СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие по океану орфографических знаний"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнять в правописании непроверяемых и проверяемых безударных гласных в корне, парных согласных; развивать учащихся; воспитывать интерес к предмету, а также через «морскую» лексику прививать интерес к чтению книг на эту тему.

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по океану орфографических знаний"»



Организационная информация


Предмет

Русский язык

УМС

Школа России

Тема

Путешествие по Океану Орфографических Знаний.

Класс

2

Автор урока

Дыленок Лариса Викторовна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОУ «Осташевская средняя общеобразовательная школа» Волоколамского района Московской области

Методическая информация

Тип урока

Урок систематизации знаний.

Технология

Проблемно-диалогическое обучение

Цель

Упражнять в правописании непроверяемых и проверяемых безударных гласных в корне, парных согласных; развивать учащихся;

воспитывать интерес к предмету, а также через «морскую» лексику прививать интерес к чтению книг на эту тему.

Задачи

Познавательные:

  • формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова путем подбора проверочного слова;

  • составить правило проверки слов и применять его на практике;

Регулятивные:

  • формирование умения определять и формулировать цель на уроке;

  • формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

  • формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе групповой работы;

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

  • воспитывать умение работать в коллективе, в группах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения;

  • формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли

Планируемые результаты

  • учащиеся научатся видеть орфограммы в словах; сопоставлять произношение и написание слов;

  • аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Время реализации

45 минут

Используемые знания, умения и навыки

  • знания о безударных гласных, о согласных звуках (звонких и глухих);

  • знания о характеристике гласных и согласных звуков;

  • знания о частях речи;

Электронные ресурсы

  • мультимедийный ресурс (презентация PowerPoint)

  • физминутка GOM Мediafile.avi

  • коррегирующая гимнастика для глаз (PowerPoint, мр3)

Источники информации

  • Учебник «Русский язык» (2 класс). Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

  • Поурочные разработки по русскому языку (2 класс). Авторы: Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева

  • Уроки русского языка с применением информационных технологий. Авторы: О.А.Архипова, О.С.Асафьева

  • Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (2 класс)

  • Интернет (картинки, фоны для презентации, физминутка, коррегирующая гимнастика для глаз)

Необходимое оборудование и материалы

  • компьютер

  • мультимедиа-проектор

  • интерактивная доска

  • колонки

  • документ-камера

  • карточки работы в группах

  • тетради















Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация класса.

1.Мотивация учащихся

Л: проявление интереса к учебной деятельности, положительное отношение к школе, одноклассникам, учителям


2. Формулирование цели

урока

Р: формирование умения определять и формулировать цель на уроке


- Ребята! Давайте начнём наш урок с улыбки! Прикоснитесь друг к другу ладошками, передайте друг другу чувство уверенности в том, что у вас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, подарите друг другу улыбку, опустите ладошки и подарите улыбку нашим гостям.

– Девиз нашего урока:

- И я с удовольствием приглашаю вас и наших гостей на борт нашего комфортабельного лайнера, чтобы совершить увлекательное Путешествие по Океану. А по какому догадайтесь.

На экране слова с пропущенными орфограммами.

- Что за слова вы видите на экране?

-А мы изучали эти орфограммы?

-Так по какому океану мы поплывём?

- Сформулируйте тему урока.

Мы поплывём по Океану Орфографических Знаний в страну Умников и Умниц.

- Как вы думаете какая цель нашего путешествия?

Теперь мы не ученики, а самые настоящие моряки-путешественники. Мы разделились с вами на мини-команды, выберете капитанов, но не забывайте, что мы единая команда. Я надеюсь, что наше путешествие будет нелёгким и где-то даже слегка опасным, но интересным и поучительным. Поэтому что же нам пригодится?

- Перед отплытием необходимо пройти таможенный досмотр. Давайте приготовим ваши записные книжки моряков-путешественников, в которых вы будете записывать свои открытия. Запишите сегодняшнюю дату. Итак, в путь!

(Слайд 1).


– «Хочу все знать!» (хором)

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

(Слайд 2).

(Слайд 3).

- Слова с пропущенными орфограммами.

Дети называют.


(Слайд 4).




- Вспомнить изученные орфограммы, уметь их применять.

Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов.

Нам пригодятся наши знания, трудолюбие и готовность прийти друг другу на помощь.

Семнадцатое февраля.


(Слайд 5).

Песня «Кораблик»


II. Актуализация

знаний


1. Минутка чистописания

П:классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям

Р: формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

К: высказываться о значимости изучения алфавита



2. Словарная

работа.



































III. Работа по теме урока.

1.Постановка проблемы

П: формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов

Р: формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

2.Поиск решения

П: устанавливать причинно-следственные связи

Р: формулировать и удерживать учебную задачу; предвосхищать результат своей деятельности в сравнении с обозначенной учебной проблемой и путями ее решения, с поставленной целью деятельности и способами ее достижения.


Эпиграф нашего урока – пословица.

  «    …  - в  делах помощница».

Слово из пословицы потерялось, нам необходимо провести минутку  чистописания  с заданием и самый  внимательный отгадает слово.

Запишите парную согласную букву, букве т.

Запишите букву, с которой начинаются  слова Родина, Россия.

Запишите букву, которая стоит за буквой Т.  

Запишите парную согласную букву, букве Ш.

Запишите 2 и 1 буквы алфавита.  

Дружба.

- Лексическое значение слова ДРУЖБА?


- Назовите однокоренные слова.

Запишите получившуюся пословицу.

-Объясните смысл пословицы.

- Поставьте ударение в словах и подчеркните изученные орфограммы.

- Поплыли дальше.







- Впереди остров  «Провизия»

Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать!

Задание классу:

1. В огороде он живет,

Овощ это, не зверёк.

Круглый, красненький сеньор,

Это спелый … 
2. Круглая, большая, с грядки,
Белая, со вкусом сладким,
Щей наваристых душа
И в салате хороша!

3. Никогда он не грустит,
А хрустит, хрустит, хрустит.
Хочешь, так подай на стол, 
Хочешь, брось его в рассол.

4. На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …


5. Весной он клубнями сажается,

Растёт, цветёт, затем, копается,

Обычно долго сохраняется.

Как этот овощ называется.

6. Корешок оранжевый спрятался в земле,
А коса зелёная в утренней росе.
Хочется отведать вновь и вновь, и вновь
Эту всем полезную, вкусную.....









- Плывём дальше.

Мы приближаемся к острову Хитрый гласный. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен осьминожки. Освободить же их нам поможет только королева Ударения. Как вы думаете почему? 

К…менистое дно, к…лючий ёрш, м…л…дая чайка,

п…тнистый осьминог, п…л…сатый краб, ск…листый бер…г

м…рской к…нек, с…лёные брызги, з…л …неют водоросли, уд…вительная рыба.

- Освобожденные от осьминогов буквы возвращаются на остров Безударных гласных, о. Хитрый гласный.









- Как проверить безударную гласную в корне, проверяемую ударением?


Полный вперед!


-Ребята! Мы подплываем ещё к одному острову. Как он называется? А что они обозначают?

Но не все жители на своих местах.

Давайте назовём их.


- Могут ли эти буквы быть опасными при письме?


- Я предлагаю остановиться на этом острове и поймать немного рыбы к обеду.

1 группа – рыбки, где в словах пропущены буквы В - Ф

2 группа – рыбки, где в словах пропущены буквы З – С

3 группа – рыбки, где в словах пропущены буквы Г - К

4 группа – рыбки, где в словах пропущены буквы Д - Т



Наш парус весело качает

Вода блестит на ласковой волне,

Но только кок мне срочно сообщает

О странностях на нашем корабле.



(Слайд 6).





Д

Р

У

Ж

Б

А

Дружба - близкие отношения, основанные на доверии, привязанности. общности интересов.(словарь Ожегова)

Друг, дружный, дружить.

«Д Р У Ж Б А – в делах помощница»











(Слайд 7).








Помидор.

Капуста.





Огурец.

Горох.



Картофель.





Морковь.

По мере отгадывания загадок – заданий учащиеся записывают в тетради названия каждого овоща. Записывая слова, подчеркивают буквы, написание которых надо запомнить.

Проверка (работа в парах)


(Слайд 5).




Повторение рифмованного правила.

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!


Безударные гласные прикрыты медузами, учащиеся вставляют нужные буквы, доказывают, почему именно эту, а не другую гласную нужно написать. 

Дети говорят орфограмму.




(Слайд 6).

б - ? т - ? ш - ? з - ? г - ? ? - ф

Парные согласные.

Они обозначают парные по глухости-звонкости согласные звуки.

б – п д – т ж – ш з – с г – к в – ф

- Да, потому что произношение не всегда соответствует написанию.


Работа на интерактивной доске.

Остров, верёвка, жираф, улов.

Сказка, глобус, мороз, глаз.

Сапог, рюкзак, творог, лёгкий.

Лодка, тетрадь, торт, загадка.

(Слайд 7).

(Чтение записки учащимися).

«Кок готовил обе(…),

А тут отключили све(…).

Хотел приготовить ры(…)ку,

Но кто-то стащил обсы(…)ку!»






















Физминутка

- Кто же это на нашем корабле стал безобразничать.

- Сейчас мы с вами поймаем этих шутников. Ребята, прочитайте последние слова в каждой строчке.

- Может ли написание этих слов вызвать у вас затруднение?

- Что мы затрудняемся определить в этих словах?

- Почему?

- Тогда что же нам нужно сделать с этими словами?


- Ребята, а какие предположения у вас возникли для того, чтобы проверить эти слова? Какие способы проверки вы можете предложить нашему уважаемому коку?

- Попробуем проверить данные слова, используя предложенные вами способы проверки.


- Кто же напроказничал и перепутал все буквы?


- Давайте обрадуем нашего повара, чтобы он спокойно мог продолжать готовить нам обед, и вернем ему уже исправленную записку.


- После вкусного обеда, песню запевай!

Песня «Бескозырка белая»


Парные согласные.

(Слайд 8).

Обед, свет, рыбка, обсыпка.

Да.

Написание парных согласных.

Не всегда написание совпадает с произношением.

Проверить.

Способы проверки

  1. изменить форму слова

  2. подобрать однокоренное слово

обед – обеды (число)

рыбка – рыбочка (ласково)

свет – (много) света

обсыпка – сыпать (значение слова)

Парные согласные.

(Слайд 9).

«Кок готовил обед

А тут отключили свет

Хотел приготовить рыбку

Но кто-то стащил обсыпку!»)

(Слайд 10).


П: выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач.

Р: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей


- Молодцы! Но пока мы с вами лакомились вареньем, все наши приборы вышли из строя, и мы сбились с намеченного курса. Поэтому я предлагаю проплыть мимо мыса Грамотеев и спросить дорогу у них. Зовут наших Грамотеев – ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. ЧК, ЧН. Они готовы указать нам путь в страну Умников и Умниц, если мы правильно выполним их задание. Грамотеи хотят поиграть с вами в игру «Слова». Какую орфограмму мы должны здесь вспомнить?

1 группа пишет 6 слов с сочетаниями ЖИ - ШИ

2 группа пишет 6 слов с сочетаниями ЧА – ЩА

3 группа пишет 6 слов с сочетаниями ЧУ – ЩУ

4 группа пишет 6 слов с сочетаниями ЧК - ЧН

- Грамотеи довольны вами и в благодарность дают нам важную подсказку. «Направляясь в страну Умников и Умниц, опасайтесь Бермудского треугольника, который будет находиться у вас на пути». Мы обязательно это учтём и будем осторожны.


(Слайд 11).





Дети говорят орфограмму.


Проверка под документ-камерой.

Физминутка

Корригирующая гимнастика для глаз

- Ребята, продолжаем наше путешествие. Посмотрите, какая красота нас окружает.

(Слайд 12).


IV. Выработка

умения

Работа в группах

П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности

Р: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе гупповой работы

К: воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения; формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли


- Экипаж, внимание! Впереди Бермудский треугольник.

Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? Здесь нам нужно показать хорошее знание составления текста

Работать будем дружно. Каждому из вас дана карточка со словами. Вам нужно составить из слов предложение. А затем из этих предложений в группах составить текст. Сделать это нужно быстро, а то наш корабль затянет в морскую пучину.

(Слайд 13).







Проверка. (Слайд 14).

Юра живёт около моря. Летом он часто ходит с друзьями купаться. Они плавают и ныряют. На берегу мальчики ищут красивые камни и ракушки. Ребята любят строить замки из песка. Они весело проводят время!

Самостоятельная работа

Работа с диском.

Р: применять установленные правила в планировании способа решения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки (самооценки) и учёта допущенных ошибок.

К: формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли








- Молодцы ребята! Вы хорошо справились с этим заданием. Мы подплываем к острову, где живут братья-лоси, которые улетели на воздушных шарах и не могут опуститься на землю. Только мы им сможем помочь. Для этого вспомним какие части речи мы знаем и назовём их признаки. Нам надо правильно распределить слова.


(Слайд 15).




Ребята выполняют задание на диске.



(Слайд 16).

















VI. Рефлексия

П: осуществлять рефлексию способов и условий действий, с опорой на составленный алгоритм, разработанный способ действий



- Молодцы! Вот мы и приплыли, ребята в самый центр, я бы сказала сердце страны Умников и умниц.

-А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке. Скажите, какая была цель нашего урока?

Какие орфограммы мы сегодня вспомнили?

Смайлики – сигналы мне расскажут о вашем настроении в конце урока.

- Кому понравилось наше сегодняшнее путешествие и он доволен свое работой – поднимите жёлтый смайлик.

- Кто не очень доволен своей работой – зелёный смайлик.

- Кто считает, что зря потратил сегодня время – красный смайлик.

- Я желаю вам, чтобы после нашего урока у вас осталось радостное настроение и прочные знания. И в заключение хочу добавить следующее: мы с вами проделами такой большой и длинный путь, стремясь попасть в страну Умников и Умниц, а ведь настоящие умники и умницы находились все это время рядом со мной. Это вы – мои дорогие ребята. Я благодарю вас за работу. На этом наш урок окончен.




(Слайд 17).



Вспомнить изученные орфограммы.

Ответы детей.









(Слайд 18).




















Муниципальное общеобразовательное учреждение «Осташевская средняя общеобразовательная школа»


Открытый урок по русскому языку во 2 а классе:




провела

учитель начальных классов

Дыленок Лариса Викторовна



17. 02. 2017год

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!