с нашим любознательным другом Дашей. Нашу область еще называют Кузбассом (показать на карте). Он занимает большую территорию. Вот так о Кузбассе написала поэтесса О. Жилина:

Богата родная Россия,

Но прямо скажу без прикрас,

Что края любого красивей

Наш юный, могучий Кузбасс.

Люблю его твердую поступь,

Дыханье заводов и шахт,

Огней яркозвёздную россыпь

В его молодых городах.

И сталью и углём богата

Родная сторонка моя.

Любимая, как хороша ты,

Кузнецкая наша земля!


Что мы возьмём с собой в путешествие?

С собой берём самое необходимое – наши знания, смекалку, взаимовыручку и хорошее настроение.

Слайд 3 (А кто укажет нам верный путь по которому мы пойдем?)

Слайд 4 (Карта)

Путешествовать нам поможет карта Кемеровской области. Откуда мы начнем наше путешествие? (Из нашего города Топки)

В пути мы совершим несколько остановок, чтобы узнать новое и интересное о родном крае.

Мы живем в красивейшем крае России – Кузбассе. Кузбасс славится не только добычей угля, но и великолепием своих лесов, полей, рек. В нашей области много красивейших мест, которые мы можем отнести к местам — чудесам.

Хотите узнать о них? Тогда отправляемся в путь в г. Кемерово!

Слайд 5

И первое чудо:

Монумент «Память шахтерам Кузбасса»

Монумент является символом героического шахтерского труда и посвящен памяти погибших горняков Кузбасса. Бронзовая скульптура Эрнста Неизвестного установлена в г. Кемерово на правом берегу р. Томь.

Общая высота композиции — 12 м, вес — 5 т. Памятник представляет бронзовый торс шахтера, установленный на трехметровом постаменте из черного гранита. В груди шахтера пылает горящее сердце.

  • Кто из вас поднимался к монументу?

  • Что вы видели с площадки монумента «Память шахтёрам Кузбасса»?

  • Кто является скульптором монумента?

  • Из чего сделана скульптура?

Чтобы отправиться к следующему чуду, вернемся к карте.

Слайд 4 (карта)

Теперь наш путь лежит в Яшкинский район.

Слайд 6

Томская Писаница

Перед нами музей-заповедник «Томская писаница».

  • Как вы думаете, что значит музей – заповедник, что такое заповедник мы с вами знаем, а что значит музей?

Это место где хранятся вещи старые, различные экспонаты. Свое название Томская писаница получила из-за того, что находиться на берегу реки Томь, а на скалах сохранились следы древней письменности.

Слайд 7

  • Посмотрите внимательно на эти наскальные рисунки, что на них изображено?

  • Как вы думаете, при помощи чего древние люди рисовали на скалах.

Рисунки представлены изображениями лосей, медведей, птиц. Изображения выполнены в разной технике: есть выбитые, прошлифованные, выполненные тончайшими резными линиями; отдельные рисунки нарисованы охрой.

Наши дальние предки оставили нам свои послания в виде наскальных рисунков, в которых запечатлён быт и обряды древних людей.

Давайте и мы нарисуем послание.

Перед вами вот такие необычные листы, давайте представим, что это обломки скалы и с помощью стеки нанесем, я бы даже сказала, нацарапаем рисунок. (Дети стекой процарапывают рисунок)

Таким образом, и мы с вами оставили след в истории.

Слайд 4 (карта)

А сейчас нам предстоит побывать в г. Мариинске.

Слайд 8

Город Мариинск

Город Мариинск представляет собой уникальный образец уездного сибирского города конца XIX – начала XX века. Каменная и деревянная архитектура города — являются визитной карточкой города. Город обладает богатым историческим и культурным наследием. В городе насчитывается 74 памятника архитектуры.

Слайд 9

Назван город в честь Императрицы Марии. Деньги на её памятник собирали всем городом, и теперь он украшает главную улицу.

Был он славен, Мариинск, мастерами, славен вязью кружевною настенной.

Красотою охотно

Удивляет приезжих,

Выставляя полотна

Красок буйных и нежных.

Слайд 10(загадка)

Слайд 11 (памятник картошке)

Единственный в России, да и в мире памятник картошке. Это не прихоть, был повод: долгое время рекорд по урожайности картофеля принадлежал США. А нам, ведь, как всегда, надо не только догнать, но и перегнать. Вот во время войны поднатужились сибиряки, (точнее бабы с ребятишками, да старики) и побили их капиталистический рекорд!!! Благодарные потомки решили увековечить это событие. А что, симпатичный мужичок!

Слайд 4 (карта)

Теперь наш путь лежит в г. Новокузнецк.

А по пути мы поиграем!

Слайд 12 (видео физминутка)

Слайд 13

Кузнецкая крепость.

Кузнецкая крепость – памятник истории, военно-инженерного искусства и архитектуры федерального значения. Строительство Кузнецкой крепости было начато в 1800 г. на горе Вознесенской по указу императора Павла I и длилось 20 лет. Эта система укреплений, предназначенная для обороны от нападений враждебных племён кочевников.

Слайд 14

На слайде показаны экспонаты, которые вы можете увидеть там: пушки, стена, главные ворота.

Со стен крепости мы можем увидеть город Новокузнецк во всём его величие.

  • С каким чудом Кузбасса познакомились?

  • Где находится Кузнецкая крепость?

Слайд 4 (карта)

Наш путь лежит в г. Междуреченск.

Слайд 15

Поднебесные Зубья.

Поднебесные Зубья (Тигер-Тыш). Это самые высокие горы в Кузбассе. Среди этих гор протекают 3 реки. Горы представляют собой хребет, отдельные вершины которого достигают огромнейшую высоту.

  • Как вы думаете, ребята, почему эти горы называют Поднебесные зубья?

Они действительно похожи на зубья, царапающие облака и самые высокие из них вершины называют: Старая крепость, Верхний Зуб, Большой Зуб. Здесь очень красиво.

Слайд 16

Кристально чистый воздух и необыкновенная красота природы привлекают туристов, совершающих летние пешие и зимние походы. В зимний сезон Поднебесные зубья пользуются популярностью среди горнолыжников и сноубордистов, летом широко распространен водный туризм-сплав по горным рекам.

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля

На неё мы с тобой родились,

Живём мы с тобою на неё.

Так будем же, люди, все вместе,

Мы к неё относиться добрей!

Слайд 4(карта)

Отправляемся в г. Таштагол.

Слайд 17

Скульптура «Золотая Шория»

Скульптура «Золотая Шория» Даши́ Намдако́ва изготовлена из черненой бронзы и установлена в парке боевой славы г. Таштагола. Скульптура символизирует добросердечное приветствие и является настоящим украшением Таштагола.

Общая высота композиции — 6 м, вес — более 5 т. Памятник представляет собой юную шорскую красавицу, сидящую на спине могучего лося. Могучие рога лося окольцовывают в виде защитного доспеха восседающую хозяйку горы.

  • Как зовут скульптора, который изготовил «Золотую Шорию»?

  • В каком городе находится скульптура?

  • На каком животном сидит юная шорская красавица?

Слайд 4 (карта)

Нас ждет Таштагольский район.

Слайд 18

Следующее чудо Кузбасса: Азасская пещера

Слайд 19

Памятник природы Азасская пещера расположен в Таштагольском районе в 18 км от п. Усть-Кабырза в истоках р. Азас. Поэтому и была названа Азасская пещера. Общая протяженность пещеры составляет 7 км.

Слайд 20 (А чьи, интересно, это следы? )

Азасская пещера считается местом обитания Снежного человека. Наверное это его следы!

Это глухое место прославилось несколько лет назад, когда местные охотники увидели недалеко от пещеры «большое лохматое существо трехметрового роста». При приближении людей неведомое чудище скрылось в глубине пещеры, оставив большие следы.

Давайте пройдём в пещеру по следам Йети.

Для этого встанем около своих мест. В пещере высокий грот, шагаем на месте в полный рост. Пещера становится ниже, наклоняемся.

Слайд 21 (Здравствуйте, ребята! Вы путешествуете по Кузбассу? Я хочу узнать что же вы узнали из вашего путешествия.)

Расскажем, ребята, Снежному человеку, где мы были и что видели?

Тогда я вам буду задавать вопросы, а вы должны ответить, что это за чудо и где оно находится.

  • Музей-заповедник, в котором сохранились до наших дней наскальные надписи, выполненные в разных техниках. («Томская писаница»)

  • Город, в котором представлена каменная и деревянная архитектура. (город Мариинск)

  • Живописнейший горный район Сибири, который пользуется популярностью у туристов, совершающих летние пешие и зимние лыжные походы. (Поднебесные зубья)

  • Памятник природы, который считается местом обитания Снежного человека. (Азасская пещера)

  • Скульптура, которая представлена в виде наездницы, сидящей на лосе. («Золотая Шория»)

  • Памятник истории и архитектуры федерального значения. Крепость, которая входила в систему укреплений, главным предназначением которой было оборона от нападений враждебных племён кочевников. (Кузнецкая крепость)

  • Монумент, который является символом героического шахтерского труда. (Монумент «Память шахтёрам Кузбасса»)



3.Заключительная часть

Слайд 22

Наше путешествие окончено.

Вам понравилось наше путешествие? На память о нашей встрече я хочу преподнести вам эмблемы нашего путешествия.

Большое спасибо!





Источники:

Лаврина В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени/ Вера Лаврина.- 3-е изд.- Кемерово: Кузбасс, 2007.- 80с.

Куприянов А.Н. Природа Кузбасса, или Приключения зелёного кузнечика Кузи/ А.Н. Куприянов, Ю.А. Манаков.- Кемерово: Кузбасс, 2004.- 72с.

http://kemoblast.ru/region/sem-chudes-kuzbassa.html

http://www.maam.ru/detskijsad/-7-chudes-kuzbasa.html

ped-znanie.ru/materials/2/2392.docx