Урок русского языка. 3 класс
Тема: «Путешествие по городу фразеологизмов»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: закрепить понятие фразеологизмы -, узнать историю возникновения фразеологических оборотов, воспитать интерес к русской истории , культуре и языку.
Задачи:
образовательная: наблюдать за значением фразеологизмов; расширять словарный запас учащихся;
развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, речь, языковое чутьё, интерес к предмету русского языка у учащихся;
воспитывающая: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка, учить оценивать поступки людей с нравственной позиции.
Начало урока
Организационный момент.
Мы рады приветствовать вас в нашем классе
Возможно, есть классы и лучше и краше .
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень светло!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но , начнем же урок ,не будем зря время терять.
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
Чтобы узнать тему нашего урока, разгадайте слово-анаграмму ОЛОГИЗФРАЗЕМЫ (ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ).
-Запишите тему урока в тетради.
3. Сообщение темы и цели мероприятия
- Теперь вы, конечно, поняли, о чем мы будем говорить сегодня.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.
- К концу урока вы должны ответить, почему фразеологизмы называют устойчивыми оборотами речи и для чего они нужны в русском языке?
Если вы не будете витать в облаках и хлопать глазами,
то не успеете глазом моргнуть, как наш урок завершится.
- Кто понял, что я сказала?
- Что означают эти выражения? Правильно, ребята, это фразеологизмы.
- Подберите фразеологизмы, которые подскажут вам, как нужно работать на уроке.
Работать, засучив рукава
БИТЬ БАКЛУШИ.
Зарубить себе на носу
Пальцем не шевелить
Не ударить лицом в грязь.
ЛОВИТЬ МУХ
Составьте предложение с фразеологизмом лицом в грязь.
Сегодня на уроке мы не ударим лицом в грязь.
-Можно ли буквально понимать выражение не ударить лицом в грязь?
-Можно ли в этом выражении заменить слово лицом в грязь другим словом?
-Надо сделать синтаксический разбор и дать характеристику предложению.
Сегодня мы с вами совершим экскурсию в город Фразеологизмов. Посетим все достопримечательные места.
- Жители этого города очень трудолюбивые. Они приготовили вам интересное задание .Мы выполним его по рядам (слайд ) .
-На экране выведены 9 фразеологизмов с разными значениями. 1ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро» (категории прописаны на доске)
Сломя голову
Сидеть сложа руки
Водить за нос
Втирать очки
Бить баклуши
Во весь дух
Вводить в заблуждение
Со всех ног
Лежать на печи
-А теперь давайте проверим (сначала устная проверка, затем — слайд ).
-Молодцы. Вас тоже можно назвать тружениками
ЗООПАРК.
Жители этого города не только трудолюбивые, но и очень добрые люди. По-доброму они относятся и к животным. Горожане этого города построили для них теплый, уютный зоопарк . А кто обитает в этом зоопарке, вы сможете узнать, если восстановим знакомые фразеологизмы.
- Зоопарк с окошечками
(на доске прикреплен зоопарк , изображенный на листе ватмана, под ним фигурки животных)
Он бывает в овечьей шкуре и не только от горя воет на луну (хоть волком вой)
- ВОЛК
Нудно, медленно говорить. КОТ (Тянуть кота за хвост)
После истории, рассказанной И.А.Крыловым, на эту плутовку имеет зуб ворона, которая осталась без сыра. ( Хитер ,как лиса) ЛИСА.
Чтобы всё успеть, нам иногда приходится гнаться за двумя этими не слишком храбрыми животными (гнаться за двумя зайцами)
- ЗАЯЦ
-О человеке долго понимающем. ( Дошло как до жирафа). ЖИРАФ.
Про него говорят, что он наступил на ухо всем, кто не имеет музыкального слуха.
- МЕДВЕДЬ (медведь на ухо наступил)
Когда человек идет очень медленно, Как черепаха, черепашьим ходом, черепашьим шагом. Черепаха
Угадав животное, ребята выходят к доске и вставляют в окошечки клетки его изображение. Фразеологизмы записываются учащимися в тетрадь.
- Скажите к какому царству относятся эти звери?
-Как называется наука, которая изучает животных?
-Что вы можете сказать о черепахе?
-Черепахи относятся к пресмыкающим . Его панцирь служит для защиты от врагов. Они бывают съедобные и ядовитые. Многие виды черепах находятся под угрозой вымирания.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
-Вот мы дошли до исторического музея. В музее ничего нельзя трогать руками. Экскурсоводы вам все расскажут про экспонаты.
На воре шапка горит. ИЛЬЯС. СУЛЕЙМАН
Происходит это выражение от старинного анекдота. На базаре искали однажды вора, не смогли найти и обратились к знахарю. Знахарь вдруг крикнул в толпу: "Поглядите, на воре шапка горит!" Какой-то человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. С тех пор так говорят о человеке, который невольно выдаст себя нечаянным словом или движением руки.
Спустя рукава. ХАБИБ.
На Руси раньше распространены были длинные рукава, которые засучивались перед работой , а после работы опускались, чтобы согреть руки. Отсюда и возникла поговорка: работать спустя рукава – значит "работать небрежно, неохотно, лениво".
М. САЛИМАТ.
Дело в шляпе. В давние времена посыльные, которые доставляли самые важные послания подкладывали их под шляпу, чтобы не потерять .Когда гонцы забирали документы на отправку, они сообщали отправителю «дело в шляпе», что означало «дело будет сделано.
КАЗИМ
Кот в мешке. Приобрести что-либо не глядя, ничего не зная о качествах покупки. Это фразеологизм родился у остряков во Франции. И до сих пор про авантюриста, всучившего негодную вещь другому , говорят, что он «продал кота в мешке». Поговорка, благодаря своей образности, прижилась в русском языке, с юмором отражая отношение к неудачливому покупателю.
Подобрать к устойчивым оборотам антонимы. Объяснить орфограммы.
Спустя рукава - засучив рукава
Дело в шляпе – дело не выгорит
Нестись во весь дух - черепашьим шагом
Заварит кашу - расхлебывать кашу
Выйти из себя - взять себя в руки
Физкультминутка.
Давайте мы немного разомнемся. Я буду раздавать команды с помощью фразеологизмов, я вы их будете выполнять.
-Встанем, как аршин проглотили.
- Проголосуем обеими руками.
- Согнемся в три погибели.
- Попрыгаем, как заяц.
- Посмотрим друг другу в глаза.
- Разведем руками.
- А теперь руки в брюки.
- Подержим нос по ветру.
- Но в ногах правды нет, занимайте свои места.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЗАЛ.
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
-Поэты и писатели умело использовали фразеологизмы в своих произведениях. Поэтому мы свою
работу продолжим в литературной зале.
- Отгадайте из каких произведений эти предложения? Кто их авторы?
Найдите фразеологизмы и объясните их значение. Определите род существительных.
1.А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садись не в свои сани!»
2. Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха
А перед нею разбитое корыто. Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
3.Филиппок пустился бежать во весь дух. (Л.Толстой).
4.Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, у зайца – душа в пятки. (Д.Мамин-Сибиряк)
5.Лягушка полетела вверх тормашками на землю. (В.Гаршин).
ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТКА . ( ОБЪЯСНИТЬ ОРФОГРАММЫ.)
- Сейчас мы с вами тоже будем сочинять стихи.
Я буду читать незавершенные четверостишия, а вы продолжите, подобрав рифму с
фразеологизмом.
1. Мы исходили городок 3. Фальшивят, путают слова,
Буквально вдоль и поперек. Поют кто в лес, кто по дрова.
И так устали мы в дороге, Ребята слушать их не станут:
Что еле (волочили ноги). От этой песни (уши вянут).
2. Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу).
Уч . Молодцы! Вы просто настоящие поэты.
ТЕАТР. Сценка.
- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказала мама.
А Саша стучит...
Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..
Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Мама сказала:
- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
Вы посмотрели небольшую сценку. Тексты этой сценки у вас на столе. В паре со своим соседом найдите и подчеркните фразеологизмы.
Как об стенку горох
Ему хоть кол на голове теши.
Не видать тебе как своих ушей
Ему про Ерёму, а он про Фому.
Да ты как с Луны свалился
Ну, хватит воду в ступе толочь
Русским языком сказано
Кашу маслом не испортишь
Сказано – сделано.
Всему своё время
Игра со зрителями « Шуточные вопросы».
1.Его вещают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
2.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают. Если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. Что это?
4.Какое блюдо бывает в голове?
-Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.
1. Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех.
2. На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми
нитками.
3. Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе.
4. Позолотить пилюлю, как рукой сняло, затаить дыхание.
Ответ: плотник, швея, повар, врач.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР. ВРАЧ - 4 БУКВЫ,4 ЗВУКА.
МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИССКУСТВ.
- Перед нами работы, на которых художники зашифровали фразеологизмы, изобразив их в прямом понимании.
Ваша задача – озаглавить каждый рисунок с помощью фразеологического оборота. Какой
фразеологизм зашифровал художник? Что он обозначает?
Слайды. Рисунки.
ИТОГ
-И что вы сегодня зарубили на носу? Почему фразеологизмы называют устойчивыми оборотами речи и для чего они нужны ?
1.Слова в устойчивых выражениях тесно связаны между собой и расположены друг за другом в строго установленном порядке. АМИНА.
2.Мы говорим , что с этой работой наш друг сел в галошу, то есть попал в неудобное положение. В таких оборотах невозможно заменить одно слово другим. КАМИЛЛА.
3.Чаще всего фразеологизмы употребляются в переносном значении. А толкование их даются во фразеологических словарях.
4. Фразеологизмами - это крылатые выражения. Они как бы перелетают из одного предложения в другое, не изменяя своего состава.
5.Чем больше мы будем знать фразеологизмов , тем точнее и красочнее сможем выразить свою мысль , тем интереснее будет наша речь.
6.Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать.
7.Во фразеологизмах – душа и мудрость русского народа. Фразеологизмы не только полезны в речи, но и необыкновенно интересны!
РЕФЛЕКСИЯ.
А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.
1.Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
-На столах у вас лежат воздушные шарики. Выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе.
-Вы сегодня помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей учёбе ни пуха ни пера, в добрый час!
Спасибо за работу на уроке.