ГОУ ЛНР «Алчевская социально-экономическая гимназия»
Урок русского языка
в 6 классе
Путешествуем с прилагательным по зимнему лесу
(закрепление изученного)
Урок подготовила и провела:
учитель русского языка и
литературы
ГОУ ЛНР «АСЭГ»
Штабная Ирина Павловна
Алчевск
Тема: Закрепление изученного материала по теме «Имя прилагательное»
Тип: урок обобщающего повторения
Цели:
повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»; закрепление знаний учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных;
развитие умения определять разряды прилагательных и правильно образовывать формы степеней сравнения; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы в сотрудничестве со сверстниками при работе в группах, при проверке, развитие творческих способностей детей.
воспитание интереса к изучению русского языка, любви к родной природе.
Метод: частично-поисковый.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки, снежинки, елочка, снежки, карта путешествия.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Наш сегодняшний урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное».
Мы сегодня не просто будем сидеть за партами, мы будем путешественниками. Наш путь - пройти лесными тропинками нашего края. Посмотрим, как родная природа и русский язык умеют дружить и дополнять друг друга. А мы соберем богатый материал знаний для себя.
Как вы думаете, какие цели стоят сегодня перед нами на уроке? (дети отвечают)
Ну что, в путь?
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему классной работы.
II. Введение в тему.
Посмотрите на экран. Это наша школа, а это карта, по которой мы двинемся в путь. Мы сделаем несколько привалов на лесных полянках, на которых вам будут предложены задания. Полянки –это пункты повторения темы «Имя прилагательное». Когда справимся с заданием, мы с вами продолжим наше путешествие. На полянках вы сами будете оценивать свою работу. Если все выполнено отлично, отмечаем полянку улыбчивым смайликом. Если сделали задания с небольшими помарками, отмечаем удивленным смайликом. Ну а если будут ошибки, поставим расстроенного смайлика.
III. Активизация изученного
Как вы думаете, зачем мы изучаем имя прилагательное?
Когда оно нам пригодится в жизни? (ответы учащихся)
Чтобы не заблудиться в лесу, нам нужен компас. Таким компасом станет имя прилагательное. Давайте вспомним, что такое имя прилагательное.
Блиц-опрос.
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- Какими постоянными морфологическими признаками обладает?
- Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.
- Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).
- Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).
- Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).
Молодцы, ребята, все вспомнили.
Вот так незаметно мы с вами подошли к первой зимней полянке. Привал!
IV. Первый привал – Поляна значения имени прилагательного.
Ребята, мы на первой полянке, лесные жители оставили нам задание. Это текст. Давайте мы его прочитаем и озаглавим.
Дорогие ребята, зима у нас в лесу совсем другая - не та, что у вас в городе. Зайдете в зимний лес - и очутитесь в сказке. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Снег белый и чистый, а воздух даже кажется сладким.
А когда появится солнце, все начинает сиять и искриться под его нежаркими лучами. Только тени отливают синим. И стоит глубокая тишина, безмолвная тишина зимнего леса, она дает возможность подумать о чем-то важном, разобраться в своих мыслях и принять ответственные решения для себя.
Постигайте его тайну. Здесь вы увидите беличьи, птичьи, мышиные следы. Двигайтесь очень аккуратно, осторожно, присматривайтесь к красоте леса, не пугайте нас, лесных зверей.
- Определите тип текста. (Описание).
- Озаглавьте текст.
- Каковы тема и основная мысль текста?
- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?
- Почему здесь столько много имен прилагательных?
- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?
Молодцы, ребят. На этой полянке мы узнали, что же это за художница такая, которая разукрасила нашу полянку.
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Прилагательное определяет предметы и делает их приметными. Оно украшает нашу речь, а мы будем ее изучать и беречь.
V. Следующая полянка «Разряды имен прилагательных»
Мы снова движемся по лесным тропинкам (на экране фото зимнего леса).
Давайте вспомним, какие разряды бывают у имен прилагательных. (качественные, относительные и притяжательные).
Как вы думаете, почему они так названы, чем они отличаются?
Давайте поиграем в снежки (повторяем разряды местоимений).
Я бросаю вам снежок и задаю вопрос. Вы отвечаете и задаете вопросы другим ученикам.
- Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).
- Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?
(имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).
- Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).
- Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).
- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)
Какие вы молодцы. На нашей карте появился смайлик с улыбкой. Ура!
Поиграли, а сейчас поработаем. Перед вами таблица. Распределите прилагательные из нашего текста по их местам
(таблицы на обратной стороне карточек с текстом).
Качественные | Относительные | Притяжательные |
глубокие чистые белыми молодых тяжелыми темно-зеленые высоких маленьких сладким важный ответственный | Зимний Лесными Кружевным | Беличьи Мышиные Птичьи |
(Умение различать притяжательные, относительные и качественные имена прилагательные).
Следующее здание нам приготовили лесные жители. Они предлагают нам из предложений выписать словосочетания прилагательное + существительное в три столбика: качественные, относительные и притяжательные. Докажите, что одни и те же прилагательные могут относиться к разным разрядам. Почему?
1) У этого трусишки заячье сердце(качественное). 2) Мы оставим вам на счастье заячью лапку(притяжательное). 3) Заячий тулуп согреет в лютый холод.(относительное)
4) Лисья шуба была красива (относительное). 5) На воротник пошел лисий хвост(притяжательное). 6) Она заметила его лисий взгляд(качественное).
7) Гости с волчьим аппетитом набросились на еду(качественное). 8) Охотники наткнулись на волчье логово(притяжательное). 9) Оруженосец потерял где-то свою волчью шапку (относительное).
(три человека устно отвечают)
Покидаем полянку. Идем греться в охотничий домик.
VI. Охотничий домик (физкультминутка)
Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физкультминутку.
Мороз.
Я мороза не боюсь -
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит надо не зевать:
прыгать, бегать и играть.
Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, февральский мороз, птичье пение, легкая поземка, ночная буря, медвежья берлога, высокие деревья.
(Ребята называют словосочетания прилагательное + существительное и выполняют виды физических упражнений: наклоны, повороты и т.д.)
Представим, что мы выпили горячего чаю и теперь у нас есть минутка для шутки.
VII. Беседа за круглым столом «Степени сравнения».
Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.
Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.
- Какие ошибки допустил автор в этом тексте?
(неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)
- Вы должны устно отредактировать текст.
- Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное?
(сравнительная и превосходная)
- Как образуются сравнительные степени: простая и составная?
- А как образуется превосходная степень простая и составная?
Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения.
(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный, холоднее всех).
Ребята, посмотрите, на нашей карте еще один улыбающийся смайлик. Мы молодцы.
VIII. Орфографическая минутка (склонение прилагательных).
Прочитайте описание леса. Выпишите словосочетания с прилагательными. Укажите род, число, падеж.
Интересно наблюдать за жизнью в зимнем лесу. Вот прилетел к старому дубу пестрый дятел. Уселся на скрипучий ствол и целый день работает. Длинным клювом вредителей уничтожает. С дерева на пенёк прыгнула рыжая белочка. У неё в лапках сосновая шишка. Вылущивает семена из шишки белочка, на дятла смотрит, прислушивается.
IX. Полянка «Загадочный зимний лес» (защита проектов)
Наши ребята-фотографы заранее получили задание. Они подготовили проект «Загадочный зимний лес». Сегодня они защищают свой проект, а мы увидим прекрасные фото и услышим рассказы ребят об увиденном.
X. «Украшаем елочку»
Ребята, у вас на партах заготовленные снежинки. После нашего путешествия мы напишем мини-сочинения о красоте зимнего леса, используя прилагательные-эпитеты.
(Звучит тихая мелодия, ребята выполняют задание, затем зачитываются несколько работ. Снежинки-сочинения вешаются на елочку)
XI. Вот мы снова в теплом классе. Давайте подведем итоги нашей прогулки-урока. Рефлексия.
-Что сегодня на уроке мы повторили?
- Что вам понравилось?
- Какие задания вам показались сложными?
- Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?
- Кто хочет кого-нибудь похвалить? (Аргументируют свой ответ).
XII. Домашнее задание.
Напишите прогноз погоды на следующий день, используя прилагательные. Выполните морфологический разбор одного из прилагательных.
9