СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном  уроке обучаю  учащихся сравнивать карту  и глобус, знакомлю  с  понятием "материк" и  "океан", формировать выводы на  основе  изученного  материала.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте.»

Технологическая карта открытого урока.

Автор

Ямковая Людмила Владимировна

Предмет

Окружающий мир

Класс

2 класс

Тема:

Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте.

Цель урока:

Познакомиться с понятиями «материк» и «океан»,научиться узнавать и показывать на карте все материки и океаны.

Задачи урока:

  1. Проверить знания учащихся о глобусе – модели Земли;

  2. Познакомить с новыми терминами «материк» и «океан»

  3. Формировать умения работы с картой и глобусом;

  4. Развивать коммуникативные способности детей, умение работать в паре и в группе.


Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные


Предметные:научатся: сравнивать карту и глобус; находить и называть, показывать океаны и материки; получат возможность научиться: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира; формулировать выводы на основе изученного материала.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность – целостно-смысловая):регулятивные – умеют ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках, дополнительной литературе), сбора, обработки, анализа информации; решать практические задачи с помощью наблюдения.

Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения

Тип урока

Изучение нового материала

Оборудование

Глобус, физическая карта мира, пазлы материков, контурные карты, картинки животных, растений, гор, презентация «Путешествие по планете»



План урока


Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя
(с указанием действий с ресурсами, например, демонстрация)

Деятельность ученика)


Универсальные
учебные действия

1.

Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала


Учитель: Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные:раскрывают целостный, социально ориентированный взгляд на мир; определяют личностный смысл учения; развивают навыки сотрудничества со взрослыми

2.

Мотивация учебной деятельности

Психологический настрой с применением мотивирующего приёма «Яркое пятно»


Учитель: За каждый правильный ответ на уроке, вы будете получать жетоны, которые мы в конце урока подсчитаем и обменяем их на оценки.

Учитель: Отгадайте загадки

Угли пылают — 
Совком не достать, 
Ночью их видно, 
А днём не видать...

Дети: Звёзды

Учитель:Океаны и моря,

Острова, материки,

Все найдёшь легко,

На этом шаре ты!

Дети: Глобус


Учитель: Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они.
Дети: Планеты

Учитель: Мне везде найти дорогу 
Помогает верный друг. 
Точно он всегда покажет: 
Это — север, это — юг.
Дети: Компас

Учитель: Дорога есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя,

В реках, морях – воды нет.
Дети: Карта

УчительЛомтиком вкусного сыра

Кажется в небе она,

Ночью для целого мира

Светит красиво…

Дети: Луна

Учитель: В пяти Бочках
Шесть Китов засолено.

Дети: Материки и океаны

Создание положительного эмоционального фона

Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.



3.

Актуализация опорных знаний учащихся. Самоопределение к деятельности.


Беседа по теме «Путешествие
по карте»

Учитель: Прочитайте слова- отгадки на слайде 2

Дети: Звёзды, глобус, планеты, компас, карта, Луна, материки, океаны.

Учитель: Разделите их на группы.

Дети: - Звезды, планеты, Луна. Компас, глобус, карта. Материки и океаны.

Учитель: Обоснуйте свой ответ, что вы можете рассказать о каждой группе?

Дети: Звезды, планеты, Луна -это небесные тела.

Компас, глобус, карта – это предметы с помощью которых можно ориентироваться.

Материки и океаны – это…(географические объекты).

Учитель: Скажите, какие группы слов нам уже знакомы?

Дети: небесные тела, предметы для ориентирования.

Читают слова, делят их на группы.

Выслушиваются ответы детей.

Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.


Познавательные:общеучебные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; логические – решают практические задачи с помощью наблюдения.

Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: умеют ставить вопросы, формулировать свои затруднения; аргументируют свою позицию в сотрудничестве при выработке общего решения; слушают собеседника

4.

Введение в тему урока

Презентация

на тему «Путешествие по планете вместе с картой»















































































Работа с учебником (ч. 2,
с. 114–115)

Учитель: С какой группой слов, мы не знакомы ?

Дети: С океанами и материками.

Учитель: Так какая же тема урока?

Дети: Океаны и материки.

Учитель: Правильно. Тема нашего урока: Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте. (слайд 3)

Учитель: Какие задачи урока?

Дети: Познакомиться с материками и океанами нашей планеты, научиться узнавать и показывать их на карте и глобусе.

Учитель: И так мы отправляемся в путешествие по океанам и материкам.

Учитель: Что человек берёт с собой в путешествие?

Дети: высказывание детей

Учитель: Кто знаете, кто первым совершил кругосветное путешествие?

Дети: нет, да

Фернан Магеллан Слайд 5

Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара.

Учитель: Знаком ли вам современный путешественник, который сейчас отправился в кругосветное путешествие?

Дети: высказывание детей

Учитель: ФЕДОР КОНЮХОВ (слайд 5)

Учитель: Следуя примеру Федора Конюхова, мы отправимся в путешествие ,но…

Моря есть, а плавать нельзя,

Дороги есть, а ехать нельзя,

Земля есть, а пахать нельзя.

Что это?

Дети: Карта.

Учитель: Правильно карта нам поможет совершить путешествие. А на чем мы будешь путешествовать, скажите.

Птица железная в небе летит,
След оставляя, шумит и гудит -
В дальние страны уносит людей...
Это не голубь и не воробей.

Дети: Самолёт

Учитель: Ну, конечно, на самолёте!

Учитель: Перед вами лежат самолеты, на которых мы совершать путешествие. С собой берём Компас, карта, глобус. Какую ошибку я совершила?

Дети: глобус

Учитель: Почему?

Дети: Карта меньше занимает места и удобно ее использовать. Её можно сложить, и она занимает мало места.

Учитель: Посмотрите на карту , что обозначают цвета на карте?

Дети: Голубой цвет - воду, зелёный, жёлтый, коричневый - сушу.

Учитель: Какой сделать выводы?

Дети: Что водное пространство занимает большую часть нашей планеты.

Учитель: Наблюдая в иллюминатор наши глаза устали. . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз на слайде

Учитель: Откройте учебники на стр. 114-115,

перед вами физическая карта мира.



Просматривают слайды, отвечают на вопросы



























































































Работают с учебником под руководством учителя.

Отвечают на вопросы.


Познавательные:общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; логические – решают практические задачи с помощью наблюдения.

Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: умеют ставить вопросы, обращаться за помощью к однокласснику, учителю; формулируют свои затруднения

5.

Первичное восприятие и усвоение новых знаний


Работа с учебником (ч. 2,
с. 114–115) и контурной картой



























Работа в парах

Учитель: Прочитайте как называются отдельные участки суши .

Дети: Евразия, Африка, Северная Сначала Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Учитель: Вы зваете как называются такие участки суши?

Дети: Материками.

Учитель: Проверим как об этом написано в учебнике на с. 115.

Дети: Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками.

Учитель: Молодцы.

Учитель: что омывает эти огромные участки суши?

Дети: океаны

Учитель: Прочитайте, название океанов.

Дети: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный ледовитый океан, Южный океан.

Учитель: Молодцы, правильно.

Учитель: Как выдумаете, что такое океаны?

Дети: (высказывание детей)

Учитель: Найдите определение в учебнике на странице 115.

Дети: Огромные водные пространства называются океанами.

Учитель: Молодцы . Теперь мы знаем, что такое материки и океаны. Продолжаем путешествовать.

Здесь горы-великаны –
Тибет, Алтай, Памир,
Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки – Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас …

Дети: Евразии.

Учитель: Мы приземлились на самый большой материк. Найдите на контурной карте его и наклейте название.

Учитель: Какие океаны омывают материк?

Дети: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.

Учитель: А теперь отправимся …

Самый теплый материк

Живописен и велик.

Тут живет среди саванн

Много львов и обезьян.
Дети: Африка.

Учитель: Умнички! приклейте на карту название.

Учитель: Какие океаны омывают Африку?

Дети: Индийский и Атлантический океаны.

Учитель: Отправляемся дальше и следующая остановка на материке где живут кенгуру. Что это за материк?

Дети: Австралия.

Учитель: Наклеим на карту название материка Австралия

Учитель: какие океаны омывают это материк, а ведь он так называется как и само государство?

Дети: Тихий и Индийский океаны.

Учитель:

Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин.
Этот материк безлюден,
И пингвин здесь в роли гида.
Он готов поведать людям,
Как прекрасна…

Дети: Антарктида.

Учитель: молодцы. Найдите этот материк на контурной карте и приклейте его название.

Учитель: Какие океаны омывают его?

Дети: Тихий океан, Атлантический океан, Северный ледовитый океан, Южный океан.


Учитель: Теперь,отправляемсяв часть света, которая состоит из двух материков. назовите их?

Дети: Северная и Южная Америка.

Учитель: Правильно!

Учитель: Найдите на контурной карте Северную и Южную Америку и наклейте их название.

Учитель: Назовите океаны, которые омывают Северную Америку?

Дети: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый океаны

Учитель: А тогда какие океаны омывают Южную Америку?

Дети: Тихий, Атлантический и Южный океаны

Учитель: Молодцы.

Учитель: Так Сколько материков на нашей планете?

Дети: Шесть.

Учитель: Назовите их.

Дети: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Учитель: Молодцы! Я вижу материки вы запомнили хорошо.

Учитель: Сколько океанов? (5)

Учитель: Назовите океаны которые омывают материки?

Дети: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный ледовитый, Южный океаны.

Учитель: По количеству чего больше материков или океанов?

Дети: Материков

Учитель: да суша занимает только ¼ часть от всей нашей планеты, а океаны ¾. Слайд.

Учитель: Путешествуя по странам

Утомились мы в пути.

Предлагаю вам, ребята,

С самолётика сойти.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА под музыку



Работают с учебником и контурной картой под руководством учителя.

Отвечают на вопросы, материки и океаны.





























Отмечают название каждого материка своих картах.

Познавательные:общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются
в контурной карте.

Коммуникативные: умеют ставить вопросы; обращаться за помощью к однокласснику, учителю; формулируют свои затруднения

6.

Закрепление новых знаний и умений.


Работа в группах

Учитель: повернитесь группы по 4 человека.

Учитель: Муравьишко изучая материки, растерял пазлы и теперь не может их собрать. Поможем собрать материки?

Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию.Изучите материал, а потом один человек от группы прочитает нам только самые главные факты о материке. (3-4 предложения)

Приложение 1 и приложение 2

Приложение 1 -это материки-пазлы, приложение 2- это текст с интересными фактами про 6 материков.


Собирают материки из пазлов, читают дополнительную информацию, выделяют в ней главное

Познавательные:общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из дополнительных материалов, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются
в контурной карте, осуществляют взаимный контроль в группах, осуществляют анализ учебного материала.

Коммуникативные: умеют ставить вопросы; обращаться за помощью к однокласснику, учителю; формулируют свои затруднения

7.


Самостоятель-

ное творческое использование сформированных умений и навыков


Игра «Верни меня на материк»

Учитель: сейчас мы проверим, как запомнили факты материках. На доске картинки. Вам нужно приклеить картинку на нужный материк.

Взяты те картинки, о которых говорится в Приложении 2 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Горы Гималаи, река Нил, Россия, бизоны, кенгуру, пингвины, вулкан Эребус, ламы.).

Дети:

- Горы Гималаи находятся на самом большом материке – Евразии.

- Река Нил находится в Африке, в самом жарком материке.

- Мы живём в России, а России находится на материке Евразия.

- Родиной бизонов является Северная Америка.

- Кенгуру живут на самом маленьком материке Австралии.

- Пингвины обитают на Антарктиде, и там же находится действующий вулкан Эребус.

- Ламы-это животные, обитающие в Южной Америке.


Учитель: Молодцы, вы справились с заданием.

Приклеивают картинку на нужный материк

Познавательные:систематизируют и обобщают изученное, анализируют и сравнивают информацию, делают выводы.

Регулятивные: оценивают работу друг друга, выделяют в системе знаний изученный материал.

Коммуникативные: высказывают свои суждения, доказывают правоту, аргументируют, формулируют выводы, на основе анализа предметного материала.

8.

Итог урока. Оценивание


Обобщить полученные на уроке сведения.


Учитель: Наше путешествие подходит к концу.

Учитель: Так какая же тема урока?

Дети:Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте.

Учитель: Какие задачи мы ставили перед собой ?

Дети: Познакомиться с материками и океанами нашей планеты, научиться узнавать и показывать их на карте.

Учитель: Удалось ли нам их решить?

Дети: Да.

Учитель: Продолжите предложение

Сегодня на уроке я узнал…(высказывание детей 2-3 человека)

Сегодня на уроке я научился…

Своей работой на уроке я….

Учитель: В ходе всего урока вы собирали фишки за правильные ответы.

Оценивание: 5-6 фишек – «5»,

3-4 фишки- 4,

2-1 фишки- 3.

Учитель. Поднимите руку у кого 5.

Отвечают на вопросы. Делают

вывод: поверхность нашей планеты можно изобразить с помощью карты мира.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: осуществляют прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позицией партнера в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности

9.

Рефлексия.


Определить свое эмоциональное состояние на уроке


Учитель: А теперь выразите своё отношение к уроку.

Если все материки и океаны запомнились вам сразу – то нарисуйте на своём самолёте веселый смайлик, если не все хорошо запомнили- то смайлик безразличия, ну а если вы ничего не запомнили, то нарисуйте грустный смайлик.

Дети оценивают качество своих новых знаний, которые получили на уроке.

Познавательные:систематизируют полученные знания, обобщают изученное, делают выводы.

Регулятивные: соотносят цели с результатами собственной деятельности, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

10

Домашнее задание


Учебник (ч. 2,

с. 114–117).

Р. т. с. 73-75


Объясняет домашнее задание. Проверяет соответствующие записи

Запоминают домашнее задание.

Задают вопросы


























ПРИЛОЖЕНИЕ 1









ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Евразия – самый большой материк. На территории Евразии находится наша страна – Россия. Здесь самые высокие горы на Земле – Гималаи. Самое глубокое озеро – Байкал. Самым редким животным является большая панда.


Африка – второй по величине материк. Это самый жаркий материк. Он богат реками. Среди них Нил – самая длинная река нашей планеты. В Африке обитает Жираф. Его рост достигает 6 – ти метров. У него очень хорошее зрение. Он видит предметы на расстоянии 1 км. В Африке находится одно из чудес света – пирамида Хеопса.


Северная Америка – третий по величине материк. В Северной Америке много озер. Самое крупное – озеро Верхнее. Здесь встречаются самые большие деревья нашей планеты – секвойи. Из животных в Северной Америке живут бизоны, это самые крупные земные животные. Самая северная точка материка остров Гренландия -крупнейший в мире.


Южная Америка – это самый мокрый материк. Здесь протекает много рек. Среди них река Амазонка – самая  большая по площади река. Богат и разнообразен животный мир Южной Америки. Среди них – ленивец, лама и другие.

В Южной Америке есть самый высокий водопад – Анхель. Его высота – 1054 метра. Южная Америка – родина картофеля.


Антарктида – это самый холодный материк, покрыт снегом и льдом. Самые знаменитые животные – пингвины. Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют.

- Антарктида – это и самый высокий материк. Его покрывает слой льда толщиной более 2 км. Там дуют самые сильные ветры на земле. Лед движется от центра материка к окраинам, на окраинах обламывается и сползает в океаны в виде айсбергов.  В Антарктиде существуют действующие вулканы. Самый активный - вулкан Эребус.


Австралия – самый маленький материк, состоящий из одной страны Австралии. Самое известное растение – эвкалипт. Здесь живут разные виды кенгуру – от карликовых, до гигантских, трехметрового роста. Эти звери носят своих детенышей в сумке на животе.





Горы Гималаи Река Нил

Бизон Кенгуру Вулкан Эребус

Ламы пингвины Россия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!