.
Тема: «Путешествие в лесу знаний»
Программное содержание:
Формирование у младших дошкольников умения внимательно слушать и выполнять словесную инструкцию воспитателя.
Закрепление знаний детей о диких животных, названиях их детенышей, местах обитания.
Закрепление знаний детей о геометрических фигурах (круге, квадрате), умения правильно называть цвета (синий, желтый, красный, зеленый) .
Активизация речи дошкольников, упражнение в правильном произношении ранее изученных звуков.
Развитие образного мышления, воображения, общей и мелкой моторики.
Развитие у детей пространственных представлений: левый, правый, верх, низ, за, перед.
Воспитание бережного отношения к природе, желания заботиться о животных, птицах, упражнять детей в вежливом обращении к окружающим и к природе.
Предварительная работа:
Оформление информационного уголка для родителей: консультация для родителей «Поговорите с детьми о диких животных».
Знакомство с лесными жителями через чтение художественной литературы ( П. Воронько «Хитрый ёжик», РНС «Три медведя», РНС «Волк и лиса», А. Блок «Зайчик», др.).
Дидактические игры в досуговое время «Где чей домик?», «Назови маму», др.
Составлений бесед с детьми по описанию внешнего вида животных, их повадок.
Наблюдение с детьми за птицами на прогулках.
Оборудование: демонстрационный материал «Сезонная одежда», декоративное дерево, игрушка или картинка –Сорока, набор игрушек(картинок)-животные, мешочек с набором геометрических фигур(печенье) круглой формы красного цвета, квадратной формы синего цвета, игрушки–медведь, ёж, заяц, лиса.
Ход занятия
Вводная часть
Целеполагание: активизировать речь, упражнять в вежливом обращении к природе.
Ритуал приветствия:
Здравствуй, солнце золотое, (поднимаем руки «к солнцу»)
Здравствуй, небо голубое, (поднимаем руки «к небу»)
Здравствуй, теплый ветерок, (машем «к себе» руками)
Здравствуй, маленький дубок. (наклоняемся «к дереву»)
Все живем в одном краю.
Всех я вас приветствую!
Основная часть
Целеполагание: мотивировать детей на совместную деятельность; по закреплять их представления о весенних изменениях.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в лес.
- Надевайте пуховики, шапки-ушанки. (Нет)
- Что такое? (У нас нет пуховиков, тёплых шапок.).
- Почему? (Жарко). А что мы должны надеть? (Куртки, вязаные шапки).
- Какую одежду? (Весеннюю).
- Из обуви? (Резиновые сапоги, кроссовки).
- А я взяла валенки, они для какого времени года? (Для зимы).
- А кроссовки? (Для весны).
- Ну, что вы оделись? (Да).
- Выходим на улицу. Посмотрите, на улице так тепло, снег растаял, бегут ручьи.
(на полу из шнурков выложены два «ручейка», один к декоративному дереву, другой – импровизированной станции).
Целеполагание: активизировать речь, закреплять представления о понятиях: «длинный-короткий».
Воспитатель: «Определите. Какой по длине ручей побежал к «станции»?», к дереву? Нам надо набрать гостинцев для наших друзей?
Через какой ручей пойдем мы?
(речь с движением):
Шагаем на месте и повторяем все вместе !
А у наших у ворот чудо – дерево растет.
Чудо, чудо – расчудесное.
Не листочки на нем, а мешочек на нем.
Давайте посмотрим, что в нем.
(на декоративном дереве висит мешочек с гостинцами от Сороки - Белобоки)
Сорока - Белобока (игрушка или костюмированный персонаж):
«Была я в лесу, видела Рыжую – лису,
зайца, волка и медведя.
Очень просят они, чтоб вы гостинцев привезли.
Весной лесным жителям еще холодно и очень- очень голодно.
Вы, ребятки, не зевайте, скорее задание выполняйте…
И на станцию спешите, в лес на поезде помчите!»
Спойте мою песенку.
Скажите, кому я кашу варила?
(проговаривание потешки, выполнение пальчиковой гимнастики)
«Сорока-Белобока, где была?
Далеко !Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил -
Тебе ничего нет! ...».
Воспитатель: Ребята, поблагодарим Сороку- Белобоку за подарки. Да поспешим, поезд отправляется.
(воспитатель подходит к «станции», за ним дети становятся в одну колонну, повторение правил поведения в транспорте )
Целеполагание: мотивировать детей на дальнейшую совместную деятельность, развитие координации движений, упражнять в правильном произношении звуков, расширение высотного диапазона голоса.
Речь с имитацией движений
Загудел паровоз – фа, фо, фы; фа, фо, фы;
И вагончики повез - фа, фо, фы; фа, фо, фы; (ускоренно)
Я стучу, стучу, стучу, (выше голос)
Всех до леса докачу.
Чу-чу, чу-чу всех до леса докачу! (ниже голос)
А вот и лес.
Ели на опушке – до небес макушки.
Слушают, молчат, смотрят на ребят.
Целеполагание: закрепление пространственных представлений (предлоги: на, под, за, около, у), активизация интеллектуальных процессов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые елочки растут.
А елочки разной высоты или одинаковой?
Под елочками спрятались лесные зверушки. Отгадайте кто?
Загадки:
Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут ее … (лиса)
Воспитатель: Я вам подскажу, лиса спряталась за самой высокой елочкой.
(дети находят лису)
Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. Кто это? (Ёжик)
(дети находят ежика, который сидит на виду)
Воспитатель: Дети, под какой ёлочкой спрятался ёжик?
Под низкой или высокой?
Зимой белый, летом- серый. Кто это?
(дети находят зайчика)
Где сидит зайчик? Около елки, или у кустика?
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед, Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны? (Медведь)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, где сидит медведь?
На дереве, или под деревом?
(дети находят медвежонка)
«Медвежата в чаще жили,
Дружно головой кружили. (вращения головой)
Вот так, вот так,
Дружно головой кружили.
Медвежата мед икали, вместе дерево качали. (покачивание туловища)
Вот так, вот так, вместе дерево качали
А потом они ходили и из речки воду пили,
(наклоны вперед)
Вот так, вот так, и из речки воду пили,
А потом все танцевали, лапы к верху поднимали,
(повороты вокруг себя, руки подняты вверх)
Вот так, вот так, лапы к верху поднимали.
Целеполагание: закреплять представления о геометрических фигурах, цвете, о названиях детенышей диких животных; воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о животных, птицах.
Воспитатель: Ребята! Сегодня в лесу настоящий праздник – день Леса.
Лес надо беречь!
Вести себя надо в нём тихо, чтобы не пугать зверей.
А вы, дети, знаете правила поведения в лесу?
Чего нельзя в лесу делать?
Ответы детей: Нельзя кричать, нельзя бросать мусор, нельзя ломать ветки деревьев, нельзя пугать птиц, и т.д.
Воспитатель: Правильно, я рада, что вы все это знаете.
Ведь у зверей есть маленькие детки. Найдите их.
(воспитатель называет животного или птицы, дети находят соответствующую картинку- его детеныша, птенца, обязательно проговаривают их названия)
Воспитатель: Ребята, давайте угостим всех зверей, птиц и их деток.
Задание А: На красную тарелочку положите печенье круглое, красное.
На синюю тарелочку положите печенье квадратное, синее.
Задание Б: Предложи в вежливой форме свое угощение.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза, послушать голоса птиц, угадать лесную птицу.
Итог занятия
Рефлексия:
Понравилась вам прогулка в лес?
Что запомнилось больше всего?
Во что бы вы хотели еще поиграть?
О чём можете рассказать дома?
- А теперь мои дорогие, ребята, пора нам возвращаться в детский сад.
И поедим мы с вами на велосипеде.
(Дети под тихую спокойную музыку выполняют физическое упражнение «Возвращаемся из леса на велосипеде»)