СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Путешествие по сказкам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема:   «Путешествие по   сказкам»

Цель: Закрепить знания детей о   сказках. Программное содержание. Обучающие задачи:  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. 2. Учить узнавать сказку по заданию, по высказыванию героев. 3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования. Развивающие задачи: 1. Вспомнить порядок появления героев в сказках. 2. Развивать умение действовать согласованно. 3. Развивать речь, воображение, творческие способности, фантазию, мышление. Воспитывающие задачи: 1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. Оздоровительные задачи: 1. Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки). Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный. Приемы:  Просмотр викторины, художественное слово (загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутка, кроссворд, игровая и самостоятельная деятельность детей. Словарная работа:  Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.  

Просмотр содержимого документа
««Путешествие по сказкам»»


Тема: «Путешествие по сказкам»

Цель: Закрепить знания детей о сказках.
Программное содержание.
Обучающие задачи: 
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
2. Учить узнавать сказку по заданию, по высказыванию героев.
3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Развивающие задачи:
1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.
2. Развивать умение действовать согласованно.
3. Развивать речь, воображение, творческие способности, фантазию, мышление.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Оздоровительные задачи:
1. Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
Методы:
Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.
Приемы: 
Просмотр викторины, художественное слово (загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутка, кроссворд, игровая и самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: 
Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Индивидуальная работа:
Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки. На протяжении занятия активизировать на работу обучающихся .

Материал Игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Теремок» (карточки-схемы)
Оборудование: Презентация по этапам занятия, выставка рисунков детей по русским народным сказкам, картинки героев сказок, ноутбук.

Ход мероприятия

I Приветствие. Вступительное слово (звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки»)

Вед: Здравствуйте, дети и взрослые! Мы всех вас приветствуем на нашем мероприятии.

Вед: Все вы любите сказки. И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются мультфильмы. Сказки - жанр устного народного творчества. Они к нам пришли из глубокой древности.
Вед: А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение

Вед: В сказках совершаются самые невероятные чудеса. Сегодня вас ждёт удивительное «Путешествие по сказкам». На пути нам встретятся разные задания. Это будет незабываемое путешествие! В пути нас ждет много интересных и увлекательных заданий, которые покажут ваши знания о сказках Слайд 1.

Вед: А сейчас сядем поудобнее, закроем глазки и представим, что летим на ковре – самолёте (запись ветра). Слышно, как свистит ветер. Поднимаемся всё выше и выше. Летим… Тихо спускаемся на землю и открываем глазки. Слайд 2


II Основная часть:

Вед: задание 1 «Зашифрованное слово».
Что же нам поможет? Посмотрите на волшебный экран. На нем волшебное слово, но буквы перепутались. Есть подсказка-под каждой буквой цифра. Если все цифры расставить по порядку, то отгадаете слово. Получилось слово «Дружба». Выложите это слово из букв. (слайд 3)

Вед: задание 2 Игра – «Назови знакомых героев сказок» Слайд 4

Цель: название имён сказочных персонажей.

- Мальчик, сделанный из полена.

- Как звали поросят из сказки «Три поросёнка»? Слайд 5

- У кого из героев была хрустальная туфелька? Слайд 6

- Имя мальчика, которого унесли лебеди. Слайд 7

- Баба …Яга Слайд 8

- Василиса…Прекрасная Слайд 9

- Героиня сказки, которая через лес с пирожками к бабушке Красная …. Слайд 10

Вед: Итог: Молодцы!

Вед: Однако, чтобы продолжить путешествие вы должны назвать самые любимые сказки, которые хорошо знаете (называют сказки).

Вед: Какие бывают сказки?

Вед: Сказки бывают волшебные, чудесные, забавные, поучительные, остроумные, умные, интересные, добрые, загадочные, необычные, радостные, мудрые и т. д. Слайд 11


Вед: задание 3 Путешествие продолжается! На чем путешествовали в сказках разные герои?

Баба Яга ........................................................... ( на ступе) слайд 12
Лягушка-путешественница……………….….(на прутике)  слайд 13
Емеля к царю…………………………………..(на печи)  слайд 14
Дюймовочка в теплые края……………………(на ласточке) слайд 15
За медом Винни-Пух………………………..…(на воздушном шаре) слайд 16
На крышу Малыш……………………………...(на Карлсоне )  слайд 17

Вы, ребята, молодцы! Справились с этим заданием, переходим к следующему. 
Ну что ж, продолжим путешествие по сказкам?!

Вед: задание 4 «Угадай сказку». Слайд 18 Цель: умение отгадывать загадки.

А дорога далека,

А корзина не легка,

Сесть бы на пенёк

Съесть бы пирожок (Маша и Медведь) Слайд 18

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчушку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как дочурку величали? Слайд 19

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышка и собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? Слайд 20

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь-

Песню мамину пропел.

Кто же всех козляток съел? Слайд 21

На тарелочке лежал,

Поостыл и убежал.

Встретил он зверей в лесу,

На беду свою- лису.

Ей попался на зубок

Круглый, вкусный ….. Слайд 22

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотенью.

А сказка называется? Слайд 23 Вед: Молодцы!



Вед: задание 5 «Расставь по порядку» Слайд 24 – 30 Цель: расстановка сказочных персонажей по порядку.

«Теремок» (мышка, лягушка, зайчик, волчок, лисичка, медведь)

Вед: задание 6 Предметы из сказок Слайд 31-32 Цель: знание значения сказочного предмета в сказках.

Вед: С помощью предмета, находящегося внутри шкатулки, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея персонажа русских сказок. (Игла.)

Вед: Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества. (Яйцо. Русская народная сказка «Курочка Ряба».) Слайд 33

Вед: С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье — мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела. Сказка «Царевна-лягушка».) Слайд 34

Вед: Молодцы!


Вед: Физпауза давайте проведем небольшую разминку,


Вед: задание 7 « Вопрос – ответ» Слайд 35. Цель: умение правильно ответить на вопрос.

- Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были)

- На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)

- Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Ступа, метла)

- Кличка собаки из сказки «Репка» (Жучка)

- Продукт питания, из которого старуха слепила колобок? (Мука)

-Ура! Можно продолжать путешествие! Идём дальше…


Вед: задание 8 «Слова сказочных героев» Слайд 36. Цель: исполнение слов сказочного героя из сказки.

- Какую песенку пел Колобок?

- Какие волшебные слова говорил Емеля, чтобы желание исполнилось?

- Что пел волк, чтобы козлятки отворили дверь?

- Как звал Иванушка свою сестрицу Алёнушку?


Вед: задание 9 «Блиц – турнир» Как хорошо вы знаете сказки. Для этого нужно выбрать правильный вариант ответа!
1) Какому герою принадлежат эти предметы: шляпа, шпага, сапоги, перья?
а) Коту в сапогах
б) Буратино
в) Красной Шапочке
г) Крокодилу Гене

2) Среди этих цветов есть и те, которые собирала падчерица из сказки «Двенадцать месяцев». Какие?
а) ландыши
б) подснежники
в) васильки
г) ромашки

3) Кому принадлежала золотая туфелька, потерянная на балу?
а) Мальвине
б) Золушке
в) Василисе Прекрасной
г) Царевне – лягушке

4) Кому принадлежит фраза: «Ребята, давайте жить дружно»?
а) котенку по имени Гав 
б) коту-Леопольду
в) старухе - Шапокляк
г) Чебурашке 

5) У кого гостила Дюймовочка под землей?
а) у Хорька
б) у Крота 
в) у Лисы в норе
г) у Крысы

6) Что попросил старик у Золотой рыбки для своей старухи?
а) тазик
б) ванну
в) корыто
г) душ

7) Назовите фамилию почтальона из Простоквашино?
а) Плиткин
б) Обогревателев
в) Печкин
г) Батарейкин

8) Что несла Красная шапочка бабушке?
а) булочки
б) печенье
в) пирожки
г) хлеб


Вед: задание 10 Слайд 45 А сейчас, чтобы проверить как хорошо вы знаете сказки и сказочных героев. Я объявляю последний конкурс. Нужно досказать имя сказочного персонажа. Я - начинаю, а вы - заканчиваете.

Кот….

(Леопольд и Кот в сапогах)

Баба….

(Яга)

Доктор….

(Айболит) 

Почтальон…. 

(Печкин)

Папа…. 

(Карло)

Дед…. 

(Мазай и Мороз) 

Маленький…. 

(Мук) 

Барон…. 

(Мюнхгаузен) 

Пудель….

(Артемон) 

Крокодил….

(Гена) 

Винни…. 

(Пух)

Старик…. 

(Хоттабыч)

Иванушка…. 

(Дурачок) 

Красная…. 

(Шапочка) 

Муха…. 

(Цокотуха) 

Черепаха…. 

(Тортилла)

Пес….

(Шарик и Барбос) 

Соловей….

(Разбойник)

Вед: Молодцы!


Вед: Предлагаем вам посмотреть мультфильм, внимание на экран.

Вед: - Подошло к концу наше путешествие по сказкам, которое показало, что вы знаете и любите сказки. Но на свете много сказок, которые очень ждут вас. Сказочные герои не прощаются с вами, а только говорят всем «До свидания». Домой полетим на ковре – самолёте.

Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки,
Раз, два, три, четыре, пять –
В класс вернемся мы опять.


III Заключение:


Кому из вас понравилось наше путешествие?
Кто хотел бы его продолжить?
Молодцы, ребята! До новых встреч «В гостях у сказки!» (звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки».

















Посмотрите , ребята, здесь стрела с письмом. Кто же мог ее нам послать? (Иван Царевич)давайте посмотрим что же в письме он нам написал:
Учитель «В некотором царстве, в тридесятом государстве жил я-Иван - Царевич, и была у меня жена Василиса Прекрасная. Она была очень красивая, мудрая, а также хорошая рукодельница. Однажды налетел сильный ветер, поднялась пыль, налетел Змей Горыныч и унес Василису в царство Кощея Бессмертного. Погоревал , погоревал , да делать нечего: нужно отправляться в путь-дорогу».
Трудно ему будет в дороге, разные препятствия его ждут, но должен он освободить Василису из рук Кощея.
- Хотите помочь Ивану-царевичу справиться с Кощеем Бессмертным?
- А ведь нас ждут трудности и испытания. Вам не страшно?
Учитель Хорошо, собирайтесь в путь. А чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу, давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.
«Мозговой штурм»:
- Какими словами начинается сказка?
Жили были дед и баба...
Жили были старик со старухой...
В некотором царстве, в некотором государстве...
Много-много лет назад...
Жили-были... старик со старухой
В одной деревне....
Однажды случилось...
Жил-был принц...
Много лет назад...
Когда твой дедушка был еще маленький...
Когда тебя еще не было...
Давным-давно...
Учитель - Какими словами она заканчивается?
...и жили они вместе долго и счастливо
.. ни в сказке сказать, ни пером описать
.. тут и сказке конец, а кто слушал молодец!
..с тех пор жили они долго и счастливо
..по усам хоть ибежало в рот ни капли не попало
«Зашифрованное слово».
Что же нам поможет? Посмотрите на волшебный экран. На нем волшебное слово, но буквы перепутались. Есть подсказка-под каждой буквой цифра. Если все цифры расставить по порядку, то отгадаете слово.
. Получилось слово «Дружба». Выложите это слово из букв.
Учитель Мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба: быть предельно осторожными и внимательными. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу: «Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй».
(дети идут под музыку)
Учитель «Долго ли, коротко ли шёл Иван – царевич и вышли на развилку двух дорог. Какую же нужно выбрать дорогу, чтобы и Василису выручить, и живым остаться?»
Учитель. Определить правильную дорогу нам поможет сказочный герой, а какой – вы узнаете, если правильно отгадаете загадку. 
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)
(выходит Никита в шапочке зайчика)
Учитель Правильно, это Зайка. Давайте у него спросим, по какой дорожке путь держать. Зайка сочувствует нам, но поможет только в случае взаимовыручки, нужно отгадать загадки зайки. Готовы? Но сначала проведём пальчиковую гимнастику «Любимые сказки».
Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Зайка говорит, что путь дальше пойдет через дремучий сказочный лес.
Учитель. Все готовы продолжить путь? Вот мы и пришли в сказочный лес, в котором нас ждут удивительные встречи и еще больше опасностей.
Учитель. А с кем мы сейчас встретимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной…(Лиса)
Учитель Верно, это хитрая Лисичка, она в лесу живет, все знает. Спросим у нее, куда нам путь дальше держать.
(Выходит Вика в шапочке лисы.)
Лиса-Я в лесу живу лиса
Распрекрасная краса
Просто так вы не пройдете
Пока загадки не прочтете.
Учитель Скажите о какой сказке идёт речь?
1. В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли. ( Три медведя).
2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ. ( Репка).
3. Сяду на пенёк, съем пирожок. ( Маша и медведь ).
4. Ловись, рыбка, большая и маленькая. ( Лиса и волк ).
5. Не пей из копытца, козлёночком станешь. ( Сестрица Алёнушка и братец Иванушка ).
6. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл. ( Колобок ).
Лиса - Я знаю самый короткий путь к избушке Бабы Яги, и он вам поможет найти Кощеево царство. Избушка Бабы Яги находится не далеко. А чтобы быстрее пройти к ней, вот вам «лисья» подсказка. Но сначала гимнастика для глаз.
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
«Лабиринт».
Индивидуальная работа на листах за столами.
Учитель А теперь проверим.(слайд)
Теперь дорогу мы знаем и пора отправляться в путь. Мы должны дойти к избушке Бабы Яги. У нас остается самый трудный участок дороги, поэтому мы должны немного отдохнуть и сделать небольшие зарядку для того, чтобы у нас прибавилось сил, и мы могли справиться с Кощеем Бессмертным.
Физкультминутка с Машей.
Учитель Внимание! Мы подходим к избушке Бабы Яги. Ребята, а Баба Яга какая? (ответы)Соблюдайте осторожность, ведь мы не знаем, добрая Яга или злая.. 
Стук в дверь, дети выходят из кабинета. Их встречает Баба Яга.
Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки.
Я давно вас поджидаю
И куда пойдете знаю
Помогу я вам друзья
Но послушайте меня
Вы загадки разгадайте и со мною поиграйте.
Вот вам первая загадка «Доскажите имена сказочных героев»
Кощей - …, Братец - …, Иван - …, Змей - …
Сестрица - …, Василиса - …, Крошечка - …, Царевна-…
А сейчас мы будем сказки вспоминать.
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» вспоминайте,
И героям помогайте.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка».
А теперь со мной сыграйте
На метле вы полетайте.
Музыкальная игра « Я –Яга, Яга, Яга.»
Постарались вы на славу
Получайте все нагрду!
Как вам дальше быть скажу
И дорогу покажу: 
Вы к себе сейчас идите 
Красный вы конверт найдите
В том конверте письмецо
Куда идти подскажет вам оно!
Ребята находят конверт к нем загадка про Кощея
Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.(Кощей.)
Учитель А вот и замок Кощея - Бессмертного
Что наделал злой Кощей
Все картинки перепутал
Сказки все он наши спутал
Пазлывы должны собрать
Сказку русскую назвать!
Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.
Учитель Ребята, улетел Кощей Бессмертный по делам своим, а Василису в башню заточил, а дверь в башню на сто замков закрыл. Но есть один секрет: все замки откроются, если задачу Кощея отгадаете. А эта задача - кроссворд..
Кроссворд «Кто говорит эти слова?».
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.
«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.
«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.
«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.
«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.
Учитель «Открылись двери башни, вышла из них Василиса. Посадил ее Царевич на коня и поскакал домой». И нам пора возвращаться.
«Сказка здесь прощается,
И волшебство кончается.
Скажем волшебные слова :
Топ, топ, хлоп, хлоп.
На месте повернись, из волшебников в детей превратись
Учитель Вот мы и вернулись, ну как понравилось вам путешествие? (ответы детей) Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути? (ответы). Верно, наша дружба и знания русских народных сказок. Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, все задачки решили.
Рефлексия: если вам понравилось наше путешествие, возьмите веселых героев сказок и поселите на сказочной поляне, а если не понравилось, возьмите грустных героев.
За руки умелые,
За ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарочки всем подарю.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!