Тема: » Путешествие по России.»
Задачи: 1. Формировать у детей современные экологически ориентированные картины мира.
2. Воспитывать любовь и уважение к природе, к Родине.
Цели: 1.Вспомнить знания учащихся по темам: «Для чего нужен компас?», «Формы земной поверхности»,«Водоёмы»
2.Дать понятие географической карты.
3.Учить детей читать карту и правильно показывать объекты на ней.
Оборудование: проектор, экран, учебники, тетради, карта России, карточки со словами: север, юг, запад, восток, море, океан, озеро, река, водохранилище, пруд, канал, гора, холм, низменность, возвышенность.
Ход урока:
Организация.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на мы будем с вами путешествовать по нашей великой и прекрасной стране, которая называется Россия. Расскажите, что вы знаете о нашей стране? ( Ответы детей)
- Наша страна занимает огромную территорию. Но мы можем совершить путешествие в любой её уголок, не выходя из класса. В этом нам поможет …Отгадайте, кто…
Страны без людей.
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря без воды.
Или: Моря есть – плавать нельзя
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? (Карта)
Изучение нового материала:
- Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться читать её. Читать карту – это не значит читать только надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся цвета и другие обозначения
- Итак, сначала научимся определять по карте стороны горизонта. Перечислите названия основных сторон горизонта.( Север, юг, запад, восток.)
- Север на картах - всегда сверху, юг – снизу, запад – слева, восток – справа.)
- Теперь разберёмся, что обозначают на картах различные цвета. Голубым цветом на карте обозначена вода. Выйдите к доске те, у кого карточки с названиями водоёмов. Мы с вами знаем два вида водоёмов: искусственные и естественные. Разделитесь по видам. Какие естественные водоёмы вы видите на карте?
- Зелёным, жёлтым и коричневым – суша. Зелёным и жёлтым цветом обозначают равнины, а коричневым – горы. Что на карте вы нашли зелёного цвета? Жёлтого? Коричневого7
- Почему же равнины обозначены разными цветами? ( Ответы детей.)
- Дело в том, что на равнине есть низкие места – низменности и более высокие места – возвышенности. Низменности обозначают на картах зелёным цветом, а возвышенности – жёлтым.
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
4.Самостоятельная работа по карте.
- Откройте теперь тетради, задания которой помогут нам совершить путешествие по карте России.
-Дети выполняют задания 1-4 из тетради. После самостоятельного выполнения каждого задания, осуществляется коллективная проверка с параллельным показом объектов на слайдах и показом на карте.
5. Творческое задание:
Если позволяет время, учащимся предлагается следующее задание:
-Более 5оо лет назад, когда Америка ещё не была открыта Колумбом, русский купец Афанасий Никитин отправился в Индию из города Твери. Помогите мне составить рассказ о его путешествии, заменяя условные знаки, которые я вам буду показывать, названиями объектов на карте. Итак, начинаем…
Вначале Афанасий Никитин плыл на корабле по ….(реке). Она называется…(Волга). Путь его протекал по…( равнине).Она называется …( Восточно- Европейской).Затем Афанасий Никитин плыл на корабле по…(морю). В наше время оно называется Каспийским морем. После этого он пересёк …(горы). Они называются Иранское нагорье. Затем он снова сел на корабль и поплыл по морю, которое называется Аравийским. Наконец он пришёл в Индию.
6. Итоги урока:
-О других странах мы узнаем на следующих уроках.
- А что нового вы узнали сегодня?
-Дома выполните задание 5.
Конспект открытого урока
по окружающему миру.
(2класс)
« Путешествие по России».
Составила и провела
Резапова Е. В.
27 апреля 2007года.
север юг
запад восток
море океан
озеро река
водохранилище
пруд канал
гора холм
низменность
возвышенность
острова
полуострова
город
искусственные
естественные
водоёмы
карта