Предметные: познакомиться с понятиями «век», «тысячелетие», «историческое время», «наша эра»; с событиями, связанными с историей России; получат представление о ленте времени; научатся ориентироваться по ленте времени | Метапредметные: регулятивные – контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные – ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; коммуникативные – понимать основные разницы между двумя точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения | Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач |
I.Эмоциональный настрой Цель – активизация учащихся на работу на уроке. | 1 Слайд Вижу, что вы готовы к уроку. Я надеюсь на наше плодотворное сотрудничество. Время быстро пройдёт, Начинаем наш урок. Улыбнулись, друзья, За работу пора. Пусть ваш путь будет успешным, Дружным, вдумчивым, интересным. Проверка домашнего задания | Дети готовятся к работе, получают позитивный настрой. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация опорных знаний Интеллектуальная разминка Цель – повторение знаний и подведение к определению темы урока | - Отгадайте загадки: Весь народ умолк, Ясен сокол прилетел – Весь народ повеселел. (Ночь, день) В каждом окне по четыре девицы, У каждой девицы по семи веретён, У каждого веретена разное имя. (Год, месяцы, дни, ночь, день) Один седой, другой молодой, Третий скачет, а четвёртый плачет. (времена года) -Какое сейчас время года? Докажи. 2 слайд Предлагаю вам разгадать ребусы, а отгадки поставить в правильной последовательности. | (Апрель) (Май) (Март) Отгадывают загадки, ребусы, месяцы ставят по порядку. | Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Понимать и сохранять учебную цель и задачу |
III. Определение темы и целей урока Цель – определение цели деятельности учебного процесса | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. 3 слайд -Отгадайте загадку Развернулась змейкой, Свернулась бабочкой. (Лента)
Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, Не догонишь его. (Время) -Из слов-отгадок сформулируйте тему урока. Предположите, о чём пойдёт речь. Определите цели урока, используя опорные слова | Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы…. | Понимать и сохранять учебную цель и задачу Анализировать, делать выводы. Строить речевые высказывания в устной форме |
IV. Открытие нового знания, способа действия. Цель – учить учащихся применять полученные знания при выполнении разных учебных задач | 4 слайд Вы уже знакомы с науками, которые изучают природу и человека. Сегодня мы познакомимся ещё с одной наукой. А какой, я предлагаю вам составить слово из предложенных букв. ОРСТИИЯ (история) - Как вы думаете, что изучает наука история? -А зачем нам нужно её изучать? (История даёт нам возможность понять: отчего бывают войны, как наладить мирные связи, как изменяется природа под воздействием человека и многое другое) -Наше путешествие будет проходить во времени, поэтому нам нужно познакомиться с понятием «Историческое время». 5 слайд Мы часто задаём вопрос «Когда это было?» - и получаем ответ «В таком-то году, веке, тысячелетии». Время оно течёт, бежит, … -А какие глаголы вы можете добавить к слову время? (идёт, летит). С чем можно сравнить время? (река или лента) Но у реки есть начало (исток) и конец, т.е. место впадения (устье), а у времени нет начала и конца, оно убегает далеко вглубь времён. 6,7 слайды Для удобства время разделили на промежутки Они м.б. совсем короткими (день, неделя, месяц, год), а м.б. длинными (от десятилетия до тысячелетия). -Нарисуйте на листе ленту и отметьте на ней промежуток времени с важными событиями в вашей жизни. (быстрый опрос) РАБОТА В ПАРАХ -Поставьте промежутки времени в порядке увеличения День, век, месяц, неделя, сутки, час, год А как вы понимаете, что такое век? Века принято обозначать римскими цифрами, мы с ними знакомились на уроках математики. 8 слайд Работа по вариантам Я предлагаю вам заменить арабские цифры римскими и наоборот (проверка по слайду) 9 слайд У разных народов был различный счёт лет – летоисчисление. 10 слайд Христианская церковь предложила создать единую систему отсчёта лет Отсчет времени в нашем календаре начинается с рождения Иисуса Христа. 11 слайд События, которые свершились после рождения Христа, относятся к нашей эре. То, что произошло раньше этого времени, случилось до нашей эры. 12, 13 слайды Работа с лентой времени Динамическая пауза Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.) Мы работаем руками. Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех'? (Дети имитируют движения крыльев.) Чтобы ноги не болели. Раз - присели, два - присели. Три. Четыре. Пять и шесть. Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.) Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.) И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.) 14 слайд Если мы знаем год, когда произошло событие, то как правильно определить в каком веке это было? | Подбирают глаголы к слову время Один обучающийся работает за доской, остальные в парах, проверка и исправление ошибок Отвечают на поставленные вопросы (это отрезок времени в 100 лет) Работают в парах по карточкам, производят взаимопроверку, оценивают, комментируют 3 - III X - 10 4 - IV V - 5 6 - VI I – 1 9 - IX III - 3 10 - X IX - 9 1 - I VI - 6 5 - V VIII - 8 Выполняют упражнения | Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувства доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. Осуществлять контроль по результату. |
IV.Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, основным Самостоятельная работа | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. Работа с определение века произошедшего события по дате -Запишите, в каком веке произошло это событие - Напишите, к каким векам относятся перечисленные ниже года (работа в группах), взаимопроверка, анализ 1850г - … 1700г - … 1240г - … 2005г - … 5г - … 1120г - … 86г - … 1961г - … 1399г - … 1599г - … Проверка по слайду 15 ТПО №2, с.18, задание 42 Определи век по дате, запиши в таблицу 1526 | | 938 | | 1945 | | 2005 | | 1004 | | 1812 | | | Записывают ответы: 1850г -XIX 1700г - XVII 1240г -XIII 2005г - XXI 5г - I 1120г - XII 86г - I 1961г - XX 1399г - XIV 1599г – XVI Проверяют, анализируют, исправляют ошибки, оценивают. Заполнение таблицы, проверка по слайду, самооценивание. | Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки учёта характера сделанных ошибок. Преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и постановкой учебной цели |
VI. Итог урока. Рефлексия Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | Наше путешествие подходит к концу. А какую цель мы поставили в начале урока? Достигли её? Продолжи начатое предложение Я узнал …. Я научился…. Я понял … Все люди при встрече и при прощании машут друг другу руками. Я предлагаю вам своё настроение изобразить на ваших руках. Возьмите любой цветной карандаш, обведите свою руку, и нарисуйте своё настроение. Лента времени бежит дальше, а мы попрощаемся с нашим путешествием | Вспоминают цель. Отвечают на вопросы. Продолжают предложение  | Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием. |