СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 класс( 68 часов)

Раздел «Где мы живем» - 4 часа

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мыназываем родным краем

(район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома –это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Проект «Родной город».

 

Раздел «Природа» - 20 часов

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура итермометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и водыот загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатныерастения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живогоуголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытиедля животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых,неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правилаповедения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термо­метра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознава­ние деревьев, кустарников и трав; знакомство с представите­лями дикорастущих и культурных растений; отработка при­емов ухода за комнатными растениями и животными живо­го уголка.

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».

 

Раздел «Жизнь города и села» - 10 часов

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, ихвзаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера докерамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспортгорода.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (поусмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; зна­комство с достопримечательностями родного города (села).

Проект «Профессии».

 

Раздел «Здоровье и безопасность» - 9 часов

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболеераспространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальностиврачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейсяпешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарнаябезопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности.не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомыйчеловек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

 

Раздел «Общение» - 7 часов

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя застолом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Проект «Родословная».

Раздел «Путешествия» - 18 часов

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности.равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье,русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другиедостопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхнос­ти и водоемами родного края; наблюдение весенних измене­ний в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

Проект «Города России».

Проект «Страны мира».

Просмотр содержимого документа
«Календарно – тематическое планирование по окружающему миру»

Календарно – тематическое планирование

Дата

Кор-рек-тиров-ка

Тема урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные:

-познавательные;

-регулятивные;

-коммуникативные

Где мы живем-4 часа

1



Родная страна

Способность различать государственные символы России: герб, флаг, гимн.

Понимание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, умения различать государственную символику РФ и своего региона.

П: способность осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из текста, иллюстраций.

Р: способность понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.

К: навыки речевых действий: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2



Город и село. Проект «Родной город»

Умение характеризовать особенности городских и сельских поселений

Познавательный интерес к предмету исследования, устойчивая мотивация к самостоятельности и коллективной деятельности, умение проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие.

П: умение добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах; выполнять учебно – познавательные действия.

Р: способность принимать и сохранять учебную задачу, планировать работу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий.

К: навыки речевых действий: формировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3
























Природа и рукотворный мир.

Навык различать объекты природы и предметы рукотворного мира.

Навык самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при помощи учителя; умение применять знания в жизненных ситуациях.

П: умение делать обобщения, выводы, классифицировать объекты окружающего мира.

Р: способность осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

К: навыки речевых действий: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач.

4



Обобщающий урок по теме «Где мы живём»

Наличие навыка читать и отвечать на поставленные вопросы

Устойчивая мотивация к самостоятельной деятельности, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

П: способность понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

Р: умение анализировать собственную работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценивать результаты работы.

К: навыки речевых действий: воспринимать текст с учетом учебной задачи, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечать на вопрос, аргументировать.

Природа - 20 часов

5(1)



Неживая и живая природа

Умение различать объекты живой и неживой природы.

Эмоционально-эстетические впечатления от восприятия природы; умение выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится; отображать свои предпочтения в рисунке

П: умение различать и называть объекты неживой и живой природы; приводить примеры объектов каждой группы; осознанно и произвольно высказываться в устной форме о значении живой и неживой природы.

Р: способность следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.

К: знание примеров объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям); умение вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре.

6(2)



Явления природы

Практическая работа «Измерение температуры воздуха и воды».

Навык узнавать изученные объекты живой и неживой природы

Устойчивая мотивация к самостоятельной деятельности, умение проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

П: умение осуществлять поиск нужного иллюстративного материала, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты.

Р: умение контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

К: умение строить сообщение в соответствии с учебной задачей, использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

7(3)



Что такое погода?

Способность наблюдать и описывать состояние погоды, записывать температуру воздуха

Навык анализа и сопоставления, осознание единства с окружающим миром, навык организации и анализа своей деятельности в составе группы.

П: способность понимать познавательную задачу; читать, извлекать нужную информацию; выявлять известное и неизвестное.

Р: способность принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

К: навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

8(4)



В гости к осени (экскурсия)

Наличие навыка проводить наблюдения природных объектов, наблюдать изменения в живой и неживой природе.

Навык анализа и сопоставления, умение вести себя экологически грамотно в природной среде, применять знания в жизненных ситуациях.

П: умение устанавливать причинно – следственные связи и зависимости между живой и неживой природы.

Р: умение действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

К: навыки речевых действий: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

9(5)



В гости к осени

Способность рассказывать об осенних наблюдениях в живой и неживой природе.

Навык самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при помощи учителя; умение применять знания в жизненных ситуациях.

П: способность понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять, ориентироваться в своей системе знаний.

Р: умение проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

К: навыки речевых действий: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

10(6)



Звездное небо

Способность наблюдать звездное небо, находить на нем изученные созвездия.

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения

П: способность понимать познавательную задачу; извлекать нужную информацию, моделировать объекты окружающего мира

Р: способность понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.



К: навыки речевых действий: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

11(7)



Заглянем в кладовые Земли

Умение различать составные части гранита, а также горные породы и минералы.

Целостный, социально – ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии.

П: способность осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из текста, иллюстраций.

Р: способность понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.

К: навыки речевых действий: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

12(8)



Про воздух и про воду

Способность рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека.

Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды, желание выполнять учебные действия

П: способность осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из текста, иллюстраций.

Р: способность понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.

К: навыки речевых действий: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

13(9)



Про воздух и про воду

Способность рассказывать о значении воды для растений, животных и человека.

Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды, желание выполнять учебные действия

П: умение устанавливать причинно – следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

П: способность осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из текста, иллюстраций.

Р: способность понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.

К: навыки речевых действий: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

14(10)



Какие бывают растения

Умение классифицировать растения, приводить примеры видов деревьев, кустарников, трав своего края.

Способность ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы; понимание ценности природного мира; учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи

П : умение распознавать комнатные растения с помощью атласа-определителя «От земли до неба», приведение примеров комнатных растений из числа изученных.

Р : способность принимать и сохранять учебную задачу; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

К: умение использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

15(11)



Какие бывают животные

Навык называть животных разных групп, выявление зависимости строения тела животного от его образа жизни.

Соблюдение правил бережного отношения к животным, основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения

П: представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках; умение классифицировать животных по их существенным признакам, приведение примеров представителей каждой группы.

Р : умение преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К: умение задавать вопросы, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.

16(12)



Невидимые нити

Способность видеть взаимосвязи в природе, выявление роли человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

П : представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растений, моллюсков; умение распознавать обитателей аквариума, ознакомление со средствами и способами ухода за аквариумом.

Р: умение выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме; принимать и сохранять учебную задачу.

К : умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

17(13)



Дикорастущие и культурные растения

Навык сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения

Положительное отношение к школе, учебной деятельности, к изучению окружающего мира; представление о причинах успеха в учебе

П: умение распознавать комнатные растения на фотографии, рисунке и в натуральном виде, использование атласа-определителя.

Р: способность принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К: умение договариваться, приходить к общему решению; использовать
в общении правила вежливости.

18(14)




Дикие и домашние животные

Навык сравнивать и различать диких и домашних животных

Соблюдение правил бережного отношения к животным, основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.


П: представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках; умение классифицировать животных по их существенным признакам, приведение примеров представителей каждой группы.

Р: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К: умение задавать вопросы, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.

19(15)



Комнатные растения

Практическая работа «Уход за комнатными растениями»

Способность узнавать и называть комнатные растения

Практические умения по уходу за комнатными растениями; знание основных моральных норм и ориентирование на их выполнение; осуществление самооценки на основе критериев успешности работы

П: навык полива и опрыскивания комнатных растений, рыхления почвы в цветочных горшках; осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков.

Р: способность принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

К: умение учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера.

20(16)




Животные живого уголка

Практическая работа «Содержание животных живого уголка».

Навыки правильно ухаживать за животными живого уголка

Проявление любви к животным и чувство ответственности; в сотрудничестве с учителем, определение новых учебных задач; преобразование практических задач в познавательные

П: умение различать наиболее распространённых обитателей живого уголка, определять этих животных с помощью атласа-определителя, усвоение простейших правил ухода за этими животными.

Р: умение различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

К: умение аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве

позиции других людей, отличные от собственной; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

21(17)



Про кошек и собак

Умение определять и приводить примеры видов кошек и собак.

Эмоциональное выражение любви к домашним питомцам, чувство ответственности за них

П: знания о происхождении собак, наиболее распространённых пород, различение их
с помощью атласа-определителя; знакомство с правилами ухода за собакой.

Р: умение самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

К: умение осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

22(18)




Красная книга

Способность объяснять причины исчезновения изучаемых растений и животных

Знания по сохранению редких растений и животных; осознание образа «Я», который неразрывно связан с миром природы, окружающими людьми, культурой

П: знания о Красной книге России, а также о Красной книге своего региона, с некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги.

Р: способность принимать и сохранять учебную задачу; выражать свое отношение к Красной книге.

К: умение приводить примеры растений и животных из Красной книги России; выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.

23(19)



Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Навык анализировать факты, угрожающие живой природе.

24(20)



Обобщающий урок по теме «Природа»

Наличие навыка читать и отвечать на поставленные вопросы

Оценивание эмоционально-эстетических впечатлений от восприятия природы, способность замечать в природном окружении то, что особенно нравится; принятие ценности природного мира

П: умение различать объекты природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; использование условных знаков, символов, приведенных в учебной литературе.

Р: умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленный вопрос; ориентироваться в тетради и учебнике.

К: умение высказывать предположения о том, что можно отнести к природе; строить сообщение в соответствии с учебной задачей.


25(1)



Что такое экономика?

Способность объяснять, что такое «экономика», называть её составные части

Устойчивая мотивация к самостоятельной деятельности, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

П: способность понимать познавательную задачу; извлекать нужную информацию, моделировать объекты окружающего мира

Р: способность осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

К: навыки речевых действий: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач.

26(2)



Из чего что сделано

Умение классифицировать предметы по характеру материала

Устойчивая мотивация к самостоятельной деятельности, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

П: способность понимать познавательную задачу; извлекать нужную информацию, моделировать объекты окружающего мира



Р: способность осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

К: навыки речевых действий: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач.

27(3)



Как построить дом

Умение выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения

П: способность понимать познавательную задачу; извлекать нужную информацию, моделировать объекты окружающего мира



Р: способность осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

К: навыки речевых действий: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач.

28(4)



Какой бывает транспорт

Умение классифицировать средства транспорта

Устойчивая мотивация к самостоятельной деятельности, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

П: способность понимать познавательную задачу; извлекать нужную информацию, моделировать объекты окружающего мира



Р: умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность.

К: навыки речевых действий: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

29(5)



Культура и образование

Умение различать учреждения культуры и образования

Эмоционально-эстетические впечатления от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края

П: представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура – всё то, что создано людьми; различение предметов и явлений культуры, созданных давно и недавно; разнообразие видов культуры; расположение предметов и явлений культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно – недавно» с опорой на собственный опыт путём сравнения; понимание, что культура преображает природу и жизнь людей, соединяет людей разных поколений.

Р: умение контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным
(рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

К: умение строить сообщение в соответствии с учебной задачей, использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

30(6)



Все профессии важны. Проект «Профессии»

Умение определять названия профессий по характеру деятельности.

Положительное отношение к уроку окружающего мира; положительное восприятие действий одноклассников

П: умение использовать свой словарный запас, касающийся темы связи качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает; понимание важности профессии земледельца.

Р: навык выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах.

К: умение проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности.

31(7)



В гости к зиме (экскурсия)

Способность наблюдать за объектами и явлениями окружающего мира; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.

Навык самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при помощи учителя; умение применять знания в жизненных ситуациях.

П: способность понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять, ориентироваться в своей системе знаний.

Р: умение проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

К: навыки речевых действий: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

32(8)



В гости к зиме

Способность рассказывать о зимних наблюдениях в живой и неживой природе

33(9)



Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села»

Наличие навыка читать и отвечать на поставленные вопросы

Осознание ответственности человека за общее благополучие

П: знание понятия«земляки»; детализировать культурный смысл этого понятия с помощью уточнения «односельчане»; на конкретных примерах показать особенности жизни человека в селе (деревне) в старину и в наши дни; представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль села (деревни) как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей; образование общего названия жителей определённого села (деревни) по его (её) названию.

Р: способность выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени.

К: умение распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

34(10)



Презентация проектов «Родной город», Красная книга, или Возьмём под защиту», «профессии».

Умение представлять результаты проектной деятельности

Осознание личного (эмоционального) отношения к малой родине

П: способность осмыслить взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт; понимать необходимость взаимной связи людей в городе, важность культурного смысла понятия «земляки»; умение образовать общее название жителей определенного города по его названию.

Р: навык выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

К: умение применять способы существования в городе и селе; представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного центра.

Здоровье и безопасность- 9 часов

35(1)



Строение тела человека

Умение называть и показывать внешние части тела человека

Устойчивая мотивация к самостоятельной деятельности, умениеоценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

П: умение самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

Р: навыки выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах.

К: умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах, группах).

36(2)



Если хочешь быть здоровым

Наличие навыков по формированию правил личной гигиены

Устойчивая мотивация к самостоятельной деятельности, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

П: способность самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

Р: навык выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах.

К: умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах, группах).

37(3)



Берегись автомобиля!

Способность узнавать дорожные знаки, знать, что они обозначают

. Устойчивая мотивация к самостоятельной деятельности, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу

П: способность самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

Р: навык выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах.

К: способность договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах, группах).

38(4)



Школа пешехода

Практическая работа «Соблюдение правил безопасности»

Навык соблюдать правила дорожного движения.

Осознание эстетического своеобразия и историко-культурного значения архитектурной доминанты города

П: знания особенности ландшафта, где находится родной город (для учащихся сельской местности это может быть районный или областной центр, город, ближайший к месту жительства); название города, происхождение названия; особенности облика города в зависимости от ландшафта; представление об архитектурном образе города как о культурной ценности, которая растёт со временем.

Р: навык планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.

К: умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах, группах).

39(5)



Домашние опасности

Способность видеть и объяснять потенциальную опасность бытовых предметов

Личное(эмоциональное) отношениек школе, классу, другим ученикам

П: способность осознать важность школы в процессе познания окружающего мира; умение определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности; знакомство с образами класса в разные исторические эпохи.

Р: навык выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

К: умение владеть способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности).

40(6)



Пожар!

Навык запоминать правила предупреждения пожара

41(7)



На воде и в лесу

Запоминание правил поведения во время купания, в лесу.

42(8)



Опасные незнакомцы

Умение определять опасность, запомнить правила поведения при встрече с незнакомцами

43(9)



Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность»

Наличие навыка читать и отвечать на поставленные вопросы

Общение – 7 часов

44(1)



Наша дружная семья

Умение объяснять понятие «культура общения»

Личное (эмоциональное) отношение к школе, классу, другим ученикам

П: способность осознавать важность школы в процессе познания окружающего мира; умение определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности; знакомство с образами класса в разные исторические эпохи.

Р: навык выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

К: умение владеть способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности).


45(2)



Проект «Родословная»

Умение составлять родословное древо семьи

Проявление позитивного отношения к семье и семейным ценностям; осознание важности и необходимости для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни

П: способность осмыслить понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье; умение различать степени родства, с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; оценивать свои отношений с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.; представлять образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности.

Р: способность выражать своё позитивное отношение к семье и семейным ценностям; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

К: способность взаимодействовать в семье позитивными способами; договариваться, приходить к общему решению.

46(3)



В школе

Навык по формированию правил поведения в школе

Личное (эмоциональное) отношение к школе, классу, другим ученикам

П: способность осознавать важность школы в процессе познания окружающего мира; умение определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности; знакомство с образами класса в разные исторические эпохи.

Р: навык выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

К: умение владеть способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности).


47(4)



Правила вежливости

Умение применять формулу вежливости в различных ситуациях общения

Навык самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при помощи учителя; умение применять знания в жизненных ситуациях.

П: способность понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять, ориентироваться в своей системе знаний.

Р: умение проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

К: навыки речевых действий: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

48(5)



Ты и твои друзья

Практическая работа «Правила поведения за столом».

Навык по формированию правил этикета в гостях

Осознание сплочённости учащихся как членов единого коллектива – класса; принадлежности к коллективу (классу), поколенческой идентичности (мы – это я и сверстники)

П: способность осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Р: способность принимать и сохранять учебную задачу; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

К: умение соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития.

49(6)



Мы – зрители и пассажиры

Навык по формированию правил поведения в общественных местах

Навык самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при помощи учителя; умение применять знания в жизненных ситуациях.

П: способность понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять, ориентироваться в своей системе знаний.

Р: умение проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

К: навыки речевых действий: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

50(7)



Обобщающий урок по теме «Общение»

Наличие навыка читать и отвечать на поставленные вопросы

Устойчивая мотивация к самостоятельной деятельности, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

П: способность понимать познавательную задачу; читать, извлекать нужную информацию, выявлять известное и неизвестное

Р: способность осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

К: навыки речевых действий: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач.

Путешествия – 18 часов

51(1)



Посмотри вокруг

Умение различать стороны горизонта, обозначать их на схеме

Навык самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при помощи учителя; умение применять знания в жизненных ситуациях.

П: способность понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять, ориентироваться в своей системе знаний.

Р: умение проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

К: навыки речевых действий: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

52(2)



Ориентирование на местности

Способность осваивать приемы ориентирования по компасу, а также по местным природным признакам

Навыко организации и анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром

П: умение искать и выделять необходимую информацию, ставить и формулировать проблемы

Р: способность осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

К: навыки речевых действий: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач.

53(3)



Ориентирование на местности. Практическая работа «Ориентирование по компасу».

Способность осваивать приемы ориентирования по компасу, а также по местным природным признакам

Навык организации и анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром

П: способность понимать познавательную задачу; читать, извлекать нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;

навыки речевых действий: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

Р: умение проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

54(4)



Формы земной поверхности

Умение различать формы земной поверхности

Оценивание образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, миром

П: навык самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

Р: умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

К: умение выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу).

55(5)



Водные богатства

Умение называть части реки

Устойчивая мотивация к самостоятельной деятельности, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

П: умение самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

навыки речевых действий: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

Р: умение проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

56(6)



В гости к весне (экскурсия)

Способность наблюдать за весенними изменениями в живой и неживой природе

Умения вести себя экологически грамотно в природе, умение применять знания в жизненных ситуациях

П: умение устанавливать причинно – следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;

навыки речевых действий: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

Р: умение проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

57(7)



В гости к весне

Способность рассказывать о весенних изменениях в живой и неживой природе

Навык самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя

П: навык самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

Р: способность осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

К: навыки речевых действий: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач.

58(8)



Россия на карте

Умение показывать на карте РФ

Знание основ российской гражданской идентичности; личное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру

П: навык самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

навыки речевых действий: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

Р: умение проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

59(9)



Проект «Города России»

Умение узнавать новое о городах России

Устойчивая мотивация к исследовательской деятельности, познавательный интерес к предмету исследования, способность к адекватной самооценке

П: навык самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

навыки речевых действий: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

Р: умение проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

60(10)



Путешествие по Москве

Умение называть основные достопримечательности столицы.

Интерес к изучению окружающего мира; доброжелательность, доверие, внимательность, готовность
к сотрудничеству

П: знание о Москве как великой духовной ценности; с главными московскими достопримечательностями – Кремлём и Красной площадью, с гербом Москвы как символом защиты, победы светлых сил добра над тёмными силами зла; умение по силуэту, цвету, специфичным деталям определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади, знать их названия; образ герба Москвы и своего города (области).

Р: способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К: умение входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; уважать мнение собеседников.

61(11)



Московский Кремль

Способность рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади

62(12)



Город на Неве

Навык находить Санкт – Петербург на карте России, рассказывать о его достопримечательностях

Адекватная мотивация к учёбе, понимание причин успеха в учёбе, интерес к учебному материалу, способность к самооценке

П: представление о России как об общей родине разных народов; о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России; об особенностях традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи – на выбор).

Р: навык осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

К: умение принимать мнение и позицию других людей; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия

63(13)



Путешествие по планете

Навык показывать и называть на глобусе и карте мира океаны и материки

Интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; осуществление позитивной самооценки; осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и взрослых

П: представление о России как об общей родине разных народов; о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России.

Р: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

К: умение задавать вопросы и отвечать по теме урока; проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

64(14)



Путешествие по материкам

Навык показывать и называть материки на карте мира

65(15)



Страны мира. Проект «Страны мира»

Навык различать физическую и политическую карты мира, показывать на политической карте мира территорию России

Оценивание поведения людей при анализе иллюстрации рабочей тетради; формулирование правила поведения в заповеднике; проявление интереса к учебному материалу

П: представление о заповеднике как о месте (территории), где вся природа находится под строгой охраной, на примере Приокско - Террасного заповедника; знакомство с заповедниками своего региона, с правилами поведения в заповеднике (национальном парке).

Р: способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

К: умение принимать участие в обсуждении вопроса – какими качествами должны обладать люди, работающие в заповеднике; формулировать свое мнение, слушать мнение одноклассников.

66(16)



Впереди лето

Способность рассказывать о жизни насекомых и растений летом

Навык анализа и сопоставления, умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом

П: навык самостоятельно выделять познавательную цель, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

навыки речевых действий: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

Р: умение проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

67(17)



Обобщающий урок по теме «Путешествия»

Наличие навыка читать и отвечать на поставленные вопросы

Оценивание поведения людей при анализе иллюстрации рабочей тетради; формулирование правила поведения в заповеднике; проявление интереса к учебному материалу

П: представление о заповеднике как о месте (территории), где вся природа находится под строгой охраной, на примере Приокско - Террасного заповедника; знакомство с заповедниками своего региона, с правилами поведения в заповеднике (национальном парке).

Р: способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

К: умение принимать участие в обсуждении вопроса – какими качествами должны обладать люди, работающие в заповеднике; формулировать свое мнение, слушать мнение одноклассников.

68(18)



Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

Умение представлять результаты проектной деятельности

Проявление интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; осуществление позитивной самооценки; осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и взрослых

П: способность понимать познавательную задачу; читать, извлекать нужную информацию, выявлять известное и неизвестное





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!