СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие с прилагательным по зимнему лесу

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Путешествие с прилагательным по зимнему лесу»

ГОУ ЛНР «Алчевская социально-экономическая гимназия»







Урок русского языка

в 6 классе


Путешествуем с прилагательным по зимнему лесу

(закрепление изученного)





Урок подготовила и провела:

учитель русского языка и

литературы

ГОУ ЛНР «АСЭГ»

Штабная Ирина Павловна




Алчевск


Тема: Закрепление изученного материала по теме «Имя прилагательное»

Тип: урок обобщающего повторения

Цели:

повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»; закрепление знаний учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных;

развитие умения определять разряды прилагательных и правильно образовывать формы степеней сравнения; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы в сотрудничестве со сверстниками при работе в группах, при проверке, развитие творческих способностей детей.

воспитание интереса к изучению русского языка, любви к родной природе.

Метод: частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки, снежинки, елочка, снежки, карта путешествия.


Ход урока:


I. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята!

Наш сегодняшний урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное».

Мы сегодня не просто будем сидеть за партами, мы будем путешественниками. Наш путь - пройти лесными тропинками нашего края. Посмотрим, как родная природа и русский язык умеют дружить и дополнять друг друга. А мы соберем богатый материал знаний для себя.

Как вы думаете, какие цели стоят сегодня перед нами на уроке? (дети отвечают)

Ну что, в путь?

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему классной работы.


II. Введение в тему.

Посмотрите на экран. Это наша школа, а это карта, по которой мы двинемся в путь. Мы сделаем несколько привалов на лесных полянках, на которых вам будут предложены задания. Полянки –это пункты повторения темы «Имя прилагательное». Когда справимся с заданием, мы с вами продолжим наше путешествие. На полянках вы сами будете оценивать свою работу. Если все выполнено отлично, отмечаем полянку улыбчивым смайликом. Если сделали задания с небольшими помарками, отмечаем удивленным смайликом. Ну а если будут ошибки, поставим расстроенного смайлика.


III. Активизация изученного

Как вы думаете, зачем мы изучаем имя прилагательное?

Когда оно нам пригодится в жизни? (ответы учащихся)


Чтобы не заблудиться в лесу, нам нужен компас. Таким компасом станет имя прилагательное. Давайте вспомним, что такое имя прилагательное.

Блиц-опрос.

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Какими постоянными морфологическими признаками обладает?

- Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

- Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).

- Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).

- Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).

Молодцы, ребята, все вспомнили.

Вот так незаметно мы с вами подошли к первой зимней полянке. Привал!


IV. Первый привал – Поляна значения имени прилагательного.


Ребята, мы на первой полянке, лесные жители оставили нам задание. Это текст. Давайте мы его прочитаем и озаглавим.

Дорогие ребята, зима у нас в лесу совсем другая - не та, что у вас в городе. Зайдете в зимний лес - и очутитесь в сказке. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Снег белый и чистый, а воздух даже кажется сладким.

А когда появится солнце, все начинает сиять и искриться под его нежаркими лучами. Только тени отливают синим. И стоит глубокая тишина, безмолвная тишина зимнего леса, она дает возможность подумать о чем-то важном, разобраться в своих мыслях и принять ответственные решения для себя.

Постигайте его тайну. Здесь вы увидите беличьи, птичьи, мышиные следы. Двигайтесь очень аккуратно, осторожно, присматривайтесь к красоте леса, не пугайте нас, лесных зверей.

- Определите тип текста. (Описание).

- Озаглавьте текст.

- Каковы тема и основная мысль текста?

- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?

- Почему здесь столько много имен прилагательных?

- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?

Молодцы, ребят. На этой полянке мы узнали, что же это за художница такая, которая разукрасила нашу полянку.


Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Прилагательное определяет предметы и делает их приметными. Оно украшает нашу речь, а мы будем ее изучать и беречь.


V. Следующая полянка «Разряды имен прилагательных»

Мы снова движемся по лесным тропинкам (на экране фото зимнего леса).

Давайте вспомним, какие разряды бывают у имен прилагательных. (качественные, относительные и притяжательные).

Как вы думаете, почему они так названы, чем они отличаются?


Давайте поиграем в снежки (повторяем разряды местоимений).

Я бросаю вам снежок и задаю вопрос. Вы отвечаете и задаете вопросы другим ученикам.

- Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).

- Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?

(имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).

- Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).

- Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).

- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)

Какие вы молодцы. На нашей карте появился смайлик с улыбкой. Ура!


Поиграли, а сейчас поработаем. Перед вами таблица. Распределите прилагательные из нашего текста по их местам

(таблицы на обратной стороне карточек с текстом).


Качественные

Относительные

Притяжательные

глубокие

чистые

белыми

молодых

тяжелыми

темно-зеленые

высоких

маленьких

сладким

важный

ответственный

Зимний

Лесными

Кружевным



Беличьи

Мышиные

Птичьи




(Умение различать притяжательные, относительные и качественные имена прилагательные).

Следующее здание нам приготовили лесные жители. Они предлагают нам из предложений выписать словосочетания прилагательное + существительное в три столбика: качественные, относительные и притяжательные. Докажите, что одни и те же прилагательные могут относиться к разным разрядам. Почему?


1) У этого трусишки заячье сердце(качественное). 2) Мы оставим вам на счастье заячью лапку(притяжательное). 3) Заячий тулуп согреет в лютый холод.(относительное)

4) Лисья шуба была красива (относительное). 5) На воротник пошел лисий хвост(притяжательное). 6) Она заметила его лисий взгляд(качественное).

7) Гости с волчьим аппетитом набросились на еду(качественное). 8) Охотники наткнулись на волчье логово(притяжательное). 9) Оруженосец потерял где-то свою волчью шапку (относительное).

(три человека устно отвечают)


Покидаем полянку. Идем греться в охотничий домик.


VI. Охотничий домик (физкультминутка)

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физкультминутку.

Мороз.

Я мороза не боюсь -

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит надо не зевать:

прыгать, бегать и играть.

Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, февральский мороз, птичье пение, легкая поземка, ночная буря, медвежья берлога, высокие деревья.

(Ребята называют словосочетания прилагательное + существительное и выполняют виды физических упражнений: наклоны, повороты и т.д.)

Представим, что мы выпили горячего чаю и теперь у нас есть минутка для шутки.


VII. Беседа за круглым столом «Степени сравнения».


Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.


Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.


- Какие ошибки допустил автор в этом тексте?

(неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)

- Вы должны устно отредактировать текст.

- Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное?

(сравнительная и превосходная)

- Как образуются сравнительные степени: простая и составная?

- А как образуется превосходная степень простая и составная?


Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения.

(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный, холоднее всех).

Ребята, посмотрите, на нашей карте еще один улыбающийся смайлик. Мы молодцы.


VIII. Орфографическая минутка (склонение прилагательных). 

Прочитайте описание леса. Выпишите словосочетания с прилагательными. Укажите род, число, падеж.

Интересно наблюдать за жизнью в зимнем лесу. Вот прилетел к старому дубу пестрый дятел. Уселся на скрипучий ствол и целый день работает. Длинным клювом вредителей уничтожает. С дерева на пенёк прыгнула рыжая белочка. У неё в лапках сосновая шишка. Вылущивает семена из шишки белочка, на дятла смотрит, прислушивается.


IX. Полянка «Загадочный зимний лес» (защита проектов)

Наши ребята-фотографы заранее получили задание. Они подготовили проект «Загадочный зимний лес». Сегодня они защищают свой проект, а мы увидим прекрасные фото и услышим рассказы ребят об увиденном.


X. «Украшаем елочку»

Ребята, у вас на партах заготовленные снежинки. После нашего путешествия мы напишем мини-сочинения о красоте зимнего леса, используя прилагательные-эпитеты.

(Звучит тихая мелодия, ребята выполняют задание, затем зачитываются несколько работ. Снежинки-сочинения вешаются на елочку)


XI. Вот мы снова в теплом классе. Давайте подведем итоги нашей прогулки-урока. Рефлексия.

-Что сегодня на уроке мы повторили?

- Что вам понравилось?

- Какие задания вам показались сложными?

- Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?

- Кто хочет кого-нибудь похвалить? (Аргументируют свой ответ).


XII. Домашнее задание.

Напишите прогноз погоды на следующий день, используя прилагательные. Выполните морфологический разбор одного из прилагательных.



9