Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 33 г. Орла
Путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена
(Литературный праздник, посвященный 215-летию писателя)
Учитель начальных классов
Тимашева Татьяна Юрьевна
«Путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена»
(Литературный праздник, посвященный 215-летию писателя)
Цель. расширять знания детей о жизни и творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена;
Задачи:
- формировать читательские умения и литературоведческие понятия;
-развивать речь учащихся, познавательную активность;
- пополнять словарный запас; воспитывать интерес к чтению, сочувствие и сострадание к людям;
-формировать дружеские взаимоотношения, навыки взаимопомощи.
"Сказки сами приходят ко мне. Их нашёптывают деревья, они врываются ко мне с ветром..."
Г.Х.Андерсен.
"Мне приятно узнать, что мои произведения читают в великой могущественной России, прекрасную литературу которой я немного знаю от Карамзина до Пушкина и вплоть до новейшего времени"
Г.Х.Андерсен.
Подготовка к празднику. Дети читают сказки Андерсена, готовят иллюстрации и поделки по прочитанным произведениям, проводятся конкурс самого активного читателя и викторина «Знатоки сказок Андерсена».
Оборудование. Портрет писателя, плакаты с цитатами писателя о сказках, детские рисунки и поделки, выставка книг Андерсена, презентация, грамоты самым активным читателям и победителям викторины, лепестки и сердцевина «ромашки», костюмы для театральных постановок.
Ход мероприятия.
(Слайд 1).Звучит мелодия «В гостях у сказки». (Слайд 2).
Ученик 1.
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей…
Ученик 2.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Потянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
(Михалков С.В.)
Выступление библиотекаря школы. (Слайд 3).
Ведущий 1. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить замечательного датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. В этом году в апреле отмечается 215 лет со дня рождения любимого всеми великого сказочника. Мы с вами совершим небольшое путешествие в сказочный мир этого датского писателя.
Ведущий 2. (Слайд 4). Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в датском городе Оденсе. Отец у него был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете: спал в маленькой каморке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Несмотря на то, что семья была бедной, у маленького Ганса Христиана не было недостатка в игрушках. Чего только не делал ему отец! И картинки с превращениями, и двигающиеся мельницы, и кивающие головами самодельные куклы. И даже настоящий кукольный театр.
Ведущий 3. (Слайд 5). В свободное от работы время отец читал сыну книжки, мастерил игрушки, рисовал картинки. Была у маленького Ханса любящая бабушка, которая каждый день забегала к Андерсенам, чтоб поглядеть на внука, чем-нибудь побаловать его, часто она приносила мальчику букетики цветов из сада, за которым она присматривала.
Ведущий 4. Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывал мальчику отец - вспоминал те, что слышал сам в детстве, пересказывал и читал книги. Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот
Ведущий 1. Одаренный богатой фантазией, Ганс мог часами играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении и нашептывали свои удивительные истории.
В Оденсе был театр, который стал самым излюбленным местом для Ганса Христиана. Но часто посещать представления мальчик не мог. Поэтому он познакомился с расклейщиком афиш, который дарил ежедневно Гансу по афише. Так у Андерсена появилась новая забава: сидя в своей каморке, он прочитывал название спектакля и к нему сочинял пьесу. Затем шил для своих кукол костюмы и разыгрывал комедии.
Ведущий 2. (Слайд 6). Веселое детство Андерсена закончилось в 1814 году, когда умер его отец. Гансу Христиану, которому исполнилось одиннадцать лет, пришлось бросить школу и устроиться работать на фабрику. Но он все равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра.
Ведущий 3. (Слайд 6). Мальчик мечтал о сцене. В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген, мечтая о карьере танцовщика или певца. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила, почему он решил покинуть её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!» Но долговязого, неуклюжего юношу не приняли в Королевский театр даже учеником актера. (Слайд 6).
Ведущий 4. (Слайд 7). В жизни Андерсену посчастливилось встретиться с мудрыми и добрыми людьми, которые помогли ему окончить гимназию и поступить в университет. Ученье давалось не просто. Но упорство и трудолюбие выручили Андерсена.
Ведущий 1. Все это время он продолжал писать комедии, трагедии, стихи и романы, веря в свои силы. Он мечтал стать знаменитым. Но путь к славе нелегок. Начинающего писателя преследовали непонимание и насмешки окружающих.
(Слайд 8). И только к 30 годам, после того, как вышли в свет «Сказки, рассказанные детям», Андерсен понял, в чем заключается его призвание – быть сказочником.
Ведущий 2. (Слайд 9). Актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более 170 сказок, 770 стихотворений, 6 романов и множество пьес. С героями некоторых сказок мы сегодня встретимся.
(Слайд 10). Звучит песня
«Сказки гуляют по свету»
(Слайд 11). Выходит Оле Лукойе. ( под муз. «В гостях у сказки). В руках два зонтика, черный и цветной. (Слайд 12).
Оле Лукойе:
Здравствуйте, здравствуйте! Чудо какое!
Как же вас много друзья!
Давайте знакомиться, Оле Лукойе.
Маленький сказочник я.
Мне тайны свои доверяют предметы:
Чернильница, плошка и старый башмак.
Истории эти несу я по свету,
Чтоб вам рассказать в ваших снах.
Волшебные зонтики вместе со мною.
Есть тайна особая в них.
Над непослушными чёрный раскрою,
И будут пусты ваши сны.
Если же вы добродушны, послушны
И уважения к старшим полны,
Зонтик цветной я над вами раскрою,
Сказкой наполнятся сны.
Сейчас мы отправимся в царство вечного льда и холода! Не боитесь замерзнуть?
Звучит музыка «Метель» (Слайд 12).
(Слайд 13).
Учащиеся показывают отрывок из сказки "Снежная королева" (Герда, Кай, Снежная королева).
Герда:
Ах, Кай, мой милый Кай, тебя нашла. (Подходит к Каю.)
Какой же ты холодный, что с тобою?
Кай (безразличным голосом, не глядя на Герду):
Зачем же, Герда, ты сюда пришла,
И как же помешать ты мне посмела?!
Из снега собираю слово я,
Так Снежная велела Королева.
Когда я это слово соберу,
То королева мне весь мир подарит.
(Появляется Снежная Королева.)
Снежная Королева:
Я Королева ледяного царства.
Я повелительница снега, льда.
Кому удача выпадет сюда добраться,
Тот здесь останется со мною навсегда.
Ко всем я безразлична и сурова.
Боюсь я только жара и огня.
Ну как успехи, Кай? Готово ль слово?
Чем занят был в отсутствие меня?
Так, так. А кто впустил сюда девчонку?
И кто ей разрешил тебя отвлечь?
Её мгновенно превращу я в льдинку. (Подходит к Герде, дотрагивается до неё.)
Она горячая, как будто печь.
О, что со мной? Мне кажется, я таю.
Закончился век царства ледяной.
Ещё мгновенье…всё… я исчезаю,
И царство исчезает вслед за мной.
Кай:
Как жарко стало вдруг, как горячо!
Как больно что-то в сердце мне кольнуло.
Ты знаешь, Герда, видел я ещё,
Из глаза будто льдинка проскользнула.
Но где же я, а что это вокруг?
Когда и как я вдруг здесь оказался?
Герда:
У Королевы Снежной был в плену.
Вокруг нас было ледяное царство.
Закончился холодный снежный плен,
И ледяные глыбы быстро тают.
Кай:
И вековым снегам и льдам взамен
Бегут ручьи, весна вдруг наступает. (Слайд 13).
Оле Лукойе. Вот видите, как настоящая дружба может творить чудеса.
Учитель. Сейчас мы проведем викторину. Будьте очень внимательны, чтобы ответить на все вопросы. Но помните, чтобы ответить, нужно поднять руку.
1)Какому герою принадлежат слова:
…Ах, ведь и я это играю! Слушайте, пусть кто-нибудь из вас пойдёт и спросит у него, что стоит этот инструмент. (Принцесса из сказки «Свинопас»).(Слайд 14 )
…Она будет играть со мной! Она отдаст мне свою муфту, своё хорошенькое платьице и будет спать со мной в моей постельке. (Маленькая разбойница из сказки «Снежная королева»). (Слайд 15)
…Моя невеста шлёт тебе тысячу поклонов и вот этот маленький хлебец. Она стащила его на кухне. (Ворон из сказки «Снежная королева»). (Слайд 15)
… Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня. (Утёнок из сказки «Гадкий утёнок). (Слайд 16)
… Завтра мы должны улететь отсюда, и сможем вернуться не раньше будущего года, но тебя мы не покинем здесь. (Лебедь из сказки «Дикие лебеди»). (Слайд 17).
… Паспорт есть? Давай паспорт! (Крыса из сказки «Оловянный солдатик»). (Слайд 18)
2).Герой какой сказки пел песенку:
"Ах, мой милый Августин,
Все прошло, прошло". ("Свинопас").(Слайд 19).
3).В какой сказке придворные уверяли, что их король одет в роскошные одежды? ("Новое платье короля"). (Слайд 20).
Ведущий .Ребята, я вижу, что вы уже немного устали, давайте проведём небольшую физминутку.
Физминутка
На одной ноге постой-ка
Будь-то ты солдатик стойкий.
Ногу правую к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Левой, правой,
Левой, правой
Маршируй солдатик бравый.
Набирайся сил, терпенья,
Будет славным настроенье.
Если мы взмахнём руками,
Да потопаем ногами,
Глазками мы подмигнём,
В путешествие пойдём!
Ведущий .Какого героя вам напомнило начало этой физминутки?
(Оловянный солдатик) (Слайд 21)
Ведущий 3. А сейчас увидите отрывок удивительной истории, которую поведала одна ласточка. (Слайд 22)
Ученик: Жила-была на свете женщина, у нее не было детей, а ей очень хотелось их иметь. Пошла она к волшебнице, та дала ей ячменное зернышко. Это зернышко она посадила в горшочек, и из него вырос чудесный цветок. Вдруг в нем что-то застучало, он раскрылся, и из него вышла чудесная девочка. Кто была эта девочка? (ответы детей (Слайд 33)
Отрывок из сказки "Дюймовочка" в исполнении учащихся ( Дюймовочка, ласточка, король)
Дюймовочка (подходит к вырезанному из картона солнцу). (Слайд 23)
Слезы катятся из глаз,
Вижу день в последний раз.
Ясно солнышко, прощай
И меня не забывай…
Ласточка (влетает).
Слезы вытри поскорей,
Улетим за сто морей,
Улетим мы в теплый край,
Круглый год там просто рай!
Дюймовочка.
Ах! Ну как звучит прекрасно!
Полетели! Я согласна!
Ласточка и Дюймовочка летят. (Слайд 24)
Ласточка (Слайд 25)
Не сыскать страны милей:
Эльфов царство здесь и фей!
Посмотри: в цветке любом
Ты себе устроишь дом!
Выходит король эльфов и дарит Дюймовочке крылья
Дюймовочка.
Как чудесен этот край!
Вот спасибо!
Ласточка.
Ну, прощай
Танец цветов(«Маленькая страна») (Слайд 26, 27)
Ведущий 4: Ребята, а вы знаете что героям сказок Андерсена были поставлены памятники. Попробуйте угадать этих героев. (Слайд 28, 29, 30)Все эти памятники установлены на родине Г.Х. Андерсена в Оденсе, а героиня сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка» стала символом столицы Дании – Копенгагена.
Ведущий 1: Датчане чтят память своего великого соотечественника. В Копенгагене, в Королевском саду, стоит памятник Андерсену. На нем высечены слова: "Воздвигнут датским народом". (Слайд 31).
Ведущий 2: Имя Г.Х. Андерсена носит золотая медаль, которой награждаются лучшие в мире детские писатели и художники-иллюстраторы детских книг. Получить эту медаль так же почётно, как стать Нобелевским лауреатом. (Слайд 32).
Ведущий 3: Начиная с 1967 года по решению Международного совета по детской книге 2 апреля (в день рождения Ганса Христиана Андерсена) отмечается Международный день детской книги. (Слайд 33).
Ведущий 4: Наше мероприятие подходит к концу, и нам бы хотелось, чтобы у нас распустилась ромашка, но она будет необычная. Я попрошу вас прочитать слова, которые написаны на лепестках. Выберите те лепестки с качествами, которые встречаются нам в сказках Андерсена, и которые должен иметь каждый человек. А серединка ромашки уже готова.
(на доску приклеивается жёлтый кружок со словами)
Учитель: Посмотрите, что - же здесь написано: «Сказки Андерсена – это светлый и чудесный мир благородства!» Это, ребята, начало нашей ромашки. Подумайте хорошо, подберите правильные слова.
(Дети выбирают слова преданность, доброта, отзывчивость, дружба, любовь, счастье, красота, благородство и прикрепляют их на доске как лепестки)
Выступление библиотекаря. Вручение грамот.
Учителя: Сказка закончилась, но мы рады, что поделились с вами прекрасным, что в ней заключено. (Слайд 34).
- И хоть сегодняшнее наше необыкновенное путешествие закончилось, но самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей.
-Постарайтесь запомнить простые уроки, которые дают нам сказки. Цените хорошее, старайтесь сделать его ещё лучше. И тогда обязательно вы обретёте своё счастье, свою красоту. Мы желаем вам быть красивыми, и это значит- великодушными, милосердными, добрыми и благородными, отдающими всё самое лучшее, что есть в вас другим людям. Надо верить в красоту, и тогда она действительно спасёт мир! Звучит песня «В гостях у сказки» (Слайд 35).